Личность или работ Сборник статей по сотериологии. Сборник-07. Сборник посвящено учению Библии о Божьей благодати и человеческой ответственности за ее принятие. В статьях затрагиваются вопросы Божьей суверенности и человеческой свободы, греховности человека и предвечного Божьего предузнания и избрания
Скачать 94.68 Kb.
|
Глава 4. ЗАЧЕМ ХРИСТУ УМИРАТЬ ЗА НЕСПАСЕННЫХ?«Иисус Христос умер на Голгофском кресте за весь мир или только за избранных? Какой смысл Иисусу Христу умирать за неспасенных, если „Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее“ (Еф. 5:25)?» — спрашивают многие верующие. Но если Христос умер не за всех, то как можно верить, что Бог возлюбил весь мир (Ин. 3:16‒17). Давайте посмотрим, что говорит Священное Писание на данную тему и попытаемся ответить на вопрос, была ли необходимость Христу умирать за тех, кто в Него не уверует? То, что Иисус Христос умер за всех людей, видно из целого ряда текстов Священного Писания. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Дух Святой «представляет» Иоанну Крестителю Иисуса именно как Жертву за грех всего мира (ср. Ис. 53:12). Эту же идею апостол Иоанн повторяет в 1-ом Послании: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2). В данном стихе совершенно очевидно расширение действия жертвы Христа с христиан на весь мир. Иоанн смотрит на Христа как на великого Ходатая за все человечество перед Богом Отцом. Далее тема смерти Христа за всех людей развивается утверждением, что Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:9). Вполне логично будет предположить, если Бог желает спасения всех людей, значит, такая возможность Им создана (ср. Иез. 33:11). Тем более что и апостол Павел утверждает, что Иисус Христос предал «Себя для искупления всех» (1Тим. 2:6). В этом тексте слово «всех» – не преувеличение, не образный язык, так как в параллельном месте апостол Павел повторяет эту идею более конкретно: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). О всеобъемлющем значении смерти Христа говорится и в Послании к Евреям: Иисус «немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Даже если предположить, что в каком-то из вышеперечисленных текстов слово «всех» используется не буквально и не означает всех людей, то большое количество подобных мест, с разных сторон освещающих данную тему, обязывает говорить о том, что идея смерти Иисуса Христа за всех людей явно присутствует в Священном Писании. Известно, что сторонники ограниченного искупления предпринимают попытки доказать, что слова «все», «всех» в данном контексте не нужно понимать в прямом значении слова. Объясняется это, например, тем, что Бог хочет спасения людей из всех социальных группи Христос умер ради искупления представителей именно этих самых групп. Такая трактовка видится очень надуманной. Также есть попытка посмотреть на этот вопрос с точки зрения наличия у Бога двух воль. «Явленная воля» показывает, что у Бога есть желание спасти всех, но есть и отличающаяся от нее «тайная воля», которая показывает, что Творец в Своем суверенном выборе решил не оказывать реальной спасительной помощи всем. Данный взгляд ставит Бога в позицию безучастного наблюдателя в отношении погибающих, несмотря на реальную возможность их спасти. Также трудно представить себе, чтобы Бог говорил одно (хочет спасти всех), но делал другое (решает спасать не всех). Ясно, что Неизменный в Слове Бог, всегда твердо следует тому что говорит.Таким образом, нет веских оснований отказаться от бесхитростного прочтения достаточно ясных текстов Ветхого и Нового Заветов, которые говорят о том, что Бог желает, чтобы все пришли к покаянию, и что Господь Иисус Христос умер за грехи всего мира. Священном Писании есть тексты, на основании которых можно предположить, что Иисус Христос умер за избранных, за верных, за Свою Церковь. «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1.21); «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28); «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Из приведенных стихов очевидно, что Иисус Христос полагает Свою жизнь за тех, кто отвечает на Его призыв, но ни в одном из них не указывается ограниченность действия смерти Христа. В них отсутствуют слова «только за Своих». Понятно, что Христос молится за Своих учеников, зная, что вскоре они останутся без Него (Ин. 17:9). Акцент на «искуплении многих» (Мф. 20:28) также вполне очевиден и логичен, так как именно из них формируется Народ Божий, Церковь, и именно они будут с Иисусом Христом в вечности. Христос умер за всех людей, и, конечно, избранные входят в понятие «все», поэтому нет противоречия в том, что в каких-то текстах Писания, в определенном контексте, говорится о смерти Христа за всех людей, а в других обстоятельствах авторы сужают фокус до Церкви, т.е. избранных и верных. Особенно ярко соединение этих смыслов просматривается в 1Тим. 4:10, где утверждается, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Итак, крестная смерть Спасителя одинаково распространяется и на «весь мир», и на «верных», но, к сожалению, не все люди откликнутся на Божий призыв и получат духовное спасение (Откр. 20:15; 1Кор. 8:11), даже несмотря на то, что за каждого без исключения человека уплачена максимально высокая цена. Однако для «призванных» (1Кор. 1:24) прощение вступит в силу после принятия Христа верою, а те, кто не откликнется на Божий призыв, не смогут из разряда «всех» перейти в новое состояние «верных». Именно этим обусловлена необходимость подчеркивать смерть Христа и за всех, и за избранных. Бог никого не влечёт насильно в рай и не отправляет в ад, а, поддерживая Своей благодатью, дает каждому человеку осознанную возможность свободно ответить «да» или «нет» на призыв. Человек может не воспользоваться предложенной ему благодатью, и этим самым он в каком-то смысле «ограничивает» действие Голгофской смерти Иисуса Христа. Данная «ограниченность» возникает не по причине Божьих действий, а из-за греховной природы человека, не желающего верой ответить на Божий призыв и спастись на условиях, которые установил Суверенный Бог. Так зачем же Иисусу Христу умирать за неспасенных? Учение, включающее в себя всеобщее искупление, закладывает основу для отношения ко всем людям как призванным к спасению. Оно показывает, что человеческий род был создан «потенциально благодатным», т.е. благодать в мире действует универсально и всеохватывающе. Бог посылает ее всем людям, а не только избранным. Таким образом, спасение должно проповедоваться всем, и с Божьей стороны никто не исключается из приглашения уверовать. Из этого следует несколько важных положений: Во-первых, смерть Иисуса Христа за весь грешный мир позволяет Его последователям уверенно и без притворства говорить о любви и милосердии Бога ко всем людям без исключения (Ин. 3:16; Пс. 135; Еф. 2:4). Во-вторых, смерть Иисуса Христа за всех людей подчеркивает Божье Всемогущество (Быт. 17:1; Мф. 19:26) и свободную волю человека как образа и подобия Божьего (Быт. 1:26; Мф. 23:37; Ин. 7:17). Творец в состоянии совершить спасительное действие планетарного масштаба, при этом контролировать миллиарды свободных воль и управлять ими. В-третьих, смерть Иисуса Христа за неспасенных делает возможным второе, всеобщее воскресение, во время которого каждый человек, даже не принявший жертву Христа, будет судим «сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Если бы не Голгофская жертва Иисуса Христа, смерть не отпустила бы ни одного грешника, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). |