Главная страница

Общая социология. Общая социология вопросы к зачету в 1 семестре


Скачать 200.81 Kb.
НазваниеОбщая социология вопросы к зачету в 1 семестре
Дата22.12.2022
Размер200.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщая социология.docx
ТипДокументы
#859730
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Системный подход к изучению общества


Преимуществом социологии перед другими науками об обществе является взгляд на общество как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Так, американский социолог Нейл Смелзер (1930) замечал, что если пытаться определить условия, которые должны выполняться, чтобы социальное объединение можно было назвать обществом, то этими условиями могут быть: «а) определенная территория; б) пополнение общества главным образом за счет деторождения; в) развитая культура и г) политическая независимость».

Сегодня в социологии самый распространенный подход к изучению общества — системный.Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих единство.

Основными элементами социальной системы являются связи, взаимодействия и отношения людей, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Можно выделить несколько признаков общества как сложной социальной системы.

Общество характеризуется целостностью (специфической определенностью), т.е. способностью обеспечивать единство всех своих элементов. Среди этих элементов — сами люди и созданные ими социальные формы (институты, организации, группы и т.п.). Данное системное свойство общества позволяет ему существовать, несмотря на то, что все люди смертны, а созданные ими социальные формы — конечны.

Системным качеством общества является его социальность,т.е. взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности. Социальные связи — взаимодействия обусловливают совместную деятельность людей в конкретном месте в конкретное время. Установление этих связей определяется социальными условиями и проявляется в характере и содержании действий людей.

Еще одной отличительной особенностью общества как системы является устойчивость —стабильность, сохранение достигнутого состояния. По мнению разных социологов, основой ее могут быть «общая власть» (Э. Шилз), господствующие в обществе «фундаментальные ценности» (Р. Мертон). Устойчивость развития общества также зависит от географических и исторических условий.

Обществу как системе свойственны автономность и самодостаточность. В нем без вмешательства извне создаются все необходимые условия для развития способностей и удовлетворения разнообразных потребностей и целей индивидов.

Наконец, фундаментальное качество общественной системы — способность к саморегуляции. Через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. Возникают относительно самостоятельные регулирующие механизмы — управленческие структуры в экономике, органы правового регулирования и др.

Чрезвычайно значимыми системными свойствами являются открытость или закрытость общества. Они обусловливают отношения обмена с окружающей средой и способы внутренней самоорганизации.
20. Проблема неравенства и проблема социальной справедливости.
Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.

Тем не менее в практике выделилось понятие «социальной справедливости», предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия «справедливость» понятие «социальная справедливость» используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков. По этой причине понятие «социальная справедливость» не тождественно «распределительной справедливости» Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ.

Абстрактная «справедливость» предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций и индивидов и наделение фактически отличающихсялюдей равными правами, что приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат. Наоборот, «социальная справедливость» предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами. В этом смысле «справедливость» и «социальная справедливость» в качестве практических принципов противоречат друг другу.

Буржуазные революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью.

И выявилось, что уравнивание граждан, установление «справедливости», равного распределения благ идет в разрез с основным законом развития, прогресса - более сильное, умное, деятельное должно получать больше, чем остальные части общества.Социальная справедливость имеет свои рамки.

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивидысоциальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальнойсоциальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. 

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. 

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2. обеспечение помощи самым бедным семьям;

3. выдача помощи на случай безработицы;

4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

23. Социологические концепции малых групп

Социология малых групп - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных историч. этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом . Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.. На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.  Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни .
21. Понятия «социальная дифференциация», «социальное неравенство», «социальная стратификация», «социальная структура».
В основании теорий социальной стратификации и соци­альной мобильности лежат понятиясоциальной диффе­ренциации и социального неравенства. Иногда эти поня­тия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» более широкое по объе­му и включает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, одни люди являют­ся футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального неравенства. Социальное не­равенство — это такая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Неравенство — неравномерное распределение дефи­цитных ресурсов общества — денег, власти, образова­ния и престижа — между различными стратами и слоями населения.

Идея социального равенства принадлежит к числу вели­ких и наиболее привлекательных мифов человечества. В ре­альной действительности не было и нет ни одного сложно­го общества, в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, соци­альное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значитель­ный уровень социального неравенства. Главная проблема состоит в том, чтобы постоянно находить приемлемое для общества и составляющих его индивидов соотношение меж­ду степенью неизбежного социального неравенства и пред­ставлениями людей о социальной справедливости.

Если среди членов общества имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения. Никакие этикетки, вывески не в состоянии изменить факт неравенства, которое выра­жается в различии доходов, уровня жизни. Если в пределах какой-то группы существуют управляющие и управляемые, это означает, что такая группа политически дифференци­рована. Если члены какого-то общества разделены на раз­личные группы по роду их деятельности, занятиям, и неко­торые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, то такое общество профессиональ­но дифференцировано. Это три основные формы социаль­ной стратификации. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по дру­гим параметрам, и наоборот, хотя бывают и исключения.

Сам термин «стратификация» латинского происхожде­ния, позаимствован из геологии, означает в переводе «сло­истость, напластование». Социальная стратификация — это совокупность социальных групп, расположенных иерархи­чески по критериям социального неравенства и называемых стратами. Таких критериев очень много. К. Маркс выдви­гал на первый план обладание собственностью и уровень доходов. М. Вебер добавил социальный престиж, принад­лежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин 1889-1968 гг. (российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности ) называл причиной стратификации неравномер­ность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, кроме того — гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность. Он предложил следующее стратификационное разделение об­щества:

1) высший слой профессионалов-администраторов;

  1. технические специалисты среднего уровня;

  2. коммерческий класс;

  3. мелкая буржуазия;

  4. Техники и рабочие, выполняющие руководящие функ­ции;

  5. квалифицированные рабочие;

  6. неквалифицированные рабочие.

Существует много других вариантов стратификационно­го деления общества. В последние годы наибольшее распро­странение получила шестислойная иерархия современного западного общества:

    1. Высший класс:

  • высший слой высшего класса (наследственное бо­гатство, до 1% населения);

  • низший слой (заработанное богатство, до 4% насе­ления);

  1. Средний класс:

 высший слой (высокооплачиваемые представите­ли умственного труда и деловые люди, от 15 до 25% населения);

 низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники — До 40% насе­ления);

  1. Низший класс:

  • высший слой (работники физического труда — 20-

25% населения);

  • низший слой (люмпены, безработные — 5-10% на­селения).

Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое невозможно. Главный способ ослабле­ния социальной напряженности — возможность перемеще­ния из одной страты в другую.
22. Питирим Сорокин о социальном пространстве: теории социальной стратификации и социальной мобильности.
С точки зрения Питирима Сорокина, социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция. 

Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. 

Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот. 

К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации. 

Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения. 

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса. 

Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. 

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность, которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность, которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ — это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным. 

Профессиональная организация. Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

Организации по созданию материальных ценностей. Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. 

Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. 

В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

Общие принципы вертикальной мобильности:

Первое утверждение. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение. Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение. В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

23. Основные теории социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, Л. Уорнер, Т. Парсонс, Э. Райт).
Теории социальной стратификации – это теории, определяющие систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе;
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта