Главная страница
Навигация по странице:

  • Для дальнейшего чтения Коротко об авторах ВСТУПЛЕНИЕ

  • 3. БОЖЬЕ ИЗБРАНИЕ — ЛОТЕРЕЯ

  • Личность или работ Сборник статей по сотериологии. Сборник-07. Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания


    Скачать 94.68 Kb.
    НазваниеСборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания
    АнкорЛичность или работ Сборник статей по сотериологии
    Дата26.05.2021
    Размер94.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСборник-07.docx
    ТипСборник
    #209984
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ЛИЧНОСТЬ ИЛИ РОБОТ?

    Свобода и ответственность в деле спасения

    Аннотация

    Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания; раскрываются евангельские истины о масштабах искупления, роли человека в принятии благодати, об уверенности в спасении, сочетающейся с трезвым взглядом на возможность отпадения от благодати.

    Издание представляет результат коллективной работы группы служителей-практиков живущих, в основном, в Сибири и ориентировано на членов евангельских церквей. Предназначено как для личного изучения, так и для обсуждения в малых группах, на семинарах и т.д. Для этого рекомендуется использовать дополнительный раздаточный материал.

    Ожидается, что этот труд поможет глубже понять роль Бога и человека в деле спасения и послужит для славы Божьей.


    Содержание:

    ВСТУПЛЕНИЕ (Эдуард Генрих)

    1. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НЕЗАВИСИМЫЙ БОГ? (Андрей Залесный)

    2. НАСКОЛЬКО ЖИВ ДУХОВНЫЙ МЕРТВЕЦ? (Виктор Федоровский)

    3. БОЖЬЕ ИЗБРАНИЕ — ЛОТЕРЕЯ? (Сергей Санников)

    4. ЗАЧЕМ ХРИСТУ УМИРАТЬ ЗА НЕСПАСЕННЫХ? (Вячеслав Кириллов)

    5. ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ? (Олег Колесников)

    6. МОЖНО ЛИ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ БОЖЬЕЙ РУКИ? (Иван Макаров)

    7. РАДИ СЛАВЫ ИЛИ РАДИ ЛЮБВИ? (Андрей Мельников)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Александр Мандзюк)

    Для дальнейшего чтения

    Коротко об авторах
    ВСТУПЛЕНИЕ

    Иисус Христос является центром и основанием христианства. О том, Кто Он, мы узнаём из Священного Писания — Библии. Именно в ней Сам Бог говорит, что есть человек (Пс. 8:5) и Кто такой Он Сам. В Библии мы узнаём, что человек сотворён по образу Божию (Быт. 1:26‒27). Библия (Еф. 4:24) говорит, что человек, созданный по образу Божию, — это существо нравственное и личностное, способное думать, чувствовать и действовать. Любое повеление, запрещение, призыв или просьба предполагают, что люди способны делать выбор, а значит имеют волю. Личностность, разумность и нравственность указывают на Божие подобие в человеке.

    Человек в Библии показан как существо, нуждающееся в отношениях: с Богом, с другими людьми, к сотворенному миру и к самому себе. И отношения порождают ответственность перед Богом, людьми, сотворенной природой и перед самим собой. До грехопадения человек думал, чувствовал и действовал в соответствии с Божьей волей, но после грехопадения он уже не думает, не чувствует и не действует так, как угодно Богу, хотя остается личностью.

    До грехопадения человек был праведным и имел допущенную ему Богом свободную волю (только Бог обладает абсолютной свободной волей), а после грехопадения человек утратил праведность, она стала для него невозможной (Рим. 8:7‒8). Человек стал смертным и начал нуждаться в Спасителе, Господе и Искупителе. И таковым стал Божий Сын Иисус Христос, Которого послал в наш мир Бог Отец. Историю искупления невозможно увидеть, имея только общее откровение от Бога, т.е. через рассматривание творения. Искупление явлено через самооткровение Бога, которое заключается в том, что Сам Бог в лице Иисуса Христа пришёл к нам с вестью искупления грешников. И весть об искуплении сосредоточена на Христе. Это акт свободной Божией любви и благодати.

    Боговоплощение принесло нам истинное знание о Боге. Иисус Христос — это живое слово Божие, которое открылось нам в Его земной жизни (Евр. 1:3; Ин. 14:8‒9). Христос явил образ Бога невидимого (Кол. 1:15). Его жизнь на земле, как правило, вызывала одно из трёх чувств: ненависть, страх или обожание. Его претензия на Божественность ставила людей перед выбором либо Его принять, либо отвергнуть (Мф. 16:16‒17; Ин. 20:28). Смерть и воскресение Христа убеждают нас, что Он Сын Божий (Рим. 1:4) и что мы получили оправдание благодаря Его искупительной жертве на кресте (Рим. 4:25). И это искупление происходит тогда, когда через веру (Еф. 2:8‒9) человек соединяется со Христом, обретая положение чада Божьего во Христе. Мы спасаемся через веру в Христа в том случае, когда отвечаем на Божью любовь. Поэтому основанием нашего спасения является Иисус Христос и Его искупительная жертва, а вера во Христа — это наша реакция на Его любовь и жертву. И пока мы пребываем верой во Христе, наш с Ним союз остается реальным. Как только отказываемся верить, то Его смерть и праведность перестают быть нашим достоянием, и мы можем погибнуть навеки и навсегда (Ин. 15:2).

    Любое откровение можно объективно проверить Библией или личностью Христа. Библия называет себя Словом Божиим, то есть эта книга богодухновенна и является высшим авторитетом в вопросах богословия (2Тим. 3:16‒17). И поэтому любое новое учение только тогда может быть признано исходящим от Бога, если оно не изменяет Библию и ничего не прибавляет к ней. Существуют различные методы изучения Библии, но наиболее приемлемым, видится тот, который сохраняет общую картину, а этот взгляд — «христоцентричный». Его можно сравнить с колесом, в котором каждая спица соединена с центром, которым является Христос. Христос есть суть христианства. Он красной нитью пронизывает всё Писание и связывает всё воедино (Лк. 24:27). Любая доктрина должна основываться на Иисусе Христе, и рассуждать о ней нужно оттолкнувшись от Него. Все фундаментальные доктрины суммируются в личности и подвиге Христа. Апостол Павел писал: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Сам Христос воплотил в Себе и установил всякую существенную для истинного христианства доктрину. И тот, кто отрицает главные постулаты христианской веры, поклоняется иному «христу», но никак не библейскому Христу.

    Христос желает иметь с каждым из нас личные отношения. Знать Христа является смыслом и целью всей нашей жизни (Флп. 3:7-11). Иисус определил вечную жизнь словами о взаимоотношениях: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). «Знать» включает в себя личные и неиссякаемые взаимоотношения с Богом Христом. Поэтому одним из принципов Реформации был Solus Christus — только Христос. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6), «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

    Библия рассматривает спасение во Христе как освобождение, а христианскую жизнь как одно из проявлений свободы — Христос избавил нас для свободы (Гал. 5:1; Ин. 8:32, 36). Но эта свобода требует от нас ответственного отношения к Богу, ближним и к самому себе. Свобода — одно из условий ответственности. В то же время ответственность есть одно из обнаружений свободы. Человек свободен в своем выборе. Однако он несет ответственность за свой выбор. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу. Поэтому свобода и ответственность являются двумя важными и нерасторжимо связанными категориями христианского богословия. Любая абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к отходу от евангельского учения Иисуса Христа и наносит серьезный ущерб его вере и практике поклонения Богу.

    В издании сделана попытка кратко раскрыть связь свободы и ответственности в важнейшем аспекте жизни человека — в вопросе его спасения и следования за Христом. Все тексты написаны авторами, взгляды которых были сформированы в отечественной традиции славянского евангельского богословия и которые в основном живут и/или несут служение в Сибири. Хотя каждый раздел написан конкретным служителем, активно вовлеченным в церковную жизнь, его текст тщательно обсуждался и менялся всем авторским коллективом. Поэтому здесь представлена не сумма мнений отдельных пасторов, а групповая точка зрения своеобразной герменевтической общины, работающей несколько месяцев через ZOOM.

    Другой важной особенностью этого материала является укорененность в Писании и использование исключительно библейских текстов в их естественном, буквальном прочтении, без привлечения сложной экзегетики. Мы не ссылались на мнения авторитетных богословов, а опирались исключительно на учение Христа и Его Апостолов. Цель данного издания – раскрыть библейский смысл свободы и ответственности в отношении спасения и освящения каждого верующего, не вступая в словопрения и в критику других взглядов. Наша общая молитва, чтобы этот материал послужил к славе Божьей и к пользе каждого члена Церкви Христовой.

    1. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НЕЗАВИСИМЫЙ БОГ?

    Вопрос Божьей суверенности является одним из ключевых в богословии. От его понимания зависит наше представление о Боге, понимание Его величия, Его действий и даже Его мотивов. В Священном Писании много говорится о Божьем всевластии, о Его суверенности: «ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, — и кто отвратит ее?» (Исайя 14:27; см. также Дан. 4:31‒32).

    Слово «суверенитет» происходит от французского souveraineté и означает «верховная власть, верховенство, господство». Сегодня это слово часто используется для обозначения независимости государства во внешних и внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство власти и есть суверенность. Хотим мы того или нет, но подлинной независимости нет ни у одной, даже самой сильной в мире страны. Политическая конъюнктура, социальная политика, экономический интерес и другие обстоятельства влияют на решения любого правительства. Нередко свободная страна вынуждена принимать несвободные решения. Только Бог обладает подлинным суверенитетом, у Него вся власть и сила. Только Он может принимать непогрешимые решения и воплощать их в жизнь со стопроцентной точностью. Божьи решения независимы от внешнего давления, они зависят только от воли Бога и Его святой совершенной природы.  «…Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю…» (Исаия 46:10). Важно отметить, что Бог может сделать только то, что Ему угодно. Но угодно Ему далеко не всё.

    Для читающего Библию не секрет, что некоторые действия Бог сделать не может, потому что это противно Его природе! Он не может лгать, быть лицеприятным, изменяться или умереть… «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис. 23:19; см. также 1Пет. 1:17; Ис. 40:28). Поэтому в каком-то смысле Бог ограничен в принятии решений, и ограничен Он Самим Собой. Его решения исходят не только из суверенности, но и из Его святости, мудрости и любви. Его решения всегда суверенны, и при этом полны благодати и истины.  «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотой правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

    Бога, как суверенную Личность нельзя представлять в отрыве от других Его качеств, например, любви. Кстати сказать, слов «суверенный» и «независимый» в Библии нет вообще, а то, что «Бог есть любовь», сказано очень четко (1Ин. 4:16). Часто суверенность — «абсолютное, независимое право Бога распоряжаться всем творением в соответствии со Своей волей» — понимают без учета ограничений, которые Бог имеет по Своей природе. Он, имея полное право распоряжаться всем так, как хочет, не считаясь с мнением Своего творения, захотел дать некоторым существам свободу и пожелал принимать во внимание их решения. Он дал им право противиться Ему, хотя Бог имеет достаточно силы, чтобы заставить людей выполнить то, что Он желает. Но как земной отец иногда дает детям право поступать правильно или неправильно, чтобы они научились самостоятельности, так и Отец Небесный позволил людям принимать или отвергать Его благую волю. Написано: «…фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него (Иоанна Крестителя)» (Лк. 7:30). Как ни странно, но Писание говорит, что человек может отвергнуть волю Божью. Своим, ни от кого не зависимым решением Бог определил для людей путь спасения через веру в Его Сына Иисуса Христа и дал им возможность принимать или не принимать Его Сына как Божественный дар. Апостол Иоанн пишет, что Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11‒12). Кто-то принял Христа, а кто-то не принял, и это нисколько не нарушило Божий суверенитет.

    Именно неверное представление о суверенности Бога приводит к выводам о безусловном предопределении части человечества к погибели. Но суверенность Бога — это не сумасбродство, но разумность и благость. «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь…» (Пс. 24:8). В суверенных решениях Бога прописаны определенные правила, приняв которые, человек может быть благословлен (И. Нав. 24:15-20). Избрание или отвержение этих правил даст и соответствующие результаты. «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19).

    Почему-то некоторые верующие боятся признать то, что Бог дал человеку право выбирать. Почему-то им кажется, что это подорвет Божью суверенность. Но подумайте, если, скажем, один человек или несколько решат восстать против своего государства, станет ли от этого государство менее суверенным? Отстаивая искаженное представление о суверенности Бога, эти богословы представляют Его великим программистом, который предопределил все события и судьбы людей, не оставляя им ни свободы, ни выбора. Неудивительно, что последовательное применение этого представления приводит к логическому выводу, что и грех предопределен Богом. А если грех Богом предопределен, то человек не мог не согрешить. Кто же тогда виновен в грехе? Кто может противостоять Богу и за что Богу судить человека, если человек исполнил Божие предопределение? Попытки сказать, что Бог в этом случае не виноват, а виноваты какие-то иные (вторичные) причины, выглядят не очень убедительно, потому что и эти причины также должны быть абсолютно предопределены Богом. (Плач. 3:37) Попытки выдать идею о предопределенности греха за «непостижимую Божью тайну» убедительности не добавляют. Куда более величественно выглядит Бог, который не просто запрограммировал людей, но дал им свободу выбора. При этом, учитывая сотни миллиардов свободных решений людей в день, наш Бог, соединяя их, приводит в исполнение Свою святую и совершенную волю. Он настолько могущественен и велик, что даже абсолютно независимые от Него человеческие решения не могут помешать Ему выполнить то, что Он предсказал от создания мира, и реализовать Его планы в безупречной точности.

    Некоторые тексты Писания при поверхностном чтении создают впечатление, что Бог не считается с индивидуальной свободой человека. Девятая глава послания к Римлянам описывает Бога, Который делает, что хочет. Это абсолютная истина, если добавить: Он хочет только то, что соответствует Его природе и Его святой воле. Например, об Иакове и Исаве Апостол Павел говорит: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11-13). Некоторые применяют это рассуждение к индивидуальному спасению или погибели человека. Но на самом деле речь здесь не идет о личном спасении, а о решении Бога избрать линию Авраам — Исаак — Иаков, и именно так создать народ Израиля, и потом через этот народ привести в мир Иисуса Христа. Избрание Богом народа, через который должен был прийти в мир Христос, было решением, в котором человек не имел и не имеет права голоса. Это суверенное решение Бога, и его не нужно путать с призывом Бога ко спасению, когда Бог ждет отклика человека: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20; см. также Мф. 11:28).

    Говоря об Иакове, которого Бог возлюбил, и об Исаве, которого Бог возненавидел, Апостол Павел продолжает свою главную тему — взаимоотношения Израиля и язычников — и рассуждает не о личностях, но о народах. Разве при жизни Иакова и Исава исполнились слова: «больший будет в порабощении у меньшего»? Эти слова взяты Апостолом Павлом из книги Малахии: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: в чем явил Ты любовь к нам? — Не брат ли Исав Иакову? — говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни» (Малах. 1:2-3). Бог не возненавидел Исава как личность, но возненавидел потомков Исава, когда этот народ пришел в полное непослушание.

    С другой стороны, даже если отнести рассуждения Апостола Павла о сыновьях Исаака к личному спасению, то, читая повествование о жизни этих людей (Быт. 25‒33), становится ясно, что хотя дела и одного и другого брата были одинаково нехороши перед Богом, но их отношение к Господу было разным. Исаву была чужда духовная жизнь, безразличен Бог его отца Исаака, первородство и все то, что выше охоты и материальных благ. Иаков, наоборот, стремился к Богу и к познанию воли Его, и поэтому Бог, видя будущее отношение к Нему и одного и другого брата, и их веру (и неверие), еще до их рождения избрал того, кто готов был до смерти бороться, чтобы обрести Божьи благословения (Быт. 32:24‒30).

    Бог суверенно избрал Израиль как детей Иакова, и кто может спорить с Богом в Его праве избирать, через какой народ Он произведет Спасителя и какой путь спасения Он определит? Избрание Богом Израиля вызывало в прошлом и вызывает теперь раздражение и даже злобу по отношению к этому народу и даже Богу. Некоторым людям кажется несправедливым подобное выделение одного народа из всех. Итак, Бог несправедлив? Апостол говорит категоричное «нет»! Главный аргумент, который при этом использует Апостол, — это Божье всевластие, Его независимость или суверенитет (Иер. 49:19). Богу не перед кем отчитываться. Он Сам мерило всех вещей и событий. Он совершает все, что находится в соответствии с Его святой природой и Его святой волей (Рим. 9:15‒16). Избрание Богом Израиля для служения Себе было актом огромной милости к этому народу. Заслуживал ли этой милости Израиль? Нет! Ведь суть милости — это незаслуженное снисхождение. Милость не заслуживают, ее оказывают. При этом важно напомнить, что Апостол Павел говорит не об автоматическом спасении всего Израиля, а о призвании быть особенным народом, через который в мир будет явлен Христос.

    Во все времена, от Адама и до сего дня, граница Божьей милости к каждому отдельному человеку определена верой. Именно вера является, по Божьему определению, тем средством, через которое к человеку приходит Господня милость (Евр. 11:6). Можно сколько угодно пытаться умилостивить Бога жертвами, приношениями, но Бог Сам определил то, ради чего Он готов явить Свою милость. И с этим спорить не стоит. Как не стоит спорить с Богом о решении избрать Израильский народ, так не стоит спорить о том, как Бог определил спасти человека. А Он суверенно определил спасти человека через веру. Хотя вера — это отклик человека на Божье действие, она не является заслугой человека, как будто это какое-то дело. «Итак по вере, чтобы было по милости» (Рим. 4:16). Вера есть акт принятия человеком Слова Божьего, которое он слышит от Бога. Таким образом, первым в процессе спасения выступает Бог, посылая Свое Слово людям через проповедующих, а человек «осуществляет ожидаемое», проявляя «уверенность в невидимом», как описывается вера в послании к Евреям (Евр. 11:1). Так от Слова через веру происходит возрождение человека, который добровольно и свободно принял, а не отверг Христа. «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1Пет. 1:23). Дух Святой возрождает человека через Свое слово, которое человек должен услышать прежде всего. Именно это и есть Божье суверенное решение в отношении грешного человека. «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17).

    Во всех Своих решениях наш Бог действует, исходя из Своей святой природы и Своей святой воли, выраженной в Священном Писании. Он ими «ограничен», но при этом Он остается полностью независимым или, по-другому, суверенным.

    2. НАСКОЛЬКО ЖИВ ДУХОВНЫЙ МЕРТВЕЦ?


    Немало людей в современном обществе обходят тему греховности стороной, поскольку она вызывает негативные эмоции, которых и так в жизни достаточно много. Другие рассматривают грех как некую шалость, а многие относят грех только к преступникам, отрицая собственную греховность. Что вообще означает понятие «греховность» и каковы её последствия для человека?

    Прежде чем говорить о греховности человека, необходимо понять, что такое «грех». В Библии даётся ясное определение понятия «грех»: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). Другими словами, существует определённый закон, преступая который человек грешит. Закон, о котором идёт речь, дан Святым Богом, Создателем и Судьей всего видимого и невидимого (Ис. 33:22). Закон был дан Богом не для того, чтобы «подвести людей под статью», как считают некоторые, но для того, чтобы люди, соблюдая его, были счастливы: «… соблюдающий закон блажен» (Пр. 29:18). Когда же люди преступают Божий закон, они тем самым проявляют непослушание Богу, протестуют и бунтуют против Него, находясь в постоянной вражде с Богом, часто не осознавая того. Понятие «грех» обобщает любое нарушение Божьего закона и ставит всякого человека, какими бы грехами он не согрешал, в положение «чада гнева» перед Святым Богом (Еф. 2:3). Грех — это осознанное либо неосознанное противостояние совершенному закону Святого Бога.

    Библия очень ясно говорит о том, каким образом грех вошёл в мир людей и какое разрушительное влияние он оказал и продолжает оказывать на весь род человеческий. Сотворив первых людей — Адама и Еву — «по образу Своему, по образу Божию» (Быт. 1:27), Бог поселил их в прекрасный сад (Быт. 2:8) и дал им заповедь, которая одновременно включала в себя серьёзное предупреждение — не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2:16‒17). Соблюдая данную Богом заповедь, Адам и Ева могли наслаждаться райской жизнью в общении со своим Творцом. Так было до тех пор, пока они не сделали свой осознанный выбор, преступив заповедь, согрешив грехом непослушания и недоверия Богу. Искуситель утончённым образом смог поставить под сомнение серьёзность и целесообразность Божьей заповеди, однако это не снимало ответственности с человека. Греховные действия совершил человек (Быт. 3:6). Так грех вошел в мир людей!

    Вследствие греха наступила смерть. Понятие «смерть» включает в себя как физическую смерть, так и духовную. Но в Быт. 2:17 речь идет прежде всего о смерти духовной, хотя физическая смерть также получила полную власть над людьми. Когда грех вошёл в жизнь наших прародителей, духовная смерть наступила сразу. Физически они продолжили еще некоторое время жить, приближая смерть плоти своим старением. Св. Писание описывает состояние «духовной смерти» следующим образом: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим» (Еф. 2:1,5), «и вас, которые были мертвы во грехах…» (Кол. 2:13) Библия называет человека, находящегося под властью греха, духовно мёртвым.

    Смерть – это прежде всего разделение. Разделение живого с мёртвым, души и духа, как написано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк. 12:7) Аналогичное разделение произошло с нашими прародителями в Эдемском саду. Через совершённый ими грех, они были разделены со Святым Богом и изгнаны из Эдемского сада (Быт. 3:9‒10; 23‒24). Буквальное изгнание Адама и Евы за пределы Эдемского сада не только означало физическое разделение с Творцом, но и указывало на более глубинное разделение на духовном уровне. Святой Бог и поражённый грехом человек больше не могли иметь прежнего общения.

    Поскольку Адам и Ева являются родоначальниками рода человеческого, то пораженная грехом и испорченная человеческая природа стала передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению. Дух Святой через Апостола Павла говорит о влиянии и последствиях греха прародителей на всё человечество во все времена человеческой истории. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», «… преступлением одного всем человекам осуждение», потому что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 5:12,18, Рим. 3:23).

    Грех подобно метастазам проник в тело и душу человека, и он оказался в рабстве греха. Христос учил: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Горькая правда состоит в том, что «греховность» стала естественной для человека. Никто из людей не может сказать: «Я контролирую уровень греховности, я могу быть греховным, а могу и не быть греховным». Увы, но греховность не зависит от желания или нежелания того или иного человека. Греховность — это данность, которую надо признать. Как выразился известный богослов, «мы грешники не потому, что мы грешим, а мы грешим, потому что мы грешники».

    Многие из нас свидетели тому, что греховность начинает проявляться у детей уже в раннем возрасте. Они капризничают, проявляют непослушание, сваливают вину на другого вместо себя, обманывают и т.д. Почему бы им вместо непослушания и обмана не быть послушными и говорить правду, обвинять самих себя, а не других? Это невозможно по одной лишь причине, и её называет Апостол Павел: «… я плотян, продан греху» (Рим. 7:14).

    Очень ярко состояние полной испорченности грехом описывает Апостол Павел в 3-й главе послания Римлянам, цитируя Ветхий Завет (Пс. 13:1‒3; 52:1‒3; Еккл. 7:20): «…нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3: 10-12). Более ярких слов для описания подлинного состояния грешника, кажется, невозможно подобрать. Это справедливый и беспристрастный Божий вердикт. Некогда сотворённый «по образу и подобию» человек через разрушительную силу греха превратился в «негодного» (бесполезного). Но означает ли это, что человек утратил вследствие греха «образ Божий»? И что вообще означает понятие «образ Божий»?

    По замыслу Творца в отличие от животных и растений человек создан по «образу Божию» (Быт. 1:27), а потому имеет много свойств, подобных атрибутам Бога. Человек имеет способность творить, любить, ценить прекрасное (Быт.1:31; Пс.138:14) и т.д. Кроме того, Бог наделил его определенной свободой и ответственностью за свои поступки. Он создал человека с определённой целью и для этого дал ему ум, эмоции, волю, благодаря которым человек мог бы исполнять своё предназначение на земле. Божий замысел состоял в том, чтобы человек, в отличие от животного и растительного мира, был личностью, знал Бога, любил Его и жил в гармонии с Ним и с другими людьми, чтобы осуществлял владычество над остальной частью творения.

    Но, к великому сожалению, грех внёс свои коррективы. «Образ Божий» в человеке в результате греха был серьёзно искажён, но не уничтожен полностью. После грехопадения человек остался таким же человеком с живой душой, однако теперь вся его деятельность преломляется через призму греха, пока «образ Божий» в нём не будет восстановлен через искупительную жертву Христа. Поражённый грехом ум обрёл способность не только созидать, но и разрушать, не только любить, но и ненавидеть, а также изобретать теории отрицания Творца и много того, что приносит боль и страдания, много горя и слёз (Быт. 6:5). Если до грехопадения Адам наслаждался общением с Творцом, то после грехопадения он стал прятаться от Него. Если до грехопадения он был способен «владычествовать» над остальной частью творения богоугодно, то после грехопадения человек владычествует, но вопреки Божьему замыслу. Человек способен творить, но часто творит зло (Екк. 7:29), он способен мыслить, но часто помышляет о насилии (Пр. 24:2).

    В свете испорченной грехом человеческой природы становится понятно, что человек не может сам освободиться от греха, и даже он не в состоянии принять предлагаемое ему Божье спасение, потому что грехом поражена его воля. Апостол Павел пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Человек самостоятельно не может сделать волевого усилия, чтобы покаяться, совершить поворот и отвратиться от греха. Сам по себе «духовно мёртвый», не способен изменить себя, совершить свое перерождение. В таком случае Бог проявляет инициативу по спасению человечества из любви к Своему творению, видя масштабы греха и обречённость человечества. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Эти слова, с одной стороны, говорят об инициативе Бога в деле спасения человека, без чего спасение невозможно, а с другой стороны, — о спасении через личную веру в Иисуса Христа (ср. Рим. 5:1‒2).

    Как же может возникнуть вера в духовно мертвом человеке, который, даже если пожелает спасения, будучи рабом греха, не в состоянии ответить на призыв Христа и принять верой жертву Христа? Грех и сатана сильнее человека и сковали его. Если бы люди могли спасти себя сами, то не было бы необходимости в жертве Христа. Писание говорит: «… благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8‒9, ср. Деян. 15:11). Милость и благость Божья ведут человека к покаянию (Рим. 2:4) Словом Божьим, благодаря которому формируется вера слушающего. Слово Божие является основным источником возникновения в человеке живой, спасительной веры: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от Слова Божия» (Рим. 10:17).

    Покаяние в день Пятидесятницы от проповеди Апостола Петра наглядным образом показывает алгоритм спасения (Деян. 2:14‒41). Дух Святой через Слово Божие обнаруживает греховную сущность людей. «Услышав это, они умилились сердцем (были пронзены в сердце)»(Деян. 2:37), затем к ним приходит осознание вины перед Святым Богом, и возникает единственно верный вопрос: «Что нам делать, мужи братия?»(Деян. 2:37). Наконец, кульминацией в цепи спасения человека является глубокое, искреннее покаяние в грехах и присоединение к Церкви: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Следовательно, сначала возвещается Слово Божье, которое доносится до сердец слушающих действием Святого Духа, и те, которые принимают Слово, каются и получают спасение. Такая же последовательность — слышать Слово, а потом уверовать в Него — обозначается Апостолом Павлом в Еф. 1:13.

    Таким образом, когда Святой Дух касается человека и он, слыша Слово Божие, располагает своё сердце к услышанному, тогда оно проникает в самые глубины человеческого естества и совершает своё могущественное действие, разделяя душу и дух и производя суд над помышлениями и намерениями сердечными (Евр. 4:12). Без помощи Божьей грешник не может понять и принять Слово Божье, поэтому псалмопевец молится: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18). Если бы Господь не открывал Библию, как Слово Божье, оно не имело бы животворящей силы, потому что не буква, а Дух животворит (2Кор. 3:6). Поэтому Апостол Павел предлагает «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим. 2:25). Бог дает покаяние, хотя человек не всегда принимает его. Первоначальное действие по спасению всегда у Бога (Евр. 5:9). Даже если человек осознаёт всю испорченность и никчёмность своей безбожной жизни, без благодати Божией он никогда не будет спасён: «… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф. 2:5).

    К великой радости людей благодать уже дана всему человечеству в Иисусе Христе! (Тит. 2:11) Но это не означает, что человек «обречен» на спасение. Писание ясно показывает, что человек по своему собственному решению может противиться действию благодати. Апостол Павел пишет: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:4‒5). Здесь Апостол указывает, что хотя Господь ведет грешника ко спасению, но по своему упорству и нежеланию покаяться человек может отвергнуть ее, и тем самым он обрекает себя на гнев Божий. Савл не воспротивился Божьему действию, как он свидетельствует царю Агриппе (Деян. 26:19), но многие противятся Духу Святому (Деян. 7:51) и Истине (2Тим. 3:8), и Бог не подавляет этого сопротивления.

    Итак, вследствие грехопадения наших прародителей грех перешёл на весь род человеческий, и образ Божий в человеке был серьёзно искажён, но не утрачен полностью. И все же, хотя человек порабощён грехом и не способен самостоятельно, без помощи Бога исправиться, покаяться и отвратиться от греха, в момент действия Духа Святого, когда Бог дает покаяние, он может осознать свою греховность, раскаяться и принять Божье прощение, а может воспротивиться действию благодати, которая предлагается всем без исключения людям. Примет ли каждый отдельный грешник дар спасения или отвергнет его, зависит только от него. Бог во Христе сделал всё для того, чтобы каждый без исключения человек был спасён. Он «... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).

    3. БОЖЬЕ ИЗБРАНИЕ ЛОТЕРЕЯ?

    Всем нам знакомо слово «избрать». Мы постоянно сталкиваемся с житейскими ситуациями, когда приходится делать выбор – каким путем добраться до места назначения или какую книгу взять для чтения. Молодые люди выбирают спутника жизни, а пожилые – домашнего врача. «Избрать» означает отдать предпочтение кому-либо или чему-либо. Люди избирают одно или другое, но их альтернативы находятся в «узком коридоре» возможностей, которые Бог им предоставил. Трезво анализируя свою жизнь, можно прийти к выводу, что часто обстоятельства делают выбор вместо нас. Но Бог не связан обстоятельствами, и Он может избирать что угодно и кого угодно, не считаясь ни с какими факторами по собственному усмотрению. Однако Писание свидетельствует, что, хотя люди полностью зависят от Бога: «От Господа направляются шаги человека» (Пр. 20:24), от человека ожидается свободное решение: «… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор. 30:19). Бог Своим решением дал человеку трагический дар свободы, которая часто ведет к катастрофическим последствиям, но без этого дара личность перестает быть личностью и становится бездушным винтиком в гигантской «машине» мироздания.

    Боясь свободы и ответственности в духовных вопросах, многие хотят, чтобы Бог за них решил вопрос обращения, покаяния и завершения христианского пути, но почему-то всё Священное Писание пронизано призывами лично обратиться к Богу, покаяться, исполнять заповеди и Божественную волю. Если Бог вместо людей Сам избирает путь каждого, то зачем все эти призывы? Многие говорят: «Я бы хотел поверить в Бога, но не могу, я хочу покаяться, но, наверное, Бог не дает мне покаяния, я бы рад обрести жизнь вечную, но, возможно, я не предызбран к ней». Можно ли совместить Божественную волю, которая всегда и во всем исполняется с абсолютной точностью, со своенравием и непредсказуемостью человеческих поступков? А в практической плоскости — несет ли человек ответственность за свои поступки или, если все зависит от Бога и во всем исполняется Его воля, от человека ничего не зависит и, следовательно, с него и спросить ничего нельзя?

    Библейские тексты, говорящие о полной предопределенности, заставляют думать, что в получении спасения от человека ничего не зависит, но Бог избирает тех, кого захотел избрать, и не избирает других, оставляя их на вечные мучения. Но другие тексты связывают избрание с ответным решением человека и приглашают его принять божественный призыв, предупреждая об ответственности при его отвержении. Можно ли совместить эти группы текстов, понимая, что Библия не может сама себе противоречить? С одной стороны, Библия ясно указывает на Божью инициативу в спасении, что позволяет однозначно заявить: без Божьего избрания никто не может спастись. Но, с другой стороны, не до конца открывая тайну этого действия, она не менее однозначно указывает, что основанием для избрания служит не произвольное решение Божье, а Его предвидение будущего: «...Кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29).

    То есть предопределение, которым Бог выделяет некоторых людей из общей массы и потом трудится над их спасением, основано не на Его тайном и абсолютно независимым выборе, а на Его предварительном знании человеческого ответа. Поэтому Павел не написал: «…Кого Он захотел, тем и предопределил ...», а написал: «...Кого Он предузнал, тем и предопределил...»

    Понятие «предузнание» означает, что Бог знает заранее абсолютно все еще до того, как оно произошло, и знание это обладает совершенной достоверностью, то есть это абсолютно непогрешимый прогноз со стопроцентной точностью. Даже люди могут составить достаточно вероятные прогнозы, например, синоптики могут иногда точно предсказать время и место, где пойдет дождь, астрономы могут предсказать солнечное затмение. Но даже если дождь или затмение произойдет точно в назначенное время и в точно указанном месте, это не будет означать, что люди «сделали» дождь или затмение. Эти явления природы не зависят от них, они только предсказали их более или менее точно.

    Бог, зная абсолютно все факторы, абсолютно все желания и действия каждого человека еще до того, как этот человек родился, подготовил Свои ответные действия на предузнанные человеческие поступки так, чтобы выполнить объявленный Им предвечный план домостроительства Церкви Христовой (Еф. 1:4). То есть Бог избирает тех, о ком Ему достоверно известно, что в определенное время они свободным личным решением добровольно примут Христа. Господь уделяет достаточно благодати каждому живущему на земле с тем, чтобы он мог принять спасение, но при этом Он абсолютно точно знает, что некоторые люди своей свободной волей не примут дар вечной жизни ни при каких, даже самых благоприятных обстоятельствах, а другие примут. Конечно, Бог мог бы насильно спасти даже самого упорного противника христианства, но Он желает иметь свободных детей Божьих, а не безвольных роботов. Поэтому, явившись Савлу по дороге в Дамаск, прославленный Иисус не подавляет его, а ждет ответа: «Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:3‒6). Божье избрание, с точки зрения евангельского богословия, условно. Оно обусловлено предвечным Божьим предвидением будущего ответа человека на благую весть спасения.

    Безусловное избрание предполагает, что нет никакой находящейся в человеке причины для избрания. При таком подходе Богу как бы все равно, кого избирать: людей с синими глазами или с карими, умных или глупых, хороших или плохих, высоконравственных подвижников или законченных негодяев. Такое понимание предполагает, что в объекте выбора нет ничего, что могло бы привлечь Бога. Но выбор, по определению, является выбором, только в том случае если выбирающий делает его на основе предпочтения каких-либо свойств в выбираемом объекте. Если нет сравнения свойств в процессе выбора, то он, как таковой исчезает, и его место занимает лотерея или игра случайных цифр. Но Бог случайно не действует. Его решения всегда обоснованы. Он справедлив во всем и во всем, в том числе и в выборе. Если бы все люди были одинаковы и не имели личностных особенностей, то Божья справедливость не нарушалась бы при «лотерейном» избрании. Но люди не однотипные винтики, сходящие с конвейера. Они отличаются не только внешне, не только характером и особенностями, но и индивидуальным отношением к Богу, и, в частности, расположением сердца к Богу или внутренним отторжением Его. Именно вера или неверие являются решающими факторами, которые определяют Божье избрание. Поэтому Бог являет Свою справедливость, избирая людей на основе их веры, предузнанной «прежде создания мира» (Еф. 1:4).

    Если Бог абсолютно не смотрит на то, какой человек, то как объяснить слова Священного Писания: «...Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35)? Если Богу все равно, как человек относится к Нему, то Ему должен быть равно приятен и боящийся Его, и презирающий Его, но, оказывается, Бог избирает только тех, о ком Он знает, что они любят Его. «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян. 13:22; 1Цар. 13:14), – говорит Господь. То есть Бог не любого человека хотел поставить царем Израиля, а Он искал и нашел только того, кто готов был исполнить все хотения Божьи. Саул больше думал о своей славе, а не о Божьей воле, а Давид был готов на все. Это и стало основой избрания Божьего. «Ты (Боже) испытуешь сердце и любишь чистосердечие» (1Пар. 29:17), — говорит Давид в своей молитве, а Премудрость Божья добавляет: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Пр. 8:17). Почему Бог избрал Ноя, а не, скажем, Ламеха? Почему Ной обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6:8)? Писание объясняет: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Из этих текстов ясно, что Богу не все равно, кого избирать.

    Многие библейские тексты однозначно указывают на Божье избрание, но ничего не говорят о внутренних причинах или основании для такого избрания. Это приводит к тому, что некоторые люди считают, что причина избрания лежит только в Боге, а не в человеке, но давайте присмотримся к этим текстам более внимательно. Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Другими словами, только Бог Отец избирает последователей Христа. Но как и кого привлекает Отец Небесный? Иисус объясняет: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). То есть если бы не было жертвы Христа, то никто не был бы привлечен к Отцу. После Голгофы Господь привлекает всех, а не только отдельных людей, но не все отвечают на Его призыв. Об этом же Иисус говорит так: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). А почему Он избрал именно этих? Неужели Ему было все равно, кого избирать? Нет, Иисус сказал: «...Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его» (Ин. 14:21). Мы видим, что Отец Небесный возлюбит того, кого Он заранее будет видеть как любящего Сына Его.

    Также написано: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Вырванная из контекста, эта фраза создает впечатление, что все человеческие действия и даже желания (хотения) зависят не от самого человека, а от Бога. Кажется, что если Господь не произведет желание жить святой жизнью или хотение покаяться, то человек никогда сам этого не сделает. Но смысл стиха проясняется, если прочитать начало обращения Павла: «...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12‒13). Если все наши желания и действия действительно зависят только от Бога, то какой смысл предлагать нам внимательно наблюдать за собой, со страхом и трепетом совершая свое спасение? При полной зависимости от Бога фраза, показывающая причинно-следственную связь между совершением спасения и желаниями, которые производит Бог, теряет всякий смысл. Апостол Павел ясно говорит, что причина того, что надо поступать в жизни осмотрительно (со страхом и трепетом), заключается в том, что хотя в человеческом сердце возникают хотения и действия, которые производит Бог, в нем также появляются побуждения и желания, исходящие от греховной плоти, возникают вожделения, навеянные сатаной и миром греха. Задача каждого верующего – сделать правильный выбор в этих желаниях и поступить сообразно хотениям, которые приходят от Бога, а не по указаниям мира сего. Выбор между желаниями – это свободное решение человека, которое он принимает ежечасно, а возможно, и ежеминутно.

    Еще написано: «...И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). В этих словах кто-то может увидеть фатализм и учение о неотвратимой судьбе: слушали слово Божье все, но уверовали только те, кто был предуставлен какой-то силой свыше. Почему один оказался достойным спасения, а другой — нет? Дух Святой тут же открывает причину, если не вырывать тексты из общего повествования, а читать Библию так, как она написана. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Значит, иудеи, к которым было обращено Слово Господне, сами себя сделали недостойными вечной жизни. Не Бог сделал их недостойными, и не вина Божья в том, что они оказались непредуставленными, а действия и воля самих людей.

    Такая же личная воля, отвергающая Божье слово, проявилась у фараона, который не хотел отпустить народ израильский из Египта, хотя с первого взгляда может показаться, что в этой истории действует только Бог и нет места для свободного волеизъявления фараона. «Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:17‒18). Казалось бы, что мог сделать этот человек, если Бог ожесточил его сердце? Павел использует этот случай, чтобы показать власть Бога над Своим творением, что было важно для темы его послания, но при этом он не показывает основания такого Божественного решения. Но если обратиться к этой истории, которая подробно описана в Пятикнижии, то становится ясно, что Бог ожесточил сердце фараона не сразу, а только после того, как фараон сознательно и упорно сам ожесточал свое сердце и в определенный момент преступил черту долготерпения Божьего. Тогда Господь допустил ожесточение его сердце так, что фараон, уже даже при всем желании, не мог бы остановиться в своем упорстве. «И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь» (Исх. 8:15, см. также Исх. 7:13, 23; 8:19, 32; 9:7).

    Во время первых пяти казней фараон ожесточал сердце по своей собственной воле, и только во время шестой казни написано: «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» (Исх. 9:12). Но даже и после этого Господь дал еще один шанс фараону, посылая град, но этот человек снова сам ожесточил свое сердце: «И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его. И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея» (Исх. 9:34‒35). Только начиная с восьмой казни Бог окончательно и бесповоротно лишил фараона покаяния. Он прошел точку невозврата. Таким образом, целостное рассмотрение Писания показывает, что Бог давал фараону шанс не быть наказанным, хотя от начала знал, что он не воспользуется этой возможностью и поэтому пророчески предвидел трагический исход.

    Апостол Павел, говоря о власти Бога над всеми людьми и над фараоном, в частности, пишет: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:21‒23). Другими словами, у Бога достаточно власти над людьми, как у горшечника над глиной, чтобы явить на них заслуженный гнев и показать над ними Свое могущество, но с нескрываемым удивлением Апостол замечает, что Бог с великим долготерпением щадит сосуды гнева, которые уже давно готовы к погибели и заслуживают наказания, и дает им дополнительные возможности, чтобы больше Его славы проявилось в милосердии, а не в наказании.

    Рассуждая о сосудах гнева и милосердия в послании к Римлянам, Павел не дает ответ на вопрос: «Почему Бог одного милует, а другого ожесточает?» Создается впечатление, что Бог действует совершенно произвольно и, действительно, Он мог бы действовать так. Но в других текстах Павел указывает, что Бог смотрит на людей не как на пассивные предметы, а привлекает их к сотрудничеству и предлагает изменить свое положение: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего (от отступничества), тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим. 2:20‒21). То есть хотя Бог имеет полную власть над каждым человеком, как горшечник над своим сосудом, но для людей есть уникальная возможность, в отличие от бездушных предметов, из сосуда для низкого употребления стать сосудом в чести, для почетного употребления.

    Таким образом, основываясь на призыве Иисуса Христа: «приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мр. 1:15) и на многочисленных примерах веры, оставленных на страницах Священного Писания, можно с уверенностью сказать, что Бог избирает ко спасению не произвольно, а только того, кто верой ответит на призыв Христа. Поэтому избрание не безусловно! Оно обусловлено верой человека, которую Бог предузнает от вечности.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта