Главная страница
Навигация по странице:

  • Архитектура классицизма. Творчество В. Баженова.

  • 27. Архитектура классицизма. Творчество М. Казакова.

  • 28. Классицизм в русской живописи. Творчество А. Лосенко.

  • 29. Классицизм в русской скульптуре. Творчество М. Козловского

  • 30. Творчество И. Мартоса – вершина развития скульптуры классицизма.

  • 31. Романтический портрет. Творчество О. Кипренского

  • история искусств. Московский университет государственного управления


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеМосковский университет государственного управления
    Анкористория искусств.doc
    Дата26.05.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория искусств.doc
    ТипДокументы
    #8036
    КатегорияИстория
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    25. Творчество Ф.-Б. Растрелли – вершина развития архитектуры барокко.

    родился в 1700 году в Париже, скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Род Растрелли известен и древен. Дед архитектора происходил из итальянского города Флоренции, родины Данте, Петрарки, Микеланджело. Отец архитектора – знаменитый скульптор Бартоломео Карло де Растрелли, в 1716 переселившегося в Россию.

    За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди которых поражают смелостью архитектурных решений и масштабом: Большой дворец в Петергофе (1747 - 1752), Смольный монастырь (1748 - 1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1757) и самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 - 1762) - одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв. м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц). Занимавший более 20 лет пост "обер-архитектора" двора

    Первой самостоятельной постройкой Растрелли был не сохранившийся дворец молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1729 году сын господаря Антиох Кантемир писал: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах».

    После восшествия на престол Анны Ивановны в 1730 году Франческо Растрелли стал придворным архитектором.

    Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века. Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф.Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

    . Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства — в Санкт-Петербурге.



    Архитектурные творения В.В. Растрелли относятся к стилю высокого барокко.




    1. Архитектура классицизма. Творчество В. Баженова.

    Баженов Василий Иванович
    1 (12 марта) 1737 года – 2 (13) августа 1799 года

    Начало формы

    Конец формы


    русского архитектора второй половины XVIII в., известно всему миру. Учившийся после окончания Российской Академии художеств в Париже в мастерской известного французского архитектора Шарля де Вайи, Сознательный творческий путь Баженова начался на стыке двух художественных эпох барокко и классицизма, что особым образом отразилось в его произведениях.
    Все его творчество пронизано просветительскими идеями, которыми жила передовая вропа того времени. Крупнейший градостроитель эпохи, Баженов в каждом своем произведении решал задачи органической связи отдельного сооружения или ансамбля с окружающей средой. Пример этого - лучший среди всех московских особняков классицизма знаменитый дом Пашкова (1784-1786), приписываемый Баженову, который по красоте и изяществу, легкости пропорций и удачному градостроительному решению может поспорить с лучшими дворцовыми сооружениями Европы
    Главным творением великого мастера был проект Большого Кремлевского дворца, созданный им в 1773-1775 гг. и обернувшийся большой трагедией для автора, поскольку начатое строительство так и не было осуществлено. Единственным оригинальным произведением, дающим представление о грандиозности масштабов замысла, является сохранившаяся в Музее Архитектуры уникальная авторская деревянная модель.
    Та же участь постигла и другой его проект - дворцово-парковый ансамбль Царицыно (1776-1785): царская усадьба осталась недостроенной. Но те сооружения ансамбля, которые дошли до наших дней, поражают гармонией уравновешенности пропорций, сочностью скульптурной пластики, раскрывающими богатую фантазию и оригинальность мышления автора. Судьба графического наследия мастера оказалась столь же трагичной: до наших дней дошло лишь небольшое количество чертежей и рисунков, каждый из которых несет на себе печать гениальности русского архитектора





    27. Архитектура классицизма. Творчество М. Казакова.

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. ампир). Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры архитектурные ансамбли

    КАЗАКОВ, МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1738–1812), русский архитектор. Родился в Москве осенью 1738 в семье мелкого чиновника помощник Баженова

    С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Первым монументальным памятником классицизма в Москве явилось здание Сената в Кремле (1776–1787): треугольный по плану «храм Закона» великолепно вписался в средневековое окружение благодаря композиционной перекличке купола ротонды главного зала с кремлевскими башнями. Ротонда становится важным элементом в творчестве Казакова, определяя, в частности, композицию церкви Филиппа Митрополита (1777–1788). О барокко в обоих случаях (и в главном зале Сената, и в данном храме) напоминает пластичный архитектурный декор интерьеров. Более резкий, чем у Баженова, контраст строгой внешности здания и пышного интерьера входит в число характерных приемов Казакова.Преображая целые районы города, Казаков проектирует университет на Моховой (1782–1793, перестроен Дж.Жилярди после пожара 1812) и Голицынскую больницу на Калужской (1794–1801). Его замыслы воплощены в домах-усадьбах или городских дворцах Голицына (1770-е годы), Демидова (1779–1791), Губина (1790-е годы), Барышникова (1797–1802), разнообразных по композиции, с парадными колонными портиками. Особой роскошью декора выделяются полихромные «Золотые комнаты» Демидовского дворца в Гороховом переулке. Но наиболее совершенным среди интерьеров Казакова по праву считается Колонный зал Благородного собрания (ныне Дом Союзов, 1775), получивший свой нынешний вид – с величественной коринфской колоннадой и эффектными распалубками над верхними окнами, – в 1790-е годы. Особое место в творчестве Казакова занимает неоготика (живописный красно-белый Петровский подъездной дворец Екатерины II, 1775–1782; ныне Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковского).Среди сотрудников и учеников Казакова (в 1805 его кремлевская Экспедиция получила статус архитектурного училища.Умер Казаков в Рязани


    28. Классицизм в русской живописи. Творчество А. Лосенко.

    В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

    (1737,— 1773, Петербург) родился в семье украинского казака, рано осиротел дворе Елизаветы Петровны. Мальчик проявлял способности к живописи, проведенных в мастерской Аргунова, послужили для него весьма основательной школой. На дарование молодого художника обратил внимание И. И. Шувалов, президент только что открытой Академии трех знатнейших художеств, и в В 1760 году художник пишет портреты поэта А. П. Сумарокова и актера Я. Д. Шумского (оба в ГРМ). Авторство последней работы остается под сомнением. Видимо, к этому же времени относится известный портрет Ф. Г. Волкова.Был отправлен в пенсионерскую поездку в Париж для углубления знаний и совершенствования мастерства. «Чудесный улов рыбы» Осенью 1762 года Лосенко был вызван Шуваловым в Россию, видимо, в связи со сменой царствования и восшествием на престол Екатерины II. В этот период своего краткого пребывания на Родине он пишет портрет великого князя Павла Петровича В следующем году он вновь был отправлен Академией художеств в Париж Неслучайно он пишет в Париже «Смерть Адониса» и «Андрея Первозванного» .Стажировался в Италии, где изучал античность и копировал произведения Рафаэля. «Зевс и Фетида» Полотно «Зевс и Фетида» свидетельствует, что Лосенко уже полностью сложился как истинный «представитель классицизма», исповедующий локальный цвет, анатомическую выверенность фигур и преобладание линеарно-пластической моделировки. В итальянский период художник много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились полотна «Авель» и «Каин» В них сказалось умение точно передать анатомию человеческого тела, мастерски воспроизвести цвето-теневые оттенки, свойственные живой натуре, а также проявилось уверенное владение рисунком. По возвращению в Питер«Владимир и Рогнеда» Владимир просит прощения у пленной Рогнеды за то, что пошел войной на Полоцкую землю, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Перед художником стояла весьма трудная задача — не скомпрометировать ролью убийцы и насильника святого князя Владимира, крестителя Руси. Лосенко в духе патриотизма своей эпохи пытается обелить князя, показав его раскаяние. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить свою вторую большую историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой» В ней последовательно проведены классицистические принципы как в содержании, так и в художественной организации всех ее изобразительных средств. Лосенко скончался от «водяной болезни» и был торжественно похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.




    29. Классицизм в русской скульптуре. Творчество М. Козловского

    Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости .

    (1753—1802)— один из величайших русских ваятелей.
    — его отец был «трубачевским мастером галерного флота». скульптор учился в Академии художеств. отечественной истории. статуи Екатерины II в образе Минервы (1785, ГРМ). Он наделяет Екатерину шлемом богини мудрости Минервы и.эффектно использует мотив широкого плаща, ниспадающего красивыми складками. В 1788 году Козловский вновь направляется в Париж, Здесь им была исполнена статуя «Поликрат» в которой тема человеческого страдания и жажда освобождения подняты до трагических высот. фигура Поликрата, последнее судорожное усилие прикованной руки, лицо, охваченное смертельной мукой. волнует античная тема. «Пастушок с зайцем» Произведение это свидетельствует о глубоком и тонком проникновении в художественную культуру Древней Эллады. «Спящий амур» «Гименей», «Амур со стрелой» и др.произведения, отличающиеся утонченной оэтичностью образов. еще сильнее тяготение Козловского к героическим темам. В ином, более лирическом ключе решена скульптура «Бдение Александра Македонского» В ней с редкой законченностью и изяществом пластического выражения повествуется о воспитании в себе юным Александром выдержки и мужественности. В статуе «Яков Долгорукий» с большой силой передан образ гражданской доблести, навеянный историей родной страны. Горячий отклик у Козловского нашел легендарный переход через Альпы, совершенный в 1799 году русскими войсками под водительством Суворова. Как полагают, это событие запечатлено в его произведении «Геркулес на коне» (бронза, 1799, ГРМ, ил. 167) с помощью античного образа, который мастер использовал, даже обращаясь к современным ему событиям. Русский полководец изображен в виде всадника, напоминающего греческого атлета уверенно восседающего на скачущем коне. Скала и поток олицетворяют Альпы и Рейн, змея — побежденного врага. Эти черты условности и гиперболичности сродни высокому слогу торжественных строф оды Державина, воспевающей подвиги Суворова. Высшее художественное достижение Козловского—памятник А, В. Суворову в Петербурге (1799-1801, ил. 168). В нем нет портретности в буквальном смысле слова. По художественному совершенству и сило выражения патриотической идеи среди произведений Козловского выделяется «Самсон, разрывающий пасть льва» (1801 — 1802, ил. 165). Большая эмоциональная насыщенность произведений Козловского и лодкупающе строгое благородство вкуса, столь далекие от той холодной абстрактности и схематизма, к которым придут эпигоны классицизма в середине XIX века, характерны не только для скульптурных, но и для графических работ Козловского. Дошедшие до нас рисунки натурщиков, а также многофигурные композиционные экскизы позволяют считать Козловского наряду с Лосенко одним из лучших рисовальщиков XVIII века.




    30. Творчество И. Мартоса – вершина развития скульптуры классицизма.

    В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жиле .был послан на пять лет продолжать обучение в Риме,

    Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. (С.С. Волконской и М.П. Собакиной.)

    Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции.

    Создавал произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников.Огромный барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады Казанского собора.

    Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. «Но гений Мартоса, - писал «Сын Отечества», - всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения». Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».

    Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.

    Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.

    «Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

    позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришелье в Одессе (1823 - 1828), выполненный в бронзе.

    Мартос умер в 1835 году.




    31. Романтический портрет. Творчество О. Кипренского.

    Кипренский, Орест Адамович (1782—1836) — русский живописец портретист, рисовальщик.

    Внебрачный сын крепостной, Кипренский был отдан в семью Швальбе — дворового человека бригадира Дьяконова. В 1788 году получил вольную и был определен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств, где проучился до 1803 года у Г.И. Угрюмова и Г.Ф. Дуайена, с 1812 года — академик.

    Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816—1823 годах совершенствовался в Италии и Франции. В 1828 году уехал в Италию: работал в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.

    Крупнейший мастер романтического портрета, автор ряда графических и живописных портретов современников.





    написать администратору сайта