Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар 5. Мышление и речь

  • Глава 1. Общие представления о мышлении и речи Понятие мышления и его виды

  • практическое задание по курсу Общая психологоия. Общая психология


    Скачать 111.81 Kb.
    НазваниеОбщая психология
    Дата23.09.2022
    Размер111.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическое задание по курсу Общая психологоия.docx
    ТипПрактическая работа
    #692535
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Генетические и врожденные факторы


    Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, -- от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

    Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

    Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.

    Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.

    2.Факторы окружающей среды

    С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

    Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

    § социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

    § особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития;

    § психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);

    § число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

    2.1 Творческое мышление

    Творческое мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают:

    1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,

    2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,

    3) с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному результату интеллектуальной деятельности,

    4) с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения,

    5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации,

    6) с наличием неосознаваемого опыта.

    2.2 Творческое мышление и его механизм

    Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

    Творческое мышление - это один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой деятельности познавательной по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов.

    Существует поразительное сходство между механизмами творчества и процессом воспроизведения потомства. Оба процесса проходят семь стадий, которые можно обозначить терминами, принятыми в физиологии размножения. Такой анализ механизма творческого мышления к тому же дает возможность рассмотреть предпосылки, необходимые для совершения открытия и получения нового знания.

    1. Любовь или желание. Первой предпосылкой для творческого открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена. Этот энтузиазм может питаться любовью к природе, стремлением к истине, тщеславием, потребностью в признании, простым любопытством, желанием быть полезным или любым иным мотивом, но он должен быть достаточно горячим, чтобы преодолевать все преграды на своем пути.

    2. Оплодотворение. Независимо от того, насколько велика потенциальная творческая энергия разума, он остается стерильным, если предварительно не оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдения и изучения. В истории каждого открытия имеется неотъемлемый подготовительный период сбора и сознательного исследования фактов и идей, которые могут положить начало существенно новому вкладу в науку.

    3. Созревание. На этой стадии человек "вынашивает" идею. Вначале он может даже не осознавать этого, однако все, кто анализировал механизм интуиции, согласны с тем, что если анализ проблемы с помощью сознания уже не дает плоды, проблему следует отложить для вызревания, которое осуществляется путем бессознательного сопоставления ее с огромным запасом накопленного опыта. Во время вызревания устоявшиеся бесплодные ассоциации исчезают из памяти и, таким образом, дают шанс для проявления новых, потенциально плодотворных ассоциаций.

    4. Родовые схватки. Когда человек чувствует, что вынашивает идеи, он страдает. Описать природу этого страдания в точных терминах трудно, но оно достаточно ощутимо: присутствует явный элемент фрустрации, ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы и не знаете, как помочь этому. Многие сравнивают это ощущение с желанием и невозможностью чихнуть или произнести слово, если оно вертится на кончике языка.

    5. Рождение. Рождение по-настоящему хорошей идеи - это в высшей степени приятное ощущение. Новые идеи, по нашим данным, никогда не достигают поверхности сознания в разгар "родовых схваток": это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием - или пробуждением.

    После интуитивного озарения обычно наступает ощущение полного счастья, радости и облегчения. Вся накопившаяся усталость и фрустрация предыдущего периода - периода собирания фактов и их вынашивания - сразу исчезает. На смену приходит чувство совершенного благополучия и наполненности энергией. Со временем настроение может измениться коренным образом. Первоначальное радостное чувство постепенно убывает, незаметно переходит в привычную повседневность, и наступает ощущение разочарования. Все, что мы делаем в настоящее время, кажется нам таким пустяком в сравнении со значительностью предыдущего открытия, что это чувство может перерасти даже в тяжелую депрессию.

    6. Обследование. Когда рождается ребенок, мы немедленно выясняем, насколько он жизнеспособен и не страдает ли уродствами. То же относится к идеям, рожденным нашим разумом. Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждений и логически спланированного эксперимента.

    7. Жизнь. После того как новая идея надлежащим образом проверена и найдена жизнеспособной, она готова к жизни, то есть к использованию.

    2.3 Понятие интуиции. Виды интуиции

    Интуиция - возникающее знание, воспринимаемое как догадка, представляет собой процесс, который не осознается. Источник и причины получения этого знания не идентифицируемы, доказать их достоверность не предоставляется возможным. Интуиция связана с ситуациями неопределенности. Играя важную роль в получении нового знания, как в обыденной жизни, так и в науке и искусстве, она является составляющей частью творческого процесса. Понятие "интуиция" употребляется в науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений. Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений, является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения, проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е.Л. Фейнберг называет первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй - "интуицией-суждением".

    Г. Клэкстон выделяет следующие виды интуиции:

    экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных высококвалифицированных действий);

    имплицитное научение (способ приобретения знаний с помощью неосознанных неконцептуальных средств);

    суждение (принятие точного решения и осуществления категоризации при невозможности объяснить или доказать их);

    чувствительность (повышенная внимательность, как сознательная, та и неосознаваемая, к деталям ситуации);

    размышление (процесс "пережевывания" опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него новые значения);

    креативность или использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается, и человек занимается несвязанными с проблемой делами) и воображения при продвижении в решении проблемы.

    Наличие фазы инкубации, т.е. бессознательной работы над проблемой и интуитивного возникновения замысла, выделяется рядом ученых (Т. Рибо, Г. Уоллас, П.К. Энгельмейер и др.) как важная составляющая часть творческого процесса.

    2.4 Интуиция как вид творческого мышления

    Многие исследователи ставят знак равенства между интуицией и творчеством в науке. При этом интуитивный творческий акт рассматривается как бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и рациональности), спонтанный и не обусловленный прошлым опытом. Представление об интуитивном решении как ключевом звене творческого процесса дало толчок огромному количеству экспериментальных исследований. Классическая процедура эксперимента по изучению мышления, до сих пор применяемая в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии. Особый тип задач, при действии с которыми можно наблюдать эффект внезапного решения - озарения, стал называться Дункеровскими задачами, по имени одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.

    С легкой руки гештальтистов лабораторный эксперимент по решению проблемных задач стал на долгие годы основной моделью для изучения творческого, в том числе и научного, мышления. Испытуемому предлагалось разрешить некоторую проблемную ситуацию. Свои рассуждения он должен был проводить вслух, чтобы экспериментатор мог фиксировать ход решения, при необходимости задавать наводящие вопросы или давать подсказку, следя за тем, как она используется в дальнейшем. Считалось, что подобная организация эксперимента позволяет выделить и проанализировать в "чистом" виде процесс разрешения проблемных ситуаций, аналогичный таковому в научной деятельности. Гештальтпсихология пыталась объяснить решение творческой задачи внезапной перестройкой восприятия проблемной ситуации, ее "переструктурированием", выделением в ней новых связей, сменой акцентов, однако все это не снимало главного вопроса - почему происходит такое переструктурирование и как оно осуществляется. Однако была внесена некоторая ясность в определение понятия интуиции и ее видов.

    Жесткое разделение интеллекта и творчества отнимает сообразительность, изобретательность, оригинальность от интеллекта передает их творчеству. Мне кажется, что если мы примем точку зрения, утверждающую, что интеллект и творчество - это два разных фактора, то при этом мы что-то важное отнимаем у интеллекта?

    Впрочем, если наоборот, объединяя интеллект и творчество в единую интеллектуальную способность, то мы нечто важное отнимем от творчества. Обыденная практика показывает, что высокие творческие способности, например, в области живописи, музыки, поэзии, далеко не всегда сопровождаются высоким IQ, я бы сказал, что они чаще всего как раз не сопровождаются.

    Семинар 5. Мышление и речь

    Для мыслительной деятельности человека характерна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для автора мысли. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли , тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
    Глава 1. Общие представления о мышлении и речи

      1. Понятие мышления и его виды

    «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы»- так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла».

    Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера .

    Основные виды мышления

    . Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Наглядно-образное мышление – его отличительная особенность состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

    Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

    Наглядно-действенное мышление — его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта