Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация.

  • Реформация.

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница11 из 29
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29

    Основные черты и представители философии эпохи Возрождения.


    Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

    Характерные черты философии Возрождения



    • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.


    • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.


    • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.


    • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.


    • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.

    Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

    Основные направления философии эпохи Возрождения



    • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира,  представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.


    • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает  этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.


    • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.


    • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

    Представители философии эпохи Возрождения



    Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования.

    Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

    Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

    Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

    Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

    Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

    Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

    Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

    Т-н Джорджо Вазари – как оценка, оживление античности.

    Приметы времени. складывание нац. гос-в и абсолютных монархий в Европе, глубокие соц. и религ. потрясения (Крест. война в Германии, религ. конфликты во Франции, Реформация и Контрреформация), эсхатологические пророч-ва (с кон. 15 в.). книгопечатание, компас, телескоп, Вел. геогр. открытия, античная к-ра, открытие Востока, гелиоцентрич. учение Н. Коперника.

    Идеи об отсутствии у Ф. В. сам-сти: Гегель (это конец cр. вв. Ф.); Виндельбанд (подготовка Ф. Нового времени).

    типологические черты:

    Пантеизм: отождествл. природы с богом; натуральная религия (Н.Кузанский: пр-пы всех религий одинаково истинны, т.к. бог непознаваем, все идеи о нем имеют под собой единую натуральную религию).

    Эстетизм: постоянное развитие в себе «человеческих» качеств, преимущ. эстетич.

    Антропоцентризм: В центре мироздания – человеч. инд-сть, личность как творец собств. жизни и судьбы (речь «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола). человеч. свобода выше природной необходимости. Бог – источник творчества и сил, человека, но он создает его неопределенным – чел. должен достроить св. мир. Чел. - творец св. мира по примеру бож. творца, чел.- малый бог. Чел. как художник, мир как произв. иск-ва.

    Периодизация.

    1). Гуманистический п-д (сер. 14 – сер. 15 в.): противопоставление теоцентризму интереса к земному предназначению человека, социально-этическая проблематика на первом плане (Петрарка, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Пьетро Помпонацци, Эразм Роттердамский).

    Зарождается в литературе и связ. с творч. Петрарки (памфлет «О своем и чужом невежестве» - критика сис-мы ср-вв. фил. знания).

    Утверждаются нов. ценности: стремление к славе, красота человеч. тела, культ наслаждения и пользы. Чел. рассм. как единство души и тела. Лоренцо Валла трактат «Об удовольствии или истинном благе»: критика ср.-вв. аскетизма; высшее благо - наслаждение от положительного удовольствия, а не эпикурейское спокойствие духа.

    Пьетро Помпонацци: отрицание бессмертия души и ее сотворения богом; вера в бессмертие души лишь понижает нравственный ур-нь чел., т.к. тогда чел. поступает нравственно только из страха.

    Эразм Роттердамский пытался возродить подлинный дух и простоту 1х вв. христ-ва, соединить его с античн. наследием; «Похвала глупости» - критика схоластов; за перевод библии на нац. языки.

    Томас Мор

    2). Неоплатонический п-д (сер. 15 – нач. 16 в.): преобладает онтологическая проблематика (соотношение Бога и мира), новые пути синтеза аристотелизма и платонизма

    (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола).

    взгляды на этот п-д: Расширительная трактовка (Лосев) – основа всей ф. В.; узкая трактовка (Горфункель) – один из этапов.

    Николай Кузанский: Исходил из неоплатонич. учения об эманации и иерархического строения мира → 3 диалектические идеи:

    «Ученое незнание»: пр-сс познания бога и мира сложен и противоречив; возможный сп-б постижения бога – отрицательное богословие (интеллектуальное созерцание, умение видеть единство противоположностей); бог лишен антропоморфных черт, это бесконечное единое начало, закл. в себе все противоположности.

    учение о совпадении противоположностей в бесконечности: в боге свернуто все, а мир – развертывание закл. в боге возможности бытия.

    структурно-математич. метод

    3). Натурфилософский п-д (сер. 16 – нач. 17 в.): полное отождествление Бога и природы, человек как исключительно природное существо (Никколо Макиавелли, Джордано Бруно, Бернардино Телезио, Мишель Монтень).

    Нов. антиномия: человек свободен и может приблизиться к Богу в своих творч. возможностях, но остается лишь маленькой частицей бесконечной природы.

    Н. Макиавелли: Постоянство и неизменность человеч. природы; укротить фортуну можно доблестью. Моральные оценки к истории неприложимы, т. к. человеч. поступки ест-ны. Политика как наука, объективные правила властвования и управления гражд. обществом, автономна от религии и морали. Свобода – стремление в рамках гарант-го гражд. порядка быть творцами своей истории. Цель (достигнутый результат) всегда оправдывает ср-ва. Правитель как ср-во для достижения целей. Дж. Бруно: Вселенная едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна; в каждой частице материи все св-ва Вселенной; «душа мира» - внутр. способность к обр-нию форм; вся природа одушевлена и движет саму себя. Вселенная: нет фиксиров. центра, физич. однородность (одни элементы), самодвижение, возможны различные формы жизни и бесчисленные миры. Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции». Смертность индивид. души, разум как «видящее зеркало».

    Реформация. Как реакция на гуманистич. титанизм, страх вечности (бесконечность Вселенной и т. д.). Протестантизм делает мирским и демократичным индивидуализм. Попытка внецерковной орг-ции, индивид. вера; 2 святости – Бог и индивид. душа, остальное десакрализуется, не-ценностно; реализация божеств. даров с целью спасения, рационализм, активность, целенаправленность, самореализация (одни на один), преобразование мира (мир как «стройплощадка»), индивид. ответственность. Лютер, Кальвин, Цвингли – против католич. доктрины «добрых дел» (оправдание посредством действий); личная искренняя вера; предопределение. Обретение истины – прерогатива веры, а не разума, личный выбор и жажда действия в мире. Чел. свободен отн-но мира и уполномочен сам решать свои задачи → соврем. полит. и духов. свободы. «Рабство воли».
    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29


    написать администратору сайта