Личность или работ Сборник статей по сотериологии. Сборник-07. Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания
Скачать 94.68 Kb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕРиторический вопрос, вынесенный в заголовок настоящего издания – «Личность или робот?», – для авторов сборника решается однозначно. Человек обладает не только разумом, создавшим искусственный интеллект, не только чувствами и эмоциями, но и свободой, без которой личность перестает быть личностью. Личность, в отличие от робота, обладает достоинством, правом выбора и способностью отвечать за свои действия. В этом проявляется человеческая свобода. В то же время Писание ясно свидетельствует о Божьем суверенном управлении Вселенной и всем, что населяет её. Для некоторых людей заявления о человеческой свободе и Божьем суверенитете кажутся противоречием, но нужно иметь достаточно смирения, открытости и мужества, чтобы принять истины Божьего откровения даже тогда, когда они нам кажутся не понятными или не совместимыми. В христианстве многие доктрины являются парадоксальными, объединяющими, казалось бы, взаимоисключающие положения, например, единство Бога и Его троичность, Божественную и человеческую природы Христа. Учение о суверенитете, всевластии Бога, и свободной воле человека иногда также представляются не совместимыми друг с другом. Но и та и другая истина исходят из Священного Писания. И надлежит признать, что учение о свободной воле человека никак не умаляет суверенитет Бога и Его величие. Бог по Своей мудрости и доброте сотворил человека похожим на Себя, даровав ему творческий интеллект, свободную волю и другие позитивные качества, такие как способность любить, верить, думать, выбирать. И даже после грехопадения человек не до конца потерял эти прекрасные качества, и в том числе он сохранил определенную свободу выбора. Он способен анализировать, принимать правильные решения и совершать ошибки, верить, любить свою семью, друзей и Бога. Иначе заповедь «возлюби Господа Бога твоего» (Лк. 10:27) не имела бы никакого смысла. Бог знает, к чему призывает. Если у человека нет способности к выбору, тогда бессмысленны призывы «избери жизнь» (Вт. 30:19), «изберите кому служить» (И. Нав. 24:15). Здравое учение о спасении, в котором и Божье и человеческое участие правильно сбалансированы, должно сохраняться в Церкви и звучать из уст проповедников, так как оно побуждает к принятию важных духовных решений как грешников, так и святых. К примеру, я вырос и воспитался в христианской семье, верил в Бога и намеревался когда-нибудь принять крещение и приобщиться к церкви. Однако из года в год я откладывал это решение, желая достичь совершенства, чтобы в моей жизни больше не было ни малейшего греха. Однажды один из служителей разъяснил мне, что Христос пришел умереть за грешных, а не за праведных, что Бог со своей стороны сделал всё, чтобы спасти меня. Теперь дело за мной: я должен сделать свой шаг веры. Это был чудесный день в моей жизни, когда я сказал Господу «да». Это должны были сказать мои уста, это должно было принять мое сердце. Церкви следует понимать, что она не является закрытым сообществом спасенных, но Бог желает «чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:4). Для этого, покоряясь Духу Святому по примеру Антиохийской церкви, надо благословлять своих евангелистов и миссионеров на проповедь Евангелия погибающим грешникам. К сожалению, я встречал церкви, которые были уверены, что самая важная задача – произнесение с кафедры качественных проповедей: якобы тогда грешники сами придут в церковь с покаянием. Но это не так. Дух Святой посылал Апостолов в разные города и страны, в синагоги, на дороги, на рынки и площади, чтобы там провозглашать Евангелие спасения. Миссия церкви не изменилась и в наши дни. Мы должны прилагать усилия и проповедовать Евангелие всем народам и каждому грешнику без исключения. Как писал Апостол Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Евангелисты, проповедники должны понимать, что спасение только в искупительной жертве Иисуса Христа и милость Его доступна для всех народов и для каждого грешника. Нет исключения: у Бога нет черного списка обреченных к погибели. Каждому грешнику необходимо проповедовать о Божьей любви и доносить до него надежду на спасение, прощение грехов и жизнь вечную. Он должен знать, что Христос умер за все, без исключения, его грехи, и что Бог призывает его к покаянию и ждет, когда он с верой откроет двери своего сердца. Грешник должен знать, что именно через покаяние может обрести прощение и жизнь вечную. Без покаяния не бывает прощения. Спасение – это дело, в котором участвует спасающий Бог и погибающий грешник, хотя и в разной степени. Божья любовь предлагает человеку дар спасения, а он должен принять этот дар и восстановить утраченную любовь к Богу. В этом в качестве посредников принимают участие Господь Иисус Христос как жертва за грех (Евр. 9:26), Дух Святой как обличитель греха (Ин. 16:8), проповедник Евангелия как посланник Божий (2Кор. 5:20), святые молитвенники, ходатайствующие о спасении (Кол. 4:3), и даже Ангелы Божьи, радующиеся об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Так совершается спасение человека. Христианская жизнь не заканчивается покаянием. Слово Божье призывает со страхом и трепетом совершать своё спасение (Фил. 2:12), обращаясь к уже избранным и спасенным детям Божьим. Оно предупреждает об опасностях и призывает бодрствовать, потому что противник ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет. 5:8; Мф. 24:24). Несомненно, Господь защищает и хранит Своих детей и всячески поддерживает в этой духовной борьбе, как и Иисус защищал Своих Апостолов, молясь о них и даруя им утешителя и наставника Духа Святого. Но духовная борьба не будет легкой и потребует максимум усилий от каждого, чтобы устоять и выйти победителем, а некоторые могут потерпеть и «кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:9). Итак, дети Божьи должны понимать не только свою ответственность за обретение спасения, но и за сбережение его до конца (Откр. 2:10), чтобы хранить себя не оскверненными от мира (Иак.1:27) и приносить добрые плоды для славы Господа. Теперь, будучи спасенными, мы становимся сотрудниками Бога в спасении погибающих грешников (1 Кор. 3:9), укрепляясь в вере, научаясь послушанию и возрастая духовно (Кол. 1:9-14). Для дальнейшего чтения Клейн У. Новый избранный народ. Корпоративный взгляд на избрание. Черкассы: Смирна, 2012. Корнер Д.Д. Вечное спасение на условии веры. Верлаг (Германия): Титул. 2003. Коттрелл Дж. Что Библия говорит о Боге-Вседержителе. Херсон: Надднипряночка, 2007. О предопределении и свободной воле // Готовимся к крещению / Сост. и ред. С.В. Санников. Одесса. 2004. Пикирилли Р.Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. СПб. 2002. Посон Д. Спасен однажды – спасен навсегда? Исследование вопроса стойкости святых и наследования Царства. Ривне: ПП Дятлик М, 2015. Прохоров К.А. Тайна предопределения. Верлаг (Германия): Титул, 2003. Хант Д. Какая же это любовь? Житомир: Маяк, 2008. Коротко об авторах ВСТУПЛЕНИЕ Генрих, Эдуард Адольфович (род.1954), пресвитер церкви ЕХБ «Преображение» г. Новосибирска. Магистр богословия, ректор Новосибирской Библейской Богословской Семинарии, читает курсы практического богословия – служение пастора (для трех уровней). Женат имеет троих детей и трёх внуков. 1. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НЕЗАВИСИМЫЙ БОГ? Залесный Андрей Владимирович (род. 1968), пастор церкви Славы Божией ЕХБ (Омск). Больше 20 лет совершал тюремное служение. Имеет опыт межкультурного служения (Монголия, Киргизия). Бакалавр служения. Преподаватель Западно-Сибирского Библейского колледжа (курсы «Призывная проповедь», «Пастырелогия», «Посл. к Римлянам» и др.). Женат, имеет 5 детей. 2. НАСКОЛЬКО ЖИВ ДУХОВНЫЙ МЕРТВЕЦ? Федоровский Виктор Николаевич (род. 1973), пресвитер церкви «Источник жизни» ЕХБ (Осинники (Новокузнецк)). Магистр служения Московской Богословской Семинарии (МБС). Директор учебного центра МБС в Новокузнецке. Преподаватель гомилетики, христианской духовности и др. Женат, имеет двоих детей. 3. БОЖЬЕ ИЗБРАНИЕ — ЛОТЕРЕЯ? Санников Сергей Викторович (род. 1950), пресвитер Первой одесской церкви ЕХБ, доцент Одесской богословской семинарии, доктор служения, доктор философских наук в области богословия. Главный редактор альманаха «Богомыслие». Автор книг по истории христианства и богословию баптизма. Преподаватель корпуса истории христианства, богословия баптизма и др. Женат, двое детей, трое внуков. 4. ЗАЧЕМ ХРИСТУ УМИРАТЬ ЗА НЕСПАСЕННЫХ? Кириллов Вячеслав Петрович (род. 1973), пастор церкви «Милосердие» ЕХБ (Омск). Первое образование – юрист. Магистр богословия Санкт-Петербургского христианского университета и университета Уэльса (Великобритания). Автор ряда статей в богословских альманахах, один из авторов Славянского Библейского Комментария, книги «Меннониты и российские баптисты». Преподаватель Западно-Сибирского Библейского колледжа (блок предметов по истории и богословию Ветхого Завета). Женат, имеет сына. 5. ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ? Колесников Олег Михайлович (род. 1967), пастор церкви «Вознесение» ЕХБ (Омск). Выпускник Западно-Сибирского Библейского Колледжа. Бакалавр богословия. Магистр педагогического образования, соискатель ученой степени кандидата филологических наук. Преподаватель систематического богословия и русского языка. Женат. 6. МОЖНО ЛИ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ БОЖЬЕЙ РУКИ? Макаров Иван Николаевич (род. 1979), пастор церкви «Любовь Христа» ЕХБ (Омск). Бакалавр богословия. Магистр богословия (ТСМ Институт (Вена)). Директор Западно-Сибирского Библейского Колледжа и Омского Тренингового Центра (ЗСБК ОТЦ). Преподаватель герменевтики, текстологии, гомилетики и др. Женат, имеет сына. 7. РАДИ СЛАВЫ ИЛИ РАДИ ЛЮБВИ? Мельников Андрей Григорьевич (род. 1958), старший пресвитер Объединения церквей ЕХБ Новосибирской области, пресвитер церкви ЕХБ "на Каменской", директор издательства "Посох". Бакалавр христианского образования (Библейский заочный институт при РС ЕХБ). Читает курс "Мировые религии и культы". Женат, четверо детей (три сына и дочь). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мандзюк Александр Петрович (род.1967), с 1991 г. начал миссионерское служение, а с 1995 – пасторское. С 2001 г. несет служение старшего пресвитера по Татарстану, в настоящее время заместитель Председателя РС ЕХБ по Поволжью. Магистр служения, женат, 3 детей. |