Главная страница

Личность или работ Сборник статей по сотериологии. Сборник-07. Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания


Скачать 94.68 Kb.
НазваниеСборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания
АнкорЛичность или работ Сборник статей по сотериологии
Дата26.05.2021
Размер94.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник-07.docx
ТипСборник
#209984
страница4 из 5
1   2   3   4   5

6. МОЖНО ЛИ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ БОЖЬЕЙ РУКИ?


Свобода и ответственность человека, с одной стороны, и непреложность Божественной воли и Его суверенные, ни от кого не зависящие действия, с другой стороны, переплетаются между собой на всех этапах духовной жизни христианина. Это отчетливо видно в начале духовного пути, когда человек принимает решение покаяться под действием Божьей благодати, а также не менее очевидно, когда после обращения он совершает путь в небесную обитель. Можно ли быть уверенным в том, что, начав путь, христианин гарантированно сможет дойти до конца? Другими словами, можно ли быть уверенным в собственном спасении?

Традиционный взгляд славянского евангельского христианства, глубоко укорененный в Библии, заявляет, что если человек под влиянием Святого Духа принял Христа в свое сердце, покаялся и принял святое водное крещение, то Бог, верный Своему Слову (1Кор. 1:9) непременно дает человеку вечную жизнь уже сейчас. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Ин. 5:13). Таким образом, появляется «уверенность в спасении» как внутреннее свидетельство Святого Духа, убеждающее возрожденного христианина в том, что он спасен: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Фундаментом для этой уверенности является твердыня Божьего Слова, удостоверение Святого Духа и наглядные перемены от греха к святости, которые происходят в жизни новообращенного и которые очевидно указывают на присутствие новой жизни в христианине (2Кор. 5:17). Если эти признаки в человеке есть, то он может быть твердо уверен в собственном спасении. Однако будет ли уверенность в спасении гарантией того, что человек не отпадет от благодати на протяжении всего земного пути?

В поисках ответа на этот вопрос в церкви сформировались две отличные друг от друга позиции. Одна предполагает невозможность духовной гибели истинного христианина, вторая — принципиальную возможность отпадения от веры и как следствие — духовную погибель. Другими словами, либо «спасен однажды — спасен навсегда», либо «спасен, пока верую». Первая позиция подтверждается представлением, согласно которому жизнь человека, его избавление или осуждение предопределены еще от вечности. Поэтому на Дортском Синоде в 1618‒1619 гг. появляется новый термин — «стойкость святых», означающий непреложность спасения избранных, индикатором чего служит «святая жизнь» христианина. Этот термин, в свою очередь, трансформировался к 20-му столетию в «вечную безопасность», что означает невозможность так называемой «потери спасения» для избранных в принципе, даже в случае очевидно нехристианского поведения человека.

Фундаментом второй позиции, указывающей на реальную опасность отпадения, являются многочисленные предупреждающие тексты типа: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12), «если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26) и не менее многочисленные примеры из Писания, показывающие реальное пренебрежение благодатью и отпадения избранного народа Божьего (Ис. 31:6, Ос. 7:13, Рим. 11:22).

Как у первой, так и у второй позиции есть серьезные библейские аргументы, и чтобы отдать преимущество одной из них, необходимо рассмотреть тексты, которые используются в качестве аргументации сторонниками «невозможности потери спасения», и те отрывки, которые используются в качестве подтверждения позиции, в которой «потеря спасения» является реальностью.

В послании к Римлянам Апостол Павел дает представление о действии Божьем для спасения человека. С начала 8 главы этого послания Апостол описывает категорию людей, которые действуют (поступают) «по духу» «в Иисусе». Такие люди противопоставляются тем, кто «живет по плоти» — таковые «Богу угодить не могут». В чем же отличие? Ответ на это Апостол дает в здесь же: «… если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Это хорошо коррелирует со словами: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:24‒25). О «наследниках Божьих» и «сонаследниках Христу» сказано, что для того, чтобы прославиться со Христом, нужно с Ним и страдать (Рим. 8:17). Причем страдания Павел представляет как условие прославления, которые, как и всё другое, Бог обращает во благо любящим Его (Рим 8:28). Это благо имеют причинно-следственную связь (союз «ибо» или «потому что») с последующим текстом (Рим. 8:29). Таким образом, вся эта «лестница к славе», построенная Богом для верующих в Него, покоряется «любящим Бога», получающим высшее благо — прославление оправданных во Христе. «Ходящие в Иисусе по Духу», «умерщвляющие дела плоти», «страдающие со Христом», «любящие Бога» — вот те, кто удостаивается высшей награды во Христе! Уверенность в этой награде, уверенность в спасении происходит от удостоверения Святого Духа, который «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи» (Рим. 8:16). Это происходит благодаря двусторонним отношениям между Отцом и детьми, между Великим Царем и Его наследниками.

За Божьим предузнанием Своих детей последовало предопределение, «чтобы они были подобны Образу Сына Его». Здесь не просто усыновление, не просто юридический акт изменения статуса верующих, а квинтэссенция славы, которая должна открыться в нас. Не только спасение от погибели, освобождение от осуждения, от вины греха и его власти, но, как сказал И.В. Каргель, «сыновство у Бога по Образу Единородного Сына со славой Его. Его Единородный Сын, в Котором Он избрал и назначил человека для сыновства (Еф.1:4‒5) есть образец, к которому мы должны подняться». Мы видим ясное указание на то, что Божья любовь сильнее самых сложных обстоятельств и самых могущественных сил (Рим. 8:35-39). Но здесь же мы видим и ясное условие того, что необходимо человеку, чтобы быть частью этого прекрасного обетования — «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». Бог предложил нам путь спасения — Христа, Бог даровал нам обетования вечной жизни, Бог окружил нас Своей любовью, Бог дал нам Духа, Бог дал нам силы, и мы можем благодарно, «ходя в Духе», «умерщвляя дела плоти», устремиться в потоке обетований Божьих к вечной славе.

Подобный принцип излагает Апостол Петр во 2-м Послании. Мы можем прочитать об этом в начале первой главы: от «Божественной силы» нам «все даровано для жизни и благочестия» через «познание Призвавшего нас, чтобы мы «сделались причастниками Божеского естества» и при этом избежали «растления похотью» (2Пет. 1:3-11). К этому нужно приложить все старание! Этим задачи верующего для поддержания и развития отношений с Богом не ограничиваются. Важно демонстрировать плоды спасительной веры, высшим выражением которой является любовь. Более того, это не просто должно быть в какой-то момент времени, а «умножаться» (2Пет. 1:8). Все это необходимые условия для успеха и развития в познании Христа и для того, чтобы открылся «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11). А тот, кто не действует в соответствии с призывом Петра, «слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих». Человек, очищенный от прежних своих грехов, иногда может ослепнуть духовно, забыть о жертве Христа и тем самым лишиться возможности «наследовать обетования Божьи». Очевидно, что воззвание Петра «делать твердым звание и избрание» (2Пет. 1:10) практически приобретает обязательный, заветный характер. В таком случае слагаемые уверенности в спасении – это условия самого Бога: любовь, явленная в Иисусе, силы, дарованные Духом, и твердые намерения, утвержденные верой человека, который прикладывает «все старание» в устремлении к Своему Спасителю.

Твердая уверенность в Боге, который может спасти человека и довести его до вечности гармонично сочетается с ответными действиями людей, которые со Христом идут в Небесный Иерусалим. При этом Писание предупреждает, что путь в Небеса не беспечная прогулка, а непростое путешествие, и на пути верующего поджидают многочисленные опасности, большая часть которых исходит от его собственного непослушания и греховной плоти. Особенно ярко такая опасность описана в послании к Евреям (Евр. 6:4‒6), некоторые комментаторы Библии называют это «самым страшным текстом в Священном Писании». В этом разделе совершенно ясно и недвусмысленно говорится о невозможности обновлять покаянием тех, кто был уже просвещен и стал причастником Святого Духа, а потом отпал и распинает в себе Сына Божьего.

Чтобы избежать простого и ясного прочтения этого текста, некоторые говорят, что речь здесь идет о невозрожденных людях, которые из-за этого и «вышли от нас», кто-то — что это отпадение не от спасения, а от христианского образа жизни и т.д. Другие считают, что несмотря на «отпадение», они все равно получают спасение в вечности, также говорят, что человеку действительно невозможно покаяться, но это и не важно, Бог приведет его к покаянию. Существует множество других попыток истолковать этот отрывок так, чтобы уйти от его очевидного смысла.

Давайте начнем с того, что определим статус и положение адресатов перед Богом. Мы видим, как автор отождествляет себя с ними, употребляя местоимение «нам» в контексте стремления к совершенству (Евр. 6:1). Перед этим звучит местоимение «вы», что указывает на их разное положение перед Богом. Это ясно указывает на то, что те, кому предназначалось послание, были верующими. Они «были просвещены», «вкусили дара небесного и…благого глагола Божьего», «сделались причастниками Духа». Также важный аргумент в пользу того, что это христиане, – утверждение: «Невозможно… отпадших обновлять покаянием» (Евр. 6:4-6). Отчетливо видно, что они уже каялись. Много мнений насчет того, что же привело этих людей к отпадению. Но что бы ни было причиной того — возвращение в иудаизм, неправедная жизнь или пренебрежение жертвой Христа, — сам факт отпадения зафиксирован и влечет за собой сокрушительные последствия: «… невозможно…просвещенных…и отпадших…обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр. 6:4-6).

Это перекликается с продолжением этого же послания: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи…» (Евр. 10:26). Так как основная цель послания — показать высокое положение Христа и ответственность человека перед Ним, автор подчеркивает критическую необходимость мер для поддержания и развития спасительных отношений с Богом через Христа. Возможно, читатели не имели должного представления о Христе и несерьезно относились к Его Слову, что привело к низкому уровню ответственности и жизни, далекой от христианских стандартов. ((Евр.2.1‒4) и еще несколько предупреждений об отпадении красноречиво об этом свидетельствуют.) Автор призывает к «совершенству», которое основано на жертве Спасителя, и свидетельством тому служит праведная жизнь христианина.

Проповедующие «вечную безопасность» как невозможность потери спасения даже в случае очевидно нехристианского поведения человека в основном ссылаются на слова Христа из Евангелие от Иоанна: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27-29). Предполагается, что речь идет об ответственности Пастыря за Своих овец в вопросах питания, ухода и безопасности, что снимает ответственность с человека за пребывание с Господом и за качество жизни верующего. Но другие тексты Писания (2Пет. 2:21‒22; Евр. 2:1) ясно говорят, что хотя никто не может похитить верующего из руки Божьей, но он сам по нерадению или увлечению грехом может выпасть из Божьей десницы. В таком случае безопасность зависит от пастыря настолько, насколько овца послушна своему пастуху и держится его и стада. Другими словами, овцу «никто не похитит из руки» Христа в том случае, если овца не вырвалась, не покинула эту руку.

В Писании немало случаев, подтверждающих это: Галаты были в руке Христа, но они добровольно оставили ее, «отпав от благодати» (Гал. 1:6, 5:4). Именей и Александр были в руке Христа, но они вырвались из нее, «отвергнув добрую совесть» (1Тим. 1:19, 20). Димас, бывший сотрудником Апостола Павла, также покинул руку Христа, «так как возлюбил нынешний век» (2Тим. 4:10). Апостол Павел говорит о подбных случаях так: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме» (Флп. 3:18,19). Библия неоднократно предупреждает человека о его ответственности за то, как он будет распоряжаться Божьими дарами (Мф. 25:1‒30), в том числе даром благодати. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр.2:1). Другими словами, Бог очертил границы своей благости и милости. И пока человек находится в этих границах, он в безопасности, но как только он покидает эту территорию, то риск «потеряться» очень велик.

Несомненно, «уверенность в спасении» дает уверенность в служении, миссии и духовном становлении, но не идея «вечной безопасности», которая может негативно сказаться на состоянии верующего, нередко приводя к тяжелым последствиям. Например, снижение или отсутствие ответственности за свою жизнь; низкий уровень благовестнической активности; «сектанство» (мы — особенные); гипертрофированная ответственность в вопросах личного освящения (зацикливание на себе); постоянная необходимость убеждать в чем-либо себя и других, что ведет к нетерпимости и враждебности; опасность лицемерия (вынужденное подражательство из-за страха быть неспасенным); иногда нечувствительность к греху.

В Священном Писании звучит симфония из прекрасных обетований Божьих и вместе с ними — предостережений, важных для жизни детей Божьих. Так, текст в послании к Колоссянам содержит и чудное обетование о спасении в Иисусе Христе, и одновременно с ним условие исполнения такого обетования в жизни верующих: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере…» (Кол. 1:21‒23). Апостол Павел обуславливает Божьи обетования фразой «если только». Человек должен твердо выполнить эти условия. Кто-то не был тверд, отверг «веру и добрую совесть» и потерпел «кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19), а кто-то «стоит в вере к спасению души» (Евр. 10:39).

Итак, возможность отпадения человека от веры, прерывание отношений с Богом красноречиво говорит о том, что любящий Бог, оставив в Эдеме право выбора первому человеку, несмотря на разрушительные последствия неверного выбора, дал возможность такого выбора и нам. Как велика Божья любовь и милость к нам – это и гарантии того, что исходящее от Него максимально надежно, и одновременно с этим ненасильственный путь спасения во Христе, предоставляющий выбор человеку, свидетельствующий о его свободной воле. Ответственность человека в том, чтобы сделать правильный, спасительный выбор и продолжать его делать постоянно, развивая и укрепляя спасительные отношения с Богом во Христе Духом Святым.

7. РАДИ СЛАВЫ ИЛИ РАДИ ЛЮБВИ?

В последнее время в евангельско-баптистском движении России происходит смещение богословских акцентов. В наших церквах издавна были различные подходы к объяснению процесса спасения, но главный смысл традиционного баптистского богословия всегда сводился к провозглашению евангелия любви и к призыву грешника принять спасение. Традиционное благовестие открывало людям Христа-Спасителя, из любви к грешнику пожертвовавшего Собой. Сегодняшние проповедники часто настаивают на приоритете проповеди Христа-Царя, к покорности Которому призваны вернуться грешники. Они считают правильным провозглашать прежде всего суверенность Бога и подчеркивать, что всё создано для славы Божьей.

Как-то раз был в приемной комиссии в библейской школе, и один из абитуриентов заявил, что поступает в школу, чтобы больше знать о Боге, потому что долгое время неправильно говорил людям о Нем. Он поведал: «Я раньше рассказывал своим неверующим друзьям, что Бог сотворил человека, чтобы иметь с ним отношения. А теперь я понимаю, что человек создан для славы Божьей». И здесь я призадумался. Ведь именно через такое «неправильное» евангелие я и уверовал. И таких, как я, — тысячи.

Проблема этого молодого человека не в том, что он стал неправильно исповедовать евангелие, а в том, что он противопоставил два утверждения и заставил выбирать: или «сотворен для общения с Богом», или же «сотворен для славы Божией», как будто они исключают, а не дополняют друг друга. И на этом основании он объявил один взгляд неправильным, старым, отсталым, а другой новым и правильным. Именно это противопоставление разрушает людей и церкви.

Евангелие, в которое я уверовал, открыло мне, что Бог есть любовь (1Ин 4:8). Любовь всегда проявляется в отношениях. Так триединый Бог внутри Святой Троицы имеет полноту общения. У Бога в Святой Троице все есть: и полнота общения, и полнота любви, и полнота радости, и полнота счастья. И вот этот Всемогущий и Вседостаточный Бог сотворил человека не потому, что Ему было скучно, или Он в чем-то нуждался, или Ему не хватало славы, а исключительно по Своей доброте и щедрости. Он захотел ввести его в Свой круг общения любви. Бог захотел делиться Своей любовью, поэтому человек создан по образу и подобию Божью (Быт. 1:26‒27), и Бог имел общение в прохладе дня только с ним. Всё творение: горы, моря, животный и растительный мир — созданы для человека, чтобы он владычествовал над ним (Быт. 1:28), а сам человек создан для Бога, чтобы быть посаженным на Небесах (Еф. 2:6), на престоле, вместе с Христом Иисусом.

В Евангелии Господь сравнивается с хозяином пира, который радуется, когда гости пользуются его дарами (Лк. 14:21‒23). Бог радуется, когда мы наслаждаемся дарованным Им счастьем, когда мы приобщаемся к подлинной жизни, становясь похожими на Него. И в этом является слава Бога.

Евангелие говорит о том, что человек взбунтовался против Бога, отверг Его и выбрал путь самоутверждения. Человек лишился источника жизни и стал смертным. Его поразила болезнь, имя которой – грех. Евангелие говорит о воплощении Иисуса Христа как о жертвенном акте любви к погибающему человеку. Христос, взяв на Себя грехи человечества, соединился с болезнью всего человечества и понес последствия наших грехов. Телесное воскресение Христа стало торжеством преображения искупленного человечества. И в этом величие жертвенной любви: Сын Божий умер и воскрес ради взбунтовавшегося против Бога человечества. Евангелие — это гимн любви Бога к падшему человеку. И этой темой пропитаны все тексты Священного Писания.

В притче о блудном сыне (Лк. 15:11‒24) раскрывается суть Евангелия. Блудный сын, сполна пожав плоды своего бунта, опустившись на самое дно, сломленный жизненными невзгодами, вспоминает, как ему было хорошо в доме отца. Он идет к отцу в надежде на его милость. . Блудный сын пережил сильное чувство — радость возвращения, и в ответ на щедрость и доброту родителя в душе сына рождается восхищение отцом. Именно восхищение любящим Богом лежит в основе поклонения Ему. Поклонение — это естественная потребность человека, принявшего любовь и щедрость Бога.

Евангелие должно быть понято неверующим. Только тогда оно способно рождать к новой жизни. А утверждение «человек создан для славы Божией» хотя и правильное, но оно не будет понято неверующим до тех пор, пока он не переживет встречу с Богом.

Слава не цель Божья, а Его естественный атрибут. В Ветхом Завете видимое присутствие Бога сопровождала «шехина» – облако славы (Исх. 40:34). Бог всегда во славе, и все без исключения дела умножают Его славу, даже если мы этого не видим или не понимаем. Но слава не цель Божья, а то, что всегда Ему принадлежит по праву. Он не ищет славу, а обладает ею безотносительно от поступков человека, плохих или хороших, и от проделок лукавого, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36). Все творение в любом случае возвещает славу Его (Пс.18:2), но это не назначение творения, а неизбежное свойство, потому что всё, что делает Бог, всегда славно. Главная цель Божьих действий не поиски Себе славы или дополнительного почета, а устроение Царства Божьего. Ради этой цели Христос с легкостью оставил Свою славу и оказался на месте позора – на Кресте. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, прежде чем говорить, что Его больше всего заботит слава. Любовь не ищет своего. Она, а не поиск славы, направляет действия Бога. В силу непостижимой Божественной любви Он призывает людей в Свою славу (1Пет. 5:10), но не в этом цель создания человека. Это свидетельствует о милости и любви Бога, Который желает общения со своим творением. Общение с Богом немыслимо без вхождения в Его славу, поэтому сначала Господь предлагает спасение и приобщение ко Христу (1Кор. 15:22), Который есть «сияние славы» (Евр. 1:3). Таким образом, пребывая во Христе (2Кор. 5:17), дети Божьи уже входят в славу Господню.

Иисус не ждал славы от людей, говоря: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5.41). Но, безусловно, все, что мы делаем, должно служить (и послужит) к славе Божьей (1Кор. 10:31), однако Христос рекомендует нам вести себя так, чтобы Отец Небесный прославил нас (Ин. 5.44), как Он прославил Сына Своего (Ин.17:5).

К сожалению, современное благовестие иногда превращается в провозглашение христианских лозунгов: «Сотворен для славы Божией», «Суверенный Бог», — которые сами по себе правильные и бесспорные, но они не производят призывающего и освящающего действия. Верующие превращаются в каких-то фанатиков, не способных услышать реальные духовные нужды людей и ответить на них.

Акцент на славе Божьей представляет Бога как какое-то эгоистическое существо, которое требует, чтобы ему кланялись и служили. Такое представление о Боге напоминает язычество. Язычники полагали, что боги создали людей, чтобы те приносили им жертвы. Так называемые боги могли буквально голодать, если оставались без жертв. Подобная логика описывает Христа, Который якобы пришел, чтобы вернуть людей к тому, чтобы они могли вновь кланяться и служить Богу. В этом случае перепутаны цель и следствие. Служение и прославление Бога должно быть естественным ответом на Божью любовь, а не самодостаточной целью.

Некоторые проповедники боятся говорить о любви Бога к человеку, чтобы не быть обвиненными в самом страшном, по их мнению, грехе — гуманизме. Один мой знакомый брат рассказывал мне, как ему однажды в гостях пришлось вести беседу о Божьей любви к человеку. Он говорил о том, как чудно Бог устроил Вселенную, как мудро сотворил Землю, рассчитал расстояние до других планет, и все это ради человека, чтобы он мог нормально на ней жить и наслаждаться красотой Божьего творения. Но вдруг он увидел странное выражение лиц у присутствующих. А потом произошел взрыв: «Нет! Бог все сотворил не ради человека, а ради славы Своей!»

Вытравливая любовь и сострадание из душепопечительской практики, сосредотачивая все внимание на прославлении Бога, душепопечительство становится каким-то злым законничеством, в котором главным инструментом исправления человека является правильное наказание.

Зачастую проповедники «нового Евангелия» насаждают западные богословские схемы, которые были ответом на западные проблемы. Эти богословские и психологические схемы прикрываются благочестивым словами «библейское богословие», «библейское душепопечение» и т.д. Слово «библейское» используется как дымовая завеса для переформатирования нашего мышления. Но на самом деле эти системы нередко оторваны от Духа Благой вести.

Нам нужно нести евангельскую весть, где Божьи любовь и святость сбалансированы. Будем благодарны Богу, Который в Своей любви привлек нас к Себе, и теперь мы можем наслаждаться общением с Ним, восхищаться Его красотою и в благоговении преклоняться пред Ним!

1   2   3   4   5


написать администратору сайта