Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Камерный портрет в искусстве XVIII века. Творчество Ф. Рокотова.

  • 20. Левицкий – крупнейший русский портретист II половины XVIII века. Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий

  • 21. Творчество Э. Фальконе.

  • 22. Скульптурный портрет XVIII века. Творчество Ф. Шубина.

  • 23. Портрет на рубеже XVIII-XIX веков. Творчество В. Боровиковского.

  • 24. Петровское барокко. Творчество Д. Трезини.

  • история искусств. Московский университет государственного управления


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеМосковский университет государственного управления
    Анкористория искусств.doc
    Дата26.05.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория искусств.doc
    ТипДокументы
    #8036
    КатегорияИстория
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    18. Развитие русского парадного портрета в творчестве А. Антропова.

    1716 - 1795 Алексей Петрович Антропов

    явственно прослеживается преемственность между живописцами-пенсионерами эпохи Петра I и художниками второй половины XVIII века. Лучшие достижения мастера проявились в портретистике. родился в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты.

    А.П. Антропов пишет эскиз к портрету Петра III (1762, ГТГ) и три больших парадных портрета государя: один для Святейшего Синода , другой для Правительствующего Сената и третий портрет императора в обстановке военного лагеря, находившийся в Зимнем дворце. Тогда же по ходатайству бывшего члена Синода, архимандрита Троице-Сергиевого монастыря Лаврентия Хоцятовского А.П. Антропов создает уменьшенный и усеченный вариант портрета Петра III. Однако новый император процарствовал лишь полгода и был свергнут своей женой Ц Екатериной II. Конечно, она не собиралась предоставлять место при дворе художнику, живописавшему ненавистного супруга.

    много копийных портретов царицы главным образом с оригиналов иностранных художников, например, портрет императрицы Екатерины II копия с С. Торелли, а портрет Екатерины II

    реалистическая правдивость ограничивается еще главным образом физическим сходством глубина человеческой психики для него еще закрыта все же произведения Антропова знаменуют ощутимый сдвиг русского искусства к реализму, зачатки которого относятся еще к петровскому времени.

    Антропов скончался от горячки и похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты.




    19. Камерный портрет в искусстве XVIII века. Творчество Ф. Рокотова.

    Рокотов был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину.

    "Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире" "Кабинет И. И. Шувалова». он становится известен Двору, большой парадный "Портрет Петра III" получает звание адъюнкта. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится "Портрет Екатерины II в коронационном наряде" служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии, и портрет фаворита императрицы Григория Орлова .Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова.

    Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой творчества по сравнению с официальным Петербургом. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Сумароков, известный поэт М. М. Херасков создает литературный кружок молодежи. В этой просвещенной, передовой среде формируется мировоззрение Рокотова, которое достаточно четко начинает проявляться в его творчестве с конца 60х годов.

    Именно в это время складывается своеобразная, "рокотовская" манера живописи, его индивидуальный творческий почерк. Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, - погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека.

    Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, благодаря переходам выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали.

    Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой.




    20. Левицкий – крупнейший русский портретист II половины XVIII века. Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 17351822) — русский[2] живописец украинского[3] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.

    Дмитрий Левицкий родился около 1735 года на Украине, в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х гг.).

    Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств.

    Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. Угрюмова.

    Левицкий скончался 4 (16) апреля 1822 г. в Петербурге.



    Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769 (Русский музей, Санкт-Петербург).



    Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова. 1772? (Русский музей, Санкт-Петербург).



    Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Русский музей, Санкт-Петербург).



    Портрет П. А. Демидова. 1773 (Третьяковская галерея, Москва).



    Портрет Г. И. Алымовой. 1776 (Русский музей, Санкт-Петербург).



    Портрет А. Д. Ланского. 1782 (Русский музей, Санкт-Петербург).



    Портрет Урсулы Мнишек. 1782 (Третьяковская галерея, Москва).









    21. Творчество Э. Фальконе.

    1 декабря 1716 года - 24 января 1791 годаНачало формы

    Конец формы

    Фальконе известен в первую очередь как автор монумента Петру I в Санкт-Петербурге, равных которому в мировой скульптуре немного.
    был сыном простого столяра. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.
    Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьезен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». При всем том у Фальконе был круг верных друзей. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Это было не только почетное звание, оно давало определенные привилегии - право на королевские заказы, получение ежегодной пенсии и бесплатной мастерской в Лувре, а также на звание дворянина. Судьба не слишком баловала мастера. Только в 1748 году ему поручили создать группу «Франция, обнимающая бюст Людовика XV». Но работа оказалась неудачной. Одной из последующих работ, исполненных Фальконе в 1752 году по королевским заказам, была мраморная статуя «Музыка». В дальнейшем по заказам дирекции королевских строений Фальконе создал еще несколько произведений. Однако по-прежнему Фальконе не пользовался королевскими милостями, хотя заслуживал их больше, чем другие. Пенсию он получил только в 1755 году. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. - «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.
    Его Амурка - это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость - пустить стрелу в намеченную жертву. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. «Купальщицы». «Пигмалион и Галатея». Как нельзя кстати оказалось приглашение в Россию. Фальконе впечатляет идея Екатерины II - создать монумент в память Петра I. Памятник открыли 7 августа 1782 года - в столетний юбилей воцарения Петра. Екатерина послала ему две медали - золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.






    22. Скульптурный портрет XVIII века. Творчество Ф. Шубина.
    Вторая половина XVIII столетия — период высокого подъема скульптуры. Энергично развиваются все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально-декоративными становятся излюбленными и станковые произведения.
    Как и в живописи, особенно расцветает жанр портрета. Его высшие достижения в XVIII веке, бесспорно, связаны прежде всего с творчеством величайшего скульптора-портретиста Федота Ивановича Шубина (1740—1805). родился в семье «черносошного» крестьянина. С юных лет он овладел традиционным для тех мест косторезным мастерством. В 1759 году Шубной (Шубиным он стал именоваться, поступив в Академию) покидает родные места и направляется в Петербург, следуя примеру своего великого земляка Ломоносова. Шубин пришел в Академию будучи художником; академические же занятия выковали из него замечательного мастера скульптуры. обнаружилась замечательная одаренность Шубина именно как мастера портрета. Скульптор глубоко проник во внутренний мир человека. Шубин известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью он выразил себя именно в произведениях из мрамора. Жизненную трепетность шубинских образов прекрасно чувствовали его современники. Недаром на памятнике, воздвигнутом над могилой мастера, о Шубине сказано: «... и под его рукою мрамор дышет...» Шубин был мастером именно бюста. С большой силой запечатлевая положительные или отрицательные свойства, скульптор избегал односторонности, умел показать противоречивость характера портретируемого.К 1774 году относится бюст генералфельдмаршала 3. Г. Чернышева, стоявшего во главе русских войск, занявших Берлин в 1760 году (мрамор, ГТГ). Это уже портрет не вельможи, а военачальника. В крупных грубоватых чертах лица — решительность; язык пластики здесь энергичнее и строже, Совсем иначе Шубин изображает другого полководца — фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского Здесь он дает более приподнятый образ, чем в бюсте Чернышева, но верный своим эстетическим принципам не приукрашивает во имя героизации черты лица. Круглоликий с несколько вздернутым носом знаменитый русский главнокомандующий сохраняет в портрете свой облик, в котором нет ничего «граческого» или «римского». В 1774—1775 годах Шубиным был выполнен обширный своеобразный цикл исторических портретов. Это — пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов, украшавших Чесменский дворец в Петербурге, а позднее переданных в Оружейную палату Московского Кремля.
    Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. Его мощная реалистическая устремленность складывалась под влиянием этических и эстетических идеалов просветительства и в значительной мере связана сначала с ранним, а затем строгим этапом русского классицизма




    23. Портрет на рубеже XVIII-XIX веков. Творчество В. Боровиковского.

    Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (17571825) — русский художник, мастер портрета и религиозной живописи.в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. В молодости занимался иконописью под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородском казачьем полку.В 1788 г. Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.В конце 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 г. в Петербурге.

    Портрет М. И. Лопухиной, 1797 Портрет князя А. Б. Куракина (1801-1802)

    • Лизынька и Дашинька Портрет В. И. Арсеньевой,

    • Портрет М. И. Лопухиной, Портрет Е. А. арышкиной,

    • Портрет Екатерины II,

    • Портрет Павла I, 1801.

    • А. Б. Куракин, 1801—1802



    Портрет Павла I, ок. 1796



    Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794



    Портрет Д. Г. Левицкого, 1796



    Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского, 1799














    24. Петровское барокко. Творчество Д. Трезини. Петровское Барокко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренного Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг.. (время Петра и его непосредственных преемников) это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений. Таким образом, петровское барокко не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он безусловно отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер. XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

    В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве , Петровское барокко представляло решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали над российской архитектурой почти тысячелетие.
    Церковь Петра и Павла в Новой Басманной слободе. Москва

    Самым ранним образцом Петровское барокко можно условно считатать Лефортовский (Меншиковский) дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе названная Меншикова башня (1701—07 гг., архитектор Иван Зарудный), сооружения в котором элементы «московского барокко» сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов.

    Сохранившиеся примеры стиля Петровское Барокко в Санкт-Петербурге — Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, Кикины палаты Кунсткамера «Двенадцать Коллегий». Грот в Летнем саду, не сохранился Сохранились так же Марли, Монплезир и Эрмитаж в Петергофе. И Большой дворец в Ораниенбауме и Константиновский дворец в Стрельне. Великолепным мастером своего дела слыл уроженец итальянской Швейцарии Д. Трезини. Самым знаменитым его «русским» проектом стал Петропавловский собор состоящий из необычно высокой колокольни с позолоченным шпилем и церкви-базилики. Колокольня стала в строящемся городе прекрасным высотным ориентиром в горизонтальной панораме. Подчинение церковного сооружения градостроительным задачам, строгость и сдержанность внешнего вида собора делают его приметой новой, деловой и рациональной эпохи.

    Другая крупная постройка Д. Трезини — здание Двенадцати коллегий, идея создания которого принадлежит самому царю Петру I. Сооружение было возведено при участии талантливого русского зодчего М.Г. Земцова. Оно представляет собой большое административное строение, состоящее из двенадцати частей, связанных между собой галереями. Строилось это величавое, под стать петровским помыслам, сооружение почти двадцать лет, и Петр I так и не увидел результат воплощения своей мечты.

    Петр I торопил своих соратников, призывая к скорейшему освоению пространства города. Несмотря на колоссальные расходы, связанные с Северной войной, он не скупясь вкладывал деньги в дорого-стоящие архитектурные проекты. В их числе строительство первого каменного Зимнего дворца на Адмиралтейском острове на углу набережной Невы и канала (позднее Зимней канавки), прорытого к реке Мойке. Со временем это строение было поглощено новым Зимним дворцом (по проекту В.В. Растрелли). В Петровском же времена по соседству с царем спешили возводить свои дома богатые вельможи. Вскоре набережная приобрела всем известное название — Дворцовая.

    В это же время был заложен Александро-Невский монастырь. Его основание явилось важнейшей вехой в духовной жизни новой России. Поставили монастырь на том месте, где, как считалось, в 1240 г. князь новгородский Александр Невский разбил вражеское войско (Шведская битва), Петр I увидел в этой «связи времен» добрый знак и велел перенести мощи святого Александра, открытые в 1380 г., из Владимира в новую столицу.

    Из жилых построек Петровского времени сохранился дом Петра I в его летней усадьбе на берегу Невы и Фонтанки — Летний дворец (архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер и др.). Летняя усадьба сооружалась в 1710—1714 гг. Примыкающий к небольшому прямоугольному в плане зданию с высокой кровлей сад с фонтанами следует считать одной из первых в России регулярных парковых композиций.

    В черте города были возведены многочисленные дома знатных вельмож, большая часть которых до нас не дошла. Расстраивались и пригороды Санкт-Петербурга. В первую очередь были освоены територии, прилегающие к Финскому заливу (Подзорный дворец, Екатерингоф, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум). В парках при дворцах появились искусственные каналы, каскады, фонтаны, многочислен-ные скульптуры





    написать администратору сайта