Общая социология. Общая социология вопросы к зачету в 1 семестре
Скачать 200.81 Kb.
|
«Общая социология» ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ В 1 СЕМЕСТРЕ Объект и предмет социологии. Понятие социального. В общем виде, предмет любой науки позволяет раскрыть ее целостность и конкретность. Для позитивной реализации деятельность необходима уверенность в специфичной, качественной реальности предмета науки, указывающей на его отличие от других наук. Определение предмета социологии – сложный исторически неразрешимый вопрос. Представители разных школ и направлений, высказывали свою точку зрения на понятие предмета социологической науки. Так, Огюст Конт полагал, что предметом выступают законы развития общества, оказывающие влияние на становление и развитие каждой социальной формации. Социолог Э.Дюркгейм считал предметом социальные факты - привычки, традиции и нормы. Макс Вебер видел предметом социологической науки действия ориентированные на ожидания окружающего общества. Предмет науки с позиции разных ученых и научных школ - это: Воспроизводство субъективной реальности посредством выявления значимых закономерных связей и отношений в данной реальности на абстрактном уровне; Результат теоретической абстракции, позволяющий выявлять закономерности в развитии и функционировании изучаемого социологией объекта; Модель объекта науки позволяющая абстрагироваться от общего к более частной стороне изучения; Понятие, указывающее на конкретный аспект или элемент объекта, интересующий данную дисциплину, более узкая по отношению с объектом категория. Таким образом, предметом социологии выступают социальные структуры – форм Объектом любой науки выступает реальность, фрагмент окружения и поле исследования научной деятельности – то на что направлена данная научная дисциплина. Объект социологии (в широком смысле) – сфера субъективной реальности, подлежащая изучению и проведению научно-исследовательский изысканий. Объект социологии (в узком смысле) – социальная жизнь общества, т.е. комплекс явлений социального характера, вытекающий из взаимодействия общностей и индивидов, включая связи и социальные отношения, удовлетворение основных потребностей. Структура социологического знания. Макро- мезо- и микросоциология. В социологии выделяются три структуры социологического знания. Первая структура – это макро- и микросоциология. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в обществе в течение длительного времени. Основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Вторая структура социологии представлена фундаментальной теоретической и прикладной эмпирической наукой. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня. Она предполагает получение нового знания, описание, объяснение и понимание процессов социального развития. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи с другими науками: философией, историей, психологией, культурологией и др. Концепции этого уровня отличаются высокой степенью абстракции. Прикладная эмпирическая социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием и формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления, предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей и т.д., т.е. осуществляет практическую реализацию теоретической социологии. Считают, что развитие макросоциологии привело к формированию современной теоретической социологии, а микросоциологии – эмпирической социологии. Такая оценка имеет под собой основания, но не может быть признана в полной мере истинной, так как в макро- и микросоциологии есть как теоретический, так и эмпирический уровень. В частности, макросоциологи Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, П. Сорокин и др. активно занимались эмпирическими социологическими исследованиями, а микросоциологи, например, представители американской социологической школы создали важнейшие социологические теории. Третья структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории вырабатывались на основе наблюдений, умозаключений и обобщений различных сторон общественной жизни. Для их построения требуются точные, конкретные данные о социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные получают с помощью методовэмпирических исследований (опросов, наблюдений, экспериментов и др.). Собранные эмпирические факты обрабатываются и обобщаются, после чего формулируются первичные теоретические выводы о конкретных явлениях социальной жизни. Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится нежизнеспособным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. В первой трети XXв. резко возросший уровень эмпирических исследований потребовал универсального теоретического аппарата для объяснения получаемых результатов. Однако аппарат общесоциологических теорий не подходил для изучения таких социальных феноменов, как семья, девиантное поведение, управление и т.д. В свою очередь, фундаментальная социология испытывала дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования проводились, как правило, в узкопрактических, утилитарных целях. В результате произошел разрыв между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями, что стало тормозить развитие социологии и мешать объединению усилий ученых. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания –теорий среднего уровня.Данный термин был введен в научный обиход американским социологом Робертом Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» (1949). Теории среднего уровня, по мнению Р. Мертона, должны были соединить эмпирические обобщения и теоретические концепции в противовес универсальной теории Т. Парсонса. В настоящее время насчитывается ряд теорий среднего уровня, цель которых заключается в том, чтобы обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей социологического знания (изучение семьи, организации, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.), используя идеи и терминологию, заимствованные из фундаментальных, общесоциологических теорий, а также специфические понятия и определения, сформированные только для данной области социологических исследований (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Уровни социологического знания По мнению социологов, промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль связующего звена между академической наукой и эмпирическими данными, полученными в результате изучения конкретных явлений и процессов социальной жизни. Выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ. Это – возможность создания прочной теоретической базы для исследований конкретных областей человеческой деятельности без использования излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий, а также тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, которая является предметом изучения теорий среднего уровня. Теории среднего уровня породили достаточно узкую специализацию социологов, которые работают, например, только в области социологии семьи или социологии управления, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы в пределах этих областей социологического знания, поэтому данные теории носят прикладной, или отраслевой, характер. Вместе с тем прикладные теории позволили повысить эффективность фундаментальных исследований, так как социологи получили возможность обобщать теоретические разработки в отдельных отраслях социологии, не обращаясь постоянно к непосредственным эмпирическим данным. Все теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей и теории специализированных социальных процессов. Теории социальных институтов исследуют сложные социальные зависимости и отношения; теории социальных общностей рассматривают структурные единицы общества (социальные группы, классы, общности и т.п.); теории специализированных социальных процессов изучают социальные процессы и изменения. В каждой из групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления изучения общества и развития социологии как науки. Социологи, исследующие социальные проблемы прикладного характера, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей отрасли. Таким образом, социологическая наука не есть некое однозначное или однородное образование, так как она включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая социология и конкретно-социологические дисциплины. Хотя на каждом из этих уровней конкретизируются понятие предмета исследования, его целей и задач, социология во всех случаях выступает как научная система, т.е. ее основной целью является получение научного знания об обществе в целом или о его отдельных частях. Типы социологических теорий. Теории среднего уровня. Социологические теории имеют специфическую структуру. В современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала 20 века) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий: Первый – общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия. Второй уровень предметного рассмотрения – частные («среднего ранга») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий – специальными и отраслевыми теориями. Третий уровень - специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни – экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д. В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления – социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер их исследовательской практики. В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности: 1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития); 2) теории социального действия; 3) теории социального взаимодействия. Функции социологии: 1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом. 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках. Объект социологии - социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия. Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие). Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении. 4. Социально-экономические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Расслоение общества, которое ранее воспринималось, как норма вызывает все больше протеста. Господствующий в некоторых странах капитализм нуждается в новых формах. Не случайно родиной социологии были Франция и Англия это связано с произошедшим в них конфликтом, в котором с одной стороны появляется машинный труд, который призван облегчить труд, а с другой стороны условия работы становятся тяжелыми. Общество агрессивно реагировало на социальную несправедливость и эксплуатацию трудящихся, которая выражалась в ненормированном рабочем дне, использовании труда женщин и детей. Необходимо было найти баланс между стремлением заработать и обеспечением нормальных условий труда и жизни разных слоев населения. Мыслители того времени пытались найти выход из сложившейся негативной ситуации, создавая различные теории: марксизм, социализм, либерализм, и т.д. Позитивистско-натуралистическая тенденция в социологии: общая характеристика. На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным фактором которой он считал умственное, духовное развитие. Его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Особый интерес представляет его размышление о социальной статике и социальной динамике как методе, объясняющем его позитивистский историзм.«Заслуга Ог.Конта, - писал в 1897 г. А.С. Трачевский, - как отца социологии, признана всеми, не исключая его ярых противников. Но, как выразился американский социолог Смолл, это - «герольд, а не оракул» новой науки. Конт дал ей имя, указал метод, довольно широко обозначил ее предмет, - словом, предъявил миру нового ребенка; но он не мог поставить его на ноги, а тем более - научить ходить» [11, С.69]. Таким образом, от О.Конта начинается историческое развитие западной социологии. Он заложил идеи будущего развития социологии, причем одного из основных ее направлений - позитивизма, а именно на позициях позитивизма социология добилась своего признания и институционализации. Но все-таки следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на то, по мнению большинства социологов, именно О.Конт является «отцом-основателем» социологии, в социологической литературе имеют место и другие точки зрения. Позитивизм - (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь. 2. Логический позитивизм - точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием «Венский кружок», чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина «Венского кружка» - принцип верификации - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о «базовых фактах», зафиксированных в строго сформулированном языке «чувственных данных». Некоторые, но не все, члены «Венского кружка» воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук. Слово позитивное, в переводе на русский язык - положительное, О.Конт использует для обозначения «новой общей философии». Сущность слова положительное. как отмечает О.Конт в своей работе «Дух позитивной философии», заключается в следующем [7, С.34-35]: - во-первых, «слово положительное означает реальное в противоположность химерическому», т.е. новое мышление посвящено исследованиям, доступным нашему уму, оно исключает непроницаемые тайны; - во-вторых, оно «указывает контраст между полезным и негодным», т.е. все умозрения должны быть направлены на то, чтобы «беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования, вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства»; - в-третьих, оно «употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным»; - в-четвертых, «состоит в противопоставлении точного смутному»; - в-пятых, «употребляется, как противоположное отрицательному». Предназначение новой философии заключается в том, чтобы преимущественно организовывать, а не разрушать. Первые четыре характерные для новой философии черты отличают ее от всех предшествующих форм, свойственных первоначальной философии: теологической и метафизической. Пятое указывает ее отличие от господствующего до этого метафизического духа, который мог быть только критическим. «Основная характерная черта положительной философии, - пишет О.Конт, - состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, хотя мы и признаем абсолютно недоступным и бессмысленным искание первых или последних причин... Мы не претендуем на указание первопричиныявлений, так как таким образом мы только отодвинули бы затруднение назад; мы ограничиваемся точным анализом обстоятельств возникновения явлений и связываем их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия» [7, С.8]. В высказанной О.Контом мысли, что «если, с одной стороны, всякая положительная теория должна непременно опираться на наблюдение, то, с другой стороны, для того, чтобы приступить к наблюдениям, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории» [7, С.6], просматривается разделение социологии на теоретическую и эмпирическую, а также на взаимную связь и обусловленность одной от другой. Он считает, что «все наши познания должны быть основаны на наблюдении, что мы должны переходить то от фактов к принципам, то от принципов к фактам» [7, С.17]. О.Конт разработал классификацию наук. «Иерархия основных наук» выглядит следующим образом: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. При этом каждая наука более высокого порядка подразумевает предшествующую как свою необходимую предпосылку. Чтобы заниматься социологией, необходимо хорошее знание всех предшествующих ей наук. Биология, по мнению О.Конта, является наиболее близкой к социологии наукой. За то, что в данной классификации не нашлось место психологии, в дальнейшем он подвергался многочисленным нападкам со стороны ученых. Создание классификации наук было обусловлено необходимостью определения места социологии в системе наук. Определив место социологии в системе существующих наук, О.Конт тем самым заложил основу для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки. Важным является разработка О.Контом методов, которые могут быть применимы при исследовании общества. Достаточно подробно он обосновывает применимость в социологии следующих четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнительного метода и исторического метода. Он выступал против умозрительности при объяснении социальных явлений и считал, что воображение исследователя должно быть подчинено строго контролируемому наблюдению. О.Конт подчеркивал, что необходимо не конструировать социальные утопии, а четко фиксировать естественные законы развития общества. Поэтому при изучении общества О.Конт опирался на историко-сравнительный метод, важнейшее средство социологического обобщения в позитивистской социологии. По его мнению, только после изучения прошлого общества можно выводить последующее, современное состояние этого общества. Такое видение проблемы было ново для того времени, так же, как и предъявляемое требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентные причины, Т.е. необходимо обосновывать достоверность получаемых выводов на фактах в их связи, а не благодаря философской интерпретации смысла истории, а теоретическое исследование законов социальных явлений необходимо проводить с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии. В этом и заключается специфика социологического подхода к изучению общественной жизни, Он утверждал, что все науки основываются на общей логике и методологии и стремятся открыть универсальные законы, которые действуют в сфере их исследований. Открытие человеком законов, управляющих обществом, позволит ему управлять своей судьбой так же, как наука делает возможным управлять событиями в физическом мире. Эта мысль выражена в его знаменитой формуле «Prevoir pour pouvoir» (Уметь предсказывать означает уметь управлять) [8, С.133]. В ходе развития всей социологии фигурируют две идеи, развитие которых было начато О.Контом. Это использование научного метода для изучения общества и практическое использование науки для осуществления социальных реформ. О.Конт был глубоко убежден, что благодаря знаниям, добытым наукой, можно будет улучшить благосостояние обществ. Другая концепция - биологическая - связана с именем Г.Спенсера (1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дарвину Г.Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Только в 1852 г., благодаря писательнице Джордж Эллиот и с ее помощью, Г.Спенсер начал знакомиться с идеями О.Конта, приступив, как он выразился, к чтению вступительной части к «Курсу положительной философии». По окончанию чтения он, во-первых, усомнился в возможности закона трех стадий, а во-вторых, отверг предложенную классификацию наук [4, С.220]. Позднее Г.Спенсер писал: «Конт воздействовал на меня далеко не как учитель на ученика. Я обязан ему тем, что его противоположные воззрения во многом выяснили мне мои собственные. Отвергнув его учение о развитии наук, я тем самым наведен был на мысль изложить мои личные взгляды на этот предмет...» [4, С.221]. Неоднократно доказывая оригинальность своего философского учения, он писал следующее: «Какова провозглашаемая Контом цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание внешнего мира. Конт предлагает описывать необходимое и реальное происхождение идей. Я предлагаю описывать необходимое и реальное происхождение вещей. Конт выступает за объяснение генезиса нашего знания природы. Моей задачей является объяснение... генезиса явлений, которые составляют природу. Одно является субъективным. Другое - «объективным» [5, С.45]. М.М.Ковалевский, несмотря на отрицание Г.Спенсера влияния, оказанного на него идеями О.Конта, писал, что данное влияние было все-таки «весьма значительным». Г.Спенсер начал свою научную деятельность во второй половине XIX в. (Social statics. L., 1851), т.е. позже О.Конта, что было обусловлено во многом чисто объективными причинами. В то время, когда вышла в свет первая небольшая брошюрка О.Конта «Проспект научных трудов, необходимых для реорганизации общества» (1822), как отмечал Н.И.Кареев, «мыслители, которым впоследствии суждено было оказать наиболее сильное влияние на современную социологию, были еще малыми детьми, Дарвину было 13 лет, Марксу - 4 года, Спенсеру - 2» [3, С.33]. Наш современник, один из ведущих специалистов в области истории мировой и отечественной социологии В.П.Култыгин также считает, что необходимо выделять двух основоположников социологии - О.Конта и Г.Спенсера. При рассмотрении вклада О.Конта в создание социологической науки он пишет: «Мыслителями, впервые обосновавшими необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определившими предметы новой науки и сформулировавшими специфические, лишь ей присущие методы, были француз Огюст Конт и англичанин Герберт Спенсер. Уже в их творчестве в полной мере отразился плюрализм в подходах и многоаспектность новой зарождающейся науки. Так, если Конт был последовательным сторонником положения, согласно которому лишь общество в целом и отдельные его социальные институты являются полноправным субъектом социальных отношений, личность же - всегда лишь слепок, результат, продукт воздействий общества, то Спенсер был страстным поборником известного принципа laissez, из которого вытекает, что лишь личность - основной субъект всех социальных отношений, общество же - образование вторичное и безусловно подчиненное интересам отдельных личностей» [9, С.11-12]. Видный французский социолог нашего столетия Р.Арон в своем труде «Основные этапы развития социологической мысли» к «основателям» социологии причисляет следующих семерых ученых - Ш.Л Монтескье, О.Конта, К.Маркса, А. де Токвиля, Э.Дюркгейма, В.Порето, М.Вебера. В монографии подробно рассмотрены их биографии и творчество. Р.Арон считает, что Ш.Л.Монтескье - «не предвестник социологии, а один из основоположников социологической доктрины» [1, С.33]. По поводу Аристотеля он пишет: «Скорее Монтескье, чем Аристотель, достоин быть представленным в этой книге в качестве основателя социологии. Но если бы научный замысел считался более существенным, чем видение социального , то Аристотель, вероятно, имел бы права, одинаковые с Монтескье или даже с Контом» [1, С.25]. В галерее представленных в работе портретов социологов, к сожалению, отсутствует Г.Спенсер. Но Р.Арон объясняет это не умалением значимости Г.Спенсера, а плохим знанием оригиналов основных его работ и подчеркивает: «Я охотно признаю, что ему принадлежит заметное место» [1, С.28]. Как видно из вышеизложенного, в социологии XIX в. учеными выделяются две крупные фигуры - О.Конт и Г.Спенсер, сыгравших в тот период времени наибольшую роль в развитии социологи. При этом О.Конта называют первым основоположником или «отцом» социологии, а Г.Спенсера - вторым основоположником социологии. Некоторые исследователи усматривают в социологии Г.Спенсера продолжение эволюционного подхода О.Конта. Но Г.Спенсер отрицал влияние идей О.Конта на свою концепцию и даже специально в 1866 г. написал статью по этому поводу «О причинах моего разногласия с О.Контом». 6. Огюст Конт как основоположник социологии. Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, родоначальник позитивизма, он первым дал название науке об обществе, определил специфику предмета и метода социологии. Именно О. Конта считают родоначальником науки социологии как самостоятельной отрасли знания. Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология". Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе. 7. Социология Г.Спенсера и органические теории общества. Эволюционизм. Герберт Спенсер (1820-1903) — один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы. Наличие тесной связи общества и природы привело ряд мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно организмам в природе естественным эволюционным путем. Так и возникла «органическая теория» общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер . Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами.По мнению Г. Спенсера, общество есть некий организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человек. В свете эволюционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что «каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов». Г. Спенсер использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Спенсером утверждаются 4 пункта сходства организма и общества: во-первых, как живые организмы, так и общества, возникая посредством соединения незначительного числа частей, постепенно так увеличиваются в объеме, что некоторые из них достигают размера в десять тысяч раз более первоначального. Во-вторых, и те и другие развиваются по одному типу, переходя от простого к сложному. В-третьих, и в тех, и в других постепенно развивается, растет и крепнет взаимная зависимость частей, достигая такой степени, что жизнь и деятельность каждой части обусловливается жизнью и деятельностью остальных частей. В-четвертых, элементы организма, а также элементы общества рождаются, совершают свое развитие, действуют и умирают каждый сам по себе, между тем, как целое продолжает жить и переживать одно поколение элементов за другим. Эти пункты сходства представляются Спенсеру чрезвычайно важными, тогда как, наоборот, пункты различия не имеют, на его взгляд, серьезного решающего значения. Эволюционизм - влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. Согласно Спенсеру Г., социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов - дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей). По его определению эволюция — это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое — общество — не может и не должно поглощать отдельную личность. +записи 7. Основные принципы структурного функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) План:1.Идея «социального порядка»2. Основные черты функц 3. Функц Парсонса 4. Функц Мертона Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Основные черты функционализма для самого общества таковы: 1) Общество рассматривается как система; 2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей; 3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ). Толкотт Парсонс (1902-1979) - центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. 1)Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса - это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса - индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. 2) Проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы взаимодействия преобладали над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система - жизнеспособна. 3) Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы - это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов - задача эмпирического исследования. 4) Четвертая проблема, разработанная Т. Парсонсом, выражена в теории социального действия. Парсонс вводит так называемую систему координат «действующее лицо - ситуация», аналогичную системе координат в биологии «организм - окружающая среда». Сама по себе эта система координат очень абстрактная схема. В этой схеме общество и личность выступают как два относительно самостоятельные элемента общей системы. Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей. Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций». При этом он выделяет три ключевых условия или требования функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер аксиом: это - «функциональное единство» (согласованность функционирования всех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественные явления функциональны) и «функциональная принудительность».«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». В проявлении функции может быть две формы — явная и скрытая. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая («латентная») функция этих проявлений не имеет. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие "дисфункции", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новыйэтап приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм. Понятию дисфункции Мертон уделяет столь же много внимания, что и самой функции. Мертон был убежден, что дисфункции в той же мере закономерны для системы, что и функции. Признание этого факта свидетельствует о том, что механизм функционирования и развития социальной системы бесконечно сложен. Равновесие не есть исходное условие существования, но результат социального взаимодействия. Эмпирические исследования отрицают постулат однолинейности связи между социальными действиями индивидов и состоянием социальной системы. Эта связь более разнообразна, что определяет множество путей достижения баланса в системе. Таким путем он стремился ввести в функционализм идею изменения. 8. Социология Э. Дюркгейма. Предмет социологической науки – это те самые социальные факты (иными словами, социальные институты), которые могут быть отражены в социальных явлениях, которые доступны наблюдателю для оценки. Как правило, это брак или семья, общественные группы, политические партии, движения, профессиональные коллективы. Сущность социальных фактов состоит в коллективных представлениях людей, которые отражают всю сущность отношения к тому или иному социальному явлению. В качестве более обобщающего понятия, которое отражает сущность и специфические черты теории и методологии социологии Эмиля Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». В нем различают два основных аспекта, которые играют очень важную роль в рассмотрении социологической науки: Онтологический аспект; Методологический аспект. Онтологический включает в себя социальную реальность, а также общество, которое как раз является реальностью особого, специфического порядка. Она автономна от всех иных реальностей, поскольку имеет особые характерные черты, включает в себя социальные институты и социальные группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, постоянно прогрессируют и изменяют окружающую действительность вокруг себя. Социальная реальность развивается в соответствии с изменениями, которые происходят в различных областях человеческой жизни. Как правило, трансформации касаются экономической, политической, социальной и духовной реальностей. Методологический аспект вытекает их реалий онтологического. Он предполагает, что социология – это часть природы, и по этой причине она подобна науке о природе, науке о человеке и человеческом организме. Индивид не принадлежит самому себе – он осуществляет свою деятельность во благо других членов общества, учитывая их права и свободы. Также к методологическому аспекту следует отнести утверждение о том, что социальные факты – это вещи, и их необходимо изучать как объективные реальности. У них есть свои особенности, характерные черты, они могут влиять друг на друга, могут в большей степени отрицать явления друг друга, но это не дает им права полностью отказываться от идеи того, что в противоборстве рождаются особые социальные процессы и новые факты. 9. Социологический психологизм. Социологические концепции Г. Лебона, Г. Тарда, Ф. Тенниса. Под «психологизмом» понимается сведение человека и общества к психической реальности, обоснование самых разных антропосоциальных явлений и процессов посредством психологии. Особенно широкое распространение эта тенденция получает на рубеже XIX-XX вв. Важнейшей социально-исторической предпосылкой психологизма был тот резонанс, который произвела череда революций XVIII-XIX веков. Это утверждение в первую очередь относится к Франции – к стране, которая в наибольшей степени пострадала от революционных бурь, пережив четыре революции менее чем за столетие. У части интеллектуалов возникают опасения, связанные с возникновением так называемого «массового общества». Едва ли не центральным понятием социального дискурса становится «толпа» (франц. foule). С омассовлением общества связывается нарастание анархии и даже гибель творческой индивидуальности и культуры. Оборотной стороной этих страхов был повышенный интерес к феномену толпы и массовой психологии. Внутринаучной предпосылкой возникновения психологизма как интеллектуальной тенденции была институализация психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, независимой от философского знания, и рост её престижа. Применительно к данному периоду можно даже говорить о своеобразной моде на психологию. Тогда же начинается экспансия молодой науки в другие отрасли знания: в гносеологию, логику, эстетику, лингвистику, литературоведение, историю. Не избежала этой участи и социология. В результате на стыке социологии и психологии возник специфический интеллектуальный феномен, наиболее влиятельными представителями которого были французские учёные Гюстав Лебон и Габриэль Тард. 10. Основные принципы структурного функционализма (Р.Мертон, Т.Парсонс, др.). 1. Принцип функционального единства общества (согласно которому общество представляет собой единую закрытую систему, все части которой работают согласованно); 2. Принцип универсальности (согласно которому всякий элемент социальной структуры имеет положительную функцию в рамках целостной системы); 3. Принцип необходимости (согласно которому всякий элемент социальной структуры является необходимой частью в рамках целого и обеспечивает непрерывность существования социальной системы); 4. Принцип динамического равновесия (согласно которому всякая социальная система имеет специальные механизмы, которые сохраняют ее в равновесии или после его нарушения возвращают ее снова в предыдущее равновесное состояние). 11. «Понимающая» социология В.Дильтея, Г.Зиммеля и М.Вебера. В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления. Макс Вебер — немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права. Идеи М. Вебера оказали громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией М. Вебер внёс существенный вклад в становление и развитие социологии. |