Главная страница
Навигация по странице:

  • Фрэнсис Бэкон

  • Рене Декарта

  • Наука и власть


    Скачать 157.5 Kb.
    НазваниеНаука и власть
    Дата17.01.2018
    Размер157.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаref-29154.doc
    ТипДокументы
    #34385
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Функции научной картины мира

    1) Картина мира как онтология научного знания. Одна из важнейших функций картины мира в науке состоит в том, что она устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. Именно благодаря существованию таких картин неспециалисты и образованные люди могут получить представление о характере развития научного знания и современном его состоянии.

    В любой картине мира конкретной науки рассматриваются, прежде всего, те фундаментальные объекты, из которых построены все другие объекты ее теорий, а также указан характер взаимодействия фундаментальных объектов. Опыт развитых наук вместе с тем показывает, что их научная картина мира в существенной степени изменялась, прежде всего, именно в результате перехода к изучению новых, более сложных явлений и процессов.

    2) Картина мира как систематизация научного знания. Отдельные научные теории формулируют свои основные понятия и законы, чтобы объяснить и предсказать конкретные факты изучаемой области, то картины отдельных научных дисциплин стремятся выделить их фундаментальные принципы. Опираясь на них, картина мира помогает понять роль и место отдельных теоретических понятий и закономерностей в общей системе научного знания. Именно в этом отношении она играет систематизирующую роль в познании.

    3) Научная картина мира как исследовательская программа. Рассмотрение научной картины мира в контексте исследова­тельской программы предполагает, прежде всего, ясное представле­ние о ней как специфической форме научного знания, в которой формулируются исходные онтологические понятия и принципы, на которые опираются соответствующие конкретные научные теории. Этим объясняется тот факт, что научная картина продолжает существовать при замене одних конкретных теорий другими. Поэтому преемственность знаний в науке выступает в виде сохранения связи между исторически преходящими и вновь возникающими научными картинами мира. Научные картины различного уровня общности и глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы. В общем смысле само развитие науки можно рассматри­вать как реализацию некоторой исследовательской программы.

    11.

    Основой научного исследования являются ценностные ориентации науки, важнейшей из которых является достижение и рост объективно истинного знания о реальном мире и законах его развития. Эта ориентация на достижение истины находит свое конкретное выражение в идеалах и нормах научного познания. Идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы — регулируют конкретные условия достижения общей цели на отдельных этапах исследования.

    Но на протяжении истории науки они испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и особенно нормы научного исследования.

    Еще древние греки провозгласили идеалом научности достоверное, доказательное знание —противопоставив его мнению. Если сравнить аксиоматический и дедуктивный идеал построения научного знания античных греков с донаучным идеалом древних египтян, то нельзя не заметить эпохального различия между ними. Вместо обоснования и доказательства египтяне приводили конкретные примеры решения отдельных задач на вычисления или геометрические построения, но не формулировали общих правил решения однотипных задач.

    Однако античная наука не знала экспериментального естествознания и при изучении природы ограничивалась обычными наблюдениями явлений и простым их описанием. Поэтому новая наука, возникшая в XVII веке должна была создать новый идеал научности для исследования явлений природы. Идеалом научности в естествознании XVII—XVIII вв. считалась вера в истинность научных законов и надежность методов исследования науки.

    Положение коренным образом изменилось после революции в естествознании, возникшей в конце XIX — начале XX в.в., когда была открыта естественная радиоактивность элементов, благодаря чему было установлено, что атомы не являются последними, неделимыми частицами материи. Поэтому прежний идеал научности был подвергнут сомнению на основе которых возник неклассический идеал научности, учитывающий относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития практики и культуры своего времени.

    В наше время научно-технической революции формируется новый постнеоклассический идеал научности, опирающийся на принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных материальных систем и структур.

    Рассмотрим какая связь существует между компонентами структуры оснований науки.

    Всякое исследование в науке начинается, с осознания трудности в науке, которая выступает в виде проблемной ситуации. Последняя обнаруживает несоответствие между новыми фактами и старыми теоретическими представлениями, неспособными объяснить новые факты.

    На этом основании некоторые западные философы выдвигают решение проблем в качестве руководящей ценностной ориентации научного познания в целом. Действительно, без постановки и решения новых проблем не может быть роста и развития науки. Однако подлинное решение проблем невозможно без ориентации на достижение объективной истины. Вот почему фундаментальной ценностью для науки является именно ориентация на поиск объективной истины.

    Вторым важнейшим компонентом оснований науки является научная картина мира, которая дает общее представление об устройстве окружающего мира и места в нем человека.

    Наконец, самые общие мировоззренческие идеи находят свое выражение в философских основаниях науки. Эти идеи имеют более универсальный характер, чем принципы научной картины мира. Поэтому сознательно или бессознательно они фигурируют в любом серьезном научном исследовании либо в процессе эвристического поиска новых научных идей, либо при обосновании основополагающих идей и принципов науки.

    Таким образом, самыми фундаментальными основаниями науки служат мировоззренческие идеи и принципы науки, которые фор­мулируются в рамках философии науки. Эти философские основания находят более конкретное воплощение в научной картине мира, а ценностные ориентации, идеалы и нормы науки реализуются при решении тех или иных научных проблем. Все эти компоненты структуры оснований науки тесно взаимодействуют друг с другом как снизу, т.е. со стороны идеалов и норм науки, так и сверху, со стороны философского мировоззрения и научной картины мира.

    8.

    На первых этапах формирования науки исследовательская дея­тельность не была еще профессией. Ею занимались любознательные, образованные и обеспеченные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. Средством же трансляции знаний и обучения в обществе служила в основном книга.

    С дальнейшим развитием науки, расширением научных знаний и их дифференциацией такая практика стала тормозом для развития коммуникаций между учеными. Если раньше ученый был универсалом и мог одновременно работать по нескольким отраслям знания, то в XVIII веке время ученых-энциклопедистов завершается. В период с XVIII — до первой половины XIX вв. происходит резкий рост профессионализации ученых. На место личной переписки приходят первые научные журналы.

    С развитием производства возникают технические и социально-гуманитарные науки. Сначала для изобретения и создания технических устройств используются открытия естествознания, которые соответствующим образом при­спосабливаются к потребностям техники. Постепенно, однако, выясняется, что для успешного совершен­ствования технологических процессов необходимо создавать свои специфические теории.

    Потребность в технических науках все настойчивее выдвигалась растущим индустриальным производством, которое нуждалось в новых типах и видах разнообразных машин и технических устройств. В связи с этим в самих технических науках появляются самостоятельные теоретические и прикладные дисциплины.

    Возникновение самостоятельных технических наук и инженерных дисциплин не отдалило их от естествознания и других теоретических дисциплин. Напротив, эта связь еще больше усилилась и приобрела систематический и многообразный характер. Взаимосвязь и взаимодействие естествознания и техники оказывается необходимой и благотворной для этих двух групп наук. Технические науки опираются на объективные законы естественной природы, чтобы создавать искусственную природу для овладения веществами и силами природы.

    Одновременно со становлением технического знания происходило формирование социально-экономических наук. Развитие про­изводства и усиление товарно-денежных отношений в странах Западной Европы способствовало поискам тех факторов хозяйства, от которых зависит богатство нации.

    Социология как самостоятельная наука об обществе и его соци­альных институтах возникла в XIX веке. Основателем ее был Огюст Конт, который ввел само название новой науки и отделил ее проблематику от общих проблем философии. Конт призывал отказаться от сочинения утопических проектов о создании идеального государства и заняться конкретным изучением существующих обществ, используя для этого методы наблюдения и систематического описания, хорошо оправдавшие себя в естествознании.

    Что касается гуманитарных наук, то исходные их идеи и методы некоторых из них возникли еще в античности (психология, педагогика, риторика, правоведение и другие). В дальнейшем на развитие гуманитарных исследований значительное влияние оказали естест­венные, технические и социально-экономические науки.

    В настоящее время современная наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему знаний, которая подробно изучается в рамках науковедения. Обычно в рамках этой системы выделяют четыре блока: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Особый интерес для нас представляют процессы растущей дифференциации знаний, проблемы классификации наук и анализа их структуры.

    Философия науки также исследует проблемы строения и структуры научного знания, способы его получения и взаимодействия эмпирических и теоретических методов в процессе его развития.

    7.

    XVI-XVII вв. в жизни общества характеризуются разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание.

    Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он считает задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия идолами и выделяет четыре вида идолов: 1. Идол рода - Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами 2. Идол пещеры. ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых. 3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. 4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы.

    Основным принципом метода Бэкона является единство теории и практики. Основное отличие философии Бэкона от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.

    Рене Декарта (1596-1650).Он творец аналит. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало сист. алгебраических обозначений. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями- прикладные науки.

    Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог. цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след. звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции. Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований:

    - допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

    - расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл;

    - методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;

    - не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования

    Галилео Галилей (1564-1642) - итальянского физика и астронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Галилей был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен". Книга природы, утверждает Галилей, написана математическим языком. Широкой применимости физических принципов соответствуют математические преобразования, которые оставляют неизменными уравнения, выражающие физические законы. Введение Галилеем математического аппарата в физику поставило последнюю на строго научную основу.

    С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения. Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции, сформулированный позже И. Ньютоном.

    Галилей выделил два основных метода исследования природы:

    1. Аналитический ("метод резолюций") - прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстрагирования и идеализаций, благодаря чему выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость).

    2. Синтетически-дедуктивный ("метод композиции") - математическая обработка данных опыта выявляет количественные соотношения, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений.

    5.

    4.

    В исследованиях по истории науки обычно выделяют две стадии: первую из них называют стадией ее возникновения или преднаукой, а вторую — наукой в собственном смысле слова. Преднаука, характерная для стадии возникновения или зарождения науки, в отличие от развитой науки не выходит за рамки существующего материального производства и повседневной практики людей. Преднаука основывается на обычных эмпирических наблюдениях и простейших измерениях, хотя и предполагает использование элементарных абстракций и идеализации.

    К числу древнейших понятий относятся понятия числа. Совре­менному человеку кажется, что счет с самого начала предполагает существование чисел. Между тем исследования специалистов показывают, что первобытные племена, на зная чисел, для сравнения и «счета» использовали пальцы рук или даже ног человека. Однако с дальнейшим расширением обмена между племенами возникла необходимость выделения некоторого эталонного множества для сравнения большего количества обмениваемых продуктов. В качестве таких эталонов стали использоваться камешки, ракушки и т.п.

    Вероятно, потребовались тысячелетия, прежде чем возникло общее понятие натурального ряда чисел, отвлеченное от конкретных различных ее предметных реализаций или моделей.

    Представление о натуральном числе было известно еще на стадии преднауки, но дальнейшее его обобщение и применение продвигалось с большим трудом. Переход к теоретической стадии познания в период преднауки тормозилось неразвитостью производительных сил, засильем существующих традиций в обществе, кастовым характером сосредоточения знаний в руках жрецов и правительственных чиновников. Еще труднее происходил процесс образования геометрических знаний. Египтяне впервые научились вычислять площади таких геометрических фигур, как прямоугольники, трапеции, треугольники, окружности и другие. Однако эти площади вычислялись чисто эмпирическим способом. Например, при вычислении площади земельных участков отвлекались от ширины их границ, не учитывались их неровности и т.д.

    Этот пример показывает, что модели, создаваемые в рамках преднауки, имели чисто прикладной и не всегда давали точные результаты. Самое же главное отличие таких моделей от научных заключалось в том, что при их построении опирались на привычные эмпирические образы, а не на абстрактные теоретические понятия. Тем не менее, на стадии преднауки встречались отдельные случаи, когда исследование начиналось с простейших абстрактных объектов, которым впоследствии находилась эмпирическая интерпретация. Когда древние египтяне оперировали простейшими натуральными дробями они делали первые шаги по использованию общих абстрактных понятий для образования других понятий. Однако они не владели еще доказательными способами рассуждений и поэтому не располагали общими методами решения новых задач, а использовали частные методы. В отличие от этого теоретическая математика, опираясь на свои обобщения и исходя из понятия натурального числа, легко справляется с образованием понятий дробных, отрицательных, иррациональных, мнимых и комплексных чисел. Однако применение новых видов чисел и их признание даже в развитой науке наталкивалось в свое время также на сопротивление, о чем свидетельствуют сохранившиеся названия самих чисел, такие, как отрицательные или мнимые числа.

    Таким образом, преднаука занимает промежуточное положение между донаучным и научным знанием. С донаучным познанием ее сближает использование эмпирических представлений и методов познания, которые ограничивают возможности ее чисто логического развития и теоретического обоснования. С научным познанием ее сходство обнаруживается в использовании некоторых приемов и способов исследования, совпадающих с рациональными методами. Однако в отличие от науки преднаука представляет собой лишь стадию перехода к научному, теоретическому знанию. В математике такой переход был достигнут в Древней Греции, хотя после заката греческой цивилизации он не получил дальнейшего развития. В естествознании переход к научному изучению природы произошел лишь в XVII веке, который привел также к возникновению новой математики.

    3.

    Сознавая все возрастающие успехи современной науки ученые не могут не задуматься о перспективах дальнейшего развития науки. Если раньше они могли не обращать внимания на некоторые издержки развития науки, то теперь для всех стало очевидным, что интенсивный прогресс науки, сопровождающийся использованием ее достижений, сопряжен с негативными последствиями.

    Развитие научной мысли в области овладения энергией атома открывает перед человечеством неограниченные возможности использования практически неиссякаемых природных источников энергии. Но эти открытия с самого начала были использованы в военных целях для изготовления атомных и водородных бомб. То же самое можно сказать о других видах вооружений, для создания которых применяются высокотехнологические методы производства. Таким образом, прогресс науки сопровождается явно негативным, антигуманным использованием его результатов.

    Даже непрерывный рост промышленности в мирных ее отраслях при ее бесконтрольности несет не меньшую угрозу человечеству. Экологический кризис явился результатом загрязнения воздуха, почвы, рек и озер все увеличивающимися отходами промышленного производства. Поэтому в последние годы сторонники антисциентизма требуют даже приостановить темпы ее дальнейшего роста. Конечно процесс научного исследования остановить нельзя. Но здесь возникает проблема ответственности ученого по предупреждению общества о негативных побочных эффектах новых открытий в науке. Правда, без поддержки государства и особенно общественного мнения ученый в одиночку вряд ли сможет противостоять использованию новых результатов науки во вред обществу.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта