Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание для самостоятельной работы. Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект.

  • Семинар № 9 «Ценностный мир человека» (2 час)

  • Вопросы для самопроверки.

  • Проблемные вопросы и упражнения

  • Семинар № 10 «

  • Вопросы дли самопроверки

  • рпд. РПД БАиА. Образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеОбразовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
    Дата12.03.2020
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРПД БАиА.doc
    ТипРабочая программа
    #111754
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Вопросы для самопроверки


    1. Чем «общественная личность» отличается от человеческого индивида?

    2. Как соотносятся понятия «род», «вид», а также «культура», «традиция», «человеческий дух» с реальностью?

    3. Чем обусловлены практические (нравственные) поступки человека?

    4. Если исходная предпосылка истории - человеческий индивид, то почему сущность человека нельзя понять, исходя из этого отдельного индивида?

    5. Как соотносятся в общественной жизни «человеческая индивидуальность» и «общественные отношения»?

    6.  Что определяют общественные отношения - «сущность человека» или характер отдельного индивида. Является ли человек только совокупностью общественных отношений? Дайте обоснование своему ответу.

    7.  В каком смысле человек производит общество?

    8.  Как связано общество с природой человека?

    9.  Что такое «сумма» связей и отношений людей?

    10. Какую роль в формировании этих связей играет неоднородность человеческих индивидов и специализация их деятельности?

    11. На чем основано «единение людей»?

    12. В какой мере общение людей определено их индивидуальностью, а в какой - условиями их бытия?

    13. Как зависит самодеятельность индивида от условий его исторического бытия?

    14. Почему формы общения становятся оковами самодеятельности индивида?

    15. При каких условиях личность может оказать заметное воздействие на ход исторического развития?

    16. Чем обусловлено превращение общественных отношений в самостоятельную социальную структуру?

    17. В чем преимущество и в чем односторонность сведения общества к системе социальных отношений, противостоящих индивиду?

    18. Если человек сконструирован совокупностью общественных отношений, то чем определена сама эта совокупность?

    19. Что является исходным для понимания общества: абстрактное отношение или конкретно действующие индивиды?

    20. Сформулируйте известные вам философские определения свободы. Какие аспекты понимания свободы они отражают?

    21. Каковы основные значения слова «свобода»? Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт и как возможность творчества?

    22. Реконструируйте основные тезисы волюнтаризма и фатализма.

    24. На основании прочитанных текстов сопоставьте рационалисти­ческие и иррационалистические истолкования воли в истории философии.

    25. Как решается проблема свободы воли с позиций детерминизма и индетерминизма?

    26. Выделите главные особенности фатализма. Поддерживается ли идея фатализма ортодоксальной теологией православия и ка­толицизма?

    27. Как решается проблема человеческой свободы с позиций волюнтаризма?

    28. Можно ли поставить знак равенства между свободой и произволом?

    29. Чем определяется мера свободы человека?

    30. В чем заключается свобода человека с точки зрения христианской теодицеи?

    31. Как Вы считаете: образование расширяет или ограничивает вашу свободу?

    Проблемные вопросы и упражнения


    1. Чем характеризуется, по Гердеру, человеческое? Корректно ли определять его как «солидарное единство индивидов»?

    2. «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.3.). Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека? Кого имеет в виду К.Маркс: индивида, личность или человека в качестве родового существа? Аргументируйте свой ответ.

    3. «Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я - порождение обстоятельств» (Наполеон, Эмбрион Р. Избранники человечества. М., 1912. С.191) О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь? Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

    4. Дж. Холланд выделяет шесть типов личностей: 1)реалистичный, 2) интеллектуальный, 3)социальный, 4)стандартный, 5)предприимчивый, 6)художественный. Каждый из них характеризуется определенными качествами ума, характера, темперамента. В чем достоинства и недостатки такой типологии?

    5. К. Маркс указывал, что «человек … смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»(Маркс К. Капитал. Указ. Соч. Т. 23. С.62.) Как вы понимаете эту мысль Маркса?
    Задание для самостоятельной работы.

    Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект.

    литература (для конспектирования) к первому вопросу «Человек, индивид, личность. Проблема типологии личности»:

    1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 62-65.

    2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.229-233.

    3. Фарре Л. Философская антропология Человек, его личность. Человеческие связи и отношения // Это человек: Антология. М., 1995.
    литература (для конспектирования) ко второму вопросу « Личность и массы. Диалектика свободы и необхо­димости»:

    1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. «О пути созидающего» // Соч. в двух томах. Т.2. М., 1990. С. 44-46,

    2. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Глава Х1. «Век самодовольных недорослей».// Избранные труды. М., 2000.

    4. Сервера Эспиноса Э. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология / Сост., вступ. Ст. П.С.Гуревича. М., 1995. С.90-97.

    5. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 313-315.

    6. Дьюи Д. Опыт и образование. Гл. 4 Социальный контроль, гл. 5 Природа свободы.

    7. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, С. 166-185.
    литература (для конспектирования) к третьему вопросу «Социальные ценности и социализация личности»:

    1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. «О любви к ближнему» // Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. С. 43-45.

    2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. Глава III. // Бердяев Н.А. Рус­ская идея. Судьба России. М, 1997.

    3. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу.


    литература (для конспектирования) к четвертому вопросу «Проблема отчуждения и концепции (само-)освобождения индивида»:

    1. Бахтин Н. М. Разложение личности и внутренняя жизнь.

    2. Тоффлер О. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М., 1994. С. 332-339.

    3. Маркс К. Отчуждённый труд // Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

    4. Дьюи Д. Демократия и образование. Гл. XIX Труд и досуг, гл. ХХIII Профессионально-технические аспекты образования.

    5. Фромм Э. Догма о Христе // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995. С. 192-197.

    6. Фарре Л. Философская антропология Представления о человеке // Это человек: Антология. М., 1995.
    Семинар № 9 «Ценностный мир человека» (2 час)
    План семинара

    1. Нравственные ценности, их эволюция в истории философии. Добро и зло.

    2. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

    3. Религиозные ценности и свобода совести.

    4. Проблема трансляции ценностей. Социализация и инкультурация.


    Основная литература:

    [1. 339-383], [2. Пивоев В.М. Практикум по философии: учебно-методическое пособие. М., Берлин: Директ-медиа, 2015. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428001&razdel=151]
    Вопросы для самопроверки.

    1. Каково место идеала в системе морали?

    1. В чем смысл морального идеала как основы долженствования и критерия добра и зла?

    2. В чем выражается абсолютность и универсальность морального идеала?

    4. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях?

    1. По каким основаниям возможно видовое различие ценностей?

    2. Каково отношение добра и зла как ценностей к нравственному идеалу?

    3. Каковы теоретические и практические аспекты проблемы взаимосвязи добра и зла?

    4. В чем различие практического и этического истолкования проблемы «меньшего зла»?

    5. В чем заключается императивность морали?

    6. Как соотносятся ценностные и императивные характеристики морали?

    11. Каковы основные подходы к соотношению должного и ценного в истории философии?

    1. В чем выражается универсальность (всеобщность) моральных предписа­ний?

    2. В чем выражается общность и различие между стыдом и совестью?


    Проблемные вопросы и упражнения

    1. Как может быть истолковано требование «быть честным во мраке»?

    2. Что вы понимаете под истинным искусством?

    3. Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общест­ва.

    4. В чем. на ваш взгляд, критерий новизны в искусстве?

    5. Правомерно ли утверждать, что в искусстве всегда есть непреходящие ценности?

    6. Какие современные проблемы связи нравственности с наукой и техникой предвидел Л.П.Толстой в своем высказывании: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но и несомненное и очевидное зло»?

    1. Как связана цель и средство в нравственном сознании и поступках? Из­вестна поговорка. « цель оправдывает средства». Всякая ли цель оправдывает любое средство9 Почему? Дайте обоснование своему ответу.

    2. Раскройте смысл высказывания: «Всякий моральный выбор - испытание не только самой личности, но и тех принципов, которые она исповедует. Как бы то ни было малозначимо непосредственное содержание конфликта, побе­да или поражение принципа - всегда пример, указание пути другим» (Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, с. 318 ).

    3. Проанализируйте соотношение нравственности и религии. Почему рели­гиозный, верующий философ И.Кант заявил: «Нравственный закон во мне»? «... свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, - то одно и то же»?

    4. Раскройте содержание «категорического императива» И.Канта и соотне­сите его соответствующим библейским и житейским принципами.

    Задание для самостоятельной работы.

    Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект.

    литература (для конспектирования) к первому вопросу «Нравственные ценности, их эволюция в истории философии. Добро и зло»:

    1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. «О тысячи и одной цели» // Ницше Ф. Соч. в двух томах. Т.1. М.. 1990.

    2. Швейцер А. Культура и этика. Ч. 1 п. III, Ч. 2. п. XIX-ХХI, II-III // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

    3. Кант И. Критика практического разума. Ч. 1. Кн. 1. Гл. 1. § 8. теорема IV примечание II; кн. II гл. II раздел I, II.

    4. Дьюи Д. Демократия и образование. Гл. XXVI Теории нравственности.

    5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Избранные труды. М., 2000. XV. «Переходя к сути дела». С.161-163.

    6. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С.170-176.

    7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. «Самый безобразный человек» // Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. С. 189-193.
    литература (для конспектирования) ко второму вопросу «Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни»:

    1. Кант И. Критика способности суждения. Часть первая, Раздел первый, книга первая: третий момент суждения вкуса § 13-17; Четвёртый момент суждения вкуса.

    2. Башляр Г. Материал и рука. // Новый рационализм. – М., 1987.


    литература (для конспектирования) к третьему вопросу «Религиозные ценности и свобода совести»:

    1. Фромм Э. Психоанализ и религия. - любое издание.

    2. Бахтин М. М. Проблема обоснованного покоя


    литература (для конспектирования) к четвертому вопросу «Проблема трансляции ценностей. Социализация и инкультурация»:

    1. Дьюи Д. Демократия и образование. Гл. VI-VII, IX п. 3, XVII-XVIII.

    2. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.55-56.
    Семинар № 10 «Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего» (1 час)
    План семинара

    1. Глобальные проблемы современности: критерии выделения, происхождение, пути решения

    2. Взаимодействие цивилизаций

    3. Сценарии развития общества в ближайшем будущем


    Основная литература:

    [1. 203-204, 331-338, 410-426], [2. Пивоев В.М. Практикум по философии: учебно-методическое пособие. М., Берлин: Директ-медиа, 2015. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428001&razdel=151]
    Вопросы дли самопроверки

    1. Что такое глобализация?

    2. Перечислите основные глобальные проблемы современности.

    3. Какова роль научно-технического прогресса в процессе глобализации со­временного мира?

    4. В чем суть глобализации экологических проблем?

    5. Назовите основные тенденции развития демографических процессов. Возможно ли новое "великое переселение" народов?

    6. С чем связываемся кризис современной цивилизации?

    7. Каковы пути преодоления этого кризиса?

    8. В чем суть глобальной проблемы войны и мира?

    9. В чем сущность глобальной проблемы развития культуры?


    Проблемные вопросы и упражнения

    1 «Последняя треть XX в. внесла принципиально новые черты в процессы глобализации, которые стали определять судьбы человечества» (Ю. В. Яковец // Вопросы философии. 2000. № 9, С. 178). Дайте характери­стику этим новым чертам.

    1. Являются ли отрицательные последствия научно-технического процесса единственной причиной глобальных проблем человечества? Раскройте со­держание глобализации современного мира.

    2. Какие противоречия глобализации породили различие между трансна­циональной и наднациональной формой развития мирохозяйственных культурных связей в последней четверти XX века?

    3. Как соотносятся транснациональные и наднациональные процессы гло­бализации в современном мире? Какие аспекты глобальных проблем они затрагивают?

    4. Что такое антиглобализм? Какие направления в нем существуют?

    5. Какие ценности содержатся в следующем рассуждении В.С.Степина отно­сительно процессов глобализации'7 «Новый способ жизни в лом мире обязательно будет включать в себе стратегию ненасилия. Когда я работаю с объектом, в котором я сам включен, то насильственное грубое его пере­делывание может вызвать катастрофические последствия для меня самого, ибо, трансформируя объект, я изменяю свои собственные связи с функ­циями. В этом случае неизбежны определенные ограничения моей дея­тельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания».

    7. При возможном положительном развитии процессов глобализации будет ли мир многообразным или единообразным? Почему?

    8. Имеет ли отношение к решению глобальных проблем поговорка: «по одежке протягивай ножки»?
    Задание для самостоятельной работы.

    Ознакомится с 1 дополнительным источником на выбор, составить план-конспект.

    литература (для конспектирования) к первому вопросу «Глобальные проблемы современности: критерии выделения, происхождение, пути решения»:

    1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Ситаров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000. Приложение.

    2. Ясперс К Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение ис­тории. М., 1991. С. 141-154.

    3. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000. Приложение.


    литература (для конспектирования) ко второму вопросу «Взаимодействие цивилизаций»:

    1. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. Хантингтон (508-517), Ерасов (517-521, 484-493)

    2. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. С пункта «Размышления о цивилизации»


    литература (для конспектирования) к третьему вопросу «Сценарии развития общества в ближайшем будущем»:

    1. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение ис­тории. М, 1991. С. 99-105, 113-122, 155-166.

    2. Тоффлер О.:

    - Новая волна богатства

    - Будущее труда

    - Адаптивная корпорация

    1. Градировский С., Межуев Б. Постнациональный мир третьей волны.


    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта