Главная страница
Навигация по странице:

  • Умение помогать

  • Бескорыстие

  • Благодарность. Признательность

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница5 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
    Служение Общему Благу
    1.
    «Забота об Общем Благе, забота о ближнем есть высшее задание!» ПЕИР 12.08.1954 2.
    «Будущее человечества, будущее Космоса – есть ли что- либо более священное?!» Общ. 199 3.
    «Делите всё на четыре части: первая – Высшему, вторая –
    Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придёт час, когда останутся только три части, ибо четвертая
    43
    будет поглощена второй. Такие деления называются ог- ненными. Никто, кроме сердца, не укажет границу этих ча- стей. Но пусть огненно будет начертана последователь- ность». МО-2. 457 4.
    «Общее дело есть Общее Благо». Общ. 7 5.
    «Нужно жизнь наполнить горением. Сперва человек думал о себе, затем о других, но после его действия полезны для всего сущего. Он уже не думает о пользе, но дышит ею и даёт жизнь на пространстве Необъятности». МО-2. 276 6.
    «…Лишь в очищении и расширении сознания и в принесе- нии наших сил на Общее Благо заключается великое назначение Человека. Следуя этим путём, мы истинно до- стигаем в урочное время Венца Богочеловека».
    ПЕИР 7.03.1935 7.
    «Лишь просвещённое сознание понимает всю полноту сво- ей зависимости от Общего Блага. Общее Благо было и есть основа каждого Завета. Учение Христа есть именно Учение
    Общего Блага, и непонимающий и отрицающий этот прин- цип отрицает и Самого Провозвестника».
    ПЕИР 17.01.1936 8.
    «Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, со- знательно и, действуя во имя Общего Блага, тем прибли- жает течение космической эволюции». Общ. 147 9.
    «Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, – оно и будет мерилом». Надз. 509 10.
    «Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полез- ность для всего мира, то и мера хороша».
    ЛСМ. Зов. 03.03.1923 11.
    «Пусть народы научатся мыслить об Общем Благе, ибо своекорыстие окажется тяжким препятствием к продви- жению». Надз. 731 12.
    «Сойтись в добре, ради блага общего уже будет истинным подвигом». НКР «Единение»
    13.
    «Устремление к Общему Благу открывает Врата Служения.
    …Многие люди мечтают об Общем Благе и даже готовы служить ему, поскольку это не нарушает их привычек и благоденствия. Но Служение Общему Благу прежде всего
    44
    требует жертвы и полного презрения ко всему личному, полного забвения самости. Ибо когда сознание расширит- ся, когда проснутся все чуткие, тонкие понимания, то закон жертвы примется как высшее достижение. И не будет мес- та ни саможалению, ни страху за будущее, ни обидам, ни зависти, ибо в каждом дыхании будем сознавать величие и красоту Служения». ПЕИР 15.01.1931 14.
    «Если бы личное ставилось впереди Общего Блага теми, кто двигал и двигает эволюцию, мир впал бы в одичание и во тьму полного невежества. Культуру, науку и философию двигали они, деятели Общего Блага, бесстрашно приняв- шие чашу Служения и заплатившие страданиями своими, а часто и жизнью, за право человечества восходить на новые ступени познания. …Ныне наступает век кооперации все- общей, когда узко личное приносится в жертву широкому
    Общему Делу, Делу преображения всего человечества».
    ГАЙ-1955. 534 15.
    «Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные дей- ствия? Конечно можно. Легко представить целую жизнь, как беспрерывный поток полезности для других».
    МО-1. 508 16.
    «Работа эгоистическая может вначале казаться успешной, но конец её предрешён, так как линия такого устремления загибается назад к своему породителю. Линия устремле- ния общего блага уносится в беспредельность, и результа- ты её беспредельны». БНА. УС. 330 17.
    «Всё личное – кратковременно и кончается с личностью же. Но не умирает Общее Благо и плоды его. И потому Чаша
    Общего Блага есть символ бессмертия». ГАЙ-1955. 605 18.
    «Личные, обывательские мерки надо оставить. Личное имеет право на существование лишь только тогда, когда оно слито с явлением Общего Блага и составляет его гар- моническую неотъемлемую часть, как лепесток розы – красоту целого букета». ГАЙ-1953. 109 19.
    «Общее Благо может служить идеей, приемлемой для всех.
    Когда она будет утверждена прочно в сердцах людей
    45
    и проведена в жизнь, то и личное благо каждого может быть легко осуществлено, но никак не наоборот». ГАЙ-1954. 652 20.
    «Мыслитель заботился, чтобы каждая мысль уже служила общему благу. Он говорил: “Когда народ поймёт сущность общего блага, тогда приблизится счастье”». Надз. 264 21.
    «Пусть творится всё во Благо. Пусть каждое действие от- крывает новое достижение. Пусть мысль о пользе сопро- вождает каждый поступок». Сердце. 211 22.
    «Мысль и труд, направленные ко Благу Общему, будут крепким оружием против зла». Бр. 578 23.
    «…Возвышенное знание и искреннее служение Общему
    Благу составляют устои здоровья духа». Надз. 525
    Н.Д. Спирина
    Сердце, 300
    «Пусть будет миру хорошо!»
    И в нём найдём мы каплю счастья.
    Ко всей Вселенной мы причастны.
    И чтобы светлый век пришёл,
    Мы повторяем в дни ненастья:
    «Пусть будет миру хорошо!»
    1990-е гг.
    Умение помогать
    1.
    «Путь жизни есть взаимная помощь». Общ. 5 2.
    «Мочь помочь – счастье». ЛСМ. Зов. 15.10.1921 3.
    «Цель и смысл существования – стремиться за пределы из- вестного наверх и помочь друг другу». ЛСМ. Озар. Ч. 2, V. 12 4.
    «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом, и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! …Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Так будем стучаться в будущее. Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее». Иер. 434 5.
    «Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к по- мощи будут заключаться в разделении политическом, или
    46
    национальном, или кружковщине, или в веровании, то та- кие препятствия не достойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы ука- зывают насущность безусловной помощи. Ту помощь мож- но считать вдохновением истинным». Аум. 452 6.
    «Нужно ли помогать? Так нужно, что и выразить нельзя. И мыслью, и советом, и делом, и всеми доступными прямыми и косвенными способами. Ведь главнейшая причина миро- вого кризиса заключается в отсутствии взаимной помощи.

    Между тем… протекающий кризис не материального, а именно духовного значения». НКР «Помощь»
    7.
    «На Востоке встречаются такие фанатики, которые из бо- язни усложнить личную карму вмешательством в судьбу ближнего отказывают ему в помощи и даже спокойно смотрят, как тот тонет или гибнет в пожаре, не соображая при этом, что именно этот отказ в помощи и утяжеляет их карму. Кто может сказать, когда и где мы платим свой ста- рый долг? Лишь Архат может знать, когда и где он не дол- жен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где сердце подскажет. Но, конечно, всюду должна быть соблюдаема соизмеримость». ПЕИР 15.04.1936 8.
    «Помогайте всему, что стремится к усовершенствованию».
    МО-2. 448 9.
    «Нужно не бояться приходить на помощь везде, где можно повысить сознание». МО-2. 179 10.
    «Помогайте всем ищущим на всех путях». Надз. 586 11.
    «Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление, там и легче помочь. Мы ищем все пути».
    Надз. 298 12.
    «Кто хочет помочь, тот должен быть готов к помощи вся- ческой. Только при такой готовности можно найти и путь применения». Бр. 451 13.
    «В оказании помощи имеет значение и своевременное ободрение. Оно ценнее многих видов помощи. Ободряющий
    47
    передает часть своей энергии, и такая раздача лучшего до- стояния ценна. Пусть все, кто хочет мыслить о Надземном, прежде всего познают радость помощи. Прекрасна такая радость, и она принадлежит вовсе не одним богачам. Совет может поднять бедствующего, и каждый может поделиться своим знанием. В таком благом напряжении помогающий приобретает новую силу и находчивость. Будет благосло- венна сердечная помощь. Мыслитель поучал: “Учитесь по- могать, эта наука благословенна”». Надз. 650 14.
    «Мыслитель указывал: “Мы должны почуять, где можем приложить помощь, чем незаметнее, тем она будет совер- шеннее”». Надз. 498 15.
    «…Желание помогать есть искусство, накопленное трудами в земной жизни». Надз. 894 16.
    «Поверх материальной помощи стоит помощь сердечная. И в этом саду вырастают самые редкие и ценные цветы».
    НКР «24 марта 1942»
    17.
    «Большинство… говорящих о помощи и служении челове- честву думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тя- гость другого и на свои собственные плечи берёт помога- ющий часть кармы того, кому оказывается помощь. …Так поступают все, чьё сердце горит огнём сострадания».
    ГАЙ-1965. 523 18.
    «Действительная помощь всегда совершается за свой счёт и обычно влечёт за собою расход психической энергии. Та- кая помощь требует той или иной степени самопожертво- вания, так как принимается на себя боль или тягость того, кому оказывается помощь, и трансмутируется на огнях своего сердца. Если на себя ничего не берётся, то и помощь оказывается недействительной. …Мало желающих прини- мать на себя чужую боль, когда и своих тягостей с избыт- ком. Но каждый истинно помогающий обязательно должен поступиться чем-то своим. Если он к этому готов, помощь будет эффективной». ГАЙ-1968. 355 19.
    «Так будем охраняться от всего, что повредит мысли нашей о благе других».
    МО-2. 434 48

    Бескорыстие
    1.
    «Кто желает преуспеть бескорыстно, тот может найти путь к Высшим Мирам». Аум. 21 2.
    «При добротворчестве мздоимство недопустимо, ибо ко- рыстное добротворчество перестает быть таковым. Не
    Может Учитель взимать плату за Учение Жизни. Учение раздаётся и добро творится безвозмездно. Это условие яв- ляется основным». ГАЙ-1970. 211 3.
    «Научиться людям давать, не связывая себя мздою, будет большим достижением. Но порою высокое духовное дая- ние сопровождается бессознательной мыслью о воздаянии за него, о желании признания и признательности, словом, о какой-то компенсации за даваемые людям блага. Это само- сть ткёт свою паутину, в которой запутывается дух. Солнце шлёт свои лучи и свет в пространство, ничего не получая взамен, а главное, ничего не требуя за это. Будьте как солнце». ГАЙ-1969. 672 4.
    «Истинный жар-цвет – настоящее бескорыстие, но оно должно быть проявлено не только поступками, но именно в сознании». Общ. 166 5.
    «…Конечно, благодеяние должно быть искренним, – в этом каждый себе судья». Ценна «помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению. Нечего человеку вспоми- нать, почему он может кому-то помочь. Многие не покинут путника в беде, не размышляя, какой прекрасный поступок они совершают. И правильно такое отношение, ибо свое- корыстие уничтожает все добрые следствия». Надз. 650 6.
    «Протяжённость духа необъятна и безгранична. Этот бо- жественный атрибут находится в потенциале духа каждо- го, и ощутивший эту возможность, истинно, делается вселенским гражданином. …Всё в нём, и он во всём, и он заинтересован во всём Космосе. Качество бескорыстия, так трудно вмещаемое в земном, личном сознании, приходит таким путём». БНА. УС. 295 7.
    «…Мы должны научиться исполнять нашу работу как мож- но лучше, прежде всего, из любви к самой работе, но не
    49
    к результатам её. Только тогда работа наша будет прекрас- на. Ключ ко всем достижениям лежит в этой бескорыстной любви ко всему делаемому, предпринимаемому нами».
    ПЕИР 27.01.1933 8.
    «Вместивший эволюцию будет трудиться на её ниве ради самой эволюции, невместивший будет ждать каких-то личных наград». БНА. УС. 220 9.
    «Утративший привязанность к плодам деятельности не будет беспокоиться о своих жертвах. Радость бескорыстно- го труда на благо мира заменит слёзное понятие жертвы».
    БНА. УС. 95 10.
    «Работающий в своём деле видит в нём свою награду, вер- нее, вообще о награде не думает». БНА. УС. 99 11.
    «Самонаграждение есть удел вместивших. Прозревший ра- дуется солнцу, и в этом его награда. Солнце духа не пере- станет сиять для прозревших в духе; какое другое сияние нужно им искать?» БНА. УС. 220 12.
    «Радоваться чужой радости и чужим возможностям беско- рыстно – уже достижение. Так можно войти в круг многих сознаний и тем освободиться от самости, чтобы в конце концов начать жить интересами всего человечества».
    ГАЙ-1969. 672
    Щедрость
    1.
    «Щедрый даятель не считает даров. Невозможно перечис- лять словами дары духа. Многие из них даже невыразимы словами, так огненны они! … Нужно помнить, что каждый час пламенное сердце творит [то], что люди называют чу- десами». Сердце. 511 2.
    «…Неизмерима щедрость сердца, и скупость незнакома сердцу пламенному». Сердце. 430 3.
    «Щедрость космическая сказывается во всех неповторяе- мых явлениях, которые человеческий ум никогда не охва- тит». Надз. 560 4.
    «…По щедрости Вселенной равенства не существует».
    Надз. 211 50

    5.
    «…Особая красота мироздания заключается в неповтори- мости явлений и в индивидуальности событий. Даже про- стой пастух может распознавать особенности своего стада, но горожане очень легко утрачивают способность индиви- дуализации. Массовые рецепты применяются во всей жиз- ни и затемняют восхищение щедростью природы».
    Надз. 577 6.
    «Научимся различать и тем самым сделаемся щедрыми.
    Никто ограниченный не станет духовно богатым».
    МО-1. 220 7.
    «Не скупой на труд щедро получит». Общ. 216 8.
    «Кто добрее посеет, щедрее пожнёт». Надз. 795 9.
    «В любви будем щедрыми дарителями, а не лавочниками, и тогда вся радость придёт». ПЕИР 16.05.1941 10.
    «Только долгий опыт и знание человеческой природы поз- воляют мудро совместить щедрость даяния со сдержанно- стью и осмотрительностью». ГАЙ-1966. 698 11.
    «Притча о Вопрошавшем.
    Дгул-нор считался самым мудрым. Он имел счастье полу- чить Учителя из Священной Подземной Страны, но тот был лишен языка и правой руки.
    Устремившийся ученик задал вопрос, и Учитель кивнул го- ловой. Ученик задал два вопроса, и Учитель дважды кив- нул. Скоро ученик задавал непрерывно вопросы, и Учитель непрерывно кивал. Три года продолжалось вопрошание, и три года кивал Учитель.

    Значит, по опыту Твоему, всё бывает?” – И Учитель не только кивнул, но и поклонился в землю; открыв на груди одежду, показал изображение Благословенного, дающего обеими руками. Так была утверждена мудрость и было возвеличено творчество жизни.
    Истинно, в едином вздохе понимаем пространство. И ника- кое слово не передаёт необъятность. И никакая мысль не вместит Света.
    …Итак, не отрицание, но лишь утверждение имеет над со- бою Руку Будды». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 19 51

    Благодарность. Признательность
    1.
    «Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества». МО-3. 395 2.
    «Необходимо понять качество признательности – как ада- мант Бытия». Аум. 327 3.
    «…Одно из главных качеств на пути духовного продвиже- ния – именно благодарность или признательность. Это редчайшее и благороднейшее качество слагает лучшие ступени восхождения. Оно укрепляет и преданность и украшает Любовь – венец нашего Бытия». ПЕИР 13.10.1948 4.
    «Обоюдная признательность есть ключ к гармонии».
    Надз. 619 5.
    «Не правда ли, как величественно чувство взаимной люб- ви? Не ниже стоит мощь взаимной признательности».
    Сердце. 278 6.
    «Сердце благодарное всегда устремлено справедливостью и преданностью». ДнЕИР 27.12.1934 7.
    «Признательность есть оправа справедливости. ...Каждое целесообразное действие не уничтожается, но несёт за со- бою признательность. Сущность признательности будет в приобщении к теснейшему созвучию сознания». Общ. 211 8.
    «Благодарность есть одно из главных качеств справедли- вости. Без справедливости нельзя достичь пути Великого
    Служения [Добру, Общему Благу]. …Как прекрасна благо- дарность, ведь она легко зажигает огонь сердца и… напол- няет благородством дух. Неблагодарный прежде всего неблагороден. …Нужно особенно развивать благодарность, она – сестра преданности». Иер. 182 9.
    «Признательность всегда отмечалась как высокая утон- чённость, как признак возвышенного мышления. Скажем, как признак чистой сердечности». НКР «Эпика скорби»
    10.
    «Прекрасные огни сердца возгораются, когда зарождается чувство благодарности... Потому осознание благодарности есть возбуждение лучших вибраций. Можно делить чело-
    52
    вечество на живых и мёртвых, и лишённые чувства благо- дарности будут уже заживо погребёнными. Так нужно от детского возраста учесть пользу благодарности не только на языке, но и в сердце – так возгораются мощные огни.
    …Луч благодарности осветит путь наравне с лучом любви.
    Поистине, благодарность близка любви, и сотрудничество зарождается в этот благостный миг. Человек имеет много причин воздать благодарность. И Праздник Духа просияет в чувстве чистого возношения.
    Мыслитель сказал: "Учитель, научи меня благодарности к близким и далёким, к видимым и невидимым"». Надз. 826 11.
    «Яркая благодарность за всё добро, и за малое, и за боль- шое, не гаснет, и она участвует в тканье духовных крыль- ев». Надз. 787 12.
    «…Держите лампаду Света постоянно возжжённую в себе…
    Радость и признательность Силам Света за Помощь посы- лаемую – лучшее питание, лучшее масло для такой лампа- ды». ПЕИР 9.01.1950 13.
    «…Пламя преданности и признательности подымается выше других приношений, потому пусть пламя и радость этих приношений освещает и согревает нас в пути к цели, нами избранной, к прекрасной любви в служении Общему
    Благу». ПЕИР 16.05.1941 14.
    «А тот, кто знает значение благодарности, тот уже стучит- ся в дверь светлого будущего». НКР «Русь»
    15.
    «Благодарность есть великий двигатель. Никто не напра- шивается на благодарность, но велико качество этой мощи.
    Благодарность действует, как очиститель, но всё очищен- ное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути.
    Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижает- ся. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает». Аум. 454 16.
    «…Лишь смирение духа и явление благодарности соответ- ствуют удаче». МО-3. 52 53

    17.
    «Качество мышления надо осознать как целение. Качество признательности является также лучшим очищением ор- ганизма. ...Велика целебная сила эманации благодарности».
    ЗнАЙ. 31 18.
    «Явление кармы тяжко платит за каждое явление неблаго- дарности, и даже Силы Света оставляют дух самому себе, когда эти основы попраны». МО-3. 396 19.
    «Неблагодарность есть погружение во тьму». Аум. 156 20.
    «Ни благодарности, ни признательности за дела свои ждать не надо. Пространственная справедливость воздаёт по де- лам. Космическое воздаяние, иначе реакция пространствен- ная, неизбежно и есть действие закона». ГАЙ-1954. 612 21.
    «Признательность врагам – свойство высокого духа. И об- ман, и обида, и ущемление, и преследование, и всё, исходя- щее от врагов, явно полезно, ибо учит и обогащает опыт жизни». ГАЙ-1955. 472
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта