Моей целью является выяснить
Скачать 49.21 Kb.
|
Введение Тема данного реферата имеет актуальность по той причине, что традиции врачевания цивилизаций Востока, в отличие от подобных на Западе, всё ещё практикуются в странах своего происхождения и имеют распространение по всему миру. Именно поэтому мне стала интересна тема лечебных практик Древних Китая и Индии, так как многие из них широко известны, да так, что уже сложно найти человека, не знающего про йогу или инь и ян. Я решил написать реферат на эту тему, так как у меня есть личная заинтересованность в этом вопросе. Я интересуюсь культурой многих стран, в том числе и стран Востока, а посетить Индию является моей мечтой вот уже долгие годы. Моя работа имеет практическую значимость, так как она даёт понять, что из себя на самом деле представляют лечебные практики, которым нам так любезно предлагают заниматься и развить свои силы, насколько разрекламированные способы отличаются от настоящих и изменились ли они с древних времен. Моей целью является выяснить
Информацию для своей работы я собирал из множества источников, в их числе: библиотека нашего вуза и интернет-архив книг из библиотек и университетов по всему миру (США, Великобритании, Индии и т.д.), в чем мне помогает сайт archive.org. Среди них представлены работы, как наших исследователей, так и английских, занимавшихся переводом изначальных трактатов на английский и даже коренные носители этих знаний, которые так же их освещают. Врачевание Древнего Китая. Общие положения Начиная говорить про медицину Древнего Китая, нужно понять, что мы будем считать древним. Я буду исследовать в промежутке от середины 2-го тысячелетия до н. э. – III в. н. Задать тон исследованию медицины Древнего Китая может цитата Томаса Накаяма: “Можно ли принимать древнюю китайскую медицину за настоящую науку? Это трудный вопрос. Для современников, в самом деле, в ней нет ничего научного. Напротив, мистическим налётом истории и иногда кажется едва понятной. Однако когда кто-то знает о её великой терапевтической эффективности, он не может отрицать её ценность”. 1 И правда ведь. Стоит ли считать наукой то, что было выявлено так давно и явно без полного знания человеческого тела, которым обладают современные учёные. Так что же она из себя представляет? Начать исследование надо с того, на чем стоит сама медицина. Корни философского учения уходят в глубины истории, однако для описания самых основ подходят несколько тезисов. В трактате "О Внутреннем" (Нэйцзин) выделено девять основных категорий или законов медицины. Там говорится: "От Неба и Земли происходит все великое множество предметов; и от Начала до Завершения ими управляют Девять законов. Первый закон - это Небо. Второй закон это Земля. Третий закон - это Человек. Четвертый закон - Время. Пятый закон - Звук. Шестой закон - Ритм. Седьмой закон - Звезды. Восьмой закон - Ветер. Девятый закон – Пространство. В теле человека эти законы находят себе следующие соответствия: Кожа соответствует Небу. Плоть - Земле. Кровь и пульсирующие сосуды - Человеку. Связки - Времени. Слух - Звуку. Инь-Ян - Ритму. Зубы, лицо, глаза - Звездам. Энергия ци - Ветру. Девять отверстий организма и триста шестьдесят пять его сосудов - Пространству".2 Очень важен закон Ритма, так как из него формируется концепция первоэлементов, которая в дальнейшем выразилась в концепции “У-син” или пять переходов. На основе первоэлементов также разделены пять плотных органов чжан (относятся лёгкие (фэй), сердце (синь) вместе с перикардом (синь бао), селезенка (пи), печень (гань), почки (шэнь)) и эмоциональная сфера человека. Так же, в связи с шестым законом, важно упомянуть “Книгу Перемен”, о которой Дубровин пишет следующее: Существует Высший Предел, который разделяется в этом тварном мире на две силы: позитивную и негативную, Инь и Ян, Небо и Землю, прямую черту" - " и прерванную черту "- -". В их взаимодействии и единстве рождается третье, связующее начало, символ которого - Человек. Исходя из этих данных, можно понять, что в Древнем Китае здоровьем считалось равновесие пяти стихий, Инь и Ян, а их нарушение – болезнью. Как доказательства сказанного, привожу высказывания разных времен о человеке и его следованию законам, для поддержания здоровья Философ Мэн-цзы (прибл. 327..289 гг. до н.э.) объясняет первые три закона с позиции Внутреннего сознания человека: “Тот, кто до предела совершенствует свое внутреннее сознание, тот познает свою природу (т.е. Землю); тот, кто познает свою природу, тот познает Небо". Хуан-ди, как основатель даоизма, в трактате Нэйцзин пишет: “Тот, кто следует Дао, достигает формулы вечной молодости и сохраняет юношеское тело. ”3 Высказывание о Дао понадобится нам в дальнейшем при описании методов цигуна. Говоря об плотных и полых органах в "Су Вэнь" объясняется, что плотные органы чжан хранят чистую питающую ци. В связи с такой их функцией хранения, плотные органы чжан часто называются хранилищами чжан. Полые органы – фу – проводят через себя преобразуемые в организме воду и пищу, не накапливая их; иногда их также именуют чертоги фу. 4 Теперь предлагаю перейти к исследование отдельных практик. Цигун Цигун – это искусство укрепления здоровья, которое распространено в Китае. Цигун играет активную роль в предотвращении и лечении болезней, профилактике и укреплении здоровья, препятствует преждевременному старение и способствует продлению жизни.5 Само понятие ци-гун можно расшифровать следующим образом, однако, надо учитывать, что определения могут отличаться от автора к автору. Ци – энергия природной силы, которая наполняет вселенную.6 Другие же авторы дают более приближенное к жизни определение, полагая, что ци является одной из составных вдыхаемого воздуха. В таком случае её называют “правильной ци”, чтобы не путать с воздухом. Существует Ци небесной силы (пренатальную) и Ци поздней небесной силы (постнатальную), а последняя на сущностною, являющейся жизненной энергией человека, и изначальную. Не углубляясь более, важно сказать, что пренатальная Ци является движущей силой организма, а постнатальная – поддерживающей жизнедеятельность. 7 “Гун” в Цигун следует понимать как метод воспитание Ци, оно используется в место Гунфу (кунг-фу), подразумевая энергию и время. Любое учение или тренировка, которая затрачивает энергию и время, называется Гунфу.8 Таким образом, цель практики Цигун – “воспитать правильную Ци”. Эта практика включает в себя три действия:
В практике Цигун-терапии спокойствие понимается как Дао, которое подразумевает расслабление человека, как в физическом, так и в умственном плане. Упражнения основаны на регулировке процессов дыхания, затрагивая при этом положение тела в пространстве. Подводя итог, следует сказать, что общим принципом Цигун является усиление потока внутренней Ци (жизненной энергии) посредством Цигун-упражнений. Когда внутренней Ци достаточно, человек не реагирует на воздействие внешних вредных факторов. Достаточное количество Ци и плавная регуляция крови могут регулировать Инь и Ян человеческого тела, укрепляют и чистят поток жизненной Ци. Чжень-цзю или акупунктура Чжень-цзю (кит. 針灸 zhēnjiǔ) — традиционный метод китайской медицины: воздействие на функции организма с помощью введения специальных игл (иглоукалывание, акупунктура, чжень) в строго определённые биологически активные точки поверхности тела, а также с помощью прижигания этих точек (мокса, цзю).10 Как и Цигун, в теоретическом основании Чжень-цзю основывается на учении о Ци, а точнее, её движению по меридианам. Чжень-цзю терапия является методом дозированного раздражения, которое оказывает стимулирующее и регулирующее влияние на координационную деятельность нервной системы. Рефлекс, возникающий при воздействии Чжень-цзю, распространяется как по спинномозговым, так и по вегетативным путям. На основании клинических наблюдений за течением заболевания и терапевтическими результатами под влиянием Чжень-цзю мы высказали предположение, что влияние Чжень-цзю на нервную систему проявляется в основном в форме возбуждения и торможения. Опыт показывает, что для получения наиболее благоприятных терапевтических результатов при применении Чжень-цзю терапии необходимо хорошо усвоить три основных звена этого метода: 1) приемы раздражения, 2) место раздражения, 3) момент раздражения.11 Сама Чжень терапия основана на приеме введения игл, имеющих своей целью вызвать либо раздражение кожи или нервных окончаний и волокон, заложенных в тканях, либо капельное кровотечение, либо же нагноение путем введения нити в точку укола. При иглоукалывании важны форма и качество игл, глубина и направление укола, подготовка к его проведению, и сами методы введения иглы. Самой важной частью является система точек, которые находятся на линиях, например линии легких, толстой кишки, желудка, почек, сердца и т.д. В эти точки ставятся иглы, которые и вызывают лечебное действие. При применении цзю используют как метод прижигания в определенных точках с последующим образованием рубца, так и метод точечного теплового воздействия. Интересно знать, что цзю-терапия бывала самая разная. Применялось цзю накаленной металлической палочкой, табачное цзю, фитильное цзю — прижигание над точкой тлеющим табаком или фитилем, водное цзю — оставление в области точки сосуда с горячей водой, серное цзю — копчение точки зажженным порошком серы, завернутым в бумагу или помещенным в горшке, чесночное цзю — накладывание на кожу размельченного на куски чеснока и оставление его до образования пузырей, полынное цзю и т. д.12 Однако дошедший до наших дней и самый популярный способ – полынносигаретный цзю, благодаря распространённости и качествам полыни. Цзю терапия имеет некоторые преимущества в сравнении с чжень, так как не требуется проводить дезинфекцию кожи, отсутствие вероятности обморочного состояния и проблем с иглами (искривление и переломы). Так же цзю можно использовать там, где нельзя применить чжень. Учение о пульсе По канону Желтого Императора, пульсовая диагностика была основным способом определения болезни, тогда как другие использовались, только лишь дополняя её. Теория основывалась на различных стадиях взаимодействия между Инь и Ян и пяти элементов. Верный баланс между Инь и Ян и гармоничное сочетание элементов являлось здоровьем, а отсутствие баланса и гармонии влекло за собой болезнь. Считалось, что с помощью пульса можно определить природу заболевания и его локализацию в организме. 13 В связи с широким применением пульсовой диагностики, в Древнем Китае было определено свыше 20 видов пульса, и, кроме того, считалось, что формы пульсов подобны формальным характеристикам самих органов. Так, сердце соответствует Огню, свет которого освещает все снаружи. Поэтому и пульс сердца наружный, большой и рассеивающийся. Легкие соответствуют Металлу. Пластинками из металла покрывают верхние части жилищ. Поэтому и пульс лёгких поверхностный, короткий, как пластинки, и шероховатый. Печень соответствует Дереву, которое живет за счет корней, растущих из земли. Поэтому пульс печени твердый и длинный, как корни. Почки соответствуют Воде. Податливая природа Воды заключает в себе упорство и твердость. Поэтому пульс почек при надавливании на сосуд мягкий, а при отпускании – полный. Селезенка соответствует Земле, которая занимает среднюю область. Поэтому и пульс селезенки определяется посредине.14 Существуют поверхностный, глубокий, редкий, частый, гладкий, шероховатый, пустой, избыточный, длинный, короткий, увеличенный, крошечный, напряженный, мягкий, струнообразный, крепкий, липнущий, слабый, рассеивающий, тонкий, скрытый, скорый, перемежающийся, замерзающий и большой пульсы. Каждый из этих видов пульса говорит о том или ином нарушении в теле человека. Например, липнущий пульс говорит об истощении крои и предельном недостатке Инь с проявлением таких симптомов и признаков как ночной пот, беспокойство, жар, кровотечение или понос, вызываемый Влажностью в селезёнке. 15 В Каноне говорится, что пульсы всех двенадцати каналов и сосудов связаны с “источником родительской энергии". Говоря об этом источнике родительской энергии, корне двенадцати каналов, основании пяти плотных органов чжан и шести полых органов фу, подразумевают "область движения жизненной силы ци между почками". Трактат полагает, что здесь находятся ворота вдоха и выдоха, источник органа "три обогревателя", а дух Шэнь защищается от внешних вредоносных влияний "се". Именно Наньцзин, особенно в своих древних редакциях, постоянно указывает на обязательность учета врачом уровня жизненных сил ци, сексуальной эссенции цзин и духа Шэнь пациента для определения исхода лечения. Для этого врач должен обладать, помимо высокой чувствительности пальцев, также и экстрасенсорными навыками. Итак, мы видим, что хотя исследование пульса и необходимо для постановки диагноза и лечения, но еще более важна общая, в том числе интуитивная, внефеноменальная оценка жизненного потенциала человека. Чтобы разбираться в этой трудной проблеме, следует хорошо знать функциональную анатомию китайской медицины, теорию энергий и виды болезней. Врачевание Древней Индии. Общие положения Говоря о врачевании Древней Индии, я затрону промежуток истории от 3-го тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. И здесь я так же хочу остановиться на основах древнеиндийского врачевания, которые представляют собой веды – древние трактаты, написанные на санскрите. Ведическая медицина, считающаяся одной из старейших медицинских систем в мире, сформировалась в Индии в период II-I вв. до н.э. Провидцы Древней Индии использовали наблюдение, собственный опыт и природные ресурсы для создания уникальной системы, названной Аюрведа или “наука о жизни”. Аюрведа описывает полезные, вредные, счастливые и грустные моменты жизни. Здоровье определяется как состояние равновесия между дошами, агни (пищеварительные соки и гормоны), дхати (ткани) и мала(выделения) вместе с весёлым состоянием атма (души), индрийя (органы чувств и моторные органы) и манас (сознания).16 Важнейшими источниками о древнеиндийской медицине являются трактаты Сушрута Самхита и Чарака Самхита, названные по имени своих авторов. В процессе исследования мы будем к ним неоднократно возвращаться. В своём трактате Чарака тело функционирует потому, что оно содержит три дошы или принципа, а именно, движение (вату), трансформацию (питту) и смазывание или стабильность (капху).Иногда дошы также именуются «телесными жидкостями»; это жёлчь, слизь и ветер. Эти дошы формируются, когда дхату (кровь, плоть и костный мозг) воздействуют на съеденную пищу. Сами доши являются суммой природных элементов, так вату, питту и капху являются сочетанием эфира и воздуха, огня и воды, и воды и земли соответственно. Болезнь возникает тогда, когда нарушен баланс трёх дош в человеческом теле. 17 Хирургия Одним из важнейших текстов Аюрведы является Сушрута Самхита или “трактат Сушруты”, в котором были описаны и классифицированы хирургические операции и инструменты. Операции подразделялись на 8 типов: Ахарья (извлечения твердых тел), Бхедья (иссечение), Чхедья (разрезание), Эшья (исследование), Лекхья (скарификация), Сивья (наложение швов), Ведхи (пунктирование) и Висраванья (выведение жидкости). Так же, в нём присутствует описание применения кожной пластики, в том числе и ринопластики. Описывается, что врачи использовали фрагменты кожи, а иногда и более сложные лоскуты для восстановления целостности мягких тканей на носу, губах, для реконструкции ушных раковин после ранений, заболеваний, выполнения религиозных обрядов или увечий, нанесённых по приговору суда. 18 В качестве донорских участков, на которых выкраивали или срезали лоскуты, использовали разные анатомические области: лоб, шею, ягодицы. Так же, есть сведения, что накануне забора били по указанным местам многократно деревянными туфлями, пока мягкие ткани как следует не разпухали, что напоминает гидропрепаровку донорского участка.19 Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки. При вывихах и переломах костей использовали вытяжения, неподвижные повязки и бамбуковые шины. Они знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей. Операции производили с обезболиванием, применяя для этой цели опий, белену, гашиш, вино, индийскую коноплю. При выполнении хирургических вмешательств использовались черные муравьи, которые намертво прикусывали края раны. 20 В своём трактате Сушрута описывает процесс ринопластики:” Первым делом берётся лист лианы, достаточно длинный и крепкий, чтобы покрыть всю обрезанную поверхность; и клочок живой ткани, равной по размеру листу лианы, должен быть отрезан (снизу вверх) с области щеки и, после скарификации его ножом, быстро приложить к носу. После этого хладнокровный врач должен крепко завязать бандаж, чтобы он идеально сидел и не мешал внешнему виду. После врач должен убедиться, что сцепление тканей прошло эффективно, и вставить по трубке в каждую ноздрю, чтобы содействовать дыханию и чтобы предотвратить прикреплённую кожу от свисания. После этого, соприкасающиеся части тканей должны быть посыпаны порошком из Паттанги, Йаштимадхуками и Расаньяны, смешанных вместе, а нос надо окутать хлопком и обрызгать кунжутным маслом. Пациенту требуется дать топлёного масла для питья, а его самого надо помазать маслом и дать слабительное, после того как он примет пищу. Сцепление считается завершенным после того как побочная язва идеально вылечена, в то время как нос должен быть скарифицирован и замотан повторно в случае неполного сцепления тканей. Новый нос должен быть или длиннее или того же размера, на случай аномального разрастания новой ткани. Лекарю, который знаком с подобной практикой, можно одному доверить лечение Короля”.21 Исходя из дошедшей до нас информации, мы видим, что хирургия имела высокое развитие у цивилизации Древней Индии, в особенности следует отметить развитие кожной пластики и почитание врачей, которое могли проделать данные операции. Йога Говоря о врачевании Древней Индии, нельзя обойти стороной ту его практику, которая дошла до наших дней и набирает популярность с каждым днём. Однако, я хочу больше рассказать о практическом применении, о “науке о дыхании” и её лечебных свойствах, оказывающих влияние как на физическое, так и на психологическое состояние человека. Физическую основу дыхания понять не составляет труда, зная основы анатомии и физиологии, а вот эзотерическое обоснование представляет собой интерес. ”Существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что значит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Она присутствует во всех проявлениях жизни от амеб до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Прана всё проникает собою. Она находится во всём, имеющем жизнь. Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни растительной, но Прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны” – пишет Рамачарака. 22 Таким образом, мы можем понять, что главной задачей в науке о дыхании является получение контроля над праной. Пранаяма, это — контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества. Йоги различают четыре главных способа дыхания: верхнее, среднее, нижнее и полное дыхание йогов, которое соединяет в себе все хорошие стороны предыдущих способов. Для упражнений требуется обучиться полному дыханию йогов, упражнений же насчитывается огромное количество, каждое из которых направлено на то или иное воздействие на дыхательную систему человека Исходя из учения йогов, обучившись физическим основам правильного дыхания, человек обретает способность распределять свою жизненную энергию – прану – для укрепления нервной системы, подавлять боль, управлять своим кровообращением – что будет служить лечением многих бытовых недомоганий, таких как головная боль. Так же упоминается и о более сверхъестественных явлениях, таких как самолечение, лечение других, в том числе и на расстоянии. В эту же категорию относятся такие явления, связанные с дыханием йогов: посылание мыслей, образование ауры, насыщение организма праной, насыщений праной воды, приобретение ментальных способностей, управление эмоциями, возбуждение деятельности мозга.23 Хотя сверхъестественные явления можно оставить под вопросом, нет сомнения в том, что следования упражнениям может привести человека в тонус и хорошую физическую форму, а медитативные занятия помогают достигать психологического спокойствия Заключение По итогу реферата, будет несложным сделать вывод о том, что врачевание Древней Индии и Древнего Китая дали нам лечебные практики, которые всё ещё используются, как среди приверженцев альтернативной медицины, так и среди научной медицины, подтверждающей её полезность.
Библиография
1 T.Nakayama, Acupuncture et Medicine Chinoise Verifiees au Japon, traduites du japonais par T. Sakurazawa et G. Soulie de Morant et precedes d’une preface de G Soulie de Morant (Paris, 1934), p.17. 2 Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины... л. Аста. Пресс. 1991. .. 227 с. ил. 118 ISBN 5..85962..00 1..2 3 Ilza Veith, M.A., Ph.D. ; The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine/ Baltimore/ The Williams & Wilkins Company 1949 4 Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины... л. Аста. Пресс. 1991. .. 227 с. ил. 118 ISBN 5..85962..00 1..2 5 Чжан Минву, Сунь Синъюань. Китайская Цигун-терапия. Пер. с англ. – К.:»София», Ltd. 1996.-288c. 6 Qigong meditation: small circulation / Yang, Jwing-Ming. -- 1st ed. -- Boston, Mass.: YMAA Publication Center, 2006. 7 Чжан Минву, Сунь Синъюань. Китайская Цигун-терапия. Пер. с англ. – К.:»София», Ltd. 1996.-288c. 8 Qigong meditation: small circulation / Yang, Jwing-Ming. -- 1st ed. -- Boston, Mass.: YMAA Publication Center, 2006. 9 Ilza Veith, M.A., Ph.D. ; The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine/ Baltimore/ The Williams & Wilkins Company 1949 10 Иглоукалывание. Под общей редакцией Хоан Бао Тяо, Ла, Куан Ниеп. Перевод с вьетнамского П.И.Алешина. М.:«Медицина», 1986. 11 Чжу Лянь, РУКОВОДСТВО ПО СОВРЕМЕННОЙ ЧЖЭНЬ — ЦЗЮТЕРАПИИ, 1959г., Мсдгиз, Москва, Петровка, 12 12 Чжу Лянь, РУКОВОДСТВО ПО СОВРЕМЕННОЙ ЧЖЭНЬ — ЦЗЮТЕРАПИИ, 1959г., Мсдгиз, Москва, Петровка, 12 13 Ilza Veith, M.A., Ph.D. ; The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine/ Baltimore/ The Williams & Wilkins Company 1949 14 Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины... л. Аста. Пресс. 1991. .. 227 с. ил. 118 ISBN 5..85962..00 1..2 15 Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины... л. Аста. Пресс. 1991. .. 227 с. ил. 118 ISBN 5..85962..00 1..2 16 Benchmarks for training in traditional / complementary and alternative medicine Benchmarks for Training in Ayurveda. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data ISBN 978 92 4 159962 7 (NLM classification: WB 55.A9) © World Health Organization 2010 17 The Caraka Samhita, expounded by the worshipful Atreva Punarvasu, compiled by the Great Sage Agnivesa and redacted by Caraka & Drdhabala with translation in English by Shree Gulabkunverba Ayurvedic Society/ Jamnagar, India 1949 18 Ammon F.A., Baumgarten F.M.O, Die plastiche Chirurgi enachihren bisherigen Leinstungenkritisch dargestellt. Berlin: Reimer; 1842 19 Соколов В.А., Скворцова Ю.Р., Клиническая Медицина // Тарасенко М.Ю. История кожной пластики. Древние времена и цивилизации. Первые упоминания. – 2015. - №3. – С 69 - 74 20 Соколов В.А., Скворцова Ю.Р., Клиническая Медицина // Тарасенко М.Ю. История кожной пластики. Древние времена и цивилизации. Первые упоминания. – 2015. - №3. – С 69 - 74 21 AN ENGLISH TRANSLATION ,OF THE' SUSHRUTA SAMHITABASED ON ORIGINAL SANSKRIT TEXT. EDITED AND PUBLISHED BY KAVIRAJ KUNJA LAL BHISHAGRATNA. CALCUTTA No. lO, KASHI GHOSE'S LANE. '1907. 22 Йог Рамачарака, Наука о дыхании индийских йогов, 1916г 23 Йог Рамачарака, Наука о дыхании индийских йогов, 1916г |