Главная страница
Навигация по странице:

  • Рационалистическая философия Декарта.

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница12 из 29
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29

    Философские взгляды Н. Кузанского


    Николай Кузанский (1401-1464) – крупнейший мыслитель эпохи Возрождения, учение которого стало своеобразным переходом от средневековой схоластики к ренессансному гуманизму и новоевропейскому рационализму. Его собственные философские взгляды сложились под влиянием идей античной философии, христианского богословия и средневековой мистики. Центральным для учения Николая Кузанского является вопрос о взаимоотношениях между бесчисленным множеством конкретных единичных вещей и явлений природного мира и божественным абсолютом. В сугубо философском плане (если отвлечься от религиозно-теологического аспекта проблемы) этот вопрос трансформируется в метафизическую проблему единства духовного и всякого другого вселенского порядка. Также им ставятся проблемы достижения человеком абсолютной полноты знания об окружающем его мире, который, как и сам человек, оказывается включённым в бесконечность божественного бытия (беспредельность онтологически подвижного духа); выявления основы гармонии и красоты, а также определения той меры, какой красота отмерена в мире; соотношения природы и искусства; духовного и социально-политического единения людей.
    Главная тема онтологической проблематики, разработанной Николаем Кузанским, – это вопрос о действительных основаниях единства природного существования и духовного бытия, человека и окружающего его мира. В основе мировоззрения мыслителя стоит идея божественного бытия-потенции. Это Бытие есть абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть вместе и абсолютная действительность. Мир – произведение «чувственного Бога»; во всём многообразии мира нет ничего, кроме осуществления замысла Создателя. Личная потенция Творца выступает как «форма форм», потому что образует сущность любой конкретной вещи.

    Традиционная для средневековой философии дуалистическая онтологическая концепция, согласно которой Бог как предельное духовное бытие противопоставлен миру конечных телесных вещей, преодолевается у Николая Кузанского мыслью о единстве бесконечного Бога и мира конечных вещей. Новизна его мировосприятия выражается формулой, по которой «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

    Наиболее значимой для Николая Кузанского оказывается разработанная ещё Платоном категория Единого. В своей философии он преодолевает противоречие между единым и противоположным ему не-единым (множественным), простым и сложным, которое, в соответствии с концепцией пифагорейцев и элеатов, носит онтологический характер. У Николая Кузанского находим ряд принципов, ставших основой создания им новой онтологии. В ней утверждается триединство основных форм бытия – имманентного (природно-физического, космического), трансцендентного (божественного) и трансцендентального (интеллектуального, человеческого).

    Единое (Бог), согласно его учению, образует своеобразное тождество с Универсумом. «Думаю, – пишет он, – что душой мира Платон называл то, что Аристотель – природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который всё во всём создаёт, и которого мы называем духом всего в совокупности».
    1. Характерные черты философии Нового времени


    XVII в. – в. разума, ценность рац. начала становится первостепенной (протестантизм, успехи естествознания, становление индустр. общ-ва (мануфактуры). Этот рационализм основополагающий для Ф. от Фр. Бэкона до Гегеля (XVII- нач. XIX в.).

    Рационализм Нов. вр.: 1) рациональный оптимизм (вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на разум); 2) превосходство рац. сп-ба познания над эмпирическим, т.е. дедуктивного над индуктивным (кр. англ. ф-фов-эмпириков).

    Центр фил. интересов перемещается с онтологич. проблематики к гносеологической. Главной задачей Ф. в этот период считается разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. Художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую.

    Идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (интерес Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке). Изучаются м-ды, сп-бы познания. Наука ставится превыше всего.

    Наукоцентризм приводит к желанию подчинить обществ. жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономич. и политич. (Маркс).

    Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.


    В понимании общества развивается антропологизм: социум объясняется из чел. природы, носитель которой индивид. Распростр. концепции естественных прав, общественного договора.

    Ф. Нового времени антропоцентрична, ставит в центр св. внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" (Маркс).

    Идеал человека – образ ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного его усовершенствовать. Др. образ – образ предпринимателя: отвеств., нравственно строгого, самост., образованного, трудолюбивого, действующего целенаправленно, практичного, предприимч.

    Возникает чувство превосходства св. эпохи над предыдущими (когда еще не было методологически выверенной науки, как считал, напр. Декарт), лучшее видится не позади, а впереди.

    Меняется идея бога, в фил. кругах распр. деизм: бог лишь сконструировал (по особым принципам и законам) и запустил механизм Вселенной, но не участвует в нашей жизни; общение с ним через молитву невозможно.

    Ф-фы склоняются к механицизму в понимании мира.
    Центр философс. интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. Главной задачей Ф. в этот период считается разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. Художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую.

    Различаются 3 осн. значения рационализма в ф. Нов. вр. 1) рациональный оптимизм (вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий разум; для этого нужно построить метод познания); 2) гносеологический рационализм в широком смысле: рационализм в сф. познания в противоположность иррационализму; 3) гносеологич. рационализм в узком смысле: утверждение превосходства рац. сп-ба познания над эмпирическим, т.е. дедуктивного над индуктивным (кр. англ. философов-эмпириков).

    Рационализма в 1 и 2 значении придерживались почти все крупные философы Нов. вр., рац-м в 3 значении б. принят в континентальной Европе.

    Идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке). Изучаются методы, способы познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса). Наука ставится превыше всего.


    Рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: 1) сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может ле­жать в основе познания, 2) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впослед­ствии подтверждены опытным путем.

    Рационалистическая философия Декарта.

    Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650). Он обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожден­ных идеях".

    То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт дока­зал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться, следовательно, сомнение реально существует; сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Декарт: "Я мыс­лю, следовательно, я существую".

    Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род, знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

    1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29


    написать администратору сайта