Главная страница
Навигация по странице:

  • Принятие правил групповой работы. Упражнение 1 Цель

  • Упражнение «Куклы» Цель

  • Упражнение «Живые лица» Цель

  • Рефексия Цель: Получение обратной связи.Содержание: В группе обсуждается прошедшее занятие.Занятие 2. Цель

  • Упражнение «Круг знакомств» Цель

  • Упражнение «Лабиринт». Цель

  • Задача группы

  • Рефексия Цель

  • Ролевая игра «Бункер» Цель

  • Упражнение «Билль о правах» Цель

  • Упражнение «Дискуссия» Цель

  • Упражнение «умение говорить нет» Цель

  • курсовая. КУРСОВАЯ. Образовательного учреждения высшего образования оренбургский государственный университет


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеОбразовательного учреждения высшего образования оренбургский государственный университет
    Анкоркурсовая
    Дата08.11.2022
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ.docx
    ТипКурсовая
    #777572
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Чувствование границ своего тела.

    Принятие правил групповой работы.

    Упражнение 1

    Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.

    Содержание:

    Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

    Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

    1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

    2. Нельзя унижать и оскорблять.

    3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

    4. Обращаться друг к другу только по имени.

    5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.

    6. Указания тренеров не обсуждаются.

    7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

    Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе. Заметки для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».

    Упражнение «Куклы»

    Цель: создание доверительных отношений

    Содержание.

    Каждому из участников тренинга предлагается вытянуть из темного мешочка игрушку и одеть ее на палец. После чего ребята представляются по кругу, представляют свою игрушку, пытаются ее прорекламировать. Ведущий задает испытуемым вопросы: «Какие качества есть у данной игрушки?», «В чем Вы с ней похожи/не похожи?». Если игрушка совсем не нравится участнику и он не может сравнить ее с собой, то есть возможность 1 раз поменять игрушку.

    Упражнение «Живые лица»

    Цель: эмоциональная разрядка, снятие социального барьера.

    Содержание.

    Участники встают друг напротив друга (работа в парах). Один из участников «корчит рожицы» другому, потом меняются. В конце упражнения следует обсуждение чувств и ощущений которые были ими испытаны.

    Рефексия

    Цель: Получение обратной связи.

    Содержание: В группе обсуждается прошедшее занятие.

    Занятие 2.

    Цель: Сплотить участников тренинга. Формирование конструктивного контакта.
    Упражнение «Круг знакомств»

    Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга.

    Содержание.

    Участники встают в круг. Каждый из игроков по очереди делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки должны повторить как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.

    Упражнение «Лабиринт».

    Цель: найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

    Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см (чтобы в квадрат е человек мог стоять на двух ногах).
    Конец пути




    +
















    +













    +



















    +
















    +




    +

    +










    +




    +



















    +













    +




    Начало пути

    Содержание.
    На полу ведущими раскладывается/чертится поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Невидимыми для участников крестиками отмечена не заминированная дорога, которую участники должны найти.

    Задача группы: всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

    Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны раз­говаривать; нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат », ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-

    гукает и пр.). Если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода их сложных ситуаций.

    Рефексия

    Цель: Получение обратной связи.

    Содержание: В группе обсуждается прошедшее занятие

    Занятие 3.

    Цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях

    Ролевая игра «Бункер»

    Цель: отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а так же навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентирами.

    Содержание.

    Участника дается инструкция: «Представьте себе, что на Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоубежище — герметичном бункере. Взрыв произошел совсем не далеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось и уровень радиации таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако, что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

    После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2 — 3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).

    Примерный перечень ролей:

    1. Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль 2).

    2. Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имеет репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимается легкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль 1).

    3. Девушка, 19 лет, студентка Университета физической культуры по специальности «Художественная гимнастика». Ловкая, обаятельная и привлекательная, но, кроме спортивных выступлений, делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

    4. Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

    5. Мужчина, 22 года, студент института физической культуры, мастер спорта по альпинизму. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

    6. Женщина, 25 лет, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем и инструктором по туризму. Свободно владеет английским языком.

    7. Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки, имеет хорошую физическую подготовку, занимается единоборствами. Склонен к злоупотреблению спиртным.

    8. Женщина, 45 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Хорошо владеет химией, геологией и географией. Увлекается кулинарией, шитьем.

    9. Мужчина, 47 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности, компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время жаловался на сильные боли в области сердца.

    10. Мужчина, 55 лет, академик Российской академии наук. Очень образованный человек, имеет обширные знания в области гуманитарных дисциплин (история, философия, психология) и огромный опыт преподавательской работы, написал и опубликовал несколько книг.

    Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуации, обозначенной в игре. Таким «козырем» может быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества. В то же время, чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).

    Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши — вы почувствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберете тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны, в конечном итоге, остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество, в вашем лице, смогло построить новую цивилизацию. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам, и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако если убедить в этом группу не удастся — он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются и вы начнете задыхаться».

    При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей.

    Число участников игры/Количество мест в «бункере»:

    6/4

    7-8/5

    9-10/6

    11-12/7

    Когда в игре больше 12-13 подростков, лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на 2 подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интерес но сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.

    Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» — например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер. Ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще полторы-две минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается, и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.

    Обсуждение:

    Какие эмоции и чувства возникали в ходе этой игры? Весьма вероятно, что среди них были и негативные. Чем именно они вызваны? От чего, в первую очередь, зависело то, кого участники решили оставить в бомбоубежище, а кому предложили покинуть его? Что за способы влияния были использованы участниками (аргументация, просьба, требования, манипуляция и т. д.), какие из этих способов оказались более результативными? Каким реальным ситуациям из жизни и из спорта можно уподобить эту ролевую игру?

    Рефексия

    Цель: Получение обратной связи.

    Содержание: В группе обсуждается прошедшее занятие

    Занятие 4

    Цель: формирование своей позиции

    Упражнение «Билль о правах»

    Цель: осознание своих прав, осознание себя как части гражданско-правового общества

    Содержание.

    Участники разбиваются на пары и пишут список своих прав (например, я имею право на неприкосновенность). Один из участников оглашает список своих прав, другой ему отвечает, что он таких прав не имеет. После упражнения обсуждается, что чувствовал каждый из участников упражнения, трудно ли говорить о своих правах, трудно ли отрицать права других, какие чувства испытывали при выполнении задания.

    Упражнение «Дискуссия»

    Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

    Содержание.

    Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого и немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой и немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. Далее обсуждается, как удалось придти к нужной цели, сложно ли было понять партнеров по заданию, что нового можно вынести из этого упражнения.

    Упражнение «умение говорить нет»

    Цель: формирование уверенного поведения в ситуации отказа.

    Содержание.

    Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.

    После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьб к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.

    Обсуждение

    Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться? Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связано? Просьба — эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта