Главная страница
Навигация по странице:

  • Ценность

  • Иерархия ценностей

  • Билеты Этика. Норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу


    Скачать 434.2 Kb.
    НазваниеНорм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу
    Дата28.01.2022
    Размер434.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты Этика.docx
    ТипДокументы
    #344702
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Вопрос 1

    Этика – (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу.

    · Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

    · Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».

    · Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

    · Мораль является важнейшим способом регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. (Это положение не напрямую касается этики, является дополнительным, но важным)

    · Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

    Вопрос 2

    Этика как наука. Прикладная этика.

    Философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

    П роисходит от древнегреческого слова «еthos»

    - первоначально это понималось как привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово или птичье гнездо.

    - в последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

    - этика является одной из ветвей философии и отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

    - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде.

    - основным предметом изучения этики является мораль и ее развитие в истории человечества

    Прикладная этика- направление профессиональной этики, изучающее практические моральные проблемы (например: аборт, эвтаназия, смертная казнь, искусственное оплодотворение, использование атомной энергии).

    Как правило, проблемы, изучаемые прикладной этикой, имеют вид моральной дилеммы с двумя более или менее равнозначными и обоснованными решениями.

    Вопрос 3

    Формирование и история этики.

    Первоначально этика понималось как привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово или птичье гнездо.

    -в последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

    -этика является одной из ветвей философии и отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

    -это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде.

    -основным предметом изучения этики является мораль и ее развитие в истории человечества.

    Этапы развития этики

    1. Античная этика

    2. Средневековая этика

    3. Этика Эпохи Возрождения

    4. Этика Нового времени

    5 . Современная этика

    Э тические учения:

    Первые этические учения

    Зарождение этических учений и этики как науки и ее развитие началось еще в античное время и происходило смежно, между Китаем, Индией, Древней Грецией.

    -Древняя Индия – уже в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии сформировались две основные этико-философские системы:

    -В основе брахманизма лежат кастовая система человеческого общества и бессмертности души, которая переходит из одного тела в другое, соответственно накопленной, за время жизни положительной или отрицательной карме.

    -В этике буддизма заложено стремление к нирване, под которой понимается высшее блаженство

    Античная этика

    -Древняя Греция - древние философы Сократ, Платон и Аристотель, которые заложили основы этики как науки о нравственности.

    Античная этика - Период учение о добродетелях *

    *Добродетели – категория этики, обозначающая положительные нравственные качества личности, такие как мудрость, справедливость, мужество, умеренность.

    Аристотель (384-322 гг.до н.э.)

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона.

    -Он назвал этику наукой, изучающей этические добродетели и исследующей, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим.

    -Поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства.

    -Осуществил систематическое изложение этики как теоритической науки. Он разделил добродетели на нравственные (этические) (мужество, вежливость, справедливость и дружбу) и умственные (дианоэтические)(наука, разум)

    Средневековая этика

    Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религиозной. Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, который создал мир, он его непосредственный управитель. Высшая цель - служить богу. Характерны моральные качества: сострадание, милосердие и прощение.

    Текст Священного Писания стал единственным источником для решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле.

    Этика Эпохи Возрождения (14-16вв)

    Понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Этот период характерен тем, что люди начали осознавать важность человеческих качеств, а так же важность и значимость самого человека и ума над природой и религией.

    Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

    Изобретатель и ученый Леонардо Да Винчи, стал персоной этических учений в период Возрождения.

    Этика Нового Времени (16-18вв)

    На начальном этапе развития этика Нового времени сохраняла связь с этической мыслью Средневековья. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии.В Новое время этика опирается на науку, ориентированную на конкретные естественнонаучные знания.

    Современная этика (19-20вв)

    C развитием человека, его эволюцией начало происходить становление правил и рамок в обществе, в частности становление взаимоотношений между разными людьми и правилами поведения. Появляются иррационалистические философские системы – психоанализ, персонализм.

    Конец 19 и 20 век стали переломными и трагическими для всего человечества: революции, мировые войны. Это отразилось на развитии современных этических концепций. Самыми распространёнными стали этика насилия и этика ненасилия.

    Среди теорий морали 20 века следует обратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все большее количество приверженцев во всем мире.

    Вопрос 4

    Этические критерии – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали и моральной деятельности человека.

    1) Добро и зло (наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное)

    2) Благо (всё, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей, является средством достижения определенных целей)

    3) Справедливость (такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлением о сущности человека, исходящее из признания равенства всех людей и соответствия деяния и воздаяния)

    4) Долг (отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним)

    5) Совесть (способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требования их выполнения)

    6) Ответственность (обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках отвечать за их возможные последствия)

    7) Достоинство (особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности)

    8) Честь (тесно связана с достоинством, но в отличие от достоинства, честь оценивает людей дифференцированно)

    Вопрос 5

    Мораль и нравственность. Мораль и право.

    Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственность).

    Мораль содержится в сознании общества, а право в нормативных актах, которые имеют письменную форму.

    Мораль появляется вместе с обществом, а право вместе с государством.

    Моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла. Правовые - с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым.

    Общее у морали и права:

    1. Регулируют общественные отношения (поведение людей)

    2. Ориентируются на справедливость

    Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали .

    Отличия морали от права

    Мораль (нормы морали)

    Право (нормы права)

    Появилась раньше политики, права и гос-ва

    Появилась позже морали

    Охватывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения

    Регулирует определенную область общественных отношений

    Выражает мнение общества

    Выражает волю гос-ва, гос-ый подход к оценке общественных явлений

    Формулируется обществом

    Устанавливаются и фиксируются гос-ом

    Вопрос 6

    Ценность - это то, в чем человек испытывает потребность. Согласно Роберту Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.

    Виды ценностей:


    Материальные

    Духовные


    Субъективные

    Объективные


    Иерархия ценностей:


    Общечеловеческие



    Корпоративные

    Личные


    Вопрос 7

    Основные концепции происхождения морали.

    М о р а л ь – это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей.

    ———ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ———

    1) ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ

    Дарована Богом

    2) НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ

    Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой

    3) СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

    Мораль связана с историческим развитием человека

    4) КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ

    связывает происхождение и развитие морали с конкретными социокультурными условиями эволюции

    Вопрос 8

    Этические учения древнего мира.

    1. Этические учения Древнего Китая

    Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы

    Центральное понятие конфуцианства – жэнь («гуманность»). Жэнь предполагает шу – «взаимность». Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности»: чего себе не хочешь, того другим не делай, – и реализуется в ли(«ритуале»).

    Даосизм. Легендарный основатель – Лао-цзы

    Центральное понятие даосизма – дао(«путь») – безличный мировой закон, по которому движутся все вещи и должен двигаться человек. Жить по дао означает «следовать естественности», не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния

    Легизм, или школа «законников» .Основной представитель – Хань Фэй-цзы.

    Легизм считал, что соблюдение закона зиждется на принуждении и наказании. Абсолютизация роли права в обществе может трактоваться и как тоталитарное подавление личности государственной машиной, и как идеология правового государства, где перед законом все равны.

    2. Этические учения Древней Индии

    Буддизм. базируется на «четырех благородных истинах»:

    · жизнь есть зло и страдание;

    · причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

    · чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

    · к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает: воздержание ото лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности.

    Джайнизм - «не причинять зло живому»

    Йога - сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля

    3. Этические учения Древней Греции.

    Софисты, начали этические размышления с того, что усомнились в существовании общезначимой морали

    Сократ в противовес софистам считал, что мнения разных людей о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра

    Киренаики считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным

    Киники отождествляли высшее благо с внутренней свободой, в том числе свободой от удовольствий.

    Платон – ученик Сократа, развивший идею своего учителя о существовании абсолютного добра.

    Аристотель – ученик Платона – классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в особое учение – этику.

    Вопрос 9

    Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (нравственности), цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.

    Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремился найти нуги их гармонического взаимодействия в разумном ограничении индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо — с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан — с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Рассматривая данную проблему, Аристотель высказал важную догадку о том, что источник морали нужно искать в государственных отношениях.

    Вопрос 10

    Этические учения Средневековья.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ

    Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в постижении самого существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции. Идея Бога как морального образца в средневековой этике задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики.

    Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исходили из того, что благо существует непосредственно для человека и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека. Христиане этим представлениям противополагали иной тезис: так как высшее благо – это Бог как реальность, то высшее благо существует ради славы самого Бога.

    В соответствии с христианской этикой жизнь человека и ее ценности обретают смысл лишь в соотнесении с божественными заповедями. Таким образом, Бог выступает как объективный, безусловный, единственно правильный источник морали. Для христианской этики характерно противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мыслей. Пессимизм, главным образом, связан со «здешним» миром, а оптимизм – с надеждами на «божье царство». Человек должен отказаться от своеволия, полностью подчиниться воле Бога.

    Ключевой проблемой христианской этической концепции становится идея любви к Богу. Любовь при этом понимается как своеобразный универсальный принцип нравственности, морали. Она определяет нравственное отношение к ближнему, делает возможным придание морали общечеловеческого статуса, освящает все существующее.

    Это главное. Далее идет описание двух этических учений, не так важно

    2. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ

    Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патристики. Для этики мыслителя характерно осознание Бога как единственного источника и меры нравственности, объяснение зла как отрицания добра и отступления от божественных предписаний, негативное отношение к активности человека и отрицание нравственной полноценности личности.

    В его творчестве значительную роль приобретает осмысление каждой из божественных заповедей в их отношении к миру, что тесным образом связано с этикой. Этическим проблемам посвящены трактаты Августина «О свободном произволении», «О Граде Божием», «О благодати и свободном произвоении», «Исповедь». Согласно учению Августина, каждый поступок христианин совершает, думая об исповедальном акте.

    Это оказывает влияние на нравственное сознание человека, делает его детерминированным не только прошлым, но также и будущим, уже имеющимся в вечности возмездия: карой или блаженством.

    Но вместе с тем этот поступок является совершенно свободным, так как в нем жизнь завершается лишь мысленно, жизнь еще впереди и, совершая тот или иной поступок сейчас, человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.

    Августин Блаженный разработал учение о воле, которое стало стержневым в эпоху Средневековья, так как в нем заключается онтологическое доказательство бытия Бога

    Концепция Августина о благодати связана с решением вопросов о сущности зла, порока, а также греховности человека. Все, что сотворено Богом, по природе своего творения является благом, которое находится с высшим благом – Богом не в прямых отношениях. Высшее благо является простым и вечно.

    Порок, таким образом, является не природным злом, а моральным, понимаемым как умаление добра из-за невозможности допущения того, чтобы добро являлось источником зла. Злая воля, таким образом, является не восполнением, а убыванием. Ее начало находится в уклонении от высочайшего бытия. Знание предполагает незнание, «то, о чем я знаю, что не знаю этого». Расположение воли поэтому может быть злым не в результате незнания, а из-за «сознательного незнания». Бо1 может использовать во благо и злую волю.

    Таким образом, человек может быть свободен от зла, а соответственно и от проблемы выбора между добром и злом. В этом случае он может быть благодатным, использовать не свободу воли, но дары Бога.

    Обсуждение идей предопределения, судьбы, свободы воли, блага стало общим для всего Средневековья.

    3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА Ф. АКВИНСКОГО

    Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в контексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религию. Стройная по своей структуре, достаточно хитроумная этика Ф. Аквинского внутренне очень противоречива, что является результатом начальной установки.

    Все этические построения Фомы, по сути дела, опровергают его замысел и доказывают противоположное – неосуществимость гармонии религии и морали, единение которых сможет произойти только путем подчинения, но не равенства

    Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал обусловленность поступков человека высшей целью; экономику, в это понятие включались добродетели, которые присущи людям как частным лицам; политику как гражданское поведение людей. А в труде «Сумма теологии» мыслитель выделил три основных предмета своего философского исследования. Это Бог, путь к Богу и Христос, который в качестве человека является путем к Богу.

    Высшей целью, которая сама по себе и есть высшее благо, является, согласно учению Ф. Аквинского, достижение совершенства, а именно богоподобия.

    Так же, как и Аристотель, Ф. Аквинский проводил различие между высшим благом и благами иного рода, которые чтят люди: богатством, славой, почестями, властью. Блаженство мыслитель считал несовместимым со злом. Таким образом, оно самодостаточно, т. е. не зависит от внешних благ.

    Это ни благо тела, ни благо души, ни способность души (какое-то действие, привычка). Высшее благо, высшая цель не находится ни внутри человека, ни вне его, она располагается выше человека, и постигнуть и достичь ее сможет только созерцательный разум.

    Таким образом, одной из главных проблем для Фомы становится соотнесение человеческих действий с благом. Но при этом не всякое действие, которое совершает человек, состоящий из разных сфер (разумной, вегетативной, чувственной), Ф. Аквинский определил как собственно человеческое. Человечность действия будет зависеть от того, как, в какой степени оно будет соответствовать форме человека, заданной первоначально Богом. Это означает, что мера человечности действия является мерой его подчиненности разуму.

    Вопрос 11

    «Этнические учения нового времени».

    Новым временем была названа эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания. Это касалось всех процессов – политических, экономических, социальных, духовных, культурных и нравственных.

    Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли Т. Гоббс (1588–679), Б. Спиноза (1632–1677), Д. Локк (1632–1704), И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883) и др.

    · • Главной задачей мыслителей Нового времени было вернуть мораль с небес на землю. Они стремились осмыслить мораль и как объективный закон, порожденный Богом, и как субъективно-личностный феномен. Идея суверенности морального субъекта становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступил человеческий разум.

    · • Исследователи полагали, что мораль нуждается в серьезном научном анализе. Однако, для того чтобы его осуществить, этика должна заимствовать методы естественных наук – физики и геометрии. В противном случае, по мнению мыслителей, она останется предметом обыденного сознания.

    В Новое время произошло разделение философов на два направления в понимании моральной природы человека:

    Представители первого (Т. Гоббс) полагали, что человеческая природа является изначально испорченной, эгоистичной. Гоббс считал, что сгладить эгоистичные порывы людей, являющиеся врожденными, может государство, которое с помощью закона должно заставить членов общества жить на договорных началах.

    Представители другого направления (Т. Мор, Ж-.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали природу человека доброй. Знаменитый французский просветитель, писатель и философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) выдвинул идею о том, что цивилизация, основанная на неограниченном господстве частной собственности, приведет к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья, так как противоречит доброй природе человека.

    Вопрос 12

    Этика Имануила Канта.

    Если совсем кратко, то - Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.

    Тут побольше информации- Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов».

    Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.

    По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами. Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля. В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.

    Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни. Этика Канта кратко дает понять, в каких случаях человек может позволить себе блаженство. Этика и счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни, это предписывает Бог, когда главным долгом человека будет возможность испытывать блаженство. Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога, а значит только на моральной почве, и ни в коей мере не на умозрительной.

    Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно прийти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.

    Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.

    Вопрос 13

    Понятие и сущность деловой этики.

    Деловая этика (также известная, как корпоративная этика) является одной из форм прикладной и профессиональной этики , которая рассматривает этические и моральные принципы или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. Это касается всех аспектов ведения бизнеса и имеет отношение к поведению отдельных лиц и целых организаций.[1] Эти этические нормы исходят от физических лиц, заявлений организаций или от правовой системы. Эти нормы, ценности, этические и неэтичной практики являются принципами, которыми руководствуется бизнес. Они помогают предприятиям поддерживать более тесную связь со своими заинтересованными сторонами.

    Деловая этика — это современные организационные стандарты, принципы, наборы ценностей и норм, которые регулируют действие и поведение человека в организации. Деловая этика имеет два аспекта: нормативная деловая этика или описательная деловая этика. Как корпоративная практика и карьерная специализация, эта область деятельности в основном нормативная. Академики, пытающиеся понять деловое поведение, используют описательные методы. Масштаб и количество вопросов деловой этики отражает взаимодействие максимизирующего прибыль поведения с не экономическими проблемами.

    Сущность деловой этики

    Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

    Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.

    Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

    Функции деловой этики:

    1. Поскольку деловая этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией деловой этики является содействие успешному решению задач профессии.

    2. Деловая этика играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в деловой этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов.

    3. Деловая этика участвует в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы – в этом также состоит одна из ее социальных функций.

    4. Различные виды деловой этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий.

    Деловая этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей и нравственных отношений трудовой сферы общества – в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики.

    Вопрос 14

    Элементы деловой этики.


    Стиль руководства

    Философия организации

    Разрешение конфликтов

    Служебные взаимоотношения

    Этика делового общения
    Основными 
      1   2   3   4


    написать администратору сайта