Главная страница
Навигация по странице:

  • — 7.

  • Модели поведения Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель

  • курс лекций по психологии. курс лекций по психл. дел общ. Общение как социальнопсихологическая проблема


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеОбщение как социальнопсихологическая проблема
    Анкоркурс лекций по психологии
    Дата24.03.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций по психл. дел общ.doc
    ТипДокументы
    #187909
    страница16 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Часть культуры делового общения составляет создание привле­кательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово "имидж" прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, встречается в прессе. Но еще есть деловые люди, которые не придают значения своему имиджу или уделяют ему второстепенное значение.
    Что такое имидж?

    Имидж — это искусство управлять впечатлением.

    Э. Гофман

    Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружа­ющих.

    Имидж — это некий образ, который человек, его "я", пред­ставляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной сторо­ны, мы стараемся дать информацию окружающим, с другой — преследуем какие-то свои определенные цели, т.е. имидж нужен нам.

    Обретение профессионального имиджа не самоцель, однако об­ладание им составляет весьма существенную личностную и профес­сиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

    "Имидж" — английское слово, обозначающее "образ", "ореол". Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер сте­реотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей.

    Понятие имиджа включает не только естественные свойства лич­ности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психо­логическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая от­расль научного знания — имиджелогия.

    Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искус­ству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания.

    Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об об­щении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, что­бы научиться располагать людей к себе.

    К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одеж­ды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип в другие обстоятельства. Но имидж не застывшее поня­тие, человек может быть разным в зависимости от ситуации. Очень важно понимать мотивы своего поведения, зачем вам это нужно, что вы хотите получить в результате. Благоприятные внешние дан­ные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться.

    Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фо­томоделями, но удается это лишь сотням. И только еди­ницы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

    Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.



    Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрыва­ет дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои силь­нейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художествен­ные и информационные характеристики личности. Тем более, когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

    Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно.

    Например, не многие знают, что такой знаменитый ар­тист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послуж­ном списке есть такая запись: "Уволен из театра по профес­сиональной непригодности ". Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

    И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Ведь обаяние — это не столько визуаль­ная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душев­ная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бы­вает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

    Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на оба­ятельность. Кроме того, человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременно­го условия создания достойного имиджа.

    Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

    Условно можно выделить три группы.

    В первую группу входят такие природные качества, как комму­никабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатич-ность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздей­ствовать словом). Эти качества составляют набор природных дарова­ний, обозначаемых понятием "умение нравиться людям". Облада­ние перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.

    Во вторую группу входят характеристики личности как след­ствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

    Нравственный человек осознает необходимость жить по мораль­ным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравствен­ный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — все­дозволенность.

    Обществу необходим нравственно надежный человек, способ­ный на самосовершенствование, прежде всего духовное. Его внима­ние должно привлекать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний. Ф.М. До­стоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

    Недостаточная гуманитарная образованность плохо ска­зывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского 7. Это последствие сни­жения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

    Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, под­вергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культу­ра в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

    К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

    К примеру, в корпорации "Дженерал моторе " первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру, — требова­ние компетентности. Каждый менеджер должен професси­онально знать, как выполнить свою работу наилучшим об­разом. Хотя и в своей манере. Эти знания могут быть полу­чены, если менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, достаточно проницателен и самокрити­чен, чтобы усвоить их из своего опыта, и достаточно воспри­имчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

    Менеджер должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом. Еще Н.А. Доб­ролюбов писал, что человек со способностями министра мучается на кучерских козлах, а другие, со способностями кучера, изнемо­гают в высоких министерских креслах.

    Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатле­ния зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:

    искусство улыбаться;

    постановку голоса;

    технику жестов, мимики и поз.

    Помочь в этом могут имиджмейкеры — специалисты по форми­рованию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а при­страивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большин­ство наших лидеров считают, что они и так наделены харизмой. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сво­диться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к пол­ной открытости навстречу им, готовности воспринимать их реко­мендации в качестве программы своих действий. Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

    Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негатив­но воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинте­ресована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конк­ретной ситуации, а поэтому — правильного выбора своей модели поведения.

    Модели поведения

    Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
    Г. Гегель

    Как мы уже говорили, поведение — это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Существует свое­го рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имид-жирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые при­носят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

    В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого че­ловека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интона­циях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образу­ет модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.

    Например, авторитарное поведение включает в себя без­апелляционность суждений, категоричный тон, характер­ную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы делаем для себя соответствующие выводы.

    Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав эле­менты противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.

    В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жиз­ни не является объектом специального изучения, но среди множе­ства моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, ста­новятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.

    Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и дипломату, разли­чаются между собой. Если мы основательно будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.

    Стратегические модели фактически представляют собой реко­мендации, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумы­ваем, какие слова сказать собеседнику, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завое­вать его симпатию и т.д.

    Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловле­на проблемами, возникающими в процессе общения. Эффектив­ность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характе­ристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитыва­ем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.

    Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий: отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотно­шении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудно­стей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим за­мечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, ра­ционализация собственных неразумных поступков. Эти реакции ме­шают взаимопониманию и взаимодействию. Чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологи­ческую защиту, нужно помочь человеку осознать, как мы воспри­нимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь — это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем не­сколько тезисов из книги польского психолога, в которой раскры­ваются условия эффективного механизма обратной связи*.

    /. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.

    1. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключени­ях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объек­тивно отражают реальность.

    2. Старайтесь высказаться скорее в описательном клю­че, чем в форме оценок...

    3. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".

    4. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конк­ретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.

    5. Старайтесь давать как можно меньше советов, луч­ше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.

    6. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь под­черкнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не ма­нипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязы­вать.

    7. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользо­ваться ею.

    8. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспе­чения обратной связи был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.

    10. Помните, что давать и принимать обратные связи
    можно при наличии известной смелости, понимания и ува-
    жительного отношения к себе и другим.


    Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важ­но, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвы­чайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплекса­ми", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении соб­ственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чув­ства собственного достоинства.

    Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потен­циалом.

    Вот что писал в XVIII в. французский моралист Ф. Ла­рошфуко: "Красота, ум, доблесть под воздействием по­хвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными ". *

    Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпа­тии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В случае если мы действительно уважаем и ценим другого человека, выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партне­ров.

    Когда психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится сред­ством манипуляции сознанием и поведением другого человека), нравственная оценка, безусловно, будет негативной.

    Большую популярность в нашей стране, как и в США, на роди­не автора, получили советы Д. Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (М., 1989). Большая часть рекомендаций Д. Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.

    Вот некоторые из советов: "Будьте искренне заинтере­сованы в других людях"; "Запомните, что имя человека яв­ляется для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значитель­ность, и сделайте это искренне"; "Покажите, что вы ува­жаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав "; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб"; "Прежде чем критико­вать другого, говорите о собственных ошибках"; "Давайте возможность человеку спасти свое лицо "; "Хвалите челове­ка за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.

    Конечный результат, для которого Д. Карнеги предлагает ис-
    пользовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из
    общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргумен-
    тов в пользу своих советов Д. Карнеги говорит о том, что с их


    * Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. —Л., 1971. — С. 200.

    помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгод­ные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши сооте­чественники не поняли основной идеи Д. Карнеги, считая, что его советы неприменимы, так как поощряют лицемерие и ханжество.

    Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для парт­нерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитив­ный эффект от общения. В основном все советы основаны на здра­вом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жиз­ненных примеров, делают книгу Д. Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.

    Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели — это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами, исходя из своего определения ситуации. Чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участни­ков общения должен "подать себя" в соответствии со своим замыс­лом.

    Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессозна­тельно, прямо или косвенно.

    Например, мы можем делать это прямо, называя при зна­комстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осу­ществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, под­черкнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.

    Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном об­щении8.

    Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обсто­ятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.

    Каковы критерии выбора модели поведения?
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта