Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования к уровню подготовки учащихся

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ I . Общие положения

  • Задачи учебного предмета

  • Методы обучения.

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

  • Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся

  • II. Содержание учебного предмета Тематический план

  • Примерная. Примерная рабочая программа. Образовательная программа начального общего образования примерная рабочая программа учебного предмета музыка


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеОбразовательная программа начального общего образования примерная рабочая программа учебного предмета музыка
    АнкорПримерная
    Дата18.04.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПримерная рабочая программа.doc
    ТипОбразовательная программа
    #482675
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    Распределение учебного материала по годам обучения

    1 класс

    В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 6 – 10 произведений разного характера.

    На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

    1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

    - певческая установка;

    - организация работы певческого дыхания;

    - постановка артикуляционного аппарата;

    - формирование и произношение гласных звуков.

    2. Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.

    3. Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой (legato).

    4. Работа над выразительным исполнением произведений.

    2 3 классы

    В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 8 – 10 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

    На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

    1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

    - контроль за певческой установкой;

    - продолжение работы над певческим дыханием;

    - работа над чистотой интонации;

    - выработка четкой дикции и активной артикуляции;

    - работа над чистотой интонации;

    - формирование и произношение гласных звуков.

    2. Расширение голосового диапазона.

    3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato). Освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).

    4. Работа над произведениями а сарреllа с постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения как с инструментальным сопровождением, так и без него.

    5. Работа над выразительным исполнением произведений.

    4 класс

    В течение каждого полугодия с учащимися разучиваются 10 – 12 произведений разного характера, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

    На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

    1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

    - контроль за певческой установкой;

    - продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;

    - работа над чистотой интонации;

    - работа над артикуляцией;

    - формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.

    2. Расширение певческого диапазона голоса.

    3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (legato), другими приёмами звуковедения (non legato, staccato). Работа над сглаживанием переходных звуков.

    4. Работа над произведениями а сарреllа на основе более сложного музыкального материала.

    5. Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.

    6. Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.
    Подбор репертуара

    Подбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

    Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить смысловые акценты как всего произведения, так и отдельных его частей.

    Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется и расширяется. Учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

    В течение учебного года планируется ряд творческих показов, как традиционных – открытые занятия для родителей и преподавателей, отчетные концерты, новогодние концерты, так и нетрадиционных – исполнение театрализованных хоровых композиций, связанных с народными календарными праздниками, организация концертов-праздников, совместное музицирование с инструментальными коллективами, имеющимися в учебном заведении.

    В течение учебного года в хоровом классе может быть пройдено около 20 произведений, различных по темам и жанрам.
    Требования к уровню подготовки учащихся

    Прогнозируемые результаты уровня подготовки учащихся:

    - формирование устойчивого интереса к деятельности в области музыкального искусства;

    - приобретение собственного опыта музыкальной деятельности;

    - развитие коммуникативных способностей;

    - развитие способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию;

    - развитие музыкальной памяти, слуха и певческого голоса;

    - формирование навыков правильного певческого дыхания, звукообразования, дикции и артикулирования;

    - умение петь свободным, естественным звуком;

    - умение исполнять хоровые произведения разных форм и жанров;

    - умение применять полученные знания в практической музыкальной деятельности.

    У учащегося должны быть воспитаны следующие качества:

    - умение воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства, выражая свое отношение в различных видах музыкально-творческой деятельности;

    - способность ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

    - способность воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, действиях и др.).

    Учащиеся получат представления о:

    - графических изображениях нотных знаков, элементах нотного письма;

    - музыкальной форме: куплетной, одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо и других;

    - жанрах народных песен: хороводных, величальных, колыбельных, игровых, колядках, щедровках, закличках и др.;

    - народных календарных праздниках;

    - основах музыкальной культуры народов мира, песенном фольклоре, музыкальных инструментах, народных костюмах, традициях, обычаях и обрядах.

    КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

    I. Общие положения

    Творческое развитие личности младшего школьника происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых все большее признание на уроках в общеобразовательной школе получает инструментальное музицирование.

    Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли. Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества.

    Программа учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» разработана с учетом:

    - особого отношения к уникальности мира каждого ребенка, признания его самобытности; создания условий для раскрытия природных дарований, творческого потенциала, развития индивидуальных особенностей и музыкальных способностей ребенка;

    - создания пространства для благоприятного развития и реализации личностных качеств учащегося в творческом коллективе, объединенном общими учебными и исполнительскими задачами;

    - пробуждения у детей желания заниматься особым видом творческой деятельности;

    - приоритета игровых форм подачи материала как наиболее органичных при введении детей в особый мир художественной деятельности;

    - воспитания в ребенке способности воспринимать прекрасное;

    - нахождения таких способов организации музыкально-творческой деятельности, при которых дети получали бы радость, как от процесса познания, так и от конечного результата в виде выступлений на концертах и участия в музыкально-театральных представлениях.

    Природная любознательность побуждает ребенка к исследованию звука, пониманию зависимости качества звучания от способа извлечения, зависимости «содержания» звука от эмоционально-смысловых переживаний. Различные приемы игры на инструментах позволяют получить звук разного качества, а, следовательно – разного «содержания», но экспериментирование со звуком не должно выходить за рамки красивого звучания.

    Формирование отношения учащегося к музыкальному звуку наиболее эффективно начинать с инструментов элементарного музицирования, где способ действия не вызывает затруднения, а овладение разнообразным инструментарием помогает воспитанию «красочного слуха» – ярких ассоциаций между тембром звука и цветом.

    Инструменты «открываются» учащемуся постепенно, и чем многограннее будет их исследование, тем ярче эмоционально-ассоциативное восприятие окраски звука. Школьник совершает «путешествие» – проходит путь от словесного описания внешних признаков инструмента: формы, цвета, конструкции, материала, из которого он изготовлен, к его главной тайне – неповторимому «голосу». Он должен найти то единственное красивое звучание, которое живет внутри инструмента и рождается в результате правильно организованной пластики и отношения к инструменту со стороны ребенка.

    В работу включаются ударные инструменты, не имеющие определенной высоты звучания. Они незаменимы в формировании метроритмического чувства учащихся. Инструменты с определенной высотой звучания, обладающие большими выразительными возможностями, помогут сформировать более сложные исполнительские навыки, направленные на раскрепощение и организацию моторно-двигательного аппарата, мышечную свободу. Игра на инструментах элементарного музицирования помогает развить и сформировать устойчивую метроритмическую способность, игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона) – осмысленно относиться к мелодическому рисунку, выразительному интонированию.

    Коллективное инструментальное музицирование направлено на воспитание интереса и любви к музыке; развитие эмоциональности учащихся и способности воспринимать, переживать и понимать музыку; приобретение собственного опыта музыкальной деятельности через игру в оркестре.

    Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

    Цель учебного предмета «Коллективное инструментальное музицирование» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

    Задачи учебного предмета:

    1. Развитие интереса к музыкальной деятельности, способностей к коллективному музицированию.

    2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

    3. Овладение средствами выразительности музыкального языка в доступной для учащихся игровой форме.

    4. Развитие музыкальных способностей учащегося, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

    4. Обучение игре на Орф-инструментах, блокфлейте, инструментах малого ударного состава.

    5. Формирование исполнительской свободы.

    6. Развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей и инициативы.

    7. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления художественно-творческой деятельности.

    Методы обучения.

    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие группы методов.

    Методы организации учебно-познавательной деятельности, ориентированные на достижение музыкально-творческих задач обучения:

    - получения новых знаний;

    -выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

    - закрепления изученного материала;

    - организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

    Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    - эмоционального стимулирования;

    - развития познавательного интереса;

    - формирования ответственности и обязательности;

    - развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

    Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся:

    - повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

    - устный опрос;

    - выставление поурочного балла (2-4 классы)

    - проверка домашних работ учащихся;

    - тестирование.

    Основными видами деятельности, лежащими в основе содержания предмета «Коллективное инструментальное музицирование», являются игра на Орф-инструментах; игра на блокфлейте (либо другом духовом инструменте региона); игра в ансамбле; ритмические упражнения, ритмоинтонирование, ритмодекламация; пластическое интонирование; творческие упражнения, импровизация, сочинение.

    Срок освоения учебного предмета – 4 года.

    Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность занятия: в первом классе – 35 минут, во втором – четвертом – 45 минут.

    Форма проведения занятий групповая (до 25 человек), возможно деление учащихся на подгруппы (по 10 – 12 человек), а также мелкогрупповые занятия (от 2 до 10 человек).

    II. Содержание учебного предмета

    Тематический план

    1 класс

    № темы

    Название темы

    Четверть

    1.

    Классификация звуков. Звучащие жесты. Пластическое интонирование и движение под музыку. Пальчиковые игры

    1

    2.

    Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота

    1

    3.

    Инструменты малого ударного состава

    1

    4.

    Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): элементарные навыки игры в ансамбле. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов

    2

    5.

    Метроритм. Графическое и пространственное моделирование протяженности звука. Понятие музыкальных длительностей. Короткие и длинные звуки. Сильные и слабые доли. Такт. Ритмодекламация. Выразительные свойства ритма

    2

    6.

    Блок-флейта – знакомство с инструментом. Комплексные упражнения на формирование дыхания. «Атака» звука. Аппликатура. Приемы игры на инструменте. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)

    3

    7.

    Музыкально-театрализованные представления. Концерты

    4


    2 класс

    № темы

    Название темы

    Четверть

    1.

    Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость. Имитационные пластические упражнения. Пальчиковый театр

    1

    2.

    Метроритм. Простые размеры. Ритмоформулы. Ритмические партитуры

    1

    3.

    Блокфлейта: совершенствование мастерства, усложнение репертуара. (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой духовой инструмент региона)

    2

    4.

    Импровизация на различных инструментах (Вариативная часть – региональный компонент: возможен любой другой инструментарий региона)

    2

    5.

    Орф-оркестр (инструментальный ансамбль): пьесы для первой ансамблевой игры, работа над ансамблем. Усложнение репертуара. Исполнение песен текущего репертуара с сопровождением Орф-инструментов. (Вариативная часть – региональный компонент: введение в репертуар произведений региона)

    3

    6.

    Сочинение элементарных пьес на заданную тему с использованием различных тембров и ритмов

    3

    7.

    Совместная деятельность с родителями. Музыкальные соревнования. Открытые уроки

    4

    8.

    Музыкально-театрализованные представления. Концерты

    4
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта