Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать 3.41 Mb.
|
2. Акмеологическое понимание личностиПлан 1. Психологический подход к личности. 2. Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности. 3. Соотношение идеала (вершины) развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности. Ключевые слова: личность в психологии, личность в акмеологии, субъект. - личность в психологии – устойчивый психический склад человека, динамическая структура составляющих "хочу" (потребности, мотивы), "могу" (способности), "я сам" (характер) и семантический интеграл притязаний, саморегуляции, удовлетворенности, индивидуальные особенности которого определяют способ ее самореализации в жизненном пути (стратегия жизни) в соответствии с высшими жизненными способностями (сознание, активность, организация времени) и системой жизненных отношений и деятельностей; – личность в акмеологии – модель соотношения реальных особенностей, способностей, способов самореализации и уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного рода задач (социальных и др.) или через оказание ей акмеологических поддержки; – субъект – категория, имеющая общефилософское, методологическое и конкретно-научное значение: – философское – субъект – источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования (Гегель, С.Л. Рубинштейн); – методологическое – субъект – оптимальный способ самоорганизации путем саморегуляции своих особенностей, способностей, интеграции любых составляющих и решения различного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию (К.А. Абульханова); – конкретно-научное (дифференциальное) – субъект деятельности, субъект общения, субъект познания, каждому из которых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, познания (Б.Г. Ананьев); личность как субъект жизненного пути – оптимальный ценностный способ его организации, регуляции и координации событий, поступков, отношений в избираемом личностью направлении и способ разрешения жизненных противоречий, ведущий к построению жизненной стратегии и совершенствованию личности. Психологический подход к личности Данный подход включает в себя методологические принципы: – Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании. Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач. – Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях: а) возрастном; б) индивидуальном; в) социальном и социально-психологическом; г) культурно-историческом; д) духовно-нравственном; е) субъектном – как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития. Деятельностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности; в отличие от поступательного и необратимого характера развития личности, декларируемого предыдущим принципом, в данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был разработан А.Н. Леонтьевым применительно к внутреннему строению психики и сознания. - Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому: - или абсолютизируется одна из детерминант – осуществляется биологизация или социализация личности; - абсолютизация социальной детерминации личности – игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума; - абсолютизация биологического начала человека – признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности; - или рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности ("опосредованное психологической наукой", Б.Ф. Ломов) – в каждом из гуманитарных и естественно-научных направлений пропорции той или иной детерминанты различны. - Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому: - или абсолютизируется одна из детерминант – при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, "атом" общества, "совокупность общественных отношений" (К.Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей; – или рассматривается их диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих); – илирассматривается их единство – общество заинтересовано в развитии личности (Э.Эриксон); – или рассматривается их противоречие – общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями (Супер-эго – Эго-Ид – З.Фрейд). – Принцип детерминизма, согласно которому: – внешнее преломляется через внутреннее; – личность активная, саморегулятивная, специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям; – личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию. – Системный подход ("как методологический принцип в психологии", Б.Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как: – иерархическая система; – саморегулирующая система; – самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д.); – проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни); – вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации (Б.Г. Ананьев); – система жизненных и ценностных отношений (В.Н. Мясищев). Теории личности в мировой психологии представлены различными авторскими концепциями, моделями, подходами, имеющими разные основания. В отечественной психологии личность определялась на основе: – установки; - отношений; - как интегральная индивидуальность; - как превращенная форма деятельности; - как триединство отношений к миру, другим людям, себе и единство мотивов, способностей и характера. Наряду с авторскими теориями существуют следующие направления изучения личности: - личность ребенка; - возрастная периодизация личности; - в деятельности, труде, профессиональном самоопределении; - в жизненном пути; - в норме и патологии; - типологический подход. - В зарубежной психологии концепции личности группируются по направлениям: - диспозициональное – теории личностных "черт"; - психодинамическое (психоаналитическое); - когнитивное; - социально-когнитивное; - аналитическое; - социально-психологическое; - эпигенетическое; - гуманистическое; - феноменологическое; - бихевиоральное. Можно выделить несколько ведущих оснований, по которым они различаются, – структурные модели личности, теории поэтапного развития личности, функциональные теории личности. Принципиальным отличием отечественной теорий личности от зарубежных является деятельностный подход. В ней преобладает четырехуровневая система изучения личности и наиболее разработан высший методологический уровень, охватывающий методологические принципы. Второй уровень представлен отечественными и зарубежными авторскими теориями. Теории личности среднего уровня построены на эмпирических или психосоциальных исследованиях и определяют личность в контексте конкретно-исторической эпохи, социальной (в том числе национальной) принадлежности, характера семьи (воспитания и отношения поколений), обучения и образования (с учетом возраста, пола и т. д.). Теоретико-эмпирический уровень изучения личности в отечественной психологии преимущественно охватывает исследования отдельных личностных образований: способностей, оценок и самооценок, самосознания, мотивации. Интегрируя эти уровни и подходы и опуская специфику некоторых, можно сказать, что личность в психологии исследуется в качестве объекта и в качестве субъекта. Структурный подход (по-разному понимаемая авторами структура) или устойчивые, характерные черты личности отвечают способу изучения личности как объекта. Даже возрастная периодизация, учитывая изменчивость и развитие личности, чаще строится без учета ее качественных изменений и развития, зависящих от нее самой. Динамический подход, преодолевая ограниченность структурного, в поисках "движущих сил" развития личности также не выявляет ее субъектность, поскольку движущими силами оказываются либо влечения, либо врожденная способность к самоактуализации, либо напряжение в поле. Индивидуально-биографический подход к личности решает принципиально важную задачу определения ее сущности в контексте времени-пространства жизненного пути. Однако попытка определить его периодизацию в безличных характеристиках (таких, как событие и т. д.) также не раскрывает его изменений, его этапов, зависящих от личности. Сведение личности к структуре или выявление ее черт в равной мере ограничивает личность некоторым контуром, отделяющим ее от мира, в лучшем случае обнаруживая внутреннее строение (уровневое) и ортогональные связи. Парадигма классического фрейдистского подхода (стадии психосексуального развития) также не выдерживает критики, так как эти стадии распространяются на ограниченный временной отрезок развития личности, преимущественно этап становления личности, и не учитывается весь период развития и функционирования зрелой личности. Но сущность личности есть (конечно, зависящий и от ее структуры) способ ее функционирования, самовыражения, самореализации (объективации по Д.Н.Узнадзе) в жизни, деятельности, общении. Это способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее. Последнее понимание и есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности и жизненного пути), требующее каждый раз раскрытия его качественной определенности. Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку, разработанного Б.Г. Ананьевым и философской антропологии, предложенной С.Л. Рубинштейном (последняя есть философское учение о специфике бытия человека в мире). Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности Личность (как предмет акмеологии и само понятие личности) определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности. (Хотя психология также оперировала этими понятиями, в силу разнобоя трактовок разных авторов их не удавалось выстроить в единой логической системе.) Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Вторым – и в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, т. е. как развитие личности ребенка (в отечественной психологии это имело место в силу идеологических причин – минимизации роли личности в обществе, а поэтому отрицания необходимости изучения личности взрослого. В зарубежной психологии – в силу методологических причин – фрейдизм и целый ряд концепций под влиянием принципиального ограничения всего периода становления личности периодом детства). Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности. В отечественной психологии – это теории жизненного пути С.Л. Рубинштейна и жизненного цикла Б.Г. Ананьева, в зарубежной – теория жизненного пути Ш. Бюлер (хотя она также, поддаваясь влиянию фрейдизма, акцентировала решающую роль детства в развитии личности), теория жизненного развития Э. Эриксона, выявившего важнейшие качественные новообразования каждого жизненного этапа (развития индивида, личности) и особенно подчеркнувшего роль и качество личностной зрелости (аналогично на этапах развития телесности, самости и т. д. останавливается Т.Г. Олпорт; более того, Олпорт в порядке альтернативы минимизирует прошлое, отдавая главенствующую роль будущему). В рамках феноменологического подхода "гештальт–терапия" также не абсолютизирует роль прошлого, поскольку на первый план выходит само переживание и процесс преодоления противоречий "здесь и теперь", что закрепляется как паттерн поведения в будущем. Аналогом акмеологического подхода к личности оказывается и теория К. Роджерса, поскольку он рассматривает индивида в его развитии и взаимодействии с реальностью, "руководствующегося" врожденными тенденциями организма к развитию своих возможностей, обеспечивающими его усложнение и сохранение. Сам Роджерс так формулирует гипотезу своего подхода: "Человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения "Я-концепции", целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат благоприятных психологических установок". Таким образом, Эриксон, Олпорт, Роджерс и Перлз, оставаясь в рамках психологических теорий, разработали некоторые принципы, соответствующие сущности акмеологического подхода в личности. Отметим, что акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивные варианты и выявляет (диагностирует) наличное состояние личности с целью его оптимизации самой личностью (или с помощью акмеологической поддержки). Если речь идет о разрыве наличного и идеального состояния, то с помощью критериев последнего строится схема уровней развития и диагносцируемое состояние личности относится к определенному уровню, чтобы можно было определить не только то, какие этапы, но и то, какие уровни развития она должна еще пройти и каковы средства осуществления этого движения по иерархии. Если, как отмечалось, в основном в психологии развитие рассматривалось как поступательные этапы, стадии, как носящее необратимый характер (за исключением формулы С.Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности), то в акмеологии имеет место совершенно другая временная характеристика (модель) развития, которая будет раскрыта ниже. Наконец, и это главное, если в психологии развитие и даже обучение и воспитание рассматриваются как совершенствование, то акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно-эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи. В ней разрабатывается целая совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, сочетающих обучение, научение и развитие личности. Но в отличие от педагогики, акмеология ставит своей целью не только и не столько получение личностью знаний, но совершенствование ее самой, ее мышления, способностей, навыков и умений (самого широкого профиля). В акмеологию включаются понятия психологической, духовной, профессиональной культуры, раскрывающие наиболее совершенные способы жизнедеятельности личности. Однако если в культурологии акцент преимущественно ставится на сущность культуры и ее влияние на общество, массы и отдельную личность, то акмеология вскрывает сами механизмы культурного развития личности. Однако принципиальным основанием сравнения психологического и акмеологического подходов к личности является категория субъекта. Как уже отмечалось, понятие личности в психологии определяется в контексте понятий "индивид", "индивидуальность", "субъект". Однако в силу различий трактовок разными авторами этот контекст не был представлен в системе. Следует напомнить, что в психологии понятие "индивид" употребляется в двух противоположных значениях: для обозначения природных, биологических, психофизиологических качеств человека и одновременно в его Марксовом понимании как общественного индивида. Эти два значения взаимно исключают друг друга, но по традиции марксистской психологии сохраняются во всех ранее написанных текстах. Для акмеологии адекватно понятие индивида в его природном и биологическом качестве (под биологическим качеством индивида имеется в виду организм, пол, возраст, здоровье и т. д.) Понятие "индивидуальность" употребляется в психологии в трех разных значениях. Первое обозначает неповторимую сущность личности (уникальную, согласно Г.Олпорту), второе, напротив, мало существенные индивидуальные особенности (как раз не затрагивающие ее сущности). Третье значение, которое разделяли и Б.Г. Ананьев, и С.Л. Рубинштейн, связывает индивидуальность с высшим уровнем развития личности. В акмеологии в настоящее время точно определились понятия индивида и личности, но еще существует многозначность и связанные с нею дискуссии относительно понятий индивидуальности и субъекта. Последнее является не только понятием и даже не только категорией, а оказывается новой парадигмой, которая была сформулирована С.Л. Рубинштейном на основе принципа детерминизма в плане философско-методологическом и разработана в психологии как методологический принцип сначала применительно к предмету психологии, затем – применительно к личности. Суть этой парадигмы, более детально раскрываемая ниже, заключается в изменении самого способа познания человека. Изучаемая в качестве объекта, личность всегда конечна, представлена своими наличными данными, свойствами, "чертами", даже если рассматриваются ее изменения и развитие - они определяются психологом, т. е. извне, а не ею самой. Субъектный подход в самом общем и принципиальном виде утверждает, что детерминация поступков, деятельности, самой жизни осуществляется личностью. Субъектный подход к личности в настоящее время разработан в психологии как субъектно-деятельностный подход в противоположность безличному бессубъектному "деятельностному". Изменение способа познания, согласно новой парадигме, заключается в том, что исследование строится по принципу взаимодействия между исследуемой личностью и исследователем. Далее, при выдвижении гипотез об особенностях личности (если именно она рассматривается в качестве субъекта) всегда предполагается, что она проявит свои новые, на данном этапе не только не исследованные, но и ею самой не обнаруживаемые возможности, способности. Именно эта парадигма стала переходным мостом от психологии к акмеологии в трактовке личности, поскольку акмеология в полной мере реализует новый способ познания, при котором исследование соединяется с практикой взаимодействия с субъектом. Целым рядом психологов личность изначально (с рождения) считается субъектом. Между тем, на наш взгляд, качество субъекта - это качество, связанное со становлением, развитием и, более того, достижением личностью высшего уровня своего развития. Тогда занимает свое определенное место и поддерживаемое Б.Г. Ананьевым и С.Л. Рубинштейном понимание индивидуальности как высшего уровня развития личности. Личность как субъект достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для всех людей значения ("порога"), и высшего уровня своего развития, который "измеряется" возможностями ее индивидуальности. Для каждой личности высшим будет разный уровень. Однако одного этого уточнения для акмеологии как комплексной науки недостаточно: личность рассматривается ею в контексте жизненного, профессионального, духовного пути. Этот контекст не просто устанавливает свои "планки", согласно которым личность становится субъектом профессиональной деятельности или духовно-нравственным субъектом. Развиваясь и совершенствуясь не как "вещь в себе", а для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня. Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и оптимальному способу осуществления – стратегичности жизни, высокому профессионализму, компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Совершенствование сущности личности достигается оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений. Методологически специфика предмета акмеологии раскрывается на основе моделирования одновременно реальных и идеальных объектов. Модель носит целевой характер, поскольку должен быть осуществлен переход от реального, наличного к идеальному, желательному состоянию. Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую исходное состояние реального объекта ("оригинала", по терминологии Вартофского), способ его изменения и развития от "стартового" к идеальному, "вершинному" качеству. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню (по М.П. Сетрову). Желательное идеальное целевое состояние (качество) проектируется согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно достигается по практически заданным критериям и алгоритмам, определяемым системой функционирования личности в качестве участника и субъекта всех сфер социальной и личной жизни, в том числе профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.)- Методологическая модель предмета акмеологии представляет собой интеграл наличного состояния личности (определяемого на основе диагностики), способа его практического преобразования (самой личностью и акмеологом) и идеального "вершинного" качества. Акмеология включает в свой предмет все пространство функционирования и развития личности, отправляясь от наличного, данного, диагносцируемого уровня ее развития, включая оптимальный способ ее самовыражения, саморегуляции, рефлексии и завершаясь высшим уровнем совершенствования – достижением акме (вершин развития) в жизнь. Акмеологическая модель личности имеет макро- и микромасштаб. В макромасштабе она объединяет и культурологический подход к изучению человека и цели его духовного, социального, личностного, профессионального развития и осуществляет эту интеграцию применительно к самореализации личности в ее жизненном пути. В этой модели акмеология интегрирует и культурное, и историческое, и социальное, и деятельностное, и жизненное пространство и контексты развития личности. Акмеология в своем микромоделировании интегрирует и возраст, и педагогический, и ценностно-этический, и, конечно, психологический аспекты изучения человека и соответствующие им способы его развития. Комплексный и интегральный характер макромодели соответствует и позиции Б.Г. Ананьева, рассматривавшего личность в контексте своей исторической эпохи, ее событий, присущего ей способа воспитания, соотношения поколений и т. д., а также культурно-исторической теории Л.С. Выготского, точке зрения Э. Эриксона и С. Московичи, разрабатывающих психосоциальный и психоисторический подходы. Комплексный подход, заключенный в этой модели, дает ориентацию на установление связей полидетерминированных качеств личности, ее разноаспектных модальностей – реальное и идеальное состояние, стихийно сложившихся и оптимально совершенных способов развития. Самое сложное в акмеологической микромодели состоит в том, что диагностическим исследованием выявляется отправной этап ("стартовое" состояние, по Б.Г. Ананьеву) развития личности, позволяющий определить операционально-практический способ ее самосовершенствования (т. е. осуществляемого ею самой развития, личностного роста) и характер акмеологической поддержки для достижения оптимального состояния – высшего уровня развития личности. А.Адлер, введя и определяя свой психодиагностический принцип, считал, что личности присуще стремление к совершенству, росту и развитию. При этом, утверждал он, люди не отталкиваются от внешних и внутренних причин, а имманентно движутся к цели. Последнего положения придерживался и А.Маслоу в своей теории самоактуализации, и Ш.Бюлер, рассматривая потребность в самоактуализации практически как врожденную. Однако никак нельзя согласиться с отрицанием внешних причин этого стремления. Микромодель акмеологически определяется на основе концепции М. Вартофского, выделяющего ее следующие существенные функции: – воссоздание и умножение знаний об оригинале; – конструирование его новых свойств; – управление им и развитие его. Модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала. "Оригинал" – это наличное, данное состояние ("стартовое", по терминологии Б.Г.Ананьева) личности, группы, организации и т. д. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего состояния оригинала и будущего, которого еще нет в реальной действительности, по Вартофскому – способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Внешней является акмеологическая поддержка (различные гуманитарные технологии), содействующая развитию, внутренней – самосовершенствование субъекта. (Эти идеи актуализированы Е.Б. Старовойтенко, А.А. Деркачом, Г.С.Михайловым.) Модель акмеологии включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его идеальное финишное, по Б.ГАнаньеву, оптимальное состояние. Финишное состояние должно отвечать критериям, которые выявлены акмеологией. В деятельности высший уровень – это компетентность, профессионализм, самовыражение, "акме" (в относительном смысле они инварианты). Переменным является наличное отправное состояние ("оригинал"), которое должно диагносцироваться по критериям, характерным для разных уровней развития – дефицита, нормы, оптимальности и т. д. Опираясь на психологические теории и исследования личности, акмеология имеет предметом своего изучения весь континуум ее качеств и реальных состояний от регрессивных (деформаций и т. д.), нормальных до оптимальных (высшего уровня развития), теоретически обосновывая и практически осуществляя акмеологические способы содействия совершенствованию личности (нравственному, профессиональному и т. д.). Следует отметить, что ни один из психологов, работавших с уровневыми или стадиальными моделями (А.Маслоу – уровневая иерархия потребностей, Э.Эриксон – восемь стадий развития личности через кризисы и др.), не ответил на вопрос, что же происходит с личностью, как осуществляется ее дальнейшее восхождение по уровням или стадиям, если один (одна) из них не реализован. Ответ на эту загадку невозможно получить вне акмеологического подхода – без участия активной роли самой личности и ее внешней акмеологической поддержки. В свое время и Л.С. Выготский в теории "зоны ближайшего развития" выдвинул идею "небольшой помощи взрослого", но не конкретизировал ее характера, должна ли она быть универсальна для всех или индивидуальна для каждого. Решение этого вопроса является перспективной акмеологической задачей. Однако в предварительном порядке можно предположить, что, чем в большей степени личность выступает как субъект самодвижения и саморазвития, тем меньшая поддержка извне ей необходима, и наоборот. Таким образом, первым основанием этой дифференциации роли внешнего и внутреннего в развитии личности является принцип субъекта Вторым основанием служит типологический подход, до сих пор мало разработанный в психологии. Некоторые специалисты (Г. Олпорт) считают главным критерием личности независимость от оценок, поддержки и т. д. окружающих, т. е. абсолютную автономию, а некоторые (А.Адлер), напротив, - чувство общности и способность к сотрудничеству. Каждый считает свой критерий характеристикой любой личности, в то время реально у разных типов преобладает то одна, то другая особенность. Типологические различия (К. Юнг) также определяют открытость-закрытость личности для оказания ей акмеологической поддержки, способ, наиболее адекватный для того или другого типа. Третьим условием оптимизации развития личности является уровень развития ее "Я-концепции", психологической зрелости, интегрированности личности, соотношение притязаний и достижений. Главный вопрос, который возникает: в какой мере и в каких сферах жизни личность нуждается в акмеологической поддержке? Выражением или симптомом наличия этой потребности является неудовлетворенность личности собой, своей жизнью, окружающими, своими профессиональными достижениями. Разумеется, активное обращение за акмеологической помощью в сфере личной жизни реально происходит преимущественно в связи со сложностями самой жизни (проблемами супругов и родителей – детей), тогда как в профессиональной сфере (профессионализация, карьера и т. д.) оно обеспечивается самим наличием акмеологической службы (и информации о ней). Резюме В психологии преобладает четырехуровневая система изучения личности (причем в отечественной психологии в основном разработаны методологические принципы ее исследования), в мировой психологии личность преимущественно исследуется в качестве объекта. Теоретические подходы и концепции личности носят авторский характер, но объединяются в направления, каждое из которых выявляет разные аспекты ее изучения. Психология личности есть способ реализации ее намерений, притязаний (потребностей, мотивов и т. д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером (присущим ему способом самоорганизации) и объективными условиями, требованиями, изменениями жизненного пути. Самовыражение и самореализация интегральной сущности личности осуществляется жизненными способностями личности (ее сознанием, активностью, организацией времени) во времени - пространстве, формах (общения, познания, деятельности) жизненного пути. В акмеологии разработана иная науковедческая модель изучения личности, носящая целевой и ценностный характер, которая теоретико-практически воспроизводит переход от наличного состояния и уровня развития личности к идеальному (оптимальному), осуществляемый личностью как субъектом или с помощью акмеолога. Эта модель построена на основе достижений психологической науки и новой парадигмы субъекта, в качестве которой (в основном) и изучается личность в акмеологии. Список литературы Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., 1999. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.1, 2. М., 2000. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1998. ©Абульханова К.А., 2002 |