Наука и власть
Скачать 157.5 Kb.
|
17.Дифференциация и интеграция научного знанияРазвитие науки характеризуется взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). Процесс ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ начался уже на рубеже XVI и XVII вв. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др. Синергетика – это теория развития сложных систем природы. Основные идеи синергетики: а) Существенной характеристикой современного мира является возможность решающего влияния малых событий на общее течение событий; б) В качестве любого эволюционного начала выступает хаос; в) Любой процесс эволюции имеет случайную составляющую и протекает в условиях неопределенности; г) Для современного мира существует множество путей его развития; д) Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, можно лишь способствовать их собственным тенденциям развития; е) Зная тенденции организации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции. Наиболее ценным достижением развития синергетики выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Тенденцию "смыкания наук" уловил В. И. Вернадский. РУССКИЙ КОСМИЗМ появился в 60 годы, в период начала освоения космоса. Главный вопрос -дальнейшие перспективы развития человечества. Р.К – стал обосновывать идею объединения людей не столько из полит и идеолог причин, сколько из эколог и нравст. Идея Вернадского заключается в следующем: Биосфера – область Земли, охваченная «живым веществом». В биосферу входят нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и литосфера от верхней части до глубины 2-3 км. эволюция биосферы приводит к появлению человечества. Биосфера под влиянием человеческой мысли и труда переходит в новое состояние – ноосферу. К факторам, характеризующим переход к ноосфере, Вернадский относит: - распространение человека по всей планете и победу в борьбе с другими видами живых существ;- развитие средств связи;- создание новых источников энергии;- демократизацию государственного устройства;- взрыв научного творчества в XX веке. В переходе к ноосфере первостепенная роль принадлежит науке и связанным с ней достижениям техники передвижения, возможностям «мгновенной передачи мысли». Экологическая этика представляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Западные ученые раньше других обратились к исследованию проблем экологической этики. Во всех их исследованиях подчеркивается необходимость установления гармонических отношений между обществом и природой. О. Леопольд стремится умерить борьбу за индивидуальное существование. Настаивает на необходимости подчинения индивидуальных интересов общественным для достижения гармонического отношений с природой. По мнению Леопольда из завоевателя человек должен превратиться в равноправного члена этого сообщества. Другие авторы, такие, как Р. Аттфильд, Л. Уайт, считают, что экологическая этика должна ориентироваться на воспитание у людей личной ответственности за сохранение природы. А это требует, по их мнению, обращения к идеалам и требованиям религии. 16. ХХ век вошел в историю как век крупнейших преобразований в науке, именно поэтому его характеризуют как век научно-технической революции. Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов познания и другие новации означают значительный прогресс в науке. Однако сами по себе они не означают еще появление революции, хотя во многом этому способствуют. Все подлинные научные революции, как правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов. Так, например, изобретение микроскопа привело к открытию новых, неизвестных ранее объектов для исследования, что в свою очередь, способствовало свершению научной революции в микробиологии. научная революция представляет собой разрешение кризиса путем отказа от старой теории и принятия новой, но такой отказ происходит не с помощью компромисса между участниками научного сообщества, а посредством поиска и обоснования новых принципов и методов исследования. Наиболее общие виды научных революций в истории науки: 1) Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. 2) Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется иначе. Теперь каждая наука обладает самостоятельной картиной мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие происходит при анализе общих черт и признаков прежних теорий и концепций. 3) Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании. Первую такую революцию обычно связывают с возникновением самого естествознания, в виду перехода от мифологических взглядов на природу к опытному, экспериментальному ее изучению. Вторая глобальная революция началась в конце XVIII в. и привела к формированию классического естествознания. Его основные особенности: 1) Исходные законы и теории естествознания могут быть получены с помощью обобщения результатов наблюдения и эксперимента; 2) Законы природы имеют универсальный характер и могут быть выражены математически; 3) Предсказания, полученные на основе этих законов, имеют строго однозначный характер; 4) Исходя из этого, все случайные события, происходящие в мире, являются таковым лишь потому, что они еще не познаны. Как только они будут открыты, они перестанут быть случайными. Третья глобальная революция произошла в конце XIX в. в связи с эпохальными открытиями, сделанными в физике и привела к формированию неклассического естествознания. В рамках неклассического естествознания все научные теории и картины мира рассматриваются как относительные, имеющие приближенный характер и нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В связи с этим, в нем допускается возможность параллельного существования альтернативных теорий, которые с разной полнотой и глубиной отражают различные аспекты изучаемых явлений. Четвертая глобальная революция произошла во второй половине ХХ в. и привела к формированию постклассического естествознания. В этот период значительный размах приобретают междисциплинарные исследования, нашедшие свое воплощение в возникновении так называемых синтетических наук – биофизика, геохимия и т.д. Характерной чертой постклассического естествознания является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеям системного подхода, устанавливая тем самым связь между живой и неживой природой. Прогностическая роль философии заключается в возможности на основании существующих знаний об окружающей действительности делать выводы о неизвестных явлениях и событиях, что позволяет со знанием дела поступать как в настоящем, так и в будущем. При этом точность предсказаний зависит от правильности выводов, сделанных при анализе настоящего и изучении прошлого. 15. Наука обычно представляется как сфера непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной. Основателем учения о научных традициях является Т.Кун. Традиционная наука называется в его концепции «нормальной наукой», которая представляет собой «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений». Т.Кун показал, что традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний. «Нормальная наука» развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует научное сообщество, порождает «индустрию» производства знаний. Кризисная ситуация в развитии «нормальной науки» разрешается тем, что возникает новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются условия для функционирования «нормальной науки». Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Научные революции могут различаться по самым различным признакам, и поэтому не существует ни единой их классификации, ни даже типологии. Тем не менее, можно выделить несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс и духовную культуру общества и т.д. 1. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Наиболее знакомыми революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных научных дисциплин. Внутридисциплинарными механизмами научных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. Хотя этому процессу может предшествовать изобретение новых средств наблюдения, эксперимента и измерения. А Поскольку прежние методы объяснения оказываются не в состоянии объяснить свойства новых объектов, то в связи с этим возникают также и новые методы их объяснения сначала в форме гипотез, а затем теорий и других концептуальных систем. Введение нового объекта исследования совершенно преобразует картину мира соответствующей дисциплины. В большей или меньшей степени преобразуются также и основания науки, т.е. идеалы, цели нормы ее исследования. 2. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке. В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие чаще всего происходит совсем иначе. Теперь каждая наука обладает как собственной парадигмой, так и самостоятельной картиной мира. Поэтому в настоящее время говорят о междисциплинарной парадигме исследования, которая возникает из анализа и синтеза некоторых общих черт и признаков прежних теорий, концепций и частных парадигм исследования. Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследовательских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают. Бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем. 14. Научные исследования стремятся не просто обобщить определенные события в мире нашего опыта, но и установить общие законы, которые могут быть использованы для предсказания и объяснения. в научно-теоретическом познании большую роль играют Модели и построенные по ним законы. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: например, модель атома, модель Вселенной, модель генома человека и пр. Формирование первичных теоретических моделей связано с этапом выдвижения гипотезы и последующим ее обоснованием. В качестве теоретических конструктов выступают абстрактные объекты. экспериментально обоснованная модель имеет возможность для превращения в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем они адаптируются к экспериментам и обосновываются как обобщение опыта. Затем должен следовать этап ее применения к качественному многообразию вещей. И лишь после этого — этап математического оформления, что и знаменует собой фазу появления закона. Итак, модель — схема — качественные и количественные расширения - метаматизация — формулировка закона — вот апробированная наукой цепочка. В современном процессе научного исследования достаточно ощутимой становится роль аналогий. Перенос абстрактных объектов из одной области знания в другую предполагает метод аналогий. Современные интерпретаторы выделяют: 1) аналогию неравенства, когда разные предметы имеют одно имя (тело небесное, тело земное); 2) аналогию пропорциональности (здоровье физическое — здоровье умственное); 3) аналогию атрибуции, когда одинаковые отношения по-разному приписываются объекту (здоровый образ жизни — здоровый организм — здоровое общество и т.п.). Аналогия с определенной долей вероятности позволяет расширять имеющиеся знания путем включения в их сферу новых предметных областей. Абстрактные объекты, транслируемые из одной сферы, должны удовлетворять связям и взаимодействиям складывающейся области знания. Поэтому всегда актуален вопрос о достоверности аналогии. Роль теории в научном познании огромна. Теория направлена на обнаружение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сеть базовых понятий, совокупность методов, методологические нормы и принципы, данные экспериментов, обобщения фактов и заключения теоретиков и экспертов. Развитая теория представляет собой не просто совокупность связанных между собой положений, но содержит в себе механизм концептуального движения, внутреннего развертывания содержания, включает в себя программу построения знания. В этой связи говорят о целостности теории. Методологи обращают внимание на три особенности построения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «развитые теории создаются коллективом исследователей». «Вторая особенность ситуации состоит в том, что фундаментальные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя первичных теоретических схем и законов». В качестве третьей особенности выступает применение метода математической гипотезы: построение теории начинают с попыток угадать ее математический аппарат (B.C. Степин). Способы построения теории меняются исторически. Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закрытого типа. Неклассический вариант формирования теории ориентируется на открытые системы. В рамках неклассического этапа формирования теории стали ясны регулярно возникающие трудности. Каждый критерий в отдельности не самодостаточен. Используемые вместе, они время от времени входят в конфликт друг с другом. Вместе с тем для классического, как и для неклассического варианта оформления теории главной и общей задачей остается выработка логических стандартов развитой научной теории, реализуемых в конкретных науках. Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и фиксируют противоречие между старым и новым знанием, когда старое знание не может развиваться на своем прежнем основании. О возникновении проблемной ситуации свидетельствуют множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и возникает ощущение неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых форм организации теоретического знания. Т.о. проблемные ситуации, фиксируя противоречие между теорией и фактом, старыми и новыми данными, универсальны и играют в научном исследовании роль пускового механизма. 12. Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как его онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий с реальным миром. Реальный мир следует отличать от его идеального образа или картины мира. Поскольку любой реальный мир бесконечно сложнее и разнообразнее своего идеального образа, то картина мира любой науки значительно схематизирует и упрощает изучаемый мир. Мировоззрение и его основные компоненты. Под мировоззрением понимают общий целостный взгляд на мир, в котором отображаются, во-первых, воззрения людей на сущность мира, его происхождение и устройство, во-вторых, отношение людей к миру и его оценку. Очевидно, что воззрения людей не обязательно являются научными, поскольку было время, когда никакой науки не существовало, и поэтому мировоззренческую роль тогда осуществляла сначала мифология, а потом религия. Даже в наш век научно-технического прогресса для немалой части населения мировоззренческую роль по-прежнему продолжает играть религия, которая апеллирует не столько к разуму, сколько к чувствам, настроениям и переживаниям людей. Чем отличается научная картина мира от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта? Почему наука вынуждена была строить свою картину мира? Картина мира у любого человека слишком индивидуальна, поскольку она основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях. Естествознание стремится найти объективные закономерности природы. Поэтому в науке приходится абстрагироваться от личных ощущений и представлений и построить такую систему знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Ясно, однако, что не всякая система знаний представляет собой картину природы. Для этого необходимо, во-первых, чтобы эта система отображала наиболее фундаментальные закономерности природы; во-вторых, свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о природе; в четвертых, такую картину следует постоянно проверять и соотносить как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней. |