Общая социология. Общая социология вопросы к зачету в 1 семестре
Скачать 200.81 Kb.
|
Показатели социальной мобильностиСоциальную мобильность можно измерить, используя две системы показателей, в которых единицами счета выступают индивид и статус. Показатели мобильности индивида: Объем мобильности. Это число индивидов, переместившихся по социальной лестнице за определенный промежуток времени в вертикальном направлении. Абсолютный объем исчисляется числом переместившихся индивидов, относительный объем мобильности исчисляется отношением количества индивидов ко всему населению (указывается в процентах). Масштаб мобильности, или совокупный объем показывает количество перемещений по всем стратам. Дифференцированный объем определяет количество перемещений по отдельным, классам, слоям, стратам. Коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Коэффициент мобильности входа в социальный слой, показывает социальное происхождение людей. Степень мобильности определяется диапазоном мобильности и условиями, обеспечивающими перемещения людей в обществе. Диапазон мобильности характеризует конкретное общество, находится в зависимости от того, сколько разных статусов в нем существует. Показателем социальной мобильности является исторический тип стратификации. На изменение социального статуса, ограничение социальной мобильности серьезные ограничения накладывают сословные или кастовые общества. Система показателей мобильности с единицей счета – статус: Объем мобильности – количество людей, которые изменили свой прежний статус на другой в направлении вверх, вниз и по горизонтали (направление мобильности). Мера мобильности определяется объемом и шагом социальных перемещений. Дистанция мобильности – число статусов (ступенек) на которые поднялся или с которых спустился индивид. Большинство перемещений происходит на 1-2 ступени в направлении вверх или вниз. Это считается нормальной дистанцией. Ненормальная дистанция – это внезапный взлет на социальную лестницу или падение с нее. Шаг перемещений – единица дистанции мобильности. Шаг может измеряться в поколениях, статусах. 34. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Каналы мобильности. В прошлом существовало множество государств, жители которых не имели возможности изменить своё положение в обществе. Так, ребёнок, родившийся в семье крестьянина, был обречён заниматься всю жизнь сельским хозяйством. В современном мире практически любой человек может достичь благополучия и богатства благодаря своим знаниям и умениям. Узнаем, что такое социальная мобильность, какие её виды выделяются в науке. Понятие социальной мобильностиПод социальной мобильностью понимается перемещение из одной социальной группы в другую. При этом происходит изменение статуса человека в обществе, места жительства, профессии, уровня дохода. Выделяется ряд факторов, приводящих к таким перемещениям. Их называют каналами социальной мобильности, социальными лифтами. К ним относятся: полученное образование (среднее или высшее профессиональное, курсы повышения квалификации); семья (например, девушка выходит замуж за иностранца и меняет гражданство); способности человека (знания и умения, которые выделяют его среди других); армия (повышение звания); политические организации (переход из одной партии в другую, назначение на должность лидера); работа в организации (карьерное продвижение); церковь (изменение религиозных взглядов). Существует два вида перемещений в обществе. Рассмотрим, чем отличаются горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильностьК данному виду мобильности относится перемещение человека или группы лиц без изменения социального статуса. Она может быть: географической (иногда её называют территориальной) — смена места жительства; семейной — выход из одной семьи и создание другой; профессиональной — смена места трудовой деятельности, не сопровождающаяся повышением или понижением в должности; правовой — изменение гражданства; религиозной — смена вероисповедания; политической (переход из одной партии в другую). Вертикальная мобильностьВертикальная мобильность — это социальные перемещения, которые сопровождаются изменением статуса человека в обществе. Она бывает двух видов: восходящей (повышение положения) и нисходящей (понижение статуса). Кратко познакомимся с примерами восходящей и нисходящей мобильности. Смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую является примером повышения социального статуса. Формой вертикальной социальной мобильности является избрание лидера политической партии на пост президента. Понижение в должности — иллюстрация нисходящей социальной мобильности. Потеря престижной работы вследствие разорения предприятия или увольнения сопровождается понижением социального статуса. Выделяется две формы вертикальной и горизонтальной мобильности. Групповая мобильность — это изменение социального статуса общности людей. Его причиной может стать социальная революция, война, стихийное бедствие. Например, после революции 1917 года дворяне и купцы потеряли привилегированное положение в обществе. Большевики, напротив, повысили свой статус. Индивидуальную мобильность характеризует перемещение одного отдельно взятого человека. Примером может быть повышение в должности после получения высшего образования, трудоустройство после окончания института, вступление в брак, переезд. В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы». Каналами мобильности являются: общественно-политические организации; органы власти; профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.); церковь; школа; армия; семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.). 35. Каналы социальной мобильности в современном российском обществе. Социальная мобильность – это процесс изменения социального статуса индивида. Исследованием социальной мобильности занимался известный социолог Питирим Сорокин. Именно ему принадлежит типология социальной мобильности. Исследователь делила ее на: Горизонтальную социальную мобильность; Вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида или социальной группы из одного социального статуса (социальной позиции) в другой. Однако индивид или социальная группа остаются примерно на том же уровне, то есть на уровне того же самого социального слоя. Но может измениться характер деятельности, ее наполненность и значимость этой деятельности для общественности. Например, переход из одной религиозной группы в другую, смена социального положения, переезд. Что касается вертикального типа социальной мобильности, то она представляет собой совокупность взаимодействий. Эти взаимодействия обеспечивают переход индивида, социальной группы или любого иного социального объекта из одного социального слоя в другой. Исследованием социальной мобильности занимался известный социолог Питирим Сорокин. Именно ему принадлежит типология социальной мобильности. Исследователь делила ее на: Горизонтальную социальную мобильность; Вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида или социальной группы из одного социального статуса (социальной позиции) в другой. Однако индивид или социальная группа остаются примерно на том же уровне, то есть на уровне того же самого социального слоя. Но может измениться характер деятельности, ее наполненность и значимость этой деятельности для общественности. Например, переход из одной религиозной группы в другую, смена социального положения, переезд. Что касается вертикального типа социальной мобильности, то она представляет собой совокупность взаимодействий. Эти взаимодействия обеспечивают переход индивида, социальной группы или любого иного социального объекта из одного социального слоя в другой. 36. Понятие «элита»: социологический анализ. Бизнес-элита современного российского общества. Элита – это немногочисленная группа людей, которые занимают высшие (не обязательно формально закреплённые) статусные позиции в системе социальной иерархии и оказывают существенное влияние на жизнь общества в различных сферах. Чаще всего элитой называют политические группы, таким образом этот феномен приобретает иной оттенок. Политическая элита – это небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках некоторую часть политической власти, обеспечивая при этом интеграцию, субординацию, а также отражение интересов различных групп и слоев общества, создавая механизм для реализации политических замыслов. Иначе говоря, элита является высшей частью социальной группы, общественной организации или класса. Исследованием политических элит занимался П. Бурдье, который применял концепцию многомерного пространства. При этом важнейшей характеристикой элит он называл способность легитимации власти, которая позволяет принять политические решения и транслировать их на уровень массового сознания, а также поведения. Легитимация власти – это политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны или государства, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве или стране институтам власти, признание их правомерности. Также Бурдье характеризовал элиты как относительно немногочисленный слой людей, занимающих руководящие посты в органах государственной власти, внутри политических партий, в различных общественных организациях. Этот слой, по мнению автора, влияет на выработку и осуществление всей политики в стране. По мнению Т. Заславской термин «элита» не является точным, лучше называть данный социальный слой «верхним субэлитным слоем». Такого же мнения придерживается и О. Крыштановская. В России собственность практически никогда не была отделена от государства. Собственники были слабо защищены как юридически, так и фактически. Экспроприации были столь часты, что класс собственников не успевал набирать силу. Собственность давалась властью и ею же отбиралась. В современном русском языке существует слово «дача», означающее небольшой надел земли за городом. Оно возникло еще во времена Ивана IV Грозного, когда широкое распространение получило дарение дарсм земель своим боярам. Бояре, попадавшие в немилость к государю, земли лишались. И в дальнейшем русская аристократия зависела от монарха, который мог даровать богатство и почести, а мог и отобрать. Периоды отчуждения собственности от власти были кратковременными. Это было связано с относительным ослаблением государственного контроля, либерализацией жизни, которая неизменно заканчивалась экспроприациями, перераспределением, частичной или полной национализацией. Богатым в России позволяет быть власть, которая в политическом обществе использует разрешение богатеть как свой ресурс, как привилегию, которой можно награждать достойных. Тех же, кто позволил себе разбогатеть, не заручившись поддержкой власть имущих, ждут репрессии и разорение. Вопрос о собственности в таком обществе — это вопрос не столько о том, кто владеет (кому юридически принадлежит), сколько о том, кто распоряжается. Собственность как таковая теряет свое значение, уступая место контролю над собственностью. Государственная собственность в политическом обществе — это коллективная собственность бюрократической элиты, которая монополизирует область политики и через нее управляет экономикой. Соглашусь с М. Рогбардом, который пишет: социализм — это «система абсолютного государственного диктата», «ситуация, когда государство владеет всеми средствами производства. Социализм это насильственное упразднение рынка».324Дж. Йел, И. Зеленый и Е. Таунсли полагают, что реформы в бывших социалистических странах привели к возникновению — «капитализма без капиталистов».325Это означает, что развитие рынка было детерминировано не экономическими акторами, а государством, политические решения которого способствовали возникновению буржуазии, полностью от него (государства) зависимой. Именно это произошло в России в 90-е годы XX века: появились крупные собственники, которые были порождены властью, зависели от нее. Как только класс частных собственников стал расти и крепнуть, он стал представлять угрозу для бюрократического государства. 37. Определение понятия «культура». Социологические теории культуры Культурав самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом. Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе. Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе. Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие: ? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека); ? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта); ? коммуникативная (функция социального общения); ? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию); ? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения); ? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества). В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение. В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов. Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную. Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни. Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д. Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью. Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур. По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение. 38. Социальные функции культуры. Культура в системе социальной регуляции. Культура- это система взаимосвязанных элементов. Изменение одного элемента ведет к изменению других элементов системы. Развитие культуры сопряжено с определенными закономерностями, оказывающими значительное влияние на социальную жизнь общества: Взаимосвязь культуры и системы материального воспроизводства. Материальные условия социальной жизни определяют содержание культуры: переход к рыночной экономике, изменения в способе производства сопровождаются изменениями в функционировании различных сфер культуры, в ценностной ориентации. Социально-экономическое состояние общества предопределено особенностями и типом культуры. «Нормальное» функционирование рынка предполагает нравственную мотивацию труда, сформированный экономический интерес, демократию, ответственность и т.д. Для культуры характерны противоречивость и неравномерность развития: различие в доступе к ценностям культуры разных групп и слоев населения; этапы развития культуры и других сфер общественной жизни не совпадают; неравномерность в развитии видов и форм культуры – на уровне личности могут не совпадать уровень воспитания и уровень образования, культура коммуникативная и профессиональная. Внутреннее взаимодействие структурных элементов культуры. Элементы культуры испытывают взаимное воздействие, вследствие чего формируется определенный тип культуры. Преемственность в развитии культуры: вертикальная (временная) преемственность опирается на достижения прошлого, осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим, может искажаться, что проявляется в негативном отношении к прошлому или в стремлении воспроизвести, сохранить прошлую культуру без веских на то причин; горизонтальная (пространственная) преемственность указывает на взаимодействие, взаимообогащение, взаимодополнение существующих одновременно культур, искажение проявляется в виде релятивизма (преклонение другой культуре, некритическое к ней отношение) и этноцентризма, или «культурного нарциссизма» (враждебность чужим культурам, самолюбование собственной культурой). В процессе развития культуры особая роль принадлежит творчеству, а в процессе культурного творчества – личности. С одной стороны, культура живет благодаря общей массе населения, с другой стороны – каждый период развития культуры сопровождается деятельностью выдающихся личностей. Замечание 1 В процессе формирования и развития культуры происходит взаимодействие ее национального, общечеловеческого и социально-классового компонентов. Через специфичность бытия нации, социального класса или слоя осуществляется изменение культурных универсалий. |