Главная страница

Личность или работ Сборник статей по сотериологии. Сборник-07. Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания


Скачать 94.68 Kb.
НазваниеСборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания
АнкорЛичность или работ Сборник статей по сотериологии
Дата26.05.2021
Размер94.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСборник-07.docx
ТипСборник
#209984
страница3 из 5
1   2   3   4   5

5. ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ?


Тайна спасения — для желающих,

а не для принуждаемых.

Григорий Богослов
По славному благовестию Нового Завета даже первый из грешников, обратившись с верой и покаянием к Господу Иисусу Христу, по великой Божьей милости получает прощение всех своих грехов и дар Святого Духа. Изобилие милости проявляется еще и в том, что и сам приход к вере совершается человеком не самостоятельно: Бог ему в этом Могущественный Помощник. Достаточно вспомнить торговку багряницей Лидию: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). В какой-то момент времени помилованный грешник начинает размышлять о причинах непомилованности других. Чем я отличаюсь от них? Я более многих из них запачкан грехами, однако я помилован, а они нет. Бог ли не пробуждает веру в них? Или они не покоряются ей? Учение, отвечающее на эти вопросы, принадлежит к разряду так называемой «твердой пищи» (Евр.5:12).

С одной стороны, Библия учит, что без Божьей благодати, без Его помощи нельзя прийти к вере во Христа (Ин. 6:44), с другой — грешнику надлежит принять решение (Мф. 16:24). Эти две истины можно по-разному сложить вместе. Либо «широк человек», либо — узок, словно робот, подчинен заданной ему извне программе.

Существует взгляд, что, благодать, предшествуя выбору человека, не подавляет его свободу. Бог создает благоприятные условия для обращения, «отверзает сердце» внимать Божьему Слову, как это было с Лидией, и кто-то, как она, охотно принимает Евангелие, а кто-то враждебно реагирует на него (Ин.1:11‒12). Как прямолинейно заявил русский поэт: «Не хочу восприять спасения через муки Его и крест».

Другие думают, что действию благодати противиться невозможно. Бог неодолимо приводит к вере, т.е. никто не может сопротивляться Его призыву, и нет никакой личной причастности грешника к обретению им веры. Такое представление трудно согласовывать с текстами Писания о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись (2Цар. 14:14, Иез. 33:11, 2Пет. 3:19, 1Тим. 2:4). Ведь если бы Бог считал правильным такое обращение с душой, когда она неодолимо приводится к покаянию, вере, то Божье желание спасти всех неминуемо бы исполнилось — и все люди оказались бы спасенными.

То, что не все люди спасаются, некоторые объясняют тем, что Бог решил действенно призвать лишь отдельных людей — избранных. Погибающие также призываются к вере, но недейственно — без Божьего подкрепления призыва, достаточного для того, чтобы они уверовали. Это чем-то похоже на намеренное бросание спасательного круга настолько далеко от утопающего, чтобы тот не смог до него дотянуться или доплыть. Как бы вы отнеслись к спасателю, получающему удовольствие от такой забавы?

Представление о том, что Бог решил оказывать реальную спасительную помощь лишь избранным, вступает в конфликт с учением Писания о Боге, Желающем дать шанс спасения всем. В богословской литературе можно встретить рассуждения, затуманивающие эту истину. Говорится, что есть «явленная воля» Бога (Он хочет спасти всех) и есть отличающаяся от нее «тайная воля» (Он решил не оказывать реальной спасительной помощи всем).

Эта «тайная воля», согласно которой Бог занимает позицию безучастного наблюдателя по отношению к погибающим, несмотря на реальную возможность их спасти, вызывает серьезные вопросы. Такой взгляд, прежде всего, критикуется за уподобление Милосердного Господа левиту и священнику из притчи о добром самарянине, которые равнодушно отнеслись к человеку, израненному разбойниками. Бог делается похожим и на двоедушного фарисея, который говорит одно (хочет спасти всех), но делает другое (решает спасать лишь отдельных людей).

Вообще, считается бесспорным, что Неизменный в Слове Бог если что говорит, то тому и твердо следует, и потому очень сомнительным видится безбоязненное приписывание Господу «тайного» уклонения от Своего Слова, или «явленной воли», похожее то ли на хитрость, то ли на лукавство, то ли на ложь. Если Бог учит: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит. 24:11), то, без всякого сомнения, Он Сам будет держаться того, чему учит. Может ли Он отступить от нравственных стандартов, за нарушение которых будет спрашивать на Суде?

Итак, отрицание причастности грешника к своему спасению, учение о непреодолимой благодати, во-первых, не имеет под собой надежного библейского основания; во-вторых, приписывает Богу нравственный изъян.

Библия достаточно понятно учит, что Бог хочет спасти всех, но не все хотят спасаться на Божьих условиях. Так, апостол Павел пишет об иудеях, что, «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божьей» (Рим. 10:3), т.е. их сопротивление Евангелию заключалось в упорном нерасположении сердца к покаянию. В послании к Фессалоникийцам сообщается о наказании, вечной погибели, которая грозит «не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фесс. 1:8). Апостол Павел, рассказывая о своем обращении, сообщает, что он «не воспротивился небесному видению» (Деян. 26:19). Такие слова («я не воспротивился») уместны, только если есть выбор, т.е. возможность сопротивляться Божьему призыву действительно существует, но они лишние, если выбора, в принципе, нет. Убийцы первомученика Стефана услышали, что они относятся к типу людей, которые всегда противятся Святому Духу (Деян. 7:51).

Любимый ученик Христа пишет, что «верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден», причина же неверия и осуждения неверующих в том, что они «более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:18‒19). Рассказ Михаила Зощенко «Бедность» — замечательная иллюстрация этой истины. После гражданской войны в питерской коммуналке решили провести электричество. Провели — и через несколько дней отключили, потому что увидели, в какой грязи живут. Лучше этого не видеть, чем от этого избавляться. Люди действительно возлюбили тьму больше, нежели свет. Свет тревожит человеческую совесть, и, как сказал Антоний Сурожский, «иногда человек делается неверующим потому, что это его единственная защита против совести». Поистине свет стал судом для неверующих, так как они возненавидели его, потому что обличал их, и погрузились во тьму.

Апостол Павел в послании Римлянам вспоминает об отце верующих Аврааме: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Бог со Своей стороны пообещал Аврааму многочисленное потомство, а тот, по свидетельству апостола, «не поколебался в обетовании Божием неверием», будучи убежденным, что Бог силен исполнить обещанное несмотря на то, «что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении» (Рим. 4:19). Многочисленные конструкции в речи апостола (Рим. 4:17‒21) — типа «поверил с надеждой», «не изнемогши в вере, он не помышлял», «пребыл тверд в вере» и др. — говорят о внутренней работе, происходившей в сердце Авраама, о его личном вкладе в обретение веры.

В день Пятидесятницы, когда апостол Петр, исполнившись Святого Духа, проповедовал иудеям о Распятом ими и Воскресшем, некоторые из его слушателей «умилились сердцем» (Деян. 2:37). Их реакция на Божье Слово заключалась не только в этом чувстве: за сердечным переживанием последовало еще несколько шагов. Они «сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братья?» (Деян. 2:37). Когда Петр сказал им, что для прощения грехов и получения Святого Духа следует покаяться и креститься, то «охотно принявшие слово его крестились» (Деян. 2:41). Выражения «они умилились сердцем», «приняли слово» недвусмысленно заявляют о личной причастности крестившихся к обретению ими веры в Господа Иисуса Христа.

Императивы «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и др., без всякого сомнения, обращены к воле человека, они подталкивают его к духовной активности, причем нешуточной: возлюбить Господа надо всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию (Мк. 12:30).

Хорошее подтверждение учению о реальном взаимодействии Бога и человека в спасении — слова Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк.3:20). Бог терпеливо побуждает грешника обратиться к Нему, не делая обращение неизбежным, а ожидая ответной реакции, чтобы поддержать ее и усилить.

Принятие Божьей помощи нельзя считать заслугой человека. Иногда простодушные верующие смущаются, когда слышат: «Если ты говоришь, что ты выбирал веровать тебе или не веровать, каяться или не каяться, то ты учишь спасению делами». Оправдание по вере апостол Павел противопоставляет оправданию делами (Гал. 2:16, Рим. 4:1−5, Еф. 2:8−9), и потому личную причастность к уверованию нельзя ни в коем случае соотносить с исполнением закона. Какие дела и заслуги можно увидеть в покаянии, когда грешник, откликаясь на обличение Святого Духа, говорит: «Господи, заслуживаю по делам своим ада, ради Христа помилуй меня»?

Учение о сотрудничестве Бога и человека в спасении смыкается с доктриной об избрании: Бог, предузнав грешников, предрасположенных к вере во Христа, включил их в число избранных и не пренебрег даже самыми нечестивыми из них. Бог не делает за нас выбор — Иисус или грех наше все, — Он знает его от вечности.

Итак, более соответствующим Писанию следует признать учение о благодати, которой Бог создает условия для реального самоопределения человека. Только под воздействием Святого Духа человек может сделать свободный выбор — возлюбить ему свет или тьму. Cпасительная вера имеет богочеловеческое происхождение. Богу — Божье, человеку — человеческое. Выделение лишь одной стороны является нездравым упрощением как в учении о Богочеловечности Христа, так и в доктрине о спасении. С уверенностью можно говорить об активном Божьем привлечении грешника любовью и о реальном личном отклике на нее, в том числе о способности некоторых оставаться равнодушным к ней, и даже отвечать ненавистью — «возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15:25).

Ценность учения о сотрудничестве Бога и человека в спасении заключается в том, что оно, во-первых, укоренено в Священном Писании; во-вторых, защищает славу Бога от учений, приписывающих Ему нравственный изъян; в-третьих, не поощряет духовную пассивность, а побуждает к активному богоисканию. Вера твоя спасла тебя!

1   2   3   4   5


написать администратору сайта