Главная страница
Навигация по странице:

  • Я хочу им об этом рассказать!"

  • Как завоевать и удержать внимание аудитории

  • курс лекций по психологии. курс лекций по психл. дел общ. Общение как социальнопсихологическая проблема


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеОбщение как социальнопсихологическая проблема
    Анкоркурс лекций по психологии
    Дата24.03.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций по психл. дел общ.doc
    ТипДокументы
    #187909
    страница11 из 19
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19

    Подготовка к выступлению

    Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере опре­деляет его успех, но не гарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступ­ления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

    Опыт показывает, что на каждую минуту выступления прихо­дится в среднем 20—25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

    Выбирая тему выступления, следует руководствоваться сообра­жениями, что:

    вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

    то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

    это актуально, для слушателей.

    Название выступления должно отвечать двум требованиям: отра­жать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно пред­назначено.

    Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

    Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " и "Как жить, не ста­рея ". Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

    Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом воз­можно лишь в том случае, если он прочно освоен.

    Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

    Кому я буду говорить?

    Для чего?

    Что должны уяснить слушатели?

    Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать выступление строй­ным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обя­зательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конс­пект приучает к стройности и краткости изложения, четкости фор­мулировок.

    Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не знаете состава аудитории. Предварительная информация о слуша­телях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведом­лены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заин­тересовать, как это соотносится с их насущными проблемами.

    Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим.

    Р. Хофф отмечал: "Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами". Он описывает такой слу­чай: "Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: "А я просто хочу освежить им мозги". Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может ока-
    заться им полезной "


    Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности.

    Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией — "встреч­ный ток", как говорил КС. Станиславский, — удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы най­дутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выс­тупления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.

    Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен уста­новить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважи­тельное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

    Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале при­дется посвятить несколько слов произошедшему накануне собы­тию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.

    Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.

    Важнейшее условие возникновения познавательного контакта — интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внима­ние и тем самым — контакт с оратором. Говорят, что внимание — ворота познания. А открывает их ключик, который называется "ин­терес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить меж­личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

    По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

    Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции.

    Задача оратора — внимательно следить за всеми сигналами обрат­ной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия — только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступле­ние не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на гла­зах слушателей, при их участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторо­нам. Главное требование — развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

    Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и, если есть возможность, скажите вслух:

    "Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать!"

    Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушате­лей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления.

    Начало выступления

    И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затра­ченному на подготовку выступления.

    Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Ни­каких суетливых движений, они моментально отвлекают слушате­лей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, час­то далекие от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около три­буны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который ока­зывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слуша­тели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

    В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

    Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет со­бравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет, тогда ему лучше вообще не брать слово.

    Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую муд­рую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину".

    Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, все­лять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выс­тупающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.

    Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя совре­менные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех дру­гих частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно поме­щать (это старание) в начале, когда все слушают с наи­большим вниманием".

    Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей дол­жен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкивать­ся с обратным — эффектное поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

    После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще ощу­щается некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. "Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?" — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-ни­будь занятие. Поэтому "первые слова лектора, — говорил А.Ф. Ко­ни, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, "зацепить внимание".

    Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобраз­ных зацепляющих "крючков" выступлений, существует множество.
    Л Л Г)

    А.Ф. Кони советовал: "...что-нибудь неожиданное, ка­кой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей ре­чью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.".

    Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Домаш­ние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М.В. Ломо­носов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быс­трота мышления. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чув­ствовать меру.

    Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание со­бравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? "Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности. Беда в том, что, чего доб­рого, это удастся доказать" (Дж. Эди).

    Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно перехо­дить к введению в тему.

    Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообща­ется о плане предстоящего выступления — вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира "История Сре­диземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями ":

    "Представьте себя путником, который впервые приез­жает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеле­ную растительность. И позвольте дать вам краткую ха­рактеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка".

    Такое же искусство начала выступления проявил академик Б.В. Гне-денко в лекции "Научно-технический прогресс и математика", про­читанной для рабочих завода имени Лихачева.

    "Товарищи! Для меня большая радость встретиться с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша

    продукция пользуется большим успехом не только у нас в стране, но и во многих странах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не хуже той продукции, которую произво­дите вы.

    Передо мной стоит очень сложная задача: в нескольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения научно-технического прогресса".

    Как писал Г.А. Апресян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно — своеобразный камертон, настраивающий ауди­торию на слушание того, что последует затем. Оно — программа, нередко предвещающая нечто интересное и весьма важное. Оно — и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем вы­явится в ходе публичной речи.

    Как завоевать и удержать внимание аудитории

    С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступаю­щим. Очень часто все становится ясно уже после первого произне­сенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

    Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требует­ся, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об опреде­ленном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос страте­гии.

    И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания ауди­тории.

    В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

    Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

    1. человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

    1. в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волну­ет, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

    3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или кон­трастный раздражитель.

    Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, лег­ко переключается на другой объект.

    Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознатель­но, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

    Произвольное внимание возникает при выполнении обязатель­ной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затра­тами, утомляет.

    Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это — проявление послепроизвольного вни­мания.

    Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5—6 ча­сов).

    Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают зат­руднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обра­щение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтитель­ностью, со множественным перечислением присутствующих, то сей­час ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

    Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дру­жеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преоблада­нием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обраще­ние, по возможности, должно учитывать состав слушателей: доро­гие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как пре­увеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболеп­ным.

    Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присут­ствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вы­вод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обраще­ние не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучше­ния контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

    Обращение всегда служит для поддержания контакта со слуша­телями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще не­который опыт и своего рода тонкое чутье.

    Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудито­рию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (спе­циалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории гово­рить гораздо труднее.

    К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев ака­демической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

    Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушате­лей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает прият­ные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают".



    Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

    Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слуша­теля или же я ломлюсь в открытую дверь?

    Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, ко­торый однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Че­рез три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая голо­вой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

    Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

    Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступле­ния, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуа­ции, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержа­ния выступления, а три четверти борются со сном"?

    Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информа­ция или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

    Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать куль­турно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

    Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".

    Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

    Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, соб­ственными размышлениями.

    Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринуж­денной манерой изложения, которая хорошо действует на слушате­лей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

    Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

    Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользо­ваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих дру­зей.

    По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении не­сет около 40% информации. С этим утверждением можно согласить­ся или не согласиться. Но попробуйте во время выступления дер­жать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "дере­вянную" сухость голоса, скованность мыслей.

    Вот интересный пример. В одну старую церковь постоян­но (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремеслен­ник. Он был почти глух, но тем не менее регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: "Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои бого­служения. Надеюсь, вы поняли все, что я сказал?" — "Господин пастор, — ответил старик, — с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!" Этот пример показывает, что когда вы высту­паете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Но лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции.

    Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыс­лей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

    При этом необходимо считаться со следующими правилами.

    1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверен­ности, неудачи, растерянности.

    2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не­значительность и слабость вашего авторитета.

    3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете при­емлемыми.

    Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

    Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говоря­щий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19


    написать администратору сайта