|
история искусств. Московский университет государственного управления
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2008/2009 уч.год
|
| Важнейшие особенности древнерусского искусства.
Период с конца ХХ по ХVII в.
Искусство христианства, имело религиозный характер:
1 православная церковь курировала развитие искусства(важнейшим видом искусства была архитектура)
2 Каноничность (правило )в архитектуре, в иконописи
3 Имперсанальность - на Руси иконописцев называли богомазаник. Церковь присваивала все произведения искусства.
Первым христианским государством была Киевская Русь 988г.
Пять периодов:
1. Древняя Русь
2. 18 век
3 .1 пол. 19 века
4. 2 пол 19 века
5. конец 19 и 20 век
Важнейшие особенности древнерусского искусства
Искусство Киевской Руси, искусство эпохи феодальной раздробленности(новгородское, владимиро-суздальское),Московская худ школа( архитектура московского кремля, развитие иконописи ,ТВ. Рублева и дионисия), искусство 17 века.
1757 в Питере открыта Императорская Академия художеств( по распоряжению сената)
|
| 2 Архитектура Киевской Руси.
Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов «на греческий манир», украшенных мозаиками, фресками, иконами. Позднее в иконописи даже возникло понятие «греческий стиль». Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера.
Все храмы Киева XI в. были возведены из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Здесь использовали особую плинфу — светло-желтую и необычайно тонкую (2,5—3 см). Одной из первых значительных храмовых построек Киевской Руси была многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма В ее отделке широко применялась мозаика.
Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. В конце 1030-х — начале 1050-х гг. по его указанию был возведен собор Св. Софии (Премудрости Божьей). Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность
Огромный пятинефный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцати-купольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось.
Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.В куполе — образ Христа Пантократора. В алтаре совершается великое таинство евхаристии (от греч. eucharistia — причащение) — приобщения к Богу. Его ждут двумя рядами идущие к Христу апостолы. Их руки застыли в жесте прощения, а огромные глаза обращены к Спасителю.По церковным канонам, в небесной иерархии второе место после Христа занимает Богоматерь, заступница людей перед грозным ликом Господним. В алтаре Св. Софии на стене центральной апсиды изображена Богоматерь Оранта (от лат. orans — молящаяся) с высоко вознесенными вверх в жесте заступнической молитвы руками. Вишневый цвет ее одеяния, окутывающего голову и плечи, символизирует страдание
|
| 3. Фрески и мозаики Софийского Собора Киева. Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава. Живопись XI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.
|
| 4. Архитектура Новгорода XII-XIV вв.
Первая крупная постройка – дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом Софии Киевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989(!!!) году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом.
Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных построек. был заложен каменный храм Софии.Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Внешний облик храма характеризуется монолитностью и конструктивностью/стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кладка эта, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту. организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части – нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю – залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя входивших на полати через лестничную башню. Архитектурные формы Софии монолитнее и несколько статичнее, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается отход от сложного «живописного пространства». В соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым.В начале XII века возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже – Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. пятиглавый храм Николы Георгиевский собор Юрьева монастыря/ церковь Ивана на Опоках и церковь Успения на Торгу /В основе обоих построек – упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.церковь Спаса Нередицы/Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных небольшие и простые Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры – заменяются закрытыми / церковь Благовещения Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм.Церковь Петра и Павла на Синичьей горе/церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, церковь Параскевы Пятницы на Торгу, Церковь Успения на Волотовом поле.
|
| 5. Новгородская иконопись.
Ее истоки восходят к XI веку, ее первый расцвет падает на XII-XIII столетия, ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь XV век, после чего начинается ее медленное угасание. Стихия новгородской живописи - это импульсивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия) От новгородской иконописи XI века один памятник - монументальная икона "Петр и Павел" из Софийского собора Как и все ранние иконы Новгорода, этот памятник тяготеет к кругу произведений византийской станковой живописи. Но от этих работ его отличает необычный для греческих икон большой размер (2,36 х 1,47). икона была выполнена в Новгороде. Это, в частности, объясняет быстрое развитие на новгородской почве деревянных многоярусных иконостасов, сделавшихся с XIII-XIV веков главной точкой приложения творческой энергии иконописцев. Икона Петра и Павла украшала Софийский собор, простоявший без росписи около шестидесяти лет/самыми древними являются два изображения св. Георгия: одно в рост, другое полуфигурное. Первая икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Могучая фигура святого воина четко выделялась на ныне утраченном золотом фоне. В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч. Из-за плеча виднеется круглый щит, прикрепленный к ремню. Величавая и торжественная фигура Георгия воплощает силу и воинскую доблесть, во многом перекликаясь с героическими образами древнерусских воинских повестей. От нее исходит дух непоколебимой твердости, той самой твердости, которая позволяла русскому воинству одерживать победы над далеко превосходившими их по численности противниками.Икона из Успенского собора, за исключением не очень многочисленных утрат, дошла до нас в хорошем состоянии сохранности. Георгий представлен по пояс. Его фигура целиком заполняет поле иконы, так что руки почти вплотную касаются обрамления. На иконе из Успенского собора Георгий выступает в образе храброго и стойкого воина, покровителя ратных людей. Особенно выразительно его лицо, сочетающее в себе свежесть юности с мужественной силой. Правильный овал лица обрамлен густой шапкой коричневых волос. Большие, пристально глядящие на зрителя глаза, темные, красиво изогнутые брови, прямой нос, сочные губы - все эти черты так трактованы художником, что они придают лицу чисто архитектурную построенность Как и в древнерусской повести, так и на иконе воплощен поэтический идеал прекрасного юноши, находящегося в полном расцвете сил.Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода "Устюжское благовещение". двусторонняя икона "Спас Нерукотворный"
|
| Храмовая архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
Обширное строительство во Владимиро-Суздальской земле началось в середине XII века, в периуд княжения сына Мономаха - Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.), построившего ряд укрепленных городов на ее юго-западной и южной границах - Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский и др. В 1152 г. был построен собор в Переславле-Залесском. В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости. Переславский собор - одно из древнейших сооружений Владимиро-Суздальской земли, выстроенное из белого камня. Во владимиро-суздальском зодчества белый известняк стал господствующим строительным материалом и совершенно вытеснил кирпич. Владимиро-суздальские здания выложены целиком из белого камня с внутренним заполнением. Стены переславского собора состоят каждая из двух очень тщательно выложенных из тесанного камня параллельных наружных стенок, промежуток между которыми заполнен белокаменным ломом и валунами и залит известковым раствором. Внутри здания связи шли обычо и были украшены живописным орнаментом. Также интересным памятником Владимиро-Суздальской архитектуры является церковь в Кидекше (1152 г.)В церкви Кидекши на середине высоты стен помещен аркатурный пояс, причем нижняя часть лопаток до пояса в поперечном профиле по уступу с каждой стороны, а верхняя их часть над поясом - по два уступа. Наружный объем здания в его первоначальном виде был стройнее приземистого массива собора в Переславле-Залесском. Архитектура церкви в Кидекше означает по сравнению с собором в Переславле-Залесском дальнейший шаг в развитии владимиро-суздальского зодчества, постепенное усложнение архитектурной композиции и развитие своеобразных особенностей. Эти памятники времени Юрия Долгорукого показывают, что в середине XII века в северовосточной Руси начала складываться новая архитектурная система, получившая свое блестящее развитие в строительстве Андрея БоголюбскогоПри Андрее Боголюбском (1157-1174 гг.)Андрей Боголюбский (княжение 1157-1174 гг.), крупный государственный деятель своего времени, богато застроил Владимир, превратив его в один из самых красивых городов древней Руси. При Андрее Боголюбском был построен Успенский собор (1158-1161 гг.) во Владимире - главное здание города. Успенский собор во Владимире был самым обширным и величественным зданием Владимиро-Суздальского княжества. Его внутреннее и наружное убранство поражало современников неслыханной по тому времени роскошью, обилием позолоты и цветных тканей. Стройное и изящное белокаменное здание легко вздымало свою сверкающую золотом главу и занимало господствующее положение в архитектурном ансамбле Владимира. Недалеко от Владимира Андрей построил себе загородную резиденцию - Боголюбов, представлявшую собой окруженный земляными валами с каменными башнями замок, центральным зданием которого был большой дворец, соединенный системой каменных переходов с церковью. Перед дворцом и храмом был обширный мощенный двор, где находилась большая каменная чаша под каменным шатром на восьми колоннах. Церковь Покрова на Нерли была выстроена в 1165 г. поблизости от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму, на исходном пути, который вел на восток, на Волгу. Монастырская церковь Нерли отмечала подъезд к Боголюбову и Владимиру, архитектурно выделяя въезд в столицу. При Всеволоде III (1176-1212 гг.) Всеволод III "Большое гнездо" (княжение 1176-1212) при его правлении Владимиро-Суздальское княжество достигло исключительного могущества. Как в политике, так и в архитектуре Всеволод продолжал и развивал традиции предидущего времени. Он еще более расширил Владимир усилил его укрепления и продолжал строительство монументальных зданий, которые должны были сделать столицу его княжества самым красивым, богатым и мощно укрепленным городом древней Руси. Дмитриевский собор - дворцовая церковь, построенная в 1194-1197 гг. при княжеском дворце во Владимире - одно из лучших произведений владимиро-суздальского зодчества, занимающее наряду с церковью на Нерли выдающееся место в истории мирового искусства Дмитриевский собор, как в плане, так и в наружном объеме сходен с церковью на Нерли, но отличается более массивным и статичным объемом. В дворцовом храме получили широкое применение белокаменные резные рельефы, восходящие к народной резьбе по дереву по дереву, украшавшей жилые здания того времени. Содержание их проникнуто народными сказочными и былинными образами, которые переплетаются с мотивами христианских легенд. В гармоничной форме Дмитрииевский собор воплощает современный ему идеал красоты и величия, проявившийся в кристаллический ясности архитектурной композиции здания, в торжественном и нарядном декоративном убранстве, в спокойной и величавой монументальности его архитектурного образа, отразившего прогрессивную идею единства русской земли. Дробление Владимиро-Суздальского княжества на уделы после смерти Всеволода (1212 г.) и беспрерывные войны между сыновьями последнего способствовали тому, что в этот тяжелый периуд мало строили из камня.
|
| 7. Декоративная скульптура Владимиро-Суздальских храмов.
Среди многочисленных белокаменных церквей с характерной декоративной резьбой особое место принадлежит Дмитриевскому собору. внешнее убранство насыщенно и изысканно. Фасадная пластика состоит более чем из пятисот рельефов, изображающих евангельские композиции, человеческие фигуры, разнообразных зверей, птиц, фантастические существа и т. д. Почти вся поверхность покрыта сплошной каменной резьбой, где среди многообразных изобразительных мотивов преобладающим является растительный орнамент. Каменная резьба равномерно распределяется по поверхности, напоминая сплошное ковровое покрытие, она органически переплетается со всей поверхностью, благодаря чему храм уподобляется драгоценному изделию.По фасадам собора, примерно на середине высоты, проходит аркатурно-колончатый пояс, имеющий и декоративное, и символическое значение. Иконография данного декоративного мотива восходит к храму Св. Гроба, а изображения внутри аркатуры фигур святых, разного рода птиц и растений могло быть обусловлено идеей Рая .То, что аркатурный пояс символически связывается с "Небесным Иерусалимом", подтверждают, кроме всего прочего, изображения многочисленных мучеников, в том числе первых русских мучеников св. Бориса и Глеба. в верхнем ярусе церкви, где представлен бесконечно цветущий "Райский сад". включены также изображения фантастических существ, птиц, святых в медальоне и даже скачущих всадников - святых воинов. Образ Соломона в декоративной программе Дмитриевского собора ассоциируется с самим князем Всеволодом III, изображенным на северном фасаде. В центре этой композиции князь представлен сидящим с младшим сыном на колене, в окружении остальных сыновей, стоящих в позе поклонения. Групповой портрет княжеской семьиявлялся одновременно политически демонстративным .Идею прославления правящего князя и княжеского дома продолжает композиция "Полег на небо Александра Македонского" на прясле южного фасада. Таким образом, князь Всеволод выступает как защитник своей земли, своих подданных, и так же как Гагик Арцруни, за свои богоугодные деяния видит себя и своих потомков достойными высшей благодати - "Небесного Рая", где его изображение и представлено наравне с библейскими и евангельскими образами.Скульптурный декор Дмитриевского собора находит свое продолжение в интерьере, где изображены львы - охранительные символы. Примечательно, что и в храме Ахтамара часть скульптурной декорации с изображением голов животных перенесена в интерьер и имеет ту же охранительную символику.То, что скульптурное убранство Дмитриевского собора было тесно связано с его внутренним декором,В интерьере представлен "Райский сад", где элементы орнамента полностью были созвучны, а порой и в точности повторяли некоторые мотивы внешнего декора. Очевидно, что внутреннее убранство было связано с внешней каменной резьбой как тематически, так и декоративно .о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписи.
|
| |
|
|