Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

  • 13. Творчество Дионисия.

  • . Процесс «обмирщения» в искусстве XVII века.

  • 15. Творчество Симона Ушакова.

  • 16. Искусство парсуны.

  • 17. И. Никитин – основоположник русского портрета в живописи XVIII века.

  • история искусств. Московский университет государственного управления


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеМосковский университет государственного управления
    Анкористория искусств.doc
    Дата26.05.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория искусств.doc
    ТипДокументы
    #8036
    КатегорияИстория
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    Архитектура Кремля


    Тайницкая, Первая безымянная, Вторая безымянная, Петровская, Беклемишевская башни (слева направо).
    Над стенами возвышаются Большой кремлёвский дворец, купола Архангельского собора и колокольня Ивана Великого.

    Стены и башни Кремля


    Существующие стены и башни были построены в 148595. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 80 м.
    Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня
    В 1806 году башня была капитально перестроена архитектором А. И. Руска: прежняя надстройка была заменена готическим верхом с ажурными украшениями. Эти украшения, а также четыре башенки по углам нижнего четверика, являются главными отличиями Никольской башни от других башен Кремля.

    .




    12. Архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.

    Соборная площадь Московского Кремля Купола кремлевских соборов


    Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков.

    В ансамбль площади входят постройки как светского, так и культового характера. Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле. Благовещенский собор был личным, домовым храмом московских великих князей. Он входил в комплекс дворцовых зданий, а его северозападная галерея служила входом во дворец. Собор был возведен в 1484-1489 годах псковскими мастерами на древнем подклете церкви XIV века. Увенчанный тремя главами и окруженный со всех сторон галереями, храм представлял собой цельную, изящную композицию. В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом. Его украшению уделялось большое внимание. После пожара 1547 года собор был заново расписан, для него было специально создано и привезено из разных русских городов множество икон и других христианских святынь. Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом НовымАрхангельский собор впервые был расписан при Иване Грозном. Эта стенопись сохранилась лишь фрагментарно. В 1652-1666 годах большая группа художников, в которую входили лучшие царские живописцы и крупнейшие провинциальные мастера, заново расписала храм, повторив сюжетную канву живописи XVI века. Долгие годы эти фрески находились под слоями поздних росписей XVIII-XIX веков. Во время научно-реставрационных работ 1953-1955 годов эти красочные наслоения были удалены и открыта хорошо сохранившаяся живопись XVII века. Поражает ее яркая цветовая гамма и декоративность.Особенностью стенописи Архангельского собора является то, что не вся она посвящена сюжетам из "Священного писания". В нее включены условные изображения более шестидесяти реальных исторических лиц. В своеобразной портретной галерее представлена история Русского государства "в лицах" от княжения Ольги и Владимира киевских и до времени Ивана Грозного.Отдельную группу составляют изображения московских великих князей от Ивана Калиты до Ивана III, тех, что были погребены в соборе. Помещенные в нижнем ярусе стен надгробные изображения князей как бы образуют торжественное церемониальное шествие. Каждый образ имеет индивидуальную характеристику. Над княжескими фигурами в круглых медальонах помещены изображения святых, благословляющих князей. Сохранность интерьера собора, высокая историческая и художественная ценность представленных в нем произведений искусства, тесная связь с отечественной историей - все это превратило Архангельский собор Московского Кремля в редчайший памятник русской культуры.




    13. Творчество Дионисия.

    Дионисий - русский живописец и иконописец. Продолжатель традиций А. Рублёва, самый значит, представитель московской школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыре (1467 -1477) в Боровске, писал в моек. Успенском соборе (1481 - 1482), где работал вместе с иконописцами Тимофеем, Конём и Ярезом. Работал в Иосифо-Волоцком монастыре (1484 — 1486), а со своими сыновьями Феодосием и Владимиром писал фрески и иконы в Ферапонтовом монастыре (1500 - 1502). Создал (1500) знаменитую икону «Крещение».

    ДИОНИСИЙ (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.

    Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность (“Богоматерь Одигитрия”, 1482; “Спас в силах”, “Распятие”, обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы “Митрополит Петр в житии” (Успенский собор Московского Кремля), “Митрополит Алексий в житии” и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.




    14. Процесс «обмирщения» в искусстве XVII века.

    Смута XVII века нанесла страшный удар по государственности, экономике и культуре страны. Тем не менее, Россия не только быстро оправилась, но и начала столь же быстро крепнуть. Именно тогда она стала территориально крупнейшей державой в мире

    Видимо, собственно "обмирщали" архитектуру, живопись и литературу все же зодчие, художники, писатели, хотя делали они это чаще всего на купеческие деньги, неизбежно вынужденные в своих творениях в той или иной степени отражать вкусы и запросы посадского населения, его представления об окружающем мире и красоте.
    Одним из самых характерных внешних признаков нового этапа развития культуры России стало возведение, кроме храмов, каменных зданий светского назначения, сооружавшихся теперь не только феодальной знатью, но и представителями зажиточного купечества. Подклет использовался для хранения товаров, а южный придел Никиты Воина стал семейной усыпальницей этого известного купеческого рода, происходившего из Ярославля. Внутреннее оформление завершили к середине 1650-х годов уже после смерти Г. Л. Никитникова его внуки, кое-что доделывал и правнук по линии дочери – Иван Григорьевич Булгаков. Образа заказывались самым известным иконописцам того времени, в том числе Иосифу Владимирову ("Сошествие Святого Духа") и изографу Оружейной палаты Симону Ушакову ("Великий архиерей", "Спас Нерукотворный" и другие). В храме долгие годы находилась и знаменитая икона "Древо Государства Московского" ("Похвала Богоматери Владимирской"), которую также создал "государев зограф Пимин зовомый Симон Ушаков". При росписи стен мастера первыми в России использовали в качестве образцов (скорее, иконографических схем) гравюры из Библии Пискатора, незадолго до того изданной в Голландии, а на одной из фресок изобразили групповой портрет семейства Никитниковых.
    В середине XVII века в Москве на Ваганькове появился каменный дом с высокими "голландскими щипцами", также заметно выделявшийся на фоне окружающей застройки. Он принадлежал именитому гостю Алмазу (Ерофею) Ивановичу Иванову (? – 1669) из рода Чистых, происходившего из посадских людей Вологды. Торговавший с восточными странами и знавший несколько иностранных языков, этот купец со временем стал думным дворянином и начальником Посольского приказа. В составе российских посольств Алмаз Иванов выезжал в Речь Посполитую и Швецию. Возможно, его зарубежные впечатления в какой-то мере сказались на архитектуре дома.
    Рядом со своими двухэтажными каменными палатами у Покровских ворот член Гостиной сотни Михаил Семенович Сверчков возвел в 1696-1698 годах в стиле "нарышкинского" барокко храм Успения на Покровке. Немногим ранее на Берсеневке (ныне Берсеневская набережная Москвы-реки) по заказу государева дьяка Аверкия Степановича Кириллова (1622-1682), выходца из купеческой среды, были выстроены из большемерного кирпича новый дом и храм святителя Николая Чудотворца. Строильная книга 1657 года говорит об этом так: "На том ево огороде, подле ево Аверкиева двора построена ево Аверкиева полата вновь". Член голландского посольства Николаас Витсен, побывавший в Москве в 1665 году, писал: "Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла (витражи). Короче – у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно, беседовал о недавно появившейся комете; русские об этом рассуждают неправильно. Он показал нам книгу предсказаний будущего, переведенную на русский язык, будто в ней истинные предсказания, и спросил мое мнение об этом". Как видим, элементы "обмирщения" и проникновения иностранных влияний налицо.
    В каменном жилом строительстве от столичного купечества не отставали именитые торговые люди провинциальных центров. В рассматриваемый период несколькими примечательными купеческими особняками украсился Псков. Самый, пожалуй, известный из них принадлежал Сергею Ивановичу Поганкину. До сих пор там стоят "Поганкины полаты". Неподалеку – купеческие дома Меншиковых, Русиновых, Трубинских, Ямских. Они, как правило, двухэтажные, каменные, с третьим деревянным этажом и складскими помещениями в виде клетей и подклетей. Из двух больших палат состоял дом купцов Пушниковых в Нижнем Новгороде. В Калуге сохранился нарядно декорированный двухэтажный дом купца К. И. Коробова. Купеческие каменные палаты XVII века известны и в небольшом городе Гороховце под Владимиром, и в Чебоксарах.
    Специального рассмотрения заслуживает вопрос о роли московских "торговых иноземцев" (Виниус, Келдерман, Марселис и другие) в приобщении русских к западноевропейской культуре.
    Все вышеописанное, без сомнения, в значительной степени способствовало "обмирщению" русской культуры, то есть проникновению и росту в ней сугубо светских элементов.




    15. Творчество Симона Ушакова.

    царский изограф

    Он освободил русскую иконопись от застоя

    Архимандрит Августин (Никитин)

    К сожалению, сведений о жизни Симона Ушакова до его поступления на государственную службу нет.

    Именно в это время, когда в Москве шла борьба сторонников и противников западного влияния в русской церковной живописи, в 1664 г., Симон Ушаков был переведён в иконописцы Оружейной палаты-школа русской иконописи

    . Надо было появиться иконописцу, наделённому новаторским дарованием, чтобы новым исканиям была обеспечена победа. И этот человек явился в лице знаменитого "царского изографа" Симона Ушакова.Роль Симона Ушакова в утверждении стиля московской школы искусства, ставшего общенациональным русским стилем, трудно преувеличитьОн был художником и ремесленником, чертёжником и рисовальщиком, живописцем и иконописцем.

    Самое раннее датированное произведение Симона Ушакова — икона "Богоматерь Владимирская" Это копия иконы Владимирской Божией Матери XII в., находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. икона "Великий Архиерей "Спас Нерукотворный

    Имеются свидетельства того, что Симону Ушакову приходилось часто иметь дело с памятниками греческого искусства. Он списывал привезённую в Россию копию иконы Иверской Божией Матери, его ученики писали Страстную икону Божией Матери, сам он дважды писал икону Божией Матери Киккской — новый для Руси образ, пришедший с острова Кипр и широко распространённый на греческом Востоке. Гравёр и рисовальщик

    Симон Ушаков освободил русскую иконопись от застоя, дал ей возможность развиваться на чисто национальной основе. Он первый сделал попытку сблизить иконопись с живописью, посмотрел на иконопись как на искусство. Если царствование Алексея Михайловича в значительной степени подготовило реформы Петра I, то в области церковного искусства подготовителем реформ был Симон Ушаков, выявивший задачу русской иконописи. Он воспитал плеяду талантливых художников-иконописцев, которые своим творчеством разнесли славу русского церковного искусства далеко за пределы России.





    16. Искусство парсуны.

    Парсуна - (искаженное слово “персона”, от лат. persona — личность, лицо) — термин обозначающий произведения русской станковой портретной живописи 16-го — 17-го в.в. Первые парсуны , исполнявшиеся как иконы на досках, характерны плоскостным изображением (парсуны Федора Иоанновича, М.В.Скопина-Шуйского). В дальнейшем парсуна преодолевает иконописную условность в сторону реалистической передачи сходства и психологических черт портретируемого, наполняется объемом и светотенью. Со второй половины 17-го века парсуны исполнялись на холсте масляными красками. Развитие искусства парсуны знаменовало начало русской реалистической портретной живописи.







    17. И. Никитин – основоположник русского портрета в живописи XVIII века.

    Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного

    жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741).

    Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведения

    показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в

    «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся в нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I, и Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую реалистическую школу, живописец всю жизнь оставался верен идеалам петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге. Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны, выступавшей в качестве

    покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Полотно,

    обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глаза

    деревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдиво

    передает облик царевны, какой ее знали близкие люди, - дебелой,

    стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи. «Портрет Напольного гетмана» Оно строго по композиции, форма лепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый фон создает ощущение реальной глубины. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала столетия. Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем; лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят из-под чуть воспаленных, покрасневших век. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ

    мужественного человека - современника художника, который также выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Отметив достоинства Никитина, следует, однако, оговорить, что внутренняя характеристика изображаемого человека достигалась живописцем лишь в том случае, если характер портретируемого был, как говорится,«написан на лице» резко и определенно. Творчество Никитина решало в принципе начальную проблему портретного жанра - показ неповторимости индивидуального внешнего облика людей.





    написать администратору сайта