Главная страница
Навигация по странице:

  • ФГБОУВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность.

  • Уровень изученности тематики.

  • Предмет исследования

  • Методы исследования

  • Структура работы

  • 1.2. Классификация социальных норм

  • Нормы права в системе социальных норм


    Скачать 177.5 Kb.
    НазваниеНормы права в системе социальных норм
    Дата14.03.2018
    Размер177.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkursovaya_TGP.doc
    ТипКурсовая
    #38437
    страница1 из 3
      1   2   3


    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУВО

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ПРАВОСУДИЯ»


    КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
    Кафедра теории и истории права и государства

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине

    «Теория государства и права»

    на тему:

    «Нормы права в системе социальных норм»

    Выполнила:

    студентка I курса 11 группы

    заочной формы обучения

    Налбантова А.Р.
    Научный руководитель:
    Дата представления работы

    Работа защищена
    Оценка

    Подпись

    Симферополь, 2015

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение………………………………………………………...…………………5

    1. Общая характеристика системы социальных норм...…....5
    1.1. Понятие и функции социальных норм……………………………...………5

    1.2. Классификация социальных норм...…...………..…….…..………………...8

    2. нормы права в системе социальных норм…………………..15

    2.1. Характеристика норм права в системе социальных норм………………..15

    2.2. Соотношение норм права и норм морали…………………………………18
    2.3. Соотношение норм права и корпоративных норм………………………26
    2.4. Соотношение норм права и обычаев………………………………………28
    Заключение……………………………………..….……………………………..31

    Список использованной литературы……………….………………………..…34

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность. Острый политический и экономический кризис последнего десятилетия XX века в России вызвал необходимость реформирования значительной части общественных отношений. Изменение потребностей и интересов общества, необходимость его развития по прогрессивному пути отразилось в основных направлениях конституционной и судебной реформы. Приоритет обеспечения прав и свобод личности вновь обострил проблему соотношения и взаимодействия социальных норм в обеспечении общественных отношений. Изменение ценностей, стереотипов поведения личности среди прочих факторов привели к усложнению механизма социального регулирования и контроля. Кроме того, процессы демократизации и зарождения гражданского общества обусловили потребность корректировки государственно-правового строительства с учетом полиэтничности, многоконфессиональности и культурно-исторического опыта населения современной России.

    Одним из путей разрешения данной проблемы становится рассмотрение механизма социального регулирования в целом, определения системных связей между различными видами социальных норм, установление соотношения и взаимодействия социальных норм, а также их влияние на мотивацию поведения личности. Утверждая новые политические ценности, определяя приоритетные пути развития общества - государственная власть должна отказаться от рассмотрения права как инструмента своего волеизъявления и подчинения общества через систему запретов и наказаний. В последние годы проблема взаимодействия и соотношения различных видов социальных норм получила наибольшее развитие. Каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

    Уровень изученности тематики. Специфика исследуемой проблемы обусловлена тем обстоятельством, что феномен правовых норм представляет огромный интерес для целого ряда наук: философии, юриспруденции, социологии, философии права, социологии права и т. д. Комплексный характер данной проблемы вызывает необходимость обращения к широкому спектру научных работ в указанных областях, использования достижений как российской, так и зарубежной научной мысли.

    Проблемы права в системе социальных норм, его роль и значение в условиях современного общества рассматривали в своих трудах А.М. Айзенберг, С.С. Алексеев, И.М. Багиашвили, В.М. Баранов, М.И. Бобнева, В.Н. Карташов, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, Е.Л. Лукашева, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Е.М. Пеньков, А.С. и др.

    Предмет исследования – особенности функционирования права в системе социальных норм.

    Объект исследования – признаки норм права.

    Цель работы – определить правовую природу норм права в системе социальных норм.

    Задачи:

    1. Определить понятие и разновидности социальных норм права.

    2. Выявить содержание нормы права в системе социальных норм.

    3. Охарактеризовать соотношение норм права и других социальных норм.

    Методы исследования: анализа литературы, сравнения, диалектический, специально-юридический, сравнительно-правовой.

    Теоретическая значимость работызаключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в качестве основы для последующих научных изысканий в рассматриваемой области.

    Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
    1. Общая характеристика системы социальных норм
    1.1. Понятие, содержание и функции социальных норм
    В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы – социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм класси­фицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занима­ются техническими нормами – это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.1

    Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социаль­ную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «че­ловек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производ­ство».

    Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т.д.

    Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей.

    Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения1.

    Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

    - социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

    - норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

    - норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

    Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности1. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

    В юриди­ческой литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отноше­ний. Но в более общем плане их роль не ограничивает­ся данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

    1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное вза­имодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечи­вают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма.

    2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

    3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т. д.)1.

    Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регу­лируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредст­венно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классифика­ция социальных норм2.

    Социальная норма – не просто абстрактное правило желае­мого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее»3.
    1.2. Классификация социальных норм
    Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы дей­ствия.

    По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

    - эстетические;

    - культурные;

    - политические;

    - организационные;

    - нормы религиозных организаций;

    - нормы трудовых коллективов;

    - правила общежития;

    - нормы традиций и ритуалов.

    Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, – по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т.п.

    Есть и иные критерии классификации социальных норм:

    - по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);

    - по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма)1.

    Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование.

    Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений - предмета регулирования.

    Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения следуют нормы: обычаи, традиции и деловые обыкновения, религиозные, политические нормы, нормы общественных объединений (корпоративные), моральные и правовые1.

    Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

    Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере отношений между предпринимателями и делового партнерства.

    Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

    Можно выделить также и такой вид правил, как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности.

    В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности1.

    Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради и т.д.).

    В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

    Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

    Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества2.

    Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

    Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство1.

    Политические нормы не должны иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

    Нормы общественных, объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор), предусмотренные уставами соответствующих объединений1.

    К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.

    Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными органами. Конституция предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем2.

    Законом установлены запреты, создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами3.

    Мораль - взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

    Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладение, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

    Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, честность, осознание собственного долга.
    Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, человеколюбие, милосердие, справедливость,

    принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен «золотом правиле»: «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции), гармонично дополняет и развивает это правило1.

    Наконец, последний вид социальных норм - это нормы права.

    Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы служат главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль - фундаментальные исторические ценности, показатели цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса1.

    Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом B.C. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо2.
      1   2   3


    написать администратору сайта