Главная страница

Общая социология. Общая социология вопросы к зачету в 1 семестре


Скачать 200.81 Kb.
НазваниеОбщая социология вопросы к зачету в 1 семестре
Дата22.12.2022
Размер200.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщая социология.docx
ТипДокументы
#859730
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Социальная роль и функции культуры


Для того, чтобы определить социальную роль культуры, необходимо обозначить функции, которые она выполняет:

  1. Адаптивная функция. Культура вырабатывает способы, средства, формы, ориентиры жизнедеятельности, образцы общения, поведения, благодаря которым поддерживаются определенные структуры общения и деятельности, осуществляется взаимодействие индивида со средой существования.

  2. Творческая, или гуманистическая функция. Через культуру происходит развитие и проявление сущностных творческих сил человека.

  3. Функция социализации. Индивид входит в ту ил иную социальную группу или среду через усвоение норм поведения, культурных образцов.

  4. Информационная функция, или функция трансляции социального опыта. Культура выступает в виде социальной памяти человечества, через понятия, язык, искусство, технику, религию, мораль, философию обеспечивает связь настоящего с прошлым и будущим.

  5. Гносеологическая, или познавательная функция. Накопление знаний о человеке и мире в различных формах - искусстве, технике, науке, религии, морали, философии.

  6. Нормативная, или регулятивная функция. Осуществление самоконтроля и контроля за способами деятельности, поведением, взаимодействием социальных групп и индивидов.

  7. Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенную систему ориентации, в результате чего человек придает своим действиям определенную направленность и смысл.

  8. Коммуникативная функция. Обеспечивает адекватность взаимопонимания, социальное общение.

  9. Семиотическая, или знаковая функция. Культура создает язык, знаковые системы, выражающие и обозначающие различными способами отношения людей к себе, друг другу, к миру, показывающая явления окружающего мира.

  10. Компенсаторная, или рекреативная функция. Культура помогает человеку восстановить силы, произведения искусства позволяют получить эмоционально-эстетическое наслаждение.

  11. Образовательно-воспитательная функция. Образование выступает как показатель состояния культуры, как социальный механизм поддержания и воспроизведения культуры.

Социальная роль культуры выражается в трех подходах:

  • Культура – основной фактор социализации, превращения индивида в личность.

  • Культура гарантирует стабильность общественной системы, обеспечивая единство идеалов и ценностей всех членов общества.

  • Культура – важнейший фактор организации, модернизации, регулирования жизни общества.


39. Культура и идентичность.
Идентичность — это представление человека о самом себе, возникающее в результате постоянного взаимодействия с социокультурной средой и усвоения идей, ценностей и представлений, заложенных в культуре общества. Описанный Дж. Мидом процесс принятия ролей других, в результате которого формируется способность индивида смотреть на себя со стороны, видеть себя глазами других, играет огромную роль в формировании идентичности. Первое представление о том, кем человек является, он получает именно от социального окружения. Впоследствии он нуждается в непрерывном подтверждении своей идентичности со стороны других людей.

Социальные роли, которые исполняет индивид, также влияют на его идентичность. Так, родительские роли подразумевают не просто формальное исполнение ряда обязанностей, но глубокую вовлеченность в процесс воспитания детей, и не могут не оказывать влияние на личность родителей, их самосознание и самооценку. Но не все социальные роли столь значимы для формирования «образа себя». Эпизодическая роль «пассажира метро» вряд ли существенно повлияет на идентичность (но при определенных условиях может и повлиять. Например, если люди, вынужденные постоянно ездить в метро, создадут общественную организацию, борющуюся за высокую культуру перевозок или запрет на употребление ненормативной лексики во время пребывания в поезде. В этом случае эпизодическая роль пассажира станет фундаментом для групповой идентичности члена новой добровольной ассоциации).

Идентичность не всегда непосредственно связана с социальными ролями. Человек может определять себя, например, как творческое существо, стремящееся к гармонии с миром. Такая идентичность не выводится непосредственно из исполняемых индивидом социальных ролей, но является результатом его рефлексии, работы самосознания. Тем не менее социальное и культурное влияние заметно и в данном примере. Творчество и гармония с миром — это ценности, которые индивид не изобретает, но усваивает в результате знакомства с культурными ценностями и идеалами определенной общности. Индивид освоил и «интериоризировал» эти ценности, они стали частью его «Я». Таким образом, не только социальное и культурное влияние формирует идентичность, но и активность самого человека, способного творчески переосмыслить и обогатить усвоенный им культурный и социальный опыт.

Идентичность личности всегда является частью «культурного космоса», в который личность погружена. Проще говоря, индивид не может идентифицировать себя как президента, если в культуре его общества нет понятия «президент», если общество не обладает политической структурой, предполагающей наличие данного статуса. Индивид не может быть инженером или космонавтом, колдуном или монахом, если в его обществе не существует для этого возможностей, а культура лишена подобных понятий.
40. Основные элементы культуры (язык, символическое пространство, ценности, образцы поведения, традиции, нормы и т.д.).
Культура– это способ оценочного освоения действительности, проявляется в практической деятельности людей. Это символы, знаки, идеи, которые разделяются не одним человеком, а коллективом. Основными структурными элементами культуры являются: язык, ценности, нормы, традиции, обычаи и т.д.

Язык– это код, шифр, которым пользуются люди для передачи важной информации, а также для выделения «своих» из окружающего мира. Язык выполняет следующие функции в обществе: идентифицирует объекты и звуки, является ретранслятором культуры, аккумулирует социально-исторический опыт [1, с. 344].

Язык является исходным условием образования любых сообществ. Функция взаимопонимания индивидов является основной функцией языка. Она достигается в ходе реализации подфункций: 1. идентификации (например, звуковой сигнал «мама» у разных народов идентифицируется с разными объектами, есть культуры, где он означает родителя-отца); 2.интерпретация(т.е. приписывание определённого смысла объекту, например, в США термин «негр» подчёркивал исторический факт расового доминирования белых, а поэтому воспринимался как уничижительный); 3.ретрансляции(через смысловые трактовки, дешифровки в языке воспроизводится и передаётся своеобразие, неповторимость культуры) [1, с. 349].

Культура по структуре крайне сложна и многообразна. Элементами, которые непосредственно участвуют в реализации основных социальных функций культуры, являются традиции, нормы, ценности, обычаи, обряды [1, с. 350]. Социологи выделяют два типа социальной регуляции поведения индивидов в культуре: традиционно-шаблонная и ценностно-нормативная.

Традиционно-шаблонная – это такой способ регулирования социальных отношений, когда культура «рекомендует» индивиду действовать так, как «принято», т.е. следуя традиции или шаблону. К традиционно-шаблонной регуляции относят:

  • Привычки,

  • Обычаи,

  • Традиции,

  • Обряды,

  • Ритуалы,

  • Моду.

Обычай– это традиционно установленный порядок поведения; это одобряемый обществом массовый образец поведения, который рекомендуется для выполнения. Существуют обычаи особого рода: обряды, ритуалы – стандартизированные наборы действий, имеющие символическое значение (например, свадебный обряд, траурный ритуал) [1, с. 356]. Такие культурные элементы, как обычаи и ритуалы тесно связаны страдицией (от лат.traditio– передача, придание) – это универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах [5, с. 1134].

Шаблонный тип регуляции возник на раннем этапе развития общества, но широко используется современным обществом. Современный человек использует достаточно широкий арсенал социокультурных регуляторов, что делает его жизнь многообразной, его поведение гибким при сохранении целостности, духовного единства, задаваемого системой ценностей. Например, люди часто говорят, что действуют так или иначе благодаря привычке.

Привычки – это самые элементарные составляющие повседневного поведения, которые выполняются человеком в полуавтоматическом режиме: использование в процессе еды ложки, вилки, ношение часов на левой руке и т.д. [1, с. 355].

Ценностно-нормативная регуляция осуществляется посредством норм и ценностей [1, с. 403].

Ценности – это обобщенные критерии, которые могут быть применены при оценке любой конкретной ситуации в конкретной культуре. Ценности и нормы регулируют жизнь общества, поэтому говорят о ценностно-нормативной регуляции [1, с. 338]. Мир социальных ценностей бесконечно богат. Существует множество классификаций ценностей. Например, выделяют следующие группы: непосредственно связанные с витальными основами жизни ценности: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сытость, покой, бодрость, сила, выносливость, комфорт; ценности социального взаимодействия с другими людьми: свобода, инициатива, предприимчивость, богатство, социальный престиж, социальное равенство, справедливость, независимость, проявление индивидуальности, соборность, коллективизм, личная ответственность, патриотизм и т.д.; эстетические ценности: красота, стиль, гармония, самобытность, подражание, следование традиции, новизна и т.д.; экономические ценности: прибыль, эффективность и т.д.; политические: свода слова, всеобщность выборов и т.д. [1, с. 391].

Различным обществам, социальным группам присущи различные системы ценностей и различная их иерархия, что может стать причиной конфликтов (внутренних и внешних). Ценность представляет собой внутреннюю направленность индивида, воспитанную его социальным окружением. Ценность нельзя навязать извне, она должна быть осознана, принята индивидом. Вместе с тем, она указывает на желательное, предпочтительное для человека в данной социальной обстановке [1, с. 404].

Нормы– понятие, означающее границы, в которых явления и человеческая деятельность, поведение и общение, сохранят свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). Нормы имеют два способа своего закрепления: знаковый (в кодексах, законах, сводах правил и т.д.), а также социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение) [5, с. 643]. Нормы могут складываться стихийно как практические схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (такой тип преобладает в традиционных культурах), но могут и специально разрабатываться соответствующими социальными институтами и внедряться в соответствующие сферы социальной жизни (такой тип нормотворчества преобладает в индустриальном, постиндустриальном обществе). Нормы можно разделить на две большие группы: формальные и неформальные нормы. Современные социологи выделяют следующие виды социальных норм: правовые нормы, моральные нормы, нормы-правила, нормы-ожидания, нормы-поощрения, запрещающие нормы и т.д. Нормы являются необходимым элементом системы социального контроля [1, с. 408].
41. Многообразие типологий культуры как отражение ее многофункциональности.

Присущее культуре многообразие, ее способность вы­полнять разные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной деятельности. Культура влияет на производство и составляет “культуру про­изводства” или “хозяйственную этику”, на политику

и составляет “политическую культуру” и т.д. Она ста­новится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности. Поэтому возникает ес­тественный вопрос: что более оправданно — выделять в качестве самостоятельных типологических вариантов разные национальные культуры, хотя и имеющие внут­реннее деление на классовые субкультуры, или же вы­делять прежде всего социально-классовые типы культур (буржуазная, пролетарская, крестьянская), считая наци­ональный признак вторичным делением, подлежащим постепенному изживанию. У обеих точек зрения нахо­дятся свои приверженцы, приводящие соответствующие доводы. Расцвет пролетарского искусства и литературы в Германии или России в первые десятилетия XX в., устойчивость крестьянской культуры даже в условиях ускоренных перемен — важные факты истории худо­жественной культуры, в которых проявляются и соци­альные закономерности. Лишь интенсивное утвержде­ние массовой культуры в конце XX в. приводит к ускоренному стиранию классовых различий в прежнем их виде, хотя и с образованием новых, “постиндуст­риальных”.

Тем не менее на протяжении всей истории челове­ческой культуры социально-классовое деление было вто­ричным, формировалось в рамках тех основных социо-культурных структур, которые связаны с цивилизаци-онными и национальными типами регуляции. Даже в условиях стабильного экономического развития и ин­тенсивной миграции населения социальные группы в основном сохраняют свою конфессиональную или на­циональную принадлежность. Хотя классовые интересы, несомненно, проявляются и в культурной регуляции, для культуры в целом преобладающее значение имеет совокупная жизнь общества, претворяющаяся в нацио­нальных и цивилизационных формах.

Как мы видели, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие. Поэтому типология культур может проводиться по разным принципам: хозяйственно­му (бронзовая культура, пастушеская культура, техно­логическая культура); формационному (патриархальная, феодальная или буржуазная культура); социальному (пролетарская, крестьянская или буржуазная культура);

политическому (революционная или реакционная куль­тура); историческому (средневековая культура) и т.д. И все же — это типология, проведенная не по собственно культурным признакам, а перечисленные явления отно­сятся к сфере других дисциплин. Социологически упо­рядоченную систему классификации разработал П. Со­рокин, который выделил три типа культурных образова­ний: разнородные скопления, образования со сходными характеристиками и органические системы*. Рассмотрим каждый из этих типов

1. В разнородных скоплениях культурные феномены предстают как своего рода “лоскутное одеяло”, состав­ленное из самых разных явлений и вещей, не имеющих достаточной связи между собой и соединенных внешней для такого скопления причиной. Так, набор предметов культуры в музее этнографии в ряде отношений предстает как скопление, а наличие рядом охотничьего лука со стре­лами, прялки, мотыги еще не выявляет их смыслового единства. Каждая культура может быть описана (хотя бы в энциклопедии) с точки зрения наличия в ней скоп­ления тех универсалий, которые составляют обязательные атрибуты и аксессуары общественной жизни: образование, религиозные обряды, танцы, сексуальные ограничения, ма­гия и т.п. Но такого рода описания, необходимые для детального знакомства с культурой, еще не дают пред­ставления о принципах, по которым функционирует куль­тура. Нередко культурные характеристики обусловлены многообразием общественной жизни и связаны с различ­ными источниками и функциями данного института или индивида. Как мы видели в гл. VII, и индивид в куль­турном плане также большей частью выступает как “скопление” — носитель разнородных элементов, которые он не всегда может согласовать для самого себя.

2. Образование со сходными социокультурными ха­рактеристиками. Описание по сходству позволяет выя­вить либо а) содержательные функции культуры в раз-

* В детализированном виде эту классификацию дает П.Сорокин в кни­ге: Society, Culture and Personality.- N.Y.; L., 1947.

n ых социально-экономических единицах (городская, классовая, возрастная культуры), либо б) ареал распро­странения тех или иных элементов (что служит пред­метом рассмотрения в этнографии). Сходство различных аспектов культуры порождает метаэтнические, т.е. объ­единяющие несколько этносов, общности: этно-языковые, культурно-хозяйственные (по сходству материальной культуры), историко-этнографические (по сходству ху­дожественной и бытовой культуры), этно-конфессиональ-ные (по единству религиозных верований). Эти единицы ныделяются на основании сходства населения по како­му-либо одному общему признаку (тип хозяйства, язык, вероисповедание), но это сходство может не распростра­няться на другие стороны жизни. Еще до недавних пор кочевые народности Средней Азии, имевшие сходный об­раз хозяйственной жизни и говорившие на близких язы­ках, устойчиво делились по родо-племенному признаку, следы которого сохранились до сих пор.

Таким образом, признаки сходства не создают все­объемлющей общности, а единство этнических групп возникает во многом в силу спаянности естественными родственными и генетическими связями.

3. Органические системы. Как мы видели, уже в силу самого определения культура является результа­том “культивирования” человека и духовной регуляции общества. Поэтому ее органическая целостность — не продукт естественного развития человеческого коллек­тива, стихийного роста его производительных сил или политической воли. Она возникает только в ходе дли­тельного, последовательного и целеустремленного раз­вития культурных факторов. Такого рода целостность формируется в различных формах духовной жизни:

язык, этика и право, религия, художественная культура и наука. В каждой из этих форм существует опреде­ленная системность, допускающая различные варианты, но отсекающая те из них, которые нарушают функци­онирование целого. Выше мы уже рассматривали эти системы как основные формы культуры. Сейчас нам следует обратить внимание на два обстоятельства. Да­леко не всегда перечисленные формы культуры в своей совокупности составляют органичное целое. Это может происходить как в силу противоречивости самой куль­турной жизни, ее непоследовательности, подверженности разрывающим ее “тело” внутренним социально-полити­ческим факторам или же внешним влияниям. Вместе с тем в этом может сказываться и диалектика саморазви­тия, например, художественной культуры или же науки, в которых постоянно выдвигаются противостоящие друг другу идеи и ценности в ожидании, когда эта диалекти­ка получит разрешение на более высоком уровне эво­люции общества. Второе обстоятельство заключается в том, что хотя каждому обществу присущи все эти фор­мы, хотя бы и в неразвитом варианте, степень их разви­тия может меняться не только в зависимости от уровня развития самого общества, но и по отношению друг к другу.

Третье обстоятельство заключается в том, что эти культурные формы-системы являются достаточно само­стоятельными, чтобы выходить за рамки конкретных об­ществ и распространяться на другие страны и народы. Религия по изначальному замыслу была нацелена на то, чтобы превзойти этнические и национальные рамки и охватить людей разного происхождения. Наука, возник­шая в социокультурных условиях некоторых обществ, имеет тенденцию распространения по всему миру, не зная границ.
42. Этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм – это психологическая установка оценивать и воспринимать другие культуры, поведение представителей этих культур через собственную культуру. Собственная культура расценивается как единственно правильная, она превосходит другие культуры. 

Все, что отклоняется от обычаев, норм, системы ценностей, типов поведения, привычек, считается неправильным и низкопробным, неполноценным по отношению к собственным проявлениям культуры.

Для этноцентризма характерно (Д. Кемпбелл):

  • оценивать обычаи и нравы своей культуры как универсальные, приемлемые и обязательные для всех;

  • воспринимать ценности и нормы своей социальной общности как безусловно верные;

  • считать все, происходящее в собственной культуре, правильным и естественным, а в других культурах – неправильным и неестественным;

  • испытывать по отношению к другим этническим группам неприязнь;

  • при необходимости оказывать всестороннюю помощь членам своей группы, гордиться своей группой.

  • Этноцентрическое отношение к собственной культуре встречается в различных частях мира у многих народов. Принижение других культур при высокой оценке своей собственной культуры основывается на убеждение, что своя культура – для «людей», а иная – «варварская». Например, такие убеждения можно встретить у народа мундуруку в Южной Америке, у азиатской народности сан, в Африке у племени банту, в Северной Америке у эскимосов.

  • Ярко выраженный этноцентризм можно было наблюдать у европейских колонизаторов, рассматривающих неевропейцев как расово-, культурно-, социально-неполноценных. Провозглашая собственные культурные стандарты единственно верными и абсолютными всякое отклонение от европейского образа жизни осуждалось, не допускалась даже мысль о том, что у туземцев могут быть собственные стандарты.

  • В условиях ослабления государственной власти, нестабильности общества этноцентризм может перерасти в воинствующий национализм, в ксенофобию.

  • Культурный релятивизм – самобытность любой культуры. Ни одна особенность и ценность культуры не может быть полностью понята, если оценивать ее отдельно от целого. Культурный релятивизм несколько нивелирует действие этноцентризма и способствует поиску способов сотрудничества и взаимного обогащения разных культур.

  • Наилучшим путем восприятия и развития культуры в обществе является сочетание группового релятивизма и этноцентризма, когда личность, испытывая гордость за культуру своей общности, способен понять иные культуры, оценить их значение и самобытность.


43. Массовая и элитарная культура.

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX — XX веков.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культура формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. 

Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культура использует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер, вестерн, мелодрама, мюзикл.

Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Особенностимассовой культуры:общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике. 

Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. 

Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Элита — это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты. 

В высокой культуре апробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе

ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.

Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.
44. Ценности как ядро культуры.
Анализируя культуру в различных ее аспектах, особое внимание философы уделяют ее аксиологическому измерению, т.е. рассматривают культуру как систему ценностей и образцов человеческой деятельности. Данный теоретический подход к культуре позволяет увидеть ее как бы изнутри. Что же такое ценность?

Философская наука о ценностях - аксиология (от греч. axios - цен­ность и logos - слово, понятие), возникшая на рубеже Х1Х и ХХ веков, восходит к проблеме, которую поставил еще Сократ: что есть благо? Этот вопрос обсуждался на протяжении всей истории философии. Суждения о благе и других видах ценности - о добре, красоте, святости и т.п. - имели место и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей Возрождения и Нового времени. Так, в философии И.Канта - в "Критике практического разума" - идет речь о мире должного (на современном языке - о мире ценностей и норм), в отличие от мира сущего - мира вещей, того, что есть. В его концепции сам факт существования морали является доказательством существования трансцен­дентного блага, внутренне присущего природе человека представления о добродетели. Мир должного, по мнению И.Канта, достраивает мир сущего до целостности. Человеческое действие невозможно без включения его в структуру должного.

Несмотря на то, что данная проблема в различных ее вариантах рассматривалась на протяжении столь длительного времени, обобщающего представления о ценности как таковой, в философии не было до середины Х1Х века. Именно с этого времени за термином "ценность" закрепился вполне определенный смысл: ценность - это значимость чего-либо для че­ловека в отличие от существования объекта или его качественных харак­теристик. Так определил понятие "ценность" немецкий философ Герман.

Лотце (1817 – 1881). Данный подход к пониманию ценности получил признание у многих фи­лософов. Под ценностью стали понимать не сам объект, в качестве кото­рого может выступать какое-либо явление природной или социальной дейс­твительности, а то отношение, которое возникает между объектом и оце­нивающим его субъектом (человеком, общностью людей).

Как же возникает, как рождается ценность? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к социальному (общественному) бытию челове­ка. Любой материальный предмет, вовлеченный в человеческую деятель­ность, как и сама деятельность - это явление двоякого характера: и природное, и социальное. Получается, что любой материальный предмет, используемый человеком, имеет не только какие-то физические или химические свойства, присущие ему как природному предмету, но и имеет свойства, проявляющиеся лишь в отношении к нему человека, т.е. свойства, которые имеют пользу для человека, которые значимы и важны для него. Не случайно, когда мы употреб­ляем слово "ценности", то чаще всего подразумеваем предметы, обладающие какими-нибудь полезными для человека свойствами. 

В философии же понятие "ценность" имеет более отвлеченный смысл, который близок понятию "значение". Под значением мыслится, конечно, не сам предмет, а та роль, которую он может играть в деятельности людей с точки зрения человеческих потребностей и целей. И в этом смысле значение предмета обусловлено не только его свойствами, но и потребностями действующего с предметом человека. Так, например, золотой кувшин без воды вряд ли будет представлять ценность для человека, умирающего от жажды.

Именно в процессе вовлечения предмета в сферу человеческой деятельности и выясняется качество значения: положительное или отрицательное, существенное или несущественное с точки зрения потребностей и целей человека. Вот эта связь между предметом или объектом (носителем ценности) и человеком (оценивающим субъектом) и есть ценностное отношение человека к миру. В рамках данного ценностного отношения и устанавливается ценность, т.е. положительное значение этого предмета (объекта - носителя ценности) или его свойства для человека (оценивающего субъекта), с точки зрения того, насколько этот предмет (объект) способен удовлетворить определенную потребность человека.

Такое ценностное отношение человека к миру фиксируется в сознании человека в виде суждения о качестве данного предмета (объекта), т.е. в виде оценки предмета (объекта).Оценка, следовательно, - это форма воспроизведения ценности в сознании человека, это средство определения значимости предмета или объекта для удовлетворения потребностей человека. Взаимодействуя с миром, познавая его, человек в то же время и оценивает мир, осуществляя, таким образом, процедуру выбора на основании ценностей. А выбор ведет к тому или иному действию человека.

Сказанное о ценностном отношении человека к действительности можно представить в виде следующей схемы:

Оценивающий

субъект

Це нностная оценка

Ц енность

Це нностное осмысление

Объект – носительценности
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта