Главная страница
Навигация по странице:

  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

  • Честерфила. Письма к сыну

  • Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика) Весь мир - театр, и люди в нем ак-теры, и каждый не одну играет роль. В Шекспир

  • Жесты подозрительности и скрытности

  • курс лекций по психологии. курс лекций по психл. дел общ. Общение как социальнопсихологическая проблема


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеОбщение как социальнопсихологическая проблема
    Анкоркурс лекций по психологии
    Дата24.03.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций по психл. дел общ.doc
    ТипДокументы
    #187909
    страница13 из 19
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19

    Инверсия расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).

    Градация — расположение слов в порядке, при котором их зна­чение постепенно усиливается (реже — ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впе­чатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

    Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора — анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).

    Пример анафоры — отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отда­емся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не заме­чаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка ".

    Существует большое количество основных видов повторов: дос­ловный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрек­нул его во второй раз"); расширенный повтор:

    Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжает далее, детализи­руя: "Сенат ненавидит тебя..., римские всадники не выно­сят твоего вида..., римский народ желает твоей гибели..., вся Италия проклинает тебя... ".



    Приведем еще один пример расширенного повтора:

    "Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".

    Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора дей­ствует ободряюще, а слишком большая — усыпляет или разочаро­вывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.

    К расширенному повтору относится также разъяснение. Выраже­ние, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:

    попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно реко­мендовал, я от него потребовал принести наконец необхо­димые документы...".

    Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множе­ством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.

    Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слуша­телей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно — так много источников! И, тем не менее, так сухо...

    Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

    Например, американский политик Р. Никсон имел боль­шой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

    Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

    "Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания..."

    Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий выс­казывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

    "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие послед­ствия будет иметь это событие...", "Вы уже знаете, к чему я клоню ".

    При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слу­шателя к совместному размышлению.

    Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафед­ральным оратором, внушавшим страх язвительными наме­ками. "Возлюбленные прихожане, — начал он однажды, — есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рож­дения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".

    Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с дру­гом посредством многообразных связей, причем подчас одно сред­ство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекоменду­ется применять все сразу, так как их действие притупляется.

    Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, кры­латые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.

    Как же развить выразительность своей речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное в другом. "Для того, чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны ори­гинальные и своеобразные мысли и чувства", — писал С.Я. Маршак.

    Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не зна­ешь действительности.


    НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
    Умение читать приобретается чтени­ем книг, но гораздо более необходи­мое умение - познание мира — мож­но приобрести, только читая челове­ка и изучая самые разные его издания.

    Честерфила. Письма к сыну
    Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается уст­ными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установле­но, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуника­ций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20—40% информации передается с помощью вербальных. Эти дан­ные заставляют нас задуматься над значением невербального обще­ния для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

    Особенностью невербального языка является то, что его прояв­ление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять это­му языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

    Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколь­ко от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

    Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно опре­делить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете об­ратную связь, которая играет определяющую роль в целостном про­цессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важ­ной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встре­чено то, что вы говорите: с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

    Знание языка жестов и. телодвижений позволяет не только луч­ше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессло­весный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

    Все это позволяет сделать вывод, что если вы желаете достиг­нуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнера­ми, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо ов­ладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного общения. Мы будем описывать их в определенной последовательности и да­вать их толкование применительно к деловому общению*.
    Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
    Весь мир - театр, и люди в нем ак-теры, и каждый не одну играет роль.
    В Шекспир
    Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рас­смотрим некоторые из этих кинесических составляющих.

    Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны — хмурят­ся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой по­чти во всем мире означает "да" или утверждение. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, кото­рый означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.



    Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличает­ся от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, яв­ляется для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благопо­лучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуаль­ном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые по­чти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культур­ные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. При­косновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализи­руют о доверии и симпатии к партнеру.

    Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. Если собрать список прикосновений, то мы уви­дим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному.

    Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, даже весьма чувствительное, ста­рых приятелей воспринимается как знак дружеского распо­ложения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собе­седники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год — в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика.

    Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и проща­ния является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком корот­кое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удли­ненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демон­стрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).

    Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприни­матели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожи­мать руку энергично и сильно.

    С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку дру­гого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, — это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партне­ром.

    Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, — это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чув­ствовать себя хозяином положения.

    Рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинако­вом положении, означает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

    Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожа­тие, является признаком неуважения. Его главное назначение состо­ит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

    Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не со­гнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы дер­жать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии.

    Жест, называемый "перчаткой", означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств по отношению к партне­ру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, кото­рая кладется на правую руку партнера.

    Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку. Если ее кладут на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если руку кладут на пле­чо, то это означает больше чувства, чем когда она находится на предплечье.

    Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние че­ловека. А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшиф­ровываются эти знаки в поведении женщины:

    "Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда про­изводит хорошее впечатление. И наоборот, когда она дви­жется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны — ленивы или слишком нервны, — мы при виде этой дисгармо­нии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия".

    Действительно, движения рук и тела передают много сведении о человеке.

    Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосред­ственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпера­менте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

    Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты ха­рактера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

    В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как "идти с высоко поднятой головой", "расправить плечи" или, напротив, "стоять на полусогнутых ", представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние че­ловека.

    В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

    Например, воспитанный мужчина никогда не будет раз­говаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

    В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные сим­волические значения. Таким образом, они способны передать точ­ную информацию.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "рас­крытые руки" и "расстегивание пиджака".

    Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протяги­вает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

    Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто пока­зывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

    Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

    Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открыто­сти. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто рассте­гивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт пока­зывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пид­жаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

    Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитив­ное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том слу­чае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигают­ся на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недове­рии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще все­го он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждеб­ный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жес­том этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

    Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обо­значающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защит­ной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать про­сто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмос­фера беседы не носит конфликтного характера.

    Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, следует постараться сменить тему разговора.

    Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот при­ем используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей пози­ции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищурен­ным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, и если не принять опера­тивных мер, снижающих напряженность, то может произойти срыв.

    Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выстав­ленными большими пальцами рук, является достаточно популяр­ным среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обо­ими пальцами, а при положении стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19


    написать администратору сайта