Наполеон Хиллдумайи
Скачать 0.68 Mb.
|
Мысли на заметку Когда желание собирает все силы для победы, вам не нужны пути к отступлению: победа обеспечена. Шесть принципов, изложенных в главе, превращают желание в деньги. В случае с Эндрю Карнеги — в 100000000 долларов. Желание превращает неудачу в победу. Именно желание построило один из крупнейших в мире универ- магов буквально на руинах. Мальчик без ушей научился слышать. Женщина, “у которой не было шансов”, стала великой оперной певицей. Больной, приговорен- ный докторами к смерти, выжил. Именно обладание необычными и неясными для нас средствами “химии сознания” помогло этим лю- дям. Для разума нет никаких препятствий, кроме тех, которые мы признаем. ВТОРОЙ ШАГ К БОГАТСТВУ: ВЕРА Управляемая вера заставляет всякую мысль вибрировать от напряжения. Вы можете подняться на недостижимую высоту, воодушевившись могуществом приобретенной уверенности в себе. Вера — катализатор всех умственных способностей. Если она соединяется с мыслью, то возникающий почти молитвенный трепет ума тут же подхватывается подсознанием и переводится им в духов- ную плоскость. Из всех положительных эмоций наиболее сильными являются чувства веры и любви, а также сексуальное чувство. Действуя все вместе, они создают эффект “объемного” видения. Вот тут-то и вклю- чается подсознание, побуждающее Высший Разум к ответу на постав- ленный вопрос. Надо только суметь уловить тут возвышенный образ, подобием которого являются ваши мысли. Ищите — и обрящете Таким образом, мы подходим к утверждению, которое позволит лучше понять, какое огромное значение приобретает самовнушение при материализации желания, а именно: вера — это всего лишь со- стояние ума. Это состояние может быть искусственно вызвано мно- гократным воздействием самовнушения на подсознание. В качестве иллюстрации возьмем цель, с которой вы читаете эту книгу, — получить возможность превратить неосязаемый импульс 28 желания в его физический эквивалент — деньги. Следуя указаниям о самовнушении и подсознании, подытоженным в этой главе, вы мо- жете убедить себя, что верите, и тогда получите то, о чем мечтаете. Эта вера в успех уже заложена в ваше подсознание еще до осуществ- ления плана по материализации желаний. Вера — состояние ума, которое можно развить в волю с помо- щью тринадцати принципов, ибо с применением этих принципов она совершенствуется уже вполне осознанно. Единственный известный метод осознанного совершенствования чувства веры — вбивать его в подсознание, как это делают священ- ники. Может быть, эта мысль станет понятнее, если обратиться к при- роде преступления. Знаменитые криминалисты пришли к выводу, что когда человек сталкивается с преступлением впервые, оно отвращает его. Если же он какое-то время соприкасается с ним, то привыкает к нему. Длительная связь с преступным миром заражает человека пре- ступлением. Но с таким же успехом можно сказать, что импульс мыс- ли в конце концов заразит сознание, преображая его в физический эквивалент — в деньги. В связи с этим советую вновь поразмыслить над формулой: все мысли, которые могут быть представлены на чувственном уровне (в ощущениях), при условии, что они замешаны на вере, начинают не- медленно материализовываться. Эмоции, или чувственное начало в мысли, — это факты, прида- ющие мыслям жизненность, действенность и силу. Чувства веры, любви и сексуальное чувство в соединении с порывом мысли делают их несравненно более жизнеспособными, чем они могли бы быть, взятые сами по себе. Но достигать глубин подсознания и влиять на него могут не толь- ко мысли в соединении с верой, но и мысли, смешанные как с поло- жительными, так и с отрицательными эмоциями! Невезение? Чепуха! Здесь мы приблизились к пониманию того, что подсознание материализует мысли конструктивного характера так же успешно, как и мысли деструктивные. Этим объясняется тот странный феномен, который познали на опыте миллионы людей, называющих его “неуда- чей” или “невезением”. Они считают себя обреченными на нищету и прозябание. Им кажется, что их толкает к этому какая-то странная сила, с которой они ничего не могут поделать. Эти люди— творцы своего “несчастья”, так как их неверие в собственные силы угнезди- лось в подсознании и потому материализовалось. Здесь будет уместно опять напомнить, что вы в силах овеще- ствить любое желание, как только оно овладеет подсознанием. При этом естественно состояние ожидания или веры в то, что чудесное 29 превращение действительно произойдет. Ваша вера или даже просто уверенность — фактор, обусловливающий деятельность подсознания, если вы даете ему задание самовнушением. Вот так же я “обманул” подсознание своего сына. Заниматься таким “самообманом” особенно просто, если вы уже овладеете теми материальными предметами, в которых так нужда- лись, когда взывали к подсознанию. Подсознание преобразуется в свой физический эквивалент с помощью всех доступных практических средств, к каким бы оно ни обращалось. Опираясь на сказанное, вы можете на практике, методом проб и ошибок, научиться замешивать веру на указаниях, даваемых подсоз- нанию. Совершенство придет потом. Оно не может возникнуть само по себе, только от чтения инструкций. Помимо этого, вам просто необходимо поощрять положительные эмоции, чтобы они стали преобладающими в вашем сознании и под- сознании, и сглаживать, сводить на нет — отрицательные. Сознание, в котором преобладают положительные эмоции, при- обретает как бы крышу, покровительство для своей веры. В этом слу- чае сознание дает такие указания подсознанию, которые последнее может воспринять и непосредственно переработать. “Мысль без веры мертва есть” На протяжении веков жрецы от религии увещевали человече- ство верить в тот или иной догмат, но не могли сказать людям, как приобрести эту веру. Однако никто никогда не формулировал мысли таким образом: “Вера — это такое состояние сознания, которое может быть выз- вано самовнушением”. На языке, доступном для понимания всякому нормальному че- ловеку, обобщим все, что известно о принципах, посредством кото- рых вера может быть усовершенствована даже там, где ее, казалось бы, нет. Верьте в себя: вера — в Бесконечном. Вера — “эликсир вечности”, дающий жизненную силу и дей- ственность порыву мысли! Вера — это точка опоры для накопления богатства! Вера — это основание “чудес” и всех тех тайн, которые не могут быть открыты по правилам науки. Вера — единственное противоядие от неудачи! Вера — это “химический элемент”, в соединении с молитвой устанавливающий прямую связь с Высшим Разумом. Вера — это элемент, трансформирующий обычное движение мысли в конечном, смертном сознании человека в его духовный эк- вивалент, в молитвенный трепет сознания. 30 Вера — единственный посредник, с помощью которого можно использовать космические силы Высшего Разума. Мысли-диктаторы Все это легко и просто доказывается. И поскольку доказатель- ство сводится к принципам самовнушения, сконцентрируем наше внимание на этой проблеме. Выясним, что такое самовнушение и как научиться им пользоваться. Всем известно, что если многократно повторять какое-нибудь утверждение, начинаешь верить в него, независимо от того, истинно оно или ложно. Ведь ложь, повторенная многократно, воспринима- ется как самая последняя истина. Более того, в нее уже можно пове- рить. Каждый человек есть то, что он есть, по той причине, что его сознанием овладевают те или иные мысли, мысли-диктаторы. Прав- да, они становятся таковыми потому, что мы сами позволяем захва- тить нас. Мысли, которым человек отдается в охотку и с удовольстви- ем, которые он всячески поощряет и в которые он вплетает какое- нибудь чувство, вызывают побудительную силу, управляющую вся- ким его движением и контролирующую всякий его поступок! Мысли в соединении с каким-нибудь волнующим чувством об- ладают своего рода магнетизмом, притягивающим родственные мыс- ли. Мысль, подобным образом “магнетизированную”, можно срав- нить с зерном, упавшим в плодородную почву: она дает росток, вос- ходит и воспроизводится многократно до тех пор, пока то, что перво- начально было маленьким зернышком, не станет бесчисленным ко- личеством зерен на одном колоске! Любая мысль или идея, план или намерение, существующие в чьем-либо сознании, как бы зазывают к себе в гости толпу мыслей- родственников, умножая с их помощью собственную силу, и все вме- сте овладевают разумом настолько, что становятся хозяевами по- ложения. А теперь вернемся к исходному пункту, к той точке опоры, о которой мы говорили, чтобы понять, каким же образом первоначаль- ное зерно идеи, плана или стремления может упасть на почву созна- ния. Это ведь так просто: оно попадает в сознание в результате по- вторения мысли. Вот почему лучше всего будет, если вы сами выве- дете формулу вашего главного, конкретного и ясного стремления в жизни, зазубрите ее и станете повторять изо дня в день “с чувством, с толком, с расстановкой” до тех пор, пока звук вашего голоса не дой- дет до подсознания. Вы должны решиться пересмотреть ваши поступки, привести в соответствующий порядок образ жизни и отбросить дурное влияние неблагодарного окружения или среды. Проинвентаризировав внут- ренние резервы и недостатки, вы обнаружите, что самое уязвимое 31 ваше место — отсутствие уверенности в себе. Это препятствие мож- но устранить с помощью принципов самовнушения. Реализовать их очень легко. Выявите все позитивные мысли, все положительные порывы души. После этого нужно всего лишь записать, запомнить и повторять их до тех пор, пока они не станут движущей силой подсоз- нания. Пять этапов самоутверждения 1. Цель моей жизни мне понятна, и у меня есть все возможности для ее достижения. Поэтому я требую от себя настойчивости. Я тре- бую от себя — не оставлять усилий. Не сходя с этого места и не от- кладывая на потом, я обещаю себе сделать для этого все, что в моих силах. 2. Я отдаю себе отчет в том, что мысли — хозяева моего созна- ния — всегда воспроизведут себя во внешнем поступке. Поэтому по тридцать минут ежедневно я буду сосредоточиваться на воспитании в себе такой личности, какую я хотел бы видеть, рисуя в воображе- нии четкий мысленный образ. 3. Из принципов самовнушения я знаю, что любое желание, ко- торое я с необходимой настойчивостью культивирую в своем созна- нии, в конечном счете обрастет практическими средствами его осу- ществления. Поэтому десять минут ежедневно я буду посвящать за- даче самоутверждения. 4. Я четко сформулировал главную цель жизни и никогда не ос- тавлю стараний, пока не добьюсь необходимой для ее достижения уверенности в себе. 5. Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на прав- де и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам. Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, объеди- няясь с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь мне, про- демонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе нена- висть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершен- ствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окру- жающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что верю в себя и в людей. Я подпишусь под этой фор- мулой, заучу ее наизусть и стану повторять вслух раз в день, будучи абсолютно убежден в том, что она повлияет на мои мысли и поступ- ки и я наконец-то приобрету удачливость и уверенность в себе. Эта формула опирается на закон природы, который никто еще не смог объяснить. Кто бы и как бы ни называл его, это не имеет никакого значения. Существенно только то, что он действует во благо и во славу человечества при условии, что применяется конструктив- но. Но если он используется противоположным образом, то без труда 32 разрушает все созданное ранее. Из этого утверждения выводится весь- ма полезная мысль, что те, кто страдает от нищеты и всевозможных несчастий, попали в неблагоприятную ситуацию вследствие внуше- ния отрицательных эмоций по той простой причине, что абсолютно любые мысли имеют способность материализовываться. Не накликайте на себя беду Подсознание не отличает созидательную мысль от разрушитель- ной. Оно работает с тем материалом, которым мы его потчуем. Под- сознание материализует мысль, связанную с чувством страха, так же легко, как и смелую мысль или мысль, рожденную молитвенным со- стоянием души. Действие закона самовнушения подобно действию электричес- кой энергии, которая при ее надлежащем использовании преданно служит человеку, но может и убить его, если он будет неосторожен в обращении с ней. Закон самовнушения может привести вас к бла- гополучию и процветанию, но так же легко может ввергнуть в юдоль страданий, несчастий и смерти в зависимости от уровня вашего по- нимания применения его. Если вы наполните сознание страхом, сомнением и неверием в вашу способность обращаться к Высшему Разуму и использовать его энергию, закон самовнушения усилит дух неверия и вы станете по- клоняться этому истукану, а подсознание сделает его существование вполне реальным. Как ветер, гоняющий один корабль на запад, а другой — на во- сток, закон самовнушения может возвысить вас или низвергнуть, смотря по тому, как вы расставите паруса ваших мыслей. Закон самовнушения, который может поднять вас на головокру- жительную высоту, потрясающую воображение, прекрасно описан в следующих стихах: Если вам показалось: проигран бой, — Значит, так оно, в общем, и есть. Если кто не уверен в самом себе, Синяков ему не перечесть. Если вам показалось, что навсегда Вы потеряны и для всех, — Значит, так и будет. Ведь в нас самих Заключается наш успех. Если вам показалось, что вам — дано, Вы должны быть уверены в том, Обязательно надо поверить в себя, И победа придет потом. 33 Может, вам не придется вступать в борьбу, В поединок с судьбой — никогда, Но упрямый чудак на вопрос “Я смогу?” Отвечает уверенно: “Да!” Обратите внимание на выделенные курсивом слова, и вы по- чувствуете глубокий смысл, который поэт вложил в эти строки. Великий опыт любви В нашем характере, где-то глубоко-глубоко, до поры до времени спит зерно поступка. Проснувшись и выросши, оно может поднять нас на такую высоту, которой мы никогда и не надеялись достичь. Как скрипач заставляет прекрасную музыку изливаться со струн скрипки, так и вы можете разбудить ваш гений, всего лишь дремлю- щий в ваших умственных способностях, и заставить его привести вас к цели, которую вы себе исподволь наметили. Авраам Линкольн был неудачником в любом деле, за какое бы он ни брался. И так продолжалось до сорока лет. Он был мистер Ник- то из Ниоткуда, пока величайшее переживание не вошло в его жизнь. Оно разбудило дремлющий гений его ума и сердца, дав миру поисти- не великого человека. Это переживание, этот жизненный опыт были замешаны на любви и печали, которые принесла ему Энн Ратлидж, и любовь, и печаль были настоящими. Хорошо известно, что чувство любви весьма родственно тому молитвенному состоянию души, которое мы называем верой. И это потому, что любовь тоже переводит мысли в духовную плоскость и что любовное чувство обращается к мистическому опыту человека. За время многолетней работы над книгой, выясняя, каким образом сотни людей добились выдающихся успехов, автор пришел к выводу, что на каждого из этих людей повлияла любовь к женщине. Если вы хотите доказательств огромных возможностей веры, обратитесь к опыту тех, кто действительно верит. И первым в этом списке будет Иисус. Ведь в основе христианства, что бы там ни гово- рили, лежит вера, и не имеет значения, сколько людей извратили ее или истолковали по-своему. Рассмотрим теперь силу веры, которую явил нам Махатма Ган- ди. Он дал миру изумительный пример возможностей и силы веры. Ганди обладал большей потенциальной энергией, чем кто бы то ни было в его время, и это вопреки тому обстоятельству, что у него не было никаких обычных средств ведения войны — ни боевых кораб- лей, ни солдат, ни военной техники. У Ганди не было денег, не было даже приличной одежды, но у него была сила. Как он приобрел ее? Он сотворил ее из своего понимания принципов веры, исполь- зовав свои способности для перенесения этой веры в сознание двух- сот миллионов людей. Он совершил выдающийся подвиг, повлияв на 34 умы двухсот миллионов человек, заставив их объединиться и дей- ствовать в унисон, словно это было единое сознание. С помощью какой другой силы, кроме веры, можно было бы вообще этого добиться? Блажен дающий В активном бизнесе не обойтись без веры, уверенности и дове- рия. Поэтому мы соединили бы приятное с полезным, занявшись анализом тех событий, которые помогут нам лучше всего понять один из принципов, используемых промышленниками и бизнесменами. А именно: чтобы получить, надо прежде отдать. Случай, выбранный для иллюстрации этого принципа, относит- ся к 1900 году, когда была создана корпорация “Юнайтед Стейтс Стил”. Читая о нем, держите в голове основные факты, дабы понять, какие же идеи были обращены на пользу дела и принесли несметные богатства. История образования корпорации весьма поучительна для тех, кто не устает удивляться огромным состояниям. Если у вас все еще есть сомнения в том, что, думая, человек рано или поздно преуспеет, эта история развеет их. Ибо вы сами увидите, как воплотилась в жизнь большая часть принципов этой книги. Прекрасное описание силы идеи дал Джон Лоуэм в “Нью-Йорк Уорлд Телегрэм”, на страницах которой было напечатано следующее: ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПОСЛЕОБЕДЕННАЯ РЕЧЬ О МИЛЛИАРДАХ ДОЛЛАРОВ Вечером 12 декабря 1900 года, когда около восьмидесяти фи- нансовых воротил Америки собрались в Университетском клубе на Пятой авеню на банкет, устроенный в честь молодого человека с амери- канского Запада, едва ли многие из них догадывались, что являются свидетелями одного из значительных эпизодов в истории промыш- ленности США. Дж. Эдвард Симмонс и Чарльз Стюарт Смит, безмерно польщен- ные гостеприимством Чарльза М. Шваба во время их недавнего ви- зита в Питсбург, дали обед с целью ввести тридцативосьмилетнего “специалиста по стали” в общество банкиров “восточной группы”. Но они никак не ожидали, что он обратит в бегство все собрание. Правда, кое-кто предупреждал, что души этих напыщенных ничто- жеств из Нью-Йорка не выносят блистательного красноречия и что, если мистер Шваб не хочет наскучить всем этим Стиллмэнам, Ван- дербильдам и прочим, пусть ограничится двадцатью, а лучше пят- надцатью минутами вежливого трепа и не будет придавать ему ника- кого значения. Даже Джон Пьерпонт Морган, “особа, приближенная к импера- 35 тору”, намеревался удостоить общество своим присутствием лишь на короткое время. Что касается прессы и общественности, то это событие прошло для них незамеченным и на следующий день ника- кого упоминания о нем в печати не было. Итак, двое хозяев и их выдающиеся гости поедали, как обычно, обед из семи-восьми блюд. Между ними завязалась какая-то беседа, но о чем они говорили, так и не стало известно. Мало кто из банки- ров и брокеров встречался раньше с мистером Швабом, чья карьера расцвела на берегах Мононгахилы, и никто не знал его достаточно хорошо. Но не успел вечер закончиться, как все пришло в движение и корпорация “Юнайтед Стейтс Стил” (дитя на миллиарды долларов) была зачата. История, конечно, много потеряла от того, что никому не при- шло в голову записать речь Чарльза Шваба на том обеде. Пусть она была совершенно неграмотна (ибо языковые изыски никогда не волновали нашего оратора), но зато полна острот и про- низана умом. Однако оставим это. Главное, она имела неожиданный эффект, притянув к себе капитал в пять миллиардов, который оли- цетворяли присутствующие. После того как Ч. Шваб закончил речь и все еще находились под ее впечатлением — хотя говорил он всего-то девятнадцать минут, — Дж. П. Морган увлек оратора в уединенную нишу возле окна, где, сидя в неудобных позах, свесив ноги с неудоб- ных сидений, они беседовали еще целый час. Магия личности мистера Шваба заработала на полную мощ- ность, но несравнимо важнее было то, что он развернул закончен- ную, ясно очерченную программу по увеличению выпуска стали. Многие дельцы пытались заинтересовать Моргана идеей создания стального треста по образцу объединений, выпускающих бисквиты, проволоку и обручи, сахар, каучук, виски, масло и жевательную ре- зинку. Джон У. Гэйтс, известный своими аферами, особенно надоел мистеру Моргану, но тот не доверился ему. Братья Мур, биржевые маклеры из Чикаго, сумевшие “склеить” спичечный трест и корпора- цию по производству печенья, тоже приставали к Моргану, но потер- пели неудачу. Элберт X. Гэри, провинциальный юрист-ханжа, пы- тался обделать дельце, но не был достаточно убедителен, чтобы про- извести какое-нибудь впечатление на финансиста. И пока “красно- речие” мистера Шваба не подняло Дж. П. Моргана на такую высоту, с которой он смог увидеть свою выгоду от требующегося финансово- го обеспечения проекта, он рассматривал его как бред сумасшедшего, стоивший не дороже спичечного коробка. “Финансовый магнетизм”, который в прошлом поколении на- чал привлекать тысячи малых и неэффективных фирм к созданию длинных конкурентоспособных цепочек и комбинаций из разных ком- паний, получил распространение и в сфере стального производства благодаря плану Джона У. Гэйтса, этого веселого пирата в бизнесе. 36 Он уже организовал компанию “Америкэн Стил энд Уайер” из це- почки небольших форм и создал вместе с Морганом компанию “Фе- дерал Стил”. Но по сравнению с гигантским трестом, организованным Энд- рю Карнеги по вертикали, с участием партнеров, все остальные ком- бинации считались пустяковыми. Вы можете комбинировать сколько угодно в свое удовольствие, но на предприятии Карнеги это никак не отразится, что Морган и понимал. Чудаковатый старик шотландец (Карнеги) с высоты великоле- пия своего замка Скибо смотрел сначала с восхищением, а затем и с возмущением на попытки маленьких компаний Моргана влезть в его дело. Когда эти попытки стали совсем уж бесцеремонными, старик начал склоняться к мести и воздаянию. Он задумал воспроизвести промышленную сеть, аналогичную сети своего конкурента. До сего времени его не интересовали ни проволока, ни трубы, ни обручи, ни листовое железо. Наоборот. Он хотел продавать таким компаниям необработанную сталь и дать им возможность делать то, что они со- чтут нужным. Теперь, когда Ч. Шваб становится его первым замес- тителем, он рассчитывал прижать соперника к стенке. ...Так случилось, что в речи Чарльза М. Шваба и мистер Мор- ган увидел решение своей комбинации. Трест без Карнеги — самый большой из всех подобных — стал бы вовсе не трестом, а, как выра- зился один писатель, сливовым пудингом без слив. В своей речи ночью 12 декабря 1900 года Шваб исходил из пред- положения — но не из гарантий, — что широчайшая предприимчи- вость Карнеги может быть подведена под крышу Моргана. Он гово- рил о мировом будущем стального производства, о реорганизации и рентабельности, сломе неэффективно работающих фабрик и концен- трации усилий на процветающих хозяйствах, об экономии на транс- портировке металла, управляющем и административном персонале, а также о захвате иностранных рынков сбыта. Но больше всего Чарльз Шваб говорил пиратам бизнеса о том, в чем, по его мнению, заключалась ошибка их пиратской деятельнос- ти. Он пришел к выводу, что главные их цели — создание монопо- лий, взвинчивание цен и извлечение сверхприбылей — недальновид- ны. Ибо такая политика ограничивает рынок и рассчитана лишь на период промышленной экспансии. Он утверждал, что дешевая сталь создаст долгожданный рынок, что будут изысканы новые области применения стали и это позволит захватить значительную часть ми- рового рынка. Фактически, хотя он и не подозревал об этом, Ч. М. Шваб был “апостолом” производства продукции массового спроса. Так закончился обед в Университетском клубе. Дж. П. Морган вернулся домой, обдумывая радужные прогнозы Ч. М. Шваба. Шваб отправился в Питтсбург спасать стальной бизнес от “крошки Карне- ги”, тогда как Гэри и другие вновь оказались у биржевых аппаратов, 37 передающих котировки ценных бумаг, в ожидании дальнейших ша- гов. И они не замедлили последовать. Мистеру Моргану понадоби- лось около недели на то, чтобы переварить лакомые предложения мистера Шваба. Поистине это было пиршество! Когда он убедился, что финансового несварения не произойдет, то сразу же послал за молодым человеком — и нашел, что тот довольно застенчив. Как пре- дупреждал Ч. М. Шваб, мистеру Карнеги может сильно не понра- виться, что президент его треста, которым мистер Шваб, кстати, яв- лялся, флиртует с королем Уолл-стрит, на которую мистер Карнеги решил никогда не ступать ногой. Тогда Джон У. Гэйтс, привлечен- ный к этому делу в качестве посредника, предложил Ч. М. Швабу в определенное время “оказаться” в отеле “Бельвью” в Филадельфии, с тем чтобы и мистер Морган мог случайно “очутиться” там же. Но когда мистер Шваб приехал в Филадельфию, Дж. П. Морган неожи- данно заболел и вынужден был остаться в своем доме в Нью-Йорке. Поэтому Ч. М. Шваб, которого так настойчиво приглашали, вернул- ся в Нью-Йорк и вскоре появился в дверях знаменитой библиотеки финансиста. Историки экономики нынче с профессорской деловитостью ут- верждают, что вся эта пьеса от начала до конца была задумана самим мистером Карнеги: и обед в честь Ч. М. Шваба, и великолепная речь, и ночная беседа с Дж. П. Морганом — все якобы инсценировал хит- рый шотландец. Однако все было с точностью до наоборот. Когда Ч. М. Шваб был приглашен к Дж. П. Моргану для обсуждения дела, он еще не мог предугадать, как отнесется его “маленький босс” (так про- звали Эндрю Карнеги) к предложению о продаже компании. Особен- но если учесть, что речь шла о продаже компании той группе бизнес- менов, к которым мистер Карнеги относился так, как священник от- носится к нечестивцам. Но мистер Шваб, когда подошло время ре- шающего разговора, прихватил с собой шесть страниц красиво вы- писанных столбиков цифр, которые в конце концов убедили Карнеги в реальности получения огромных доходов от продажи каждой из компаний по производству стали. И неудивительно! Ибо над этими цифрами всю ночь ломали го- лову четыре человека. Главным участником совещания был, естествен- но, мистер Морган, со своей стоической верой в божественную силу денег. С ним пришел Роберт Бэкон, его аристократический партнер и ученый муж. Третьим был Дж. У. Гэйтс, которого Дж. П. Морган презирал как афериста, но использовал как орудие для достижения своих целей. И наконец, Ч. М. Шваб, знавший о процессах создания и прода- жи стальных компаний больше, чем кто бы то ни было из смертных. Собственно, цифры, привезенные из Питсбурга, ни разу не подверга- лись сомнению. Если мистер Шваб говорил, что такая-то компания 38 стоит столько-то, значит, так оно и было, не больше и не меньше. Он также настаивал на том, чтобы в объединение включались только те концерны, которые он назовет. Он задумал корпорацию, в которой не было бы дублирующих друг друга производств, однако совсем не для того, чтобы потрафить аппетитам своих новых друзей, желавших переложить все финансовое бремя на широкие плечи Дж. П. Морга- на. Когда занялась заря, мистер Морган встал и расправил спину. Оставался только один необсужденный вопрос. “Как вы думаете, сумеете ли вы убедить Эндрю Карнеги про- дать компании?” — спросил он. “Я попытаюсь”, — ответил Ч. М. Шваб. “Если вы убедите его, я гарантирую все остальное”, — сказал Дж. П. Морган. Сказано — сделано. Но решится ли Эндрю Карнеги на сделку? И сколько может запросить? (Мистер Шваб полагал, что около 320 000 000 долларов.) И что он потребует в качестве платы? Обычные или привилегированные акции? Закладные? Наличные? Никто бы не смог собрать наличными треть миллиарда долларов. В один прекрасный морозный январский день на лужайке для гольфа в Уэст-Честере встретились для игры Эндрю, закутанный в свитер, и Чарли, болтающий, по обыкновению, без умолку для под- нятия духа. Но до тех пор пока они не вернулись в уютный теплый коттедж мистера Карнеги, о деле никто и не заикнулся. Однако в теп- ле, когда Э. Карнеги расслабился, отдыхая, Ч. Шваб с той же убеди- тельностью, которая буквально загипнотизировала 80 нью-йоркских миллионеров, заговорил об обещающих перспективах комфортного ухода из большого бизнеса “на пенсию”, о неслыханных богатствах, способных удовлетворить самые непредсказуемые прихоти старого человека. И Э. Карнеги капитулировал! Он написал цифру на лис- точке бумаги, протянул его Швабу и сказал: “Идет! Вот за какие день- ги мы продадим их!” Цифра эта составляла около 400 000 000 долларов, то есть была сопоставима с той, которую мистер Шваб называл мистеру Моргану. Недостающие 80 000 000 долларов на самом деле учитывали повы- шение цен на недвижимость за прошедшие два года. Позднее, на палубе трансатлантического судна, шотландец с со- жалением признался Дж. П. Моргану, что мог бы запросить у него на 100 000 000 долларов больше. И тот весело ответил: “Если бы вы попросили, вы получили бы их наверняка”. Разумеется, по поводу этого события был великий шум. Британ- ский корреспондент телеграфировал, что весь деловой мир, связан- ный с производством и продажей стали, “устрашен” гигантской кор- порацией. Президент Йельского университета мистер Хадли заявил, 39 что, несмотря на антитрестовскую политику, в стране в ближайшие двадцать пять лет появится новый король. И знаменитый биржевой маклер мистер Кин создал свое дело благодаря тому, что, играючи, толкнул новые акции на бирже — приблизительно за 600 000 000 долларов, да и все эти “парни”, от мистера Гэйтса до мистера Гэри, не остались без солидного куша. Тридцативосьмилетний Чарльз Шваб сорвал свой банк. Он стал президентом новой корпорации и сохранял над ней контроль до 1930 года. |