Главная страница
Навигация по странице:

  • Доброжелательность

  • Благодушие. Добродушие. Незлобивость

  • Приветливость

  • Культурность

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31
    Соучастливость
    1.
    «Принимай участие во всём сущем. Оно для тебя, и ты для него». Надз. 310 2.
    «Космический гражданин есть тот, кто сделал Космос сво- им личным делом, а не своё личное дело – целым миром».
    БНА. УС. 172 3.
    «Устремлённый дух к Беспредельности соучаствует в кос- мическом сотрудничестве». Беспр. 568 74

    4.
    «Люди должны быть соучастниками эволюции. Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к по- току высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенство- вания жизни». Надз. 515 5.
    «Радость сочувствия есть радость Нового Мира. Раздвигая это понятие до пределов космических, приходим к слия- нию с Космосом. Невозможно сочувствие без объединения.
    …Радость сочувствия есть радость расширения сознания и вмещения. Не велика радость ограничить мир собой.
    …Явление такого сочувствия делает человека сотрудником
    Космоса, соучастником всего происходящего эволюционно- го процесса. Сочувствие растёт вместе с ростом сознания, постепенно охватывая одну сферу за другой. Оно не уводит от жизни, но приобщает ко всей полноте её». БНА. УС. 94 6.
    «Как чудесно быть соучастниками построения Нового Ми- ра. Помогая строить его на земле, мы созидаем его в себе. И наоборот – не работая на постройке Счастья, невозможно утвердить его в себе». БНА. УС. 116
    Доброжелательность
    1.
    «Добро созидательно. Строителен Космос. И потому дей- ствующее в добре сознание действует в гармонии с Косми- ческими Законами. Как бы самая сущность жизни стоит за ним, устремляя его кверху. Именно, можно сказать: в добре возносимся и добром восходим». ГАЙ-1956. 26 2.
    «Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром». Надз. 515 3.
    «Нужно именно углублять путь доброжелательности.
    Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час». МО-1. 118 4.
    «Нужно приветствовать всё, что имеет жизнеспособность.
    Нужно приветствовать каждую искру, ибо из неё растёт
    Огонь. Так будьте доброжелательны». МО-1. 119 5.
    «Нужно понять и покрыть добром». МО-1. 594 75

    6.
    «Преобразить сознание – значит войти в особый мир, зна- чит получить особую оценку всего происходящего, значит идти вперёд без оглядки; значит покинуть сетования и об- рести доброжелательность». МО-1. 112 7.
    «Чистое мышление, постоянство, доброжелательство при- водят в действие сердечную энергию». Сердце. 596 8.
    «Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосно- вением. И сердце будет расти в этом упражнении добра».
    Сердце. 410 9.
    «Итак, будем радоваться каждому добру. Ведь оно уже рас- сеивает чьё-то смущение и заменяет безобразие красотой».
    НКР «Благожелательство»
    10.
    «…Каждое действие должно сопровождаться доброжела- тельством. Даже обычная домашняя работа будет иметь благое следствие, если она производится с добрыми мыс- лями. Много хороших действий сокрушилось от раздраже- ния и недобрых помыслов». Надз. 479 11.
    «Благожелательство нужно воспитывать, чтобы оно сохра- няло свою искренность. При расстройстве земном трудно находить истинное благожелательство, но без него нельзя воспринять даже простое учение. …Мыслитель учил: “Доб- рожелательство есть отличие преуспевающего”». Надз. 509 12.
    «…Человеческое общение возможно лишь при условии полного доброжелательства. Опять нравственное понятие становится реальным двигателем». Аум. 397.
    13.
    «…Здоровое мышление будет и добрым». Надз. 386 14.
    «Одно-два добрых слова могут переродить сознание.
    Доброжелательность – самый мощный магнит».
    ПЕИР 1.04.1945 15.
    «Полезно советовать друзьям, чтобы они в определённый час обоюдно посылали добрые мысли. В таком действии будет не только укрепление доброжелательства, но и дез- инфекция пространства... Добрые мысли будут лучшим очистителем окружающего». Бр. 195 16.
    «…Каждое зерно истины должно быть принимаемо благо- желательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть произнесена на любом наречии. Она может
    76
    быть облечена в одежды каждого века. …Одни провозвест- ники отличались высокою учёностью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины».
    Надз. 509 17.
    «Научная задача основана на доброжелательном допуще- нии, но псевдонаучная полна отрицания». Аум. 484 18.
    «Нужно особенно радоваться каждому доброжелательному изысканию – в нём заключено истинное добротворчество».
    НКР «Старинные лекарства»
    19.
    «Прежде всего человек благожелателен всему человече- ству. Он понимает, что вредители будут прискорбными исключениями, но сущность человечества добрая… Мысли- тель говорил: “Учитель, научи меня благожелательству”».
    Надз. 828
    Благодушие. Добродушие. Незлобивость
    1.
    «Два прекрасных понятия незаслуженно унижены невеж- дами; для них благодушный близок слабоумному и добро- душный не заслуживает доверия. Между тем, что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру?
    Лишь мудрый человек может направлять все свои силы ко благу. …Якорь блага будет очень надёжным, но для того человек должен усвоить истинное благодушие. Оно помо- жет избежать раздражения, ярого гнева и злобы. Пусть лю- ди не подумают, что Мы говорим о ненужных предметах.
    Мир настолько обуян ненавистью, что спасительный круг блага необходим. Пусть человек поищет многие унижен- ные и забытые понятия. Пусть научится принимать их в истинном значении. Много добра может быть найдено в пыли веков. Мыслитель утверждал: “Надень доспех благо- душия и будь непобедим”». Надз. 850 2.
    «Незлобность есть одно из огненных качеств. Но что сдела- ли люди из этого состояния? Не дряблость, но полная спра- ведливость заключается в незлобивости. Огненное сердце отлично понимает недопустимость злобы. Оно знает о сози- дании, которое исключает злобу как средство негодное.
    77

    Также незлобивость чувствует целесообразность, иначе го- воря, высшую меру справедливости». МО-1. 224 3.
    «Лишь при равновесии и благодушии можно надеяться на скорое продвижение». ПЕИР 8.03.1938 4.
    «…Явите терпение, всё придёт так, как полезнее и, следо- вательно, лучше. Храните лишь благодушие, от многого будете охранены». ПЕИР 20.01.1947 5.
    «…Защищаться надо доброжелательством, отвечая на зло добром, мыслью спокойной и светлой. Ни в коем случае нельзя себе позволить зазвучать в унисон с посланной со стороны мыслью недоброй. Храня благодушие и неруши- мое равновесие, можно отбрасывать от себя невредимо волны вредоносных и темных воздействий». ГАЙ-1972. 223 6.
    «Храните благодушие, храните спокойствие, свет охраняй- те в себе в горении постоянном... И духа светильник за- жжённый стремитесь неугасимым пронести». ГАЙ-1957. 32
    Дружелюбие
    1.
    «Утвердимся и в том, что ко всем людям установим друже- любное отношение». Сердце. 595 2.
    «…Обратимся к дружелюбию как основе жизни. Не румяна, не белила злобы дружелюбие. Не завеса дружелюбие. Не личина предательства дружелюбие. Не приветливая гри- маса дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелице- мерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих се- бя. …Оно нуждается в истинной честности. …Так нужно по- нять качество дружелюбия во всей полноте. …Оно нераздельно от расширения сознания. …Но не сделаем это огненное качество, как безволие, порабощённость и жал- кое лицемерие». МО-1. 138 3.
    «Если спросят, что больше всего мешает всем добрым начинаниям, скажите: “Именно отсутствие дружелюбия”.
    Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество и, конечно же, никакая община невозможны без дружелю- бия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в десять раз
    78
    облегчается работа. И, казалось бы, чего проще при устрем- лённом труде только желать добра и успеха ближнему!»
    МО-3. 424 4.
    «Полезно помыслить о лучшем во всём происходящем. Да- же малые признаки лучшего среди жизни дают просвет.
    Они же породят приливы признательности и дружелюбия».
    МО-1. 405 5.
    «Дружелюбие не насилие. Рост сердца не от кнута, но можно растить сад прекрасный лишь действиями прекрасными».
    МО-1. 161 6.
    «Каждый имеет множество друзей, но он должен полюбить их. Не может быть дружбы без любви». Надз. 641 7.
    «Не легко лечить глаза, которые затемняются от пыли раз- доров. Примочки истинного дружелюбия первое средство».
    МО-1. 124 8.
    «…Забочусь, чтобы вы не упускали ни одного показания дружелюбия. Нужно соблюдать лучшее топливо для огня сердца. Запас дружелюбия рождает истинное сострада- ние…» МО-1. 661 9.
    «Понимаем, что нет труднее задания, как привести к гар- моническому соотношению различные человеческие со- знания. Эта психологическая область является не только сложнейшею наукою, но и величайшим искусством. Потому относиться к друзьям следует со всею бережностью и дру- желюбием, последнее скорее всего поможет сгладить и обойти многие острые углы». ПЕИР 4.02.1940 10.
    «В большинстве случаев дружелюбие и сердечная теплота дают наилучшие результаты». ПЕИР 18.04.1935 11.
    Йог «пытливо исследует каждое явление, и, если найдёт долю добра, он будет судить от этой доли. …Йог понимает, что невозможно оценить явление по мимолетному состоя- нию, потому он смотрит происходящее в различных его проявлениях, прежде чем судить о сущности. Уразумейте такое основание для дружелюбия. Лучше ошибаться в сто- рону добра, нежели опрометчиво осудить. …Мыслитель утверждал: “Сохраните дружелюбие, как факел во тьме”».
    Надз. 855 79

    12.
    «…Вернейший путь есть путь дружелюбия. Вспомним, ка- кие опасности мы миновали дружелюбием! Может быть, даже не знаем границ и размеров таких опасностей. Но сердце свидетельствует, что именно дружелюбие помогло в самые трудные часы». МО-2. 158 13.
    «Можно многим советовать панацею дружелюбия. Не уста- нем повторять об этом лекарстве духа и тела. Когда- нибудь и врачи пропишут дружелюбие как сильнейшее противоядие». МО-2. 240 14.
    «…Первый признак культуры – отсутствие личных раздо- ров». Иер. 146 15.
    «Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раз- дора между теми, кто могли бы сплотиться во Благо. …Так помыслим о каждом дружелюбии, которое есть уже искра сотрудничества». МО-1. 657 16.
    «Кто скажет, когда исчерпаются все меры дружелюбия?
    Лишь один Иерарх может взять на себя такое решение».
    МО-2. 89
    Приветливость
    1.
    «Необходимо поддерживать атмосферу дружелюбия в сво-
    ём окружении. Дружелюбие, приветливость и вниматель- ность к близким – лучшая политика и создание сильного магнита». ПЕИР 9.04.1948 2.
    «Пусть на приветливости сердца строится обоюдная по- мощь. Когда люди поймут силу приветливости сердца, они познают ещё один путь к [Высшему]. Мыслитель умел раз- личать приветливость от лукавства». Надз. 466 3.
    «Будем знать радость препятствиям и что приветствован- ное препятствие обращается в ускоренную удачу. Но удача эта будет как сеть, переполнённая уловом». ЗнАЙ. 262 4.
    «…Так отрадно было услышать прекрасный Отчёт Мини- стра Здравия Индии... о посещении ею Лучшей Страны
    [России]. Она… была поражена и тронута общей сердечной приветливостью населения. Такую сердечность не прика- зать, приходит она от сердца, любящего МИР и Общий труд во Благо». ПЕИР 17.06.1953 80

    Обаяние
    1.
    «Сердечное познание даёт обаяние, которое не приобрета- ется золотом. …Сердечно[е] обаяни[е] ценится очень высо- ко. Оно принадлежит к качествам накопляемым и неотъем- лемым. …Сердечное обаяние, или Царь-Сердце. Можно ви- деть, как с детства обаяние открывается, иногда даже в тя- гость самому себе, ибо люди иного напряжения перемеши- вают ритм». Сердце. 489 2.
    «Только вибрация сердца творит, только вибрацией сердца можно создавать. Величайшая мощь лежит в магните серд- ца. Им мы ищем, им мы творим, им мы находим, им мы притягиваем». Беспр. 558 3.
    «Когда сердце горит, так легко говорить и утверждать, слова сами просятся на язык, и магнит сердца зажигает и покоряет сердца слушающих». ПЕИР 13.09.1931 4.
    «Явите магнит сердца, без него никого не привлечь. Люди могут подходить, но лишь сердце может удержать их и дать и получить пользу». ПЕИР 23.02.1937 5.
    «…Осуждение недопустимо, и прежде всего потому, что оно отталкивает от человека тех, кого он осуждает, даже если это осуждение совершается втайне в мыслях и сердце че- ловека. Облечь сердце в привлекательность, привлекая людей, явление нелёгкое и редкое. Нужен сильный магнит сердца. В нём-то и кроется тайна сердечного обаяния. Как же иначе можно вести за собой людей, если не привлечь их и не удержать магнитом своего сердца? Полагают, что людей можно удержать словом, мозгом или золотом. Но эти связи непрочны. А такие руководители часто остаются без последователей. Сердечная связь сохраняется даже и за пределами смерти». ГАЙ-1954. 465
    Нежность
    1.
    «Нужно утончать каждое касание. Нужно показать самую нежную заботливость. Нужно принять сердечно каждую тягость близкого – так образуется твердыня непобедимая.
    Так идите!» Сердце. 560 81

    2.
    «Ценю каждое проявление сердца. Нежность сердца нелег- ко накопить. Оно должно было много потрудиться, чтобы стать отзывчивым на чужую боль и познать радость выс- шую». ПЕИР 21.12.1952 3.
    «Вы обладаете той искренностью, нежностью и заботли- вым отношением, которые так редко встречаются, но именно эти качества придают красоту и радость жизни».
    ПЕИР 17.05.1938 4.
    «Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть не лишено мужественности. Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни». Сердце. 476 5.
    «Сильная рука может очень нежно касаться, не теряя при этом своей силы. Лишь слабость духа непростительна ни при каких условиях». ГАЙ-1958. 388 6.
    «Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суро- востью долга. Новая жизнь не устрашится противоположе- ниями. Она не будет насиловать одним ярмом, но даст широту восприятия». Общ. 112 7.
    «Нет на свете другой души, столь нежно, проникновенно чувствующей красоту Высшего Мира, жаждущей высшей
    Правды и так незлобиво относящейся и к недругам. …[Это] редчайшее качество нашего русского народа…»
    ПЕИР 24.08.1954
    Ласковость
    1.
    «
    Культурная работа требует взвешивать все возможности.
    Где есть хотя бы малейший росток блага – там должна быть проявлена ласковость и бережность».
    ПЕИР 15.06.1942 2.
    «…Живи в сознании, что от тебя должен исходить лишь
    Свет и теплота его должна согревать всех окружающих, особенно близких. Никогда не знаешь, где и когда ласковое слово может рассеять мрачную тучу. Иногда простое лас- ковое прикосновение руки перерождает человека».
    ПЕИР 29.11.1949 3.
    «Людям надо учиться являть нежность, заботу и ласку.
    Люди любят заботу о них. Слово от сердца, немного внима-
    82
    ния, немного забвения самого себя, и сделано важное дело.
    Человек получил частицу драгоценной энергии и в какой- то мере насытился ею. Ибо очень мало дающих и могущих дать. И сердце будет расти в этом непрерывном и созна- тельном даянии». ГАЙ-1956. 157 4.
    «Каждое ласковое, к месту сказанное слово вливает новую силу и очищает атмосферу на большом радиусе».
    ПЕИР 4.05.1946 5.
    «Когда волшебный цветок ласки на земле расцветает, тогда новая звезда зажигается в Беспредельности.
    Бесчисленны звёзды. Мост молока счастья связал все миры».
    ЛСМ. Зов. 27.07.1922 6.
    «Идите, исправьте содеянное. Лаской и вниманием восста- новишь всё». ГАЙ-1951. 355
    Культурность
    1.
    «Культурность есть человечность… Именно Культурность есть утончённость во всём и связана с Красотою, потому необходимо утверждение понимания и любви к Красоте во всём её космическом размахе». ПЕИР 9.11.1952 2.
    «…Культура имеет два корня – первый друидический, вто- рой восточный. Культ-Ур – значит Почитание Света».
    НКР «Латвийскому Обществу имени Рериха»
    3.
    «Культура есть накопление высочайшей Благодати, высо- чайшей Красоты, высочайшего Знания».
    НКР «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»
    4.
    «Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено всё почитание
    Света, всё служение Благу».
    НКР «Привет Конференции Знамени Мира»
    5.
    «Можно быть высоко цивилизованным человеком и всё же оставаться некультурным. Культурность есть утончение всех восприятий и является наследием наших накоплений из прошлых жизней». ПЕИР 21.05.1938 83

    6.
    «Невежественный человек сначала должен стать цивили- зованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и осознание синтеза, которое завершается принятием поня- тия культуры». НКР. Цит. по: ПЕИР 29.05.1931 7.
    «Истинная культура мысли растёт культурою духа и серд- ца». ПЕИР 3.03.1930 8.
    «Культурное сердце питается высшими чувствами. И тогда оно растёт, пока не обнимет весь мир». ГАЙ-1952. 558 9.
    «Да, культурность в одну жизнь не приобретается. Много накоплений нужно собрать…, чтобы усвоить утончённость культурного отношения ко всем областям знания и искус- ства и ко всем проявлениям жизни». ПЕИР 9.09.1937 10.
    «…Только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, воз- вышенность деятельности, утончённость восприятий, лю- бовь к красоте, каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением». Надз. 590 11.
    «…Состояние, которое вы называете культурою, – общече- ловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение мира есть первая ступень к преображению всей жизни. …Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны.

    Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность. Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечело- вечность, и каждый человек – уже гражданин всех миров».
    Надз. 373 12.
    «Лишь на основе Культуры, самой возвышенной, самой утончённой, сотрутся все ненужные и мешающие различия и создастся то светлое воинство Духа, которое в действен- ном миротворчестве утвердит светлое Будущее человече- ства». ПЕИР 26.12.1931 84

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта