Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Философская система АристотеляТворчество Аристотеля (4 в.до н.э.) является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием. Определением первой категории являются четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях: Первичная сущность, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторичные сущности определенным образом производны от первичных. Они являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения. Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места"). "Движения помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время будет". Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Существование движения он связывает с наличием противоположностей. Движение выступает переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Он заложил теоретические основы логики как науки. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. В отличие от Платона он придает искусству большое значение. Искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история.Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство). Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории. Аристотель (VI в. до н. э.) — др-гр. ф. классического периода, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Наиб. известн. произв.: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика". Его Ф. отл. взгляд на Ф. как на науку, стремящуюся к строгому, доказательному знанию. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окруж. действительностью. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью; конкретно определенные вещи первичны, а виды и роды их вторичны. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель отвечает на него через разл. категории, связанные с бытием. Бытие — сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Материя —потенция, ограниченная формой. Все сущее на Земле обладает потенцией и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; высш. форма - Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания является душа. Философ выделяет 3 уровня души: растительная душа; животная; разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека: является одним из видов высокоорганизованных животных, отл. от животных наличием мышления и разума и имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными. Именно последнее качество приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство. Аристотель выделяет шесть 6 типов государства: • монархия и тирания; • аристократия и крайняя олигархия; • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии) и охлократия (власть толпы, крайняя демократия); Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — государство "среднего класса". |