Главная страница
Навигация по странице:

  • Сострадание

  • Отзывчивость

  • Великодушие

  • Снисходительность

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница7 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31
    Неосуждение. Умение прощать
    1.
    «Не будет брат осуждать брата, ибо знает, что осуждение есть разложение. Мудро поможет брат на каждом повороте пути». Бр. 424 2.
    «Когда народ поймёт всё зло осуждения, он откроет новые врата к будущему. Сколько времени освободится для познавания, для искусства мышления, для творения ис- тинного добра, при этом зажгутся лучшие огни сердца».
    МО-2. 286 3.
    «…Не осуждайте ни чьей веры, если она помогает кому-то к
    Высшему обратиться. Лишь фанатизм и изуверство недо- пустимы». ГАЙ-1955. 258 4.
    «Выслушайте и не осуждайте. Часто именно истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подаёт по- мощь не отрицанием, но привлечением». МО-2. 410 5.
    «Не бывает, чтобы человек был окончательно и безогово- рочно плох. В каждом можно усмотреть искорки Света и пытаться усиливать их, вместо того чтобы тушить осужде- нием и нежеланием признать их наличие. Думая плохо о человеке, делаем его ещё хуже, но, возвышая его, даём ему
    64
    возможность подняться. Апеллируя к лучшему, что есть в человеке, путь открываем ему к Свету». ГАЙ-1971. 446 6.
    «Отвращайте каждый раз взор от несовершенств ваших близких, а лучше сосредоточивайте внимание на собствен- ных недостатках с тем, чтобы устранить их и стать муд- рее...» ПММ, письмо 118 7.
    «Оставьте все осуждения, ищите лучшее в каждом».
    ПЕИР 15.01.1931 8.
    «Вас могут спросить, как обозначается вступление на путь
    Служения. …Четвертым [признаком] будет неосуждение, ибо устремлённый в будущее не имеет времени занимать- ся отбросами вчерашнего дня». Иер. 196 9.
    «…Чем отличается обсуждение от осуждения? Обсуждение, или анализ характера человека и его поступков, нужно для его познания, но осуждение вредно. …Осуждение не имеет в себе доброжелательства, оно ядовито и зло. …Знать или обсуждать совсем не значит осуждать. Знать надо».
    ГАЙ-1966. 706 10.
    «Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование». Бр. 41 11.
    «Вместить – значит понять, а понять – значит простить».
    НКР «И это пройдёт»
    12.
    «Знать и не осуждать – качества высокого духа. Истолко- вывают это как всепрощение. Но можно ли прощать при- чины, не могущие не дать своих следствий?» ГАЙ-1961. 175 13.
    «Около понятия прощения много непонимания. Простив- ший полагает, что он совершил что-то особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощён- ный думает, что всё кончилось, но ведь карма остаётся за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощённо- го и тем не утяжелил её, но сам закон кармы остаётся по- верх обоих участников». Бр. 445 14.
    «Трудно совместить знание человека с неосуждением.
    …Осуждение тесно связано с самостью, считающей, что именно она терпит или потерпела ущерб от недостатка осуждаемого. Всепрощение и неосуждение – явления
    65
    разного порядка. Не может человек прощать или не про- щать другого, так как следствиями каждого поступка рас- поряжается Карма и прощение не освобождает от Кармы.
    Но осуждение или суд над другим человеком безусловно недопустимы. В осуждении нет никаких положительных элементов – оно разрушительно». ГАЙ-1965. 230
    Сострадание
    1.
    «…Учитесь любить, привыкайте любить всё прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовер- шенному!» ПЕИР 21.08.1931 2.
    «Мерою сострадания измеряется великость сердца».
    ГАЙ-1952. 558 3.
    «Вся земная жизнь состоит из чередования снисходитель- ности и сострадания». Надз. 553 4.
    «…Сострадание не знает границ, будучи сотрудничеством
    Истины». ЗнАЙ. 210 5.
    «Сострадать – значит страдать с страдающим. Чувство страдания есть стимул к оказанию помощи. Ведь боль не чужая, а как бы своя. Из чувства единения проистекает со- страдание. Единение и сострадание неразрывны, и одно вытекает из другого. Тот, кто чувствует полное единство, обладает и полным состраданием. …Может ли стоять жизнь без сострадания? Мы видим, что такая жизнь при- водит к смерти. …Всякое разрушение имеет предел, в то время как созидание предела не имеет. Так же и жесто- кость разрушает сама себя, а сострадание утверждает рост сердца. И тот, кто хочет душу свою сберечь в обособлении, теряет её, а отдающий душу свою в сострадании – обретает сокровище, всё возрастающее». БНА. УС. 50 6.
    «Истинно, милосердие, миролюбие, жалость, снисхожде- ние, явления обычной бережности к людям будут прояв- лениями сострадания в разной мере. Сама любовь живёт близко от сострадания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все эти добрые качества полны целебности».
    Надз. 809 66

    7.
    Мудро «хранить в сердце слова Великого Конфуция: “Когда ко мне приходит человек в полной искренности, я прини- маю его за его добрые намерения, но я не оправдываю его прошлые ошибки”. Сколько в этом сострадания и понима- ния закона вечного движения, вечной смены. Именно душа человеческая являет наиболее яркий пример беспрестан- ного движения и борения энергий». ПЕИР 10.05.1935 8.
    «Помощь и сострадание заключаются в том, чтобы сумерки омрачённого духа заменить Светом». ГАЙ-1968. 115 9.
    «Жаление и сострадание – явления разного порядка. Жа- леющий погружается в сумерки сознания жалеемого и увя- зает в них. Сострадание, наоборот, возвышает, поднимает страдающего до себя, окружая его Светом, надеждою и бодростью духа, и несёт ему радость. Надо научиться со- страдать и жалеть, не снижая своего сознания, то есть не теряя его светоносности». ГАЙ-1965. 91 10.
    «Жаление есть лужа, где скользит верная нога. Жалеющий опускается до уровня жалеемого. Сила жалеющего раство- ряется в сумерках жалеемого – следствие самое плаксивое.
    Не нужно смешивать жаление с состраданием. В сострада- нии ничто не растворяется, но нарастают кристаллы дей- ствия. Сострадание не плачет, но помогает». Общ. 134 11.
    «Сострадание не жаление. Сострадание принимает удар на себя. Сострадание действенно. Жалеешь? Помоги. Жаление становится состраданием». ГАЙ-1952. 333 12.
    «Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига. Но при этом мы должны помнить, что путь сострадания дол- жен быть путём мудрой суровости и действенной помощи, но не сентиментальности и потому часто несправедливой оценки». ПЕИР 16.08.1944 13.
    «Чувствовать страдания других может лишь человек, вы- шедший за пределы своей личности. Потому сострадание есть великий утончитель сердца. Истинное сострадание действенно. Чувство сострадания вызывает действие, при- нимая удар на себя». ГАЙ-1952. 558.
    67

    14.
    «…Сострадание лишено эгоизма. …Даже милосердие может быть не лишено самости, но сострадание приходит к боль- ным, принимая на себя всю тягость боли. Оно изучает при- чину боли и подаёт психическую энергию, оздоровляющую негодную психологию. …Требуется много доброй силы, чтобы поддержать, не обидеть и выразить надежду в са- мых простых понятных словах. Больной бывает эгоистом, и не следует ему дать понять, что его порок замечен. Поис- тине, сострадание – самое нежное, отзывчивое чувство.
    …Оно являет магнит сердца, и в такой мощи человек непо- бедим. Мыслитель утверждал: “Сострадание есть венец
    Будущего”». Надз. 864 15.
    «Отсутствие сострадания делает человека негодным к по- двигу, ибо такие души лишены мужества».
    ЛСМ. Озар. Ч. 2, XI. 1 16.
    «Страдание во всех случаях можно считать благом, ибо оно утончает наши чувствования и научает великому состра- данию. Одна радость не может дать глубины чувствам, по- тому необходимо совмещение этих двух антиподов для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца Солнц. Сердце окаменевшее, не звучащее всеми фибрами своими на радость и страдания окружаю- щих, не может принадлежать ученику, идущему по пути
    Света. Именно при совершенствовании вся гамма чувств настолько утончается, что сердце высокого ученика на по- следней ступени иногда представляет из себя как бы рану, часто он физически ощущает её жгучую боль. Только чув- ствительность эта не столько о себе, сколько о других и
    Общем Благе…» ПЕИР 25.01.1936 17.
    «…Пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания.
    В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Зна- ния. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устрем- лялись по этому пути. …Терновый путь не для всех полон терния. Есть души, которым и терновый венец лучше вен- ца царского, и грубая одежда лучше пурпура императоров».
    ЛСМ. Зов. 21.07.1922 68

    Отзывчивость
    1.
    «В космическом пространстве каждое явление отзывается целой цепью следствий». МО-3. 376 2.
    «Эхо событий земных отзывается громом на Высших Ми- рах и на звёздах далёких. Всё есть Единое, всё связано тес- но между собою, и пространство – носитель этих нитей, связующих всё в Единое Космическое целое».
    ГАЙ-1957. 508 3.
    «Зовущий и отзывающийся являются Космическим Созву- чием». Беспр. 97 4.
    «Человеческий организм, являя собою часть целого, нахо- дится с ним в тесной взаимосвязи. Арфа духа реагирует и отзывается на все пространственные звучания. …Нет те- перь уголков на Земном шаре, где в счастливом неведении люди могли бы оградиться от Кармы планетной и не от- ветствовать на мировое переустройство». ГАЙ-1965. 536 5.
    «Истинно, отзывчивое и любящее сердце – лучший про- водник и соединитель всех миров…» ПЕИР [19].08.1943 6.
    «Отзывается тонкое сердце на все космические происше- ствия». Иер. 352 7.
    «Будем беречь друг друга, проявляя самую большую чут- кость и отзывчивость к особенностям каждого».
    ПЕИР 14.08.1936 8.
    «Ищите хорошее в людях. На поиски хорошего многие лег- ко отзываются. И лучше думать о том, что есть хорошего в каждом, чем о плохом. Но это не значит умиляться маска- ми. Видеть, и знать, и не осуждать, но поддержать всё хо- рошее, что есть в человеке, будет решением правильным».
    ГАЙ-1967. 87 9.
    «Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение бу- дет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании.
    Найти нужно правильную меру между отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки…» Аум. 51 10.
    «Вы правы, сетуя на малую отзывчивость людей, казалось бы, интеллигентных к наиболее нужному, к расширению сознания, к поддержанию всего способствующего этому
    ПОДВИГУ. Малыми подачками они стараются успокоить
    69
    голос пробуждающегося духа. Но истина остаётся – “В юже меру мерите, в ту же отмерится и вам”». ПЕИР 12.12.1952
    Великодушие
    1.
    «Лестница восхождения есть мера великодушия, значит великодушие может быть постигаемо ежедневно».
    МО-2. 280 2.
    «Лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелатель- ность и великодушие». ПЕИР 27.09.1937 3.
    «Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает». ПЕИР 19.08.1937 4.
    «Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт
    Огни сердца». МО-1. 564 5.
    «Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец цар- ственного Духа». ПЕИР 31.05.1934 6.
    «И чем больше будет единения среди ближайших в мыс- лях и действиях, тем ярче будет победа. Самому терпели- вому, самому великодушному и будет принесена самая горячая признательность. …Должна сказать: очень люблю я во всём истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вме- щении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа!» ПЕИР 8.10.1937 7.
    «Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между дру- зьями». ПЕИР 28.09.1936 8.
    «…Должна быть проявлена вся мера великодушия. Царь духа тот, кто первый протягивает руку». ПЕИР 7.01.1938 9.
    «Кто великодушнее, тот и должен понять долг свой.
    Именно великодушие больше другого обережёт от раз- дражения». МО-1. 518 10.
    «Зовут в страдании, и великодушное сердце не может от- казать зовущему». Сердце. 112 11.
    «Не знает покоя Великое Служение... Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия». МО-2. 201 70

    12.
    «Пощада не лёгкое понятие, лишь очень дальнозоркие мо- гут присмотреться к следствиям пощады. Когда великоду- шие произносит: “Пусть живёт”, не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада не уместна, но для дальнозорких она, как стрела в цель». Бр. 86 13.
    «…Великодушие может следовать тогда, когда изжито бес- сердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живёт в сердце самости».
    М0-3. 123 14.
    «“Хвалите за каждое благо”. Это будет явлением велико- душия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя».
    МО-1. 193
    Снисходительность
    1.
    «Снисхождение есть одно из качеств Высшего Мира, пото- му каждый, в свою очередь, должен уметь оказывать это качество везде, где есть искра блага. Пусть не устают разыскивать эту Благодать. Так можно на вечном дозоре принять на себя служение Высшему Миру». Аум. 87 2.
    «Снисхождение входит в симфонию качеств духа как неот- рывная часть. Оно близко и терпимости, и состраданию, и неосуждению. Это основное качество Бодхисатвы. Нелегко являть снисхождение в отношении людей очень несовер- шенных. Но ведь ради них приходят на Землю Великие Духи и ради них претерпевают страдания. Не может быть снис- хождения без любви. Ведь само слово указывает на то, что более высокое сознание спускается вниз до более низкого с тем, чтобы помочь ему подниматься. И Учитель Снисходит к ученикам, чтобы их научить восхождению. Это качество трудно тем, что требует соизмеримости и умения говорить и дать по сознанию и его вместимости. Мудрость Учителя позволяет давать такие формулы и в таком выражении, что может от их неисчерпаемой глубины почерпнуть и большое и малое сознание по своей способности вместить,
    71
    и может почерпать многократно, всё более и более расши- ряя понимание…» ГАЙ-1969. 509 3.
    «Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхож- дением. Глупец избивает обессилевшего осла и тем творит лишь вред. Но разумный хозяин даст отдых ослу и накор- мит его, и тем получит пользу. Также и с невеждами, не- возможно обрушивать гнев свой на невежд, ибо не принесёт пользы такое отношение. Но польза будет, если снизойти и найти убедительные слова. Нелегко находить уровень невежества, но мыслитель поймёт, что по низкому проходу нужно идти нагнувшись.
    Много говорилось о сострадании, но каждое сострадание уже содержит снисхождение. Поистине, славное восхожде- ние создаётся чутким снисхождением. …Человек должен постоянно искать, где можно приложить снисхождение.
    Нужно в школах сказать, насколько полезно снисхождение.
    Нужно указать, что осуждение есть мёртвое начало. Можно легко избежать его, если помнить, что разрушение не бу- дет равно созиданию. Предоставим разрушение Мудрости
    Космоса, мы же будем создавать. Мыслитель говорил:
    “Учитель, укажи в снисхождении восходить”». Надз. 847 4.
    «Нужно найти снисхождение к несовершенству. Ведь каж- дый творец когда-то был несовершенен. Каждое накопле- ние давалось и трудом, и напряжением». Аум. 23 5.
    «Хотящего прими и просящему дай, но в пределах проси- мого им. Это и будет даянием по созвучию, по вместимости, по сознанию. И надо при этом забыть о себе. Это есть снис- хождение. Оно невозможно, когда вмешивается самость, выдвигая себя впереди». ГАЙ-1961. 404 6.
    «…Снисходительность или попустительство. Конечно, у первого рождается второе, но между ними лежит Меч
    Справедливости. Ведь снисходительность от Света, но по- пустительство от тьмы. …Узко место, где может лежать
    Меч». «Напутствие Вождю». 1 7.
    «Нужно быть снисходительными к другим и строгими к себе». ПЕИР 29.08.1934 72

    Милосердие
    1.
    «Милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления… разве не являются чудесными путями со- общения с высшими энергиями? Нужно привыкать смот- реть на эти светлые качества как на действительное средство, соединяющее с Высшими Мирами». Сердце. 374 2.
    «Благо, если мы научаемся любить трудности, ибо, истин- но, только личный опыт, личные переживания и страдания научают нас великому терпению и милосердию – каче- ствам, лежащим в основании всех достижений».
    ПЕИР 23.04.1938 3.
    «Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество ку- ются в жизни. Ничто отвлечённое не может слагать силу духа». Бр. 489 4.
    «Мир изживает следствия давно посеянных причин, но и закладывает новые, которые решат – быть ему или не быть? Вот почему так важно образование отдельных групп-оазисов, которые призывали бы к милосердию, тер- пимости и знанию». ПЕИР 7.12.1936 5.
    «Кто-то сказал: “Люди лучше всего умеют хранить камни и металлы, менее – растения, еще менее – животных и всего меньше – человека”. Судите сами, насколько справедливы такие понимания. Человек будет самым тонким организ- мом, и самое жестокое обращение выпадает на его долю».
    Бр. 442 6.
    «Мыслитель наставлял: “Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль тогда найдёте и слова утеши- тельные”». Надз. 502
    Сочувствие
    1.
    «Поймите ваши взаимочувства и объясните их языком ва- шего сердца. Этот язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности». Беспр. Предисл.
    2.
    «Каждый человек мечтает о сочувствии, но часто он требу- ет сочувствия лишь к себе, забывая, что само это понятие
    73
    предполагает обоюдность. В этом недоразумении скрыва- ются многие несчастья. Мыслитель говорил: “Человек тре- бует сочувствия, но где его ответное чувство? Он считает себя наиболее несчастным, но мерил ли он несчастья дру- гих?”» Надз. 492 3.
    «Даже при простом сочувствии надо отдать часть теплоты или энергии сердца, чтобы словесное сочувствие стало действительным. Потому, оказывая помощь, даже мыслен- ную, надо… быть готовым чем-то действительно посту- питься и что-то принять на себя». ГАЙ-1968. 214 4.
    «Сочувствие и понимание чужого горя могут различаться по существу. Иногда люди, сочувствуя, исходят от себя, ду- мая о себе и представляя себя в подобном же положении и жалея себя, тогда мысль течёт о себе. А иногда сочувству- ющий, забывая о себе, входит в положение страждущего и стремится оказать действительную помощь. Помогают и пекущиеся о себе, но помощь их не от сердца». ГАЙ-1972. 38 5.
    «Правильное сочувствие помогает и поднимает другого человека, не погружаясь в его отемнённое состояние и не заражаясь им. Даже и сочувствовать надо умеючи, иначе не помощь, но умножение тьмы». ГАЙ-1967. 526 6.
    «Искусство усвоения языка собеседника относится к боль- шому развитию сознания. …В нём не будет заключаться вы- сокомерие, наоборот, сочувствие к понятию собеседника».
    МО-2. 341 7.
    «Улыбка сочувствия – одна из хороших тропинок к миру».
    НКР «Дорогая наша сотрудница»
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31


    написать администратору сайта