Главная страница

модели медицинской этики. парац. Модели медицинской этики


Скачать 24.04 Kb.
НазваниеМодели медицинской этики
Анкормодели медицинской этики
Дата02.10.2022
Размер24.04 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлапарац.odt
ТипДокументы
#709866

Модели медицинской этики
1. Модель Гиппократа (в основе модели лежит принцип: «не навреди»).

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460–377 до н. э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.
Модель Гиппократа предполагает морально приемлемыми только те врачебные средства и действия, которые не причиняют несправедливости и не наносят ущерба пациентам. Этот принцип отличает мудрость, т. е. осторожность в использовании врачебного искусства. Вся полнота ответственности за результаты диагностики и лечения возложена на врача, а пациент выступает не субъектом, но объектом врачебных манипуляций.
Принцип «не навреди» (модель Гиппократа). Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа, изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. То, что впоследствии, в христианской морали, станет идеальной нормой отношения человека к человеку — «люби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших» (Мф. 5,44) — в профессиональной врачебной этике является реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства. Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и т. п., свой стиль, особую форму выражения.
Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Совокупность же рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, является принципами, заданными этикой Гиппократа. Речь идет об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, заботе о пользе больного, о врачебной тайне.
Среди перечисленных принципов основополагающим для модели Гиппократа является принцип «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». В культурно-историческом контексте этики Гиппократа принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия, ту исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет врачу ни много, ни мало — свою жизнь.
2. Модель Парацельса. В основе модели заложен принцип: «делай добро». Следующая официально признанная модель врачебной этики сложилась в средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493–1541). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм — эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
Согласно этической модели Парацельса, отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. — отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. Пациент обязан беспрекословно слушаться врача, который является носителем Блага.
В «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психо-эмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность старшего, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Эти «целебность» и «божественность» определены, заданы добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание в модели Парацельса — это организованное осуществление добра. Парацельс учил: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь».
Несомненно, под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома; поэтому, рассматривая и изучая этот дом, нельзя забывать главного строителя и истинного хозяина — духовного человека и его душу».
3. Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель). В основе данной модели, пришедшей на смену этической модели Парацельса, лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Эта модель базируется на строжайшем выполнении медиком предписаний морального порядка. Соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача, становится обязательным для исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность правил «должного», соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером этой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие этические правила: «хирургия для больных, а не больные для хирургии»; «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»; «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»; «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»; «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.
Симптоматично, что с точки зрения Н. Н. Петрова информирование пациента должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции». Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации. Они таковы: «интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны; интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной; вопрос об интимных отношениях между доктором и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников. Врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами». Характер этих рекомендаций достаточно жесткий. Очевидно, что их нарушение влечет за собой определенные дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация. Принцип соблюдения долга — основной для деонтологической модели. Соблюдать долг — это значит выполнять определенные требования. Не должный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества в целом и его собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в том числе аргументы «приятного и неприятного», «полезного и бесполезного» и т. п. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию долга, то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество. Наборы «точно сформулированных правил поведения» в российской системе здравоохранения разработаны практически для каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по медицинской деонтологии периода 60–80-х гг. представляют собой перечень и характеристику этих правил практически по всем медицинским областям. Однако проблема в том, что практика слишком часто требует отклонения от этих правил ради блага все того же пациента.


написать администратору сайта