рпд. РПД БАиА. Образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
Скачать 0.64 Mb.
|
План семинара1. Истина как цель, процесс и результат познания. Концепции истины в истории философии. Истина, заблуждение, ложь. 2. Проблема объективности истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. 3. Обоснование и доказательство истины. Механизмы функционирования практики как критерия истины. Основная литература: [1. 257-260], [2 Пивоев В.М. Практикум по философии: учебно-методическое пособие. М., Берлин: Директ-медиа, 2015. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428001&razdel=151] Вопросы для самопроверки 1. Что такое «истина», «объективная истина», в понимании мыслителей различных эпох? 2. Как соотносятся абсолютная и относительная истины? 3. Почему именно практика является критерием истины? 4. Какова диалектика абсолютности и относительности практики как критерия истины? 5. Чем заблуждение отличается от лжи? 6. Какова роль заблуждения в познании? 7. К какому виду знаний в системе диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины относится: - любой закон науки; - положение: Москва - столица нашей Родины. 8. В чем доказательство того, что вещи, сущность которых мы познали, действительно обладают этой сущностью, а не другой, что мы её не придумали? 9. Возможно ли достижение достоверности знания вне обращения к практическому его подтверждению? 10. Каковы основные (три) и дополнительные концепции истины, и каких критерии в них сформулированы, какова взаимосвязь концепций в реальном познавательном процессе? Проблемные вопросы и упражнения 1. В произведениях «Материализм и эмпириокритицизм» В.И.Ленин приводит доводы Богданова в отрицании им объективности истины и отстаивает диалектико-материалистическое положение о том, что всякая истина объективна. Попробуйте воспроизвести основное содержание этой полемики и утвердиться в диалектико-материалистической точке зрения. 2. К какому виду знаний в системе диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины относится: - любой закон науки; - положения: 1) Москва - столица нашей Родины; 2) Материя - первична, сознание - вторично. 3. В чем доказательство того, что вещи, сущность которых мы познали, действительно обладают этой сущностью, а не другой, что мы её не придумали? Как на этот вопрос отвечали Ф.Энгельс и В.И.Ленин в изученных вами произведениях? 4. Возможно ли достижение достоверности знания вне обращения к практическому его подтверждению? 5. Как соотносятся истина и правда в познании? Задание для самостоятельной работы. Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект. литература (для конспектирования) к первому вопросу «Истина как цель, процесс и результат познания. Концепции истины в истории философии. Истина, заблуждение, ложь»: 1. Мир философии Ч.I. Аристотель (С.609-611); Абеляр П. (С.613-615); Лейбниц Г.В. (С.622-628); Гегель Г.В.Ф. (С.632-633). литература (для конспектирования) ко второму вопросу «Проблема объективности истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании»: 1. Мир философии Ч.I. Белинский В.Г. (С.638-639); Соловьев В.С. (С. 639-641); Шестов Л.И. (С.642-643); Рассел Б. (С. 648-653). литература (для конспектирования) к третьему вопросу «Обоснование и доказательство истины. Механизмы функционирования практики как критерия истины»: 1. Мир философии Ч.I. Декарт Р. (С. 498-499); Бэкон Ф. (С.615 - 620); Лейбниц Г.В. (С.627-628); Соловьев В.С. (С. 641-642); Рассел Б. (С. 653-656). Семинар № 6 «Человек и природа» ( 2час) План семинара 1. Природное и культурное в происхождении и развитии человека. Натурализм и историзм. 2. Технизация природы и социально-экологические проблемы современности Основная литература: [1. 186-204], [2. Пивоев В.М. Практикум по философии: учебно-методическое пособие. М., Берлин: Директ-медиа, 2015. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428001&razdel=151] Вопросы для самопроверкиЧто такое естественная и искусственная среда обитания человека? Чем они отличаются друг от друга? Каковы их характерные черты и перспективы развития? Какую роль для понимания общества играет природная основа человека? Каково соотношение между социальным и психологическим? В чём специфика деятельностного подхода к философскому исследованию человека? Что такое экологический императив, какую роль играют императивы в истории человечества? Можно ли отдать предпочтение одному из двух компонентов деятельности – орудийному или информационному – в теории происхождения человека? Что такое «сущность человека»? Постоянна она или исторически изменчива? Проблемные вопросы и упражнения 1. Является ли социальное спецификой одного из биологических видов? Раскройте смысл высказывания Ф.Энгельса: "Природа - сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, гот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.578). Какие философские предпосылки лежат в основе следующих суждений о природе: «Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индифферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто» (Кальвез Ж., цит. по: Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983. С. 50). В чем отличие теории общества Г.Спенсера от понимания общества П.Сорокиным как «надорганического» явления»? Сопоставьте утверждения П.Сорокина о том, что надорганические явления порождаются сознанием с утверждением В.Ленина, что общественные отношения складываются «не проходя через сознание людей». Исключают ли эти положения друг друга? Или речь в них идет о различном толковании роли сознания в формировании общественной жизни? 6. Корректно ли выражение Сорокина. «Надорганика тождественна сознанию»? Раскройте сущность полемики, в которой оно высказано. Задание для самостоятельной работы. Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект. Литература (для конспектирования) к первому вопросу «Природное и культурное в происхождении и развитии человека. Натурализм и историзм»: 1. Сервера Эспиноса А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология. Сост. П.С.Гуревич. М., 1995. С.82-87. 2. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 156–201 (параграфы II-XI). 3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. 4. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. С.59-61. 5. Каган М. С. Человек как проблема современной философии 6. Фарре Л. Философская антропология Происхождение человека и его сущность // Это человек: Антология. М., 1995. литература (для конспектирования) ко второму вопросу «Технизация природы и социально-экологические проблемы современности»: 1. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии.1995. № 1. До параграфа «Размышления о цивилизации» (не включая его). 2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 294-309, 373-376. 3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. Ч.I. Гл.II. 5. «Виды на будущее: природа и общество на исходе XX века». 4. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 112-123. Семинар № 6 «Человек и общество» (2 час) План семинара Человек, индивид, личность. Проблема типологии личности. Личность и массы. Диалектика свободы и необходимости Социальные ценности и социализация личности. Проблема отчуждения и концепции (само-)освобождения индивида. Основная литература: [1. 302-338], [2. Пивоев В.М. Практикум по философии: учебно-методическое пособие. М., Берлин: Директ-медиа, 2015. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428001&razdel=151] |