рпд. РПД БАиА. Образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» в г. Апатиты РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Б1.Б.2 Философия (шифр дисциплины и название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01. «Экономика». профиль- Бухгалтерский учёт, анализ и аудит. (код и наименование направления подготовки с указанием профиля (наименования магистерской программы)) очная форма обучения форма обучения
1. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Б1.Б.2. Философия 2. АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ Курс нацелен на создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формирование и развитие философского мировоззрения. Его основная цель - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам событий и фактов действительности. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, познания, жизни человека и общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. В результате освоения курса философии у студентов должны быть сформированы знания об этапах становления философии, основных категориях и методах исследования философии, о наиболее распространенных в мировой и отечественной философской мысли подходах и концепциях изучения философии, сущности социальных институтов и их структурной организации. Они должны иметь представление об особенностях, и важнейшие достижениях отечественной философии на основных этапах ее развития. По окончании курса студенты должны самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную и научную литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами по философским проблемам, применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий общественной жизни и давать им самостоятельную оценку, ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития, находить междисциплинарные связи философии с другими учебными дисциплинами. Курс призван развить у студентов способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития собственных достоинств и устранения недостатков. Кроме того, студенты должны получить опыт активного поиска необходимой информации, умения четко формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философским проблемам. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: Особенности философии как специфической формы человеческой деятельности. Общие и отличные черты в сравнении с наукой, искусством, религией, мифологией; Основные особенности исторических этапов развития философии, основных мыслителей и основания их концепций; Основные онтологические категории и позиции; Основные гносеологические категории и подходы; Основные философские проблемы сущности и существования человека; Основные философские проблемы функционирования общества. уметь: Отличать философские тексты (устные и письменные) от нефилософских; Конспектировать и анализировать философские произведения; Ориентироваться в ключевых онтологических проблемах; Ориентироваться в ключевых гносеологических проблемах; Ориентироваться в ключевых антропологических проблемах; Ориентироваться в ключевых социально-философских проблемах; выявлять связи современных социальных практик и социально-философские концепций. владеть: Навыками рефлексии и генерализации в рассуждениях; Навыками анализа связи культурной специфики исторической эпохи и исторического типа философии; Навыками аргументации своей позиции по ключевым онтологическим проблемам; Навыками аргументации своей позиции по ключевым гносеологическим проблемам; Навыками аргументации своей позиции по ключевым антропологическим проблемам; Навыками аргументации своей позиции по ключевым социально-философским проблемам. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию 4. УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Курс философии относится к базовой части блока Б1. Он создает мировоззренческую основу для освоения всех других дисциплин учебного плана. Курс предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса «История». 5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы или 180 часов. (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).
6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Содержание. Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. Раздел 2. Исторические типы философии Особенности философии в Древнем мире: космоцентризм, проблема «первоначал» меры (гармонии, красоты). Представители: Фалес, Гераклит, Пифагор (первые натурфилософы), Демокрит, Эпикур (атомисты), Платон, Аристотель. Теоцентризм Средних веков. Представление о патристике и схоластике, полемике номиналистов и реалистов. Особенности свободомыслия в Средние века Антропоцентризм, прометеизм и пантеизм в философии Возрождения (Н. Кузанский). Становление нового метода и новых представлений о мире (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), сенсуализм (Д. Локк, Д. Беркли) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) в философии Нового времени. Материализм и деизм мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения (Ламетри, Вольтер, Руссо). Основные направления и школы философии в XIX - XX веках. Линия идеализма: И. Кант, Г. Гегель, религиозная западная (персонализм, неотомизм) и религиозная русская философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев), экзистенциализм, философская антропология. Линия материализма: Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, В.И. Ленин. Позитивистская ориентация: от позитивизма к постпозитивизму. Основные идеи структурализма и герменевтики. Раздел 3. Онтология Учение о бытии. Содержание и соотношение понятий: бытие и небытие. Самоорганизация бытия. Идеи синергетики в изменении взглядов на мир и его познание. Понятие субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Эволюция представлений о материи в философии и естествознании. Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Раздел 4. Гносеология Развитие представлений о сознании от аниматизма и анимизма к «чистому» сознанию в феноменологии Э. Гуссерля и к идее эволюции форм отражения. Социальная обусловленность сознания его общественно-историческая сущность. Сознание, самосознание и личность. Сознание как субъективная реальность. Идеальность сознания. Структура сознания. Самосознание и личность. Сознательное и бессознательное в психике человека. Познание, творчество, практика. Познание как деятельность, направленная на получение знаний, соответствующих действительности. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие. Понятие творчества. Познание как творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления). Понятие практики. Основные виды практики. Практика как основа и цель познания. Вера и знание. Понятие веры. Соотношение веры и знания в истории познания. Понимание и объяснение в обыденном и научном познании, в герменевтике - «философии понимания». Проблема истины и ее критериев. Классическое и неклассическое понимание истины. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Критика релятивизма и догматизма. Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда. Правда и ложь. Понятие науки. Критерии научности, их изменение в истории культуры. Особенности научного познания, его отличия от философского, религиозного, обыденного познания. Вненаучное знание, его формы, разновидности. Проблема соотношения научного и вненаучного познания действительности. Понятие об этике науки и ответственности ученых. Структура научного познания, его методы и формы. Структура научного познания. Объект и предмет науки. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и стиль мышления, философские основания. Эмпирический и теоретический уровни, их особенности и взаимодействие. Формы и методы научного познания. Формы научного познания: научный факт, проблема (с греч. problema - преграда, трудность, задача как сложный вопрос или ряд вопросов, требующих изучения), идея, гипотеза, теория. Структура теории (теоретического знания). Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание. Общелогические методы познания: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Методы теоретического исследования и построения теории: идеализация, формализация, системно-структурный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы. Рост (динамика) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Представления о научных революциях и преемственности знаний. Типы рациональности. Рациональность классическая и неклассическая. Раздел 5. Антропология Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. |