Основные понимания права. С историческим развитием общества. Нормативный подход
Скачать 21.01 Kb.
|
С историческим развитием общества, государства на протяжении эпох представление о праве менялось. Сложилось три основных подхода к пониманию права: нормативный, нравственный, социологический. Нормативный подход основан на признании неразрывной связи права и государства, которое создает либо санкционирует юридические нормы. Основу нормативного правопонимания составляет теория позитивного права, отождествляющего право и закон, основоположником которой был И. Бентам. Он, создавая теоретическую основу позитивистского понимания права, обосновывал идею, что государство создает нормы права для удовлетворения интересов человека. Бентам утверждал, что не стоит давать возможность реализации лишь тем свойствам человека, которые соответствуют критериям полезности; всем остальным чертам человеческой личности надо противопоставлять наиболее суровые законы. К достоинствам данного подхода можно отнести строгую формальную определенность, четкое обозначение прав и обязанностей субъектов правоотношений, широкие возможности влияния государства на общество посредством устанавливаемых им норм, функционирование правовых норм по степени их юридической силы, определенная иерархия в системе права. К недостаткам же можно отнести приоритет государственной воли в содержании права, в нем не всегда могут присутствовать справедливые начала, преувеличение роли государства в установлении норм, недооценка связи права и социально-экономическими, духовными факторами. Нравственный подход к пониманию права основывается на теории естественного права, согласно которому право - идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение, отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека. Кант также развивал положения теории естественного права, формулируя его нравственный принцип: поступай так, чтобы твоя свобода совмещалась со свободой всех и каждого. Государство же, используя весь имеющийся у него арсенал средства, должно обеспечить торжество права. К достоинствам нравственного подхода можно отнести независимое от государства существование естественного права, его постоянность и неизменность, различие права и закона, признание принципов гуманизма, справедливости как основы права. К недостаткам: расплывчатое представление о самом праве, неодинаковое понимание субъектов общественных отношений принципов, лежащих в основе подхода, возможность субъективной оценки нормативно-правовых актов. Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право – это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Следовательно, право – это не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовым нормам. Право – это то, что реально сложилось в жизни. К достоинствам социологического подхода относится приоритет общественных отношение в формировании права, динамичность, изменение права в процессе практики, децентрализация управления, уделение внимания прежде всего реальной реализации права, а не его формальному закреплению. К недостаткам: неопределенность понятия права, право из регулятора деятельности субъектов общественных отношений становится закреплением деятельности субъектов, действия наделяются свойствами регулятора. Теория государства и права Светлана Владимировна Бошно Тгп Тгп
На конкретных примерах обоснуйте взаимосвязь права и экономики, идеологии и права, права и государственной власти. Взаимосвязь права и экономики, идеологии и права, права и государственной власти. Связь права и экономики. Посредством норм права государство санкционирует условия экономических отношений. Примером правового режима, санкционирующего экономические отношения, может послужить правовой режим Советского Союза. В Конституции СССР 1977 года закреплены положения, позволяющие охарактеризовать экономическую систему государства централизованной. Статья 10 гласит: “Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства…”. Статья 13, закрепляющая положения относительно личной собственности, регламентирует: “Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества”. Статья 16 устанавливает: “Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития”. Таким образом, в условиях распределительной экономики устанавливается и реализуется правовой режим централизованной экономики с одновременным ограничением экономической свободы и самостоятельности населения. Взаимосвязь идеологии и права. Конкретным примером взаимосвязи этих явлений может служить правовая идеология в Третьем Рейхе. Национал-социализм из идеологии возносился в статус мировоззрения, выступал основным объединяющим началом в обществе, что привело к масштабному реформированию многих институтов государства и общества. Все реформы должны были проходить под влиянием государственной идеологии, а право должно было легитимировать процесс проведения реформ. Так, в государстве, где единая идеология является основой всех общественных отношений роль права и его назначение будут регулироваться и трактоваться в рамках существующей политической идеологии. Взаимосвязь права и государственной власти. |