Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2.3 Диалог с образом

  • 2.2.4 Взаимодействие противоположностей

  • Предупреждение.

  • 2.2.5 Замена образа

  • 2.2.6 Передача чувства

  • 2.2.7 Прослеживание судьбы образа

  • Линде_Эмоционально-образная терапия. Н. Д. Линде эмоциональнообразная терапия (теория и практика) Москва, 2004 аннотация эта книга


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеН. Д. Линде эмоциональнообразная терапия (теория и практика) Москва, 2004 аннотация эта книга
    АнкорЛинде_Эмоционально-образная терапия.doc
    Дата12.10.2017
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛинде_Эмоционально-образная терапия.doc
    ТипДокументы
    #9340
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    2.2.2 Мысленное действие

    Это самый очевидный ход, который склонны использовать клиенты даже без специальной инструкции, они пытаются что-то изменить в наблюдаемом образе, мысленно отбросив его, уничтожив, спрятав где-то. Такие насильственные действия практически никогда не приводят к успеху, поскольку не помогают решить проблему, а служат аналогом способов психологической защиты от осознания этой проблемы. Если вы выбрасываете образ, то вы пытаетесь вытеснить связанные с ним чувства. Если вы его закапываете, то занимаетесь подавлением. Если сжигаете, то уничтожаете чувство с помощью агрессии. Любопытно, что подобные действия рекомендуются «народной мистикой», но они абсолютно неадекватны и даже вредны с точки зрения эмоционально-образной терапии, потому что они не решают проблему, а принуждают человека применять к самому себе дополнительные формы насилия, тратить свою энергию зря, загоняют недуги вглубь души. Если в вас есть какие-то негативные качества или состояния, то они имеют для вас функциональное значение, пока вы не решите проблему, они будут воспроизводиться, а вы будете затрачивать все новые и новые усилия на их удаление, подавление и уничтожение. Наконец, эти методы попросту глупы, поскольку черные образы в теле обычно соответствуют спазмам, которые не пропускают энергию. Спазмы следует расслабить, а вырывать их из тела бессмысленно, вы напрягаете для этого другие мышцы, создаете дополнительные спазмы и проблемы.

    Избранный способ действий должен соответствовать структуре психологического конфликта и часто эффективным методом оказывается именно тот, который по смыслу прямо противоположен привычному способу действий, не приводившему к успеху.

    Тем не менее, прежде всего, следует спросить клиента, а что ему самому хочется с “этим” сделать, и во многих случаях найденное клиентом действие оказывается вполне адекватным или служит ориентиром для более правильного действия.

    Пример 1. На обучающем семинаре участники пытались применить данный метод, работая в парах, клиент - терапевт. В одной из пар клиент пожаловался, что часто испытывает сильное напряжение в области солнечного сплетения. Образ этого напряжения представлял собой толстый вертикально стоящий канат с узлом наверху. Сначала они с терапевтом использовали традиционно-насильственные методы: мысленно сжигали этот канат, резали его и так далее. Ничего не помогало. Наконец они догадались очень осторожно развязать узел. Это получилось, и как только узел был развязан, весь канат как по волшебству упал расслабленно как обычная веревка, напряжение в солнечном сплетении тут же прошло, оно не восстановилось и через неделю.

    Пример 2. Молодая женщина, подвергшаяся в 14 лет жестокому изнасилованию, страдала от приступов депрессии и кошмарных сновидений. Я попросил ее рассказать, как это произошло. “Что ты чувствуешь прямо сейчас?” - спросил я после завершения ужасного рассказа. - “Отвращение,” - ответила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. “Это существо как будто целиком состоит из грязи, и у него красные глаза,” - был ответ. “Что тебе хочется с ним сделать?” - “Хочется вымыть его.” - “Сделай это.” - “А я уже сделала. Ой, оно стало такое беленькое, чистое и у него голубые глаза!”

    Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвращение. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопринятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состояние клиентки резко изменилось, и она ушла, сияя, продолжая мысленно ласково беседовать с вновь обретенной самостью.

    Набор возможных действий практически безграничен, но терапевт должен следить за тем, чтобы эти действия вели к разрешению первичного конфликта либо еще четче раскрывали суть проблемы перед клиентом. По мере выполнения действия необходимо проверять, как изменяется образ и интегрированное с ним психосоматическое состояние. Позитивное изменение того и другого говорит о верном пути, в противном случае следует поискать иные варианты работы.

    2.2.3 Диалог с образом

    Можно поговорить с образом как реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Клиент может задавать вопросы образу и отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа. Для проведения диалога мы используем прием пустого стула (как в гештальттерапии или психодраме), на который проецируется образ чувства. Клиент пересаживается на этот стул и говорит от имени образа, но может и «услышать голос» образа не пересаживаясь. Такая работа требует раскрепощения фантазии, как в играх детей, когда они говорят от имени кукол или солдатиков.

    Диалог чаще всего играет проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, правильно сформировать или проверить гипотезу терапевта, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи. Результатом диалога может быть новая договоренность с некоторой частью личности клиента.

    Пример. Один студент пожаловался на то, что последнее время ощущает потерю энергии. Эту потерю он испытывал как некоторое напряжение в плечевом поясе и давление на голову. Я попросил его представить образ того, что так его угнетало. В воображении это представилось ему как черный ящик, отделенный барьером. Я посоветовал поговорить с ящиком; молодой человек попросил ящик уйти, но тот ответил, что готов это сделать, но мешает барьер. Тогда юноша заговорил с барьером, который в ходе диалога стал таять и исчез, после чего молодой человек переключился снова на диалог с черным ящиком, и тот тоже постепенно растаял. Студент тут же ощутил прилив недостающей энергии, она все прибывала и прибывала… Психологическое состояние резко улучшилось, и он ощутил, что способен сам справиться со своими задачами.

    Со стороны это может выглядеть странно, неправдоподобно, однако черный ящик воплощал для студента беспомощность при решении некоторых проблем, а барьер - страх перед этой беспомощностью, играющий роль психологической защиты. Поговорив с защитой, он снял ее, а после снятия защиты исчезла и беспомощность.

    Аналогичный метод применяется и в гештальттерапии, например, при анализе сновидений: клиент говорит от имени тех образов, которые встречались в сновидении. Только в этом случае главной и конечной целью является осознание, потому что гештальттерапия сохраняет родовую связь с психоанализом. В нашем случае этот этап также признается как очень важный, при этом клиент обычно усаживается на стул, куда спроецирован образ, и от его имени отвечает на вопросы терапевта. Важнейший вопрос касается намерений “образа” (зачем он создает у клиента те или иные симптомы). Когда это становится ясным, легче решить задачу устранения конфликта. Многих удивляет, что в итоге “злой и плохой” образ становится позитивным и его можно принять как эффективно работающую часть своей личности, как не доступный ранее ресурс.

    Исключение составляют те случаи, когда конфронтирующий образ означает другую личность или внешнюю ситуацию, тогда следует искать иные пути решения. Если образ явно означает врага, нанесшего психологическую травму, то его следует победить каким-то допустимым образом (см. примеры ниже).

    2.2.4 Взаимодействие противоположностей

    Один из ключевых принципов гештальттерапии - все наши проблемы связаны с наличием противоположных сил, которые взаимоопределяют друг друга, поддерживают существование друг друга. Обычно индивид отождествляется с одной из этих сил, а другую даже не осознает. Например, человек может считать себя беспомощным, не видя собственной агрессивности. Почему он не признает одну из сторон внутреннего конфликта и отталкивает ее от себя, не умея воспользоваться ее энергией? Об этом следует задуматься терапевту.

    Усредненное состояние от этих сил является нормальным, или природным состоянием личности. «Плохие» силы возникают как результат разорванности, расщепления исходного состояния. Вернуть все в исходную точку в результате взаимодействия и интеграции этих сил - в этом задача терапии.

    Поэтому, если клиент представил образ, выражающий некоторое чувство или состояние, можно попросить его представить и противоположный по смыслу образ, взаимодействующий с первым. Например, если человек боится чего-либо, можно выделить образ того, что пугает (образ страха) и образ той части личности, которая боится (образ страшащегося), образ ненавидящего и ненавидимого, образ депрессивного и образ подавляющего и т.д. После этого можно осуществить взаимодействие парных образов друг с другом.

    Пример 1. Молодая женщина, страдающая фобией на транспорт, испытывала сильные негативные чувства к самой себе, переживая свою неполноценность, не позволяющую ей вести активный образ жизни. Ей было предложено создать образ той части личности, которую она ненавидит. Им оказалось нечто маленькое, мутно-серое и плаксивое. Образ части, испытывающей ненависть, был похож на большой шар стального цвета, как морская мина с черными штырями во все стороны.

    Когда она позволила обеим частям свободно пообщаться друг с другом, обмениваясь энергией, образ мины постепенно высветлился и совсем исчез, а ненавидимая часть превратилась в две веселые, немного золотистые части. У женщины возникло ощущение, что эти части играют друг с другом, она ощутила, что они необыкновенно дороги ей, и поняла, что это ее дети. Она была потрясена фактом, что, оказывается, ненавидела своих детей!

    Понятно, что именно дети в ее подсознании были тем фактором, что мешал ей вести активный образ жизни, за это она подсознательно ненавидела их, но одновременно и любила! Они “держали” ее дома, а она очень стремилась от них уйти, но, будучи хорошей матерью и любя детей, подавляла свое желание, в результате чего желание уйти, трансформировалось в страх уйти, в фобию транспорта. После сеанса ее состояние значительно улучшилось.

    Пример 2. Молодая женщина жаловалась на страх перед большим количеством незнакомых людей, страх этот был похож на противную жабу. Представив, что жаба растет в размерах (см. пример, приведенный выше), она даже ощутила некоторое физическое удушье, будто жаба положила ей лапу на горло. Никакие действия не помогали победить жабу. Тогда я предложил ей представить в другом месте (на втором стуле) ту часть личности, на которую эта жаба воздействует. Ею оказалась маленькая девочка, как Дюймовочка. Когда клиентка стала оказывать положительное воздействие на маленькую девочку, помогая ей расти, жаба стала уменьшаться и терять силу…

    Предупреждение. Если одна из конфликтующих сторон явно имеет позитивный характер, то лучше не допускать ее непосредственного контакта с негативной частью, а лучше работать на усиление и развитие позитивной части, при этом негативная часть будет терять силу и исчезнет.

    Пример 3. Молодая женщина жаловалась на постоянные боли в области шеи. Образ боли был похож на черного кота, вцепившегося в шею. Как и обычно, я предложил представить этого кота на некотором расстоянии (в данном случае на столе, чтобы диссоциировать субъекта и его проблему). Там же я предложил представить ту часть ее личности, на которую нападал этот кот. Спонтанно возникший образ представлял собой коричневатую палку. Когда было предложено этим образам взаимодействовать между собой, кот накинулся на палку и стал ее грызть, палка стала утончаться и ломаться. Клиентка почувствовала себя хуже. Тут же я предложил изменить тактику и мысленно укреплять эту палку. Палка восстановилась и накинулась на кота, она лупила его до тех пор, пока кот не исчез полностью. Палка стала светящейся и явно более крепкой и здоровой. Состояние клиентки в корне переменилось к лучшему, боли прошли, она распрямилась, почувствовала прилив сил. Когда я предложил ей принять эту палку в себя как часть своей личности, то палка как бы сама легла вдоль позвоночника. Как выяснилось, много лет назад у женщины была травма позвоночника...

    2.2.5 Замена образа

    В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативное чувство, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.

    Пример. Женщина испытывала чувство вины, от которого не могла избавиться. Это чувство было похоже на черные камушки, которые давили ей на голову. Сначала она представила эти камушки на стуле, а затем на соседнем стуле - золотые частички, которые должны быть вместо них по законам природы. Затем она приняла эти частицы в себя, в то место, где ранее давил камень, и образ камня совершенно исчез. Она сразу же почувствовала себя лучше и поняла, что, постоянно наказывая себя за совершенную в прошлом ошибку, никому лучше не делала. До этого она никоим образом не желала расставаться с саморазрушительным чувством, считая, что так и должно быть.

    Прием замены очень эффективен в тех случаях, когда нежелательное состояние само консервирует себя, продуцируя соответствующие мысли и отношения. До тех пор пока это состояние не будет заменено, клиент будет оказывать сильное сопротивление. Его обычно надо уговаривать, для того чтобы он пошел на очевидно позитивную замену. Я предлагаю сделать это “для эксперимента”, “на время”, чтобы посмотреть, подходит ли это. Как только замена совершена, мнение клиента меняется волшебным образом. Однако необходимо быть уверенным, что предлагаемая замена действительно та, что нужна ему.

    2.2.6 Передача чувства

    Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые он в вас вызывает. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и негативное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего, управляемого катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа. Застрявшие чувства высвобождаются, и напряжение исчезает.

    Пример 1. Доктор наук, крепкий пожилой мужчина страдал от невыносимой головной боли. Я предложил ему представить перед собой образ головной боли. С присущим ему чувством юмора он назвал этот образ “зеленая камнеедка”. Я предложил ему высказать все, что он думает об этой “камнеедке” ей прямо “в лицо”. Это продолжалось 2-3 минуты, и хотя высказывался не вслух, он дал понять все с тем же чувством юмора, что выражая очень сильные чувства очень образно. В результате головная боль почти полностью прошла, изменился даже цвет лица, и он смог приступить к обычной работе.

    Пример 2. Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что ощущает себя замурованным в собственном теле. Он пытается вырваться, но ничего не получается. “Как ты это чувствуешь?” - уточнил я. - “Как будто вокруг меня толстая черная оболочка из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает.” - ответил он. - “Тогда попробуй поступить по-другому: вырази ей нежные чувства, попробуй отнестись к ней с теплом,” - посоветовал я. Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: ”У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно...” - “Ну, теперь ты можешь выбраться оттуда?” - спросил я. “А зачем, там хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит... Да, мне всегда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!” - заключил он. Понятно, что он боролся с однажды возникшим напряжением в теле, с помощью дополнительных напряжений, ситуация усугублялась. Нежность же прекратила этот конфликт. Возможно, этот конфликт имел источником внутриутробные переживания или опекающее поведение матери, но может быть этот анализ уже и не нужен.

    А еще я подумал, что, может быть, все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом.

    Трудность при применении данного метода может возникнуть в том случае, если отдаваемое чувство вновь и вновь возобновляется и процесс рискует затянуться до бесконечности, клиент в результате только устает и отчаивается. Это может случиться, когда ранее им было принято решение всегда испытывать данное чувство. Необходимо, чтобы он осознал это и отказался от прежнего решения.

    Пример 3. Женщина средних лет была очень обижена на сестру. Сколько она ни выражала эту обиду, та не кончалась. У нее возник образ бесконечной Вселенной, заполненной чернотой, с которой она ничего не могла поделать. Тогда я догадался, в чем дело и предположил вслух, что она решила когда-то, что уж “этого” она ей никогда не простит. Я объяснил также, что на самом деле эта обида только отравляет ее саму изнутри, что не дает никаких позитивных результатов. Клиентка была поражена и сказала, что это просто переворот в ее сознании, однако она последовала моему совету и отказалась от прежнего решения, в результате вся “Вселенная” тут же очистилась. Надо ли говорить, что ее состояние тоже резко улучшилось?

    2.2.7 Прослеживание судьбы образа

    В этом методе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до момента возникновения. И прошлое и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. Например, проследив историю образа до момента его возникновения, можно построить новую историю без его возникновения или просто зафиксировать позитивный образ и связанное с ним состояние, которое было до того, и перенести их в настоящее (подобный метод используется в НЛП).

    Пример. Одна из участниц моего кружка испытывала тяжелые депрессивные чувства в связи с недавней смертью старой матери от рака. Образ, который она представила, был похож на некое бесформенное тесто, которое было примитивным, но требовательным существом, подавлявшим ее. Я предложил клиентке представить дальнейшую историю развития этого образа. Образ продолжал пухнуть, становиться все более бессмысленным и угнетающим, он почернел, рассыпался, и от него осталась только кучка пепла. “Что теперь надо сделать?” - спросил я. - “Надо похоронить,” - ответила она. Подойдя к стулу, на который проецировался образ, собрала руками представляемый ею пепел и похоронила его у себя на груди... Она долго плакала, и участники группы выразили ей много тепла и поддержки, после этого ее внутренняя проблема разрешилась, и она ощутила освобождение от мучавших ее переживаний. В дальнейшей работе эта проблема уже не возникала, и общее состояние этой женщины можно было оценить как нормальное.

    Надо ли объяснять, что эта драматическая сцена была катарсическим воспроизведением ее реальной истории смерти и похорон матери, что позволило ей попрощаться с матерью и простить себя (детали работы пропущены).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта