Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетическая элегантность

  • курс лекций по психологии. курс лекций по психл. дел общ. Общение как социальнопсихологическая проблема


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеОбщение как социальнопсихологическая проблема
    Анкоркурс лекций по психологии
    Дата24.03.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций по психл. дел общ.doc
    ТипДокументы
    #187909
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    Внешний вид

    Перестрой отношение к вещам, ко­торые волнуют тебя, и ты будешь от них вне опасности.

    Марк Аврелий
    "По одежде встречают..." — эта поговорка кратко и исчерпыва­юще отвечает на вопрос, какое значение имеет одежда в создании имиджа. Умение подобрать для себя одежду, а еще важнее — носить ее составляет важную часть имиджирования. Хотим мы того или нет, но наша одежда является наглядной многомерной информа­цией, например: о наших экономических возможностях, эстети­ческом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отно­шению к окружающим людям. Одежда является своеобразной ви­зитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Почему же одежда приобретает такую значимость, что весь образ может быть мгновенно разрушен неверно выбранной дета­лью?

    Секрет в том, что именно мы своим выбором выражаем отноше­ние к той или иной вещи, придаем ей смысл, значение и цену, которых она сама по себе, возможно, не имеет.

    С незапамятных времен одежда, кроме основных своих функций — защиты и украшения, — несет информацию о владельце, своеоб­разный код, который надо уметь прочитывать. Опытный глаз сразу отметит, насколько умело вы одеты: подходит ли костюм к вашей фигуре, соответствует ли характеру и темпераменту, помогает или нет скрыть недостатки, можете ли вы понять и почувствовать ситу­ацию, в которой находитесь. Ваш статус, психологические особен­ности, социальная роль, мысли и чувства — все найдет отражение в костюме. Например, высокостатусным считается силуэт, приближа­ющийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Низкостатусным — к форме круга. Черно-белые цвета повышают статус, яркие цвета — понижают.

    В нашу задачу не входит давать какие-либо рекомендации по выбору одежды. Есть множество книг, как подобрать гардероб в соответствии с внешностью.

    Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно помнить о двух важ­ных понятиях, предложенных швейцарским психологом Максом Лютером: "эстетическая элегантность" и "психологическая элегант­ность".

    Эстетическая элегантность — когда каждый элемент одежды по­добран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом.

    Психологическая элегантность умение создавать собственную гармонию, "изюминку", присущую только вам. Объединив эти два понятия, вы сможете одеваться индивидуально и со вкусом, ком­фортно чувствовать себя во "второй коже", зная, что вы хотите сказать окружающим о себе и какую реакцию получить в ответ.

    В наши дни большинство людей понимают, насколько важен внешний вид, но у многих из нас почти не остается времени, что­бы заняться своим внешним видом. В таком случае полезно исполь­зовать утилитарный подход, при котором все будет оцениваться с точки зрения важности и пользы внешнего вида для вас. Сформу­лировав эти основные принципы и выработав основные привычки, вы сможете уделять внимание и другим вещам. Вам не понадобится уделять много времени своему внешнему виду, если вы хорошо по­размыслите, что вам идет.

    Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, связан­ные с выбором одежды и реакцией на ваш внешний вид окружаю­щих.

    Если человек имеет "ухоженный вид" — аккуратная стрижка, чистая кожа, здоровые зубы и т.д., то он словно излучает положи­тельную самооценку.

    Уход за собой — это привычка. Необходимо появляться на работе хорошо одетым и аккуратно причесанным каждый день.

    Прежде всего, нужно отметить социально-ролевое назначение одежды.

    Так, существует понятие "белые воротнички". Многие знают, что они относятся к технической интеллигенции и ведомственным чиновникам. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только опреде­ленным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких пред­приятиях по рабочей одежде легко можно отличить рабо­чих, служащих и менеджеров. Кстати, это дисциплинирует работников, облегчает их коммуникативные контакты.

    Есть салонная одежда — одежда для официальных посе­щений. К ним относятся фрак и смокинг. Их ношение стро­го регламентировано. Например, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов. Многие отече­ственные эмигранты в поисках работы в США не однажды убеждались, насколько неэффективны были их визиты к ра­ботодателям, если они являлись в мятом и без галстука костюме, неаккуратно причесанные.

    Конечно, нельзя абсолютизировать значение одежды в нашей жизни. Однако не будем забывать, что она может привлекать к себе взор людей, вызывая у них конкретные эмоции.

    У Ж. Сименона в одном из рассказов удивительно образно пока­зано, как молодые военные лихо выглядят в своей профессиональ­ной одежде и как они непрезентабельны без нее в зале суда.

    "При входе в зал Мегрэ слегка оторопел, увидев пятерых гуляк не в авиационной форме, а в мешковатых голубых оде­яниях без воротника, несколько смахивающих на пижамы.

    Они сразу утеряли вид славных мальчишек. Вдруг стала бросаться в глаза неправильность черт, какая-то смущаю­щая асимметричность лиц".

    Как блестяще гротескно представил социальный психолог Ж. Си-менон тот информативный потенциал, каким обладает одежда. Она буквально преображает людей. С ее помощью каждый может создать тот облик, который ему нравится.

    Так как одежду мы выбираем сознательно, по ней можно сде­лать определенный вывод о нашей личности. Например, экстравер­ты предпочитают необычные наряды, а интраверты — утонченные. Первые отдают предпочтение ярким цветам. А вторые — холодным. Экстраверты любят большое количество украшений, тогда как стиль интравертов — простой и скромный.

    При выборе одежды нельзя не считаться с ее функциональным предназначением: работа, дом, официальный прием и т.д. Напри­мер, неприлично в ресторан прийти в спортивной одежде. Как го­ворится, всему свое место и время.

    Можно иметь модную одежду, но не производить достойного впечатления. Ибо прежде всего надо знать, что носить. Если у вас полная фигура и короткая шея, то вам не пойдет прическа из сво­бодно падающих на плечи волос. Итак, при выборе одежды нельзя не считаться со своими физическими данными. Даже худой человек будет казаться полнее, если наденет пиджак с квадратными плеча­ми и широкие мешковатые брюки. Правильный выбор покроя одежды часто способен скрыть недостатки фигуры.

    В качестве наблюдателей мы по-разному реагируем на разные геометрические формы и придаем им определенные качества. Округлой формы воротники, карманы и лацканы будут иметь более мягкий вид, чем детали, имеющие стро­гую геометрическую форму и большое количество острых углов. Вы можете использовать реакцию людей на разные геометрические формы для правильного выбора одежды. Про­стой шерстяной свитер с круглым вырезом сделает вас бо­лее демократичным, а строгий костюм с острыми геомет­рическими формами — властным и строгим.

    Если вы не хотите, чтобы ваша одежда отвлекала собеседника от вас самих и от того, что вы ему говорите, избегайте чрезмерного количества деталей — карманов, пряжек, сложной формы воротни­ков, блестящих пуговиц и т.д.

    Цвет также создает эмоциональные ассоциации. Теплые, яркие цвета, такие, как красный и желтый, "наступают" и могут сделать вас симпатичнее и дружелюбнее, тогда как холодные, мрачные, темные цвета, например черный, темно-синий, серый, "отступа­ют", создают дистанцию, и вы будете выглядеть более властно и неприступно.

    Одежда ярких расцветок может подавлять человека, особенно если у него самого бледный цвет кожи. Кроме того, будет еще хуже, если, обратив внимание на крикливую расцветку, люди не посмотрят на вас самих. Темные нейтральные цвета сделают ваш вид более значительным; теплые нейтральные цвета, например бе­жевый и коричнево-желтый, располагают к себе, создают впечат­ление покоя.

    Наиболее важный цвет — тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки должны быть таких оттенков, которые подходят к цвету лица, оттеняют его. Правильное использование цвета сделает ваш облик более уверенным.

    Современные требования к одежде стали менее жесткими, чем это было раньше. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Однако это не освобождает от необходимости учитывать при выбо­ре одежды свой возраст. В наше время, например, многие пожилые люди стали отдавать предпочтение спортивной одежде. При этом зачастую не задумываясь над тем, что она не помогает скрыть воз­растные изменения тела.

    Безвкусица, чрезмерная экстравагантность, несоблюдение сезон­ности и просто неаккуратность — все это губительно для имиджа. Неумение одеваться перечеркивает многие прекрасные качества лю­дей, создает ложное впечатление о них.

    Как можно соблюсти равновесие между необходимостью под­держивать определенные стандарты в одежде и желанием выразить свою индивидуальность? Предел, до которого можно выражать ин­дивидуальность и проявлять оригинальность, опять-таки зависит от рода работы.

    Иногда кричащий стиль одежды воспринимается людьми как желание привлечь к себе внимание при отсутствии других способов добиться этого. Однако можно одеться так, чтобы и выглядеть ори­гинально, и не вызывать у окружающих негативных чувств.

    Создать свой неповторимый внешний облик можно посредством одежды, которая вам идет. Тому, кто сумеет выразить себя и со­блюсти при этом чувство меры, удастся создать целостный вне­шний образ.

    Можно использовать свой имидж для выражения индивидуаль­ности и придания дополнительного значения тому, что вы делаете.

    Например, если работа состоит в разборе жалоб клиентов, вы должны выглядеть демократично. Лучше носить одежду из мягкой ткани теплых оттенков средней интенсивности, чем строгий костюм с острыми формами. Если часто прихо­дится проводить презентации для больших групп людей, то вы можете подчеркнуть роль "артиста помощью одежды сме­лых форм и цветовых сочетаний, с некоторыми элементами экстравагантности, соблюдая при этом чувство меры.

    Выражать индивидуальность можно и с помощью необычных цветов, и внимания к деталям. Костюм темно-зеленого цвета мо­жет оказаться не менее подходящим для вашей профессии, чем стандартный темно-синий. Обратите внимание на то, что в разгово­ре мы обычно смотрим на лицо и плечи собеседника. Поэтому жен­щины могут выражать свою индивидуальность с помощью украше­ний и шейных платков, а мужчинам необходимо очень вниматель­но подходить к выбору сорочек и галстуков.

    Существует такое понятие — "одеваться со вкусом". Оно уни­версально по своей трактовке, ибо вкусы людей зависят от многих обстоятельств. Среди них ведущая роль отводится общей культуре, материальным возможностям, возрасту, этнопсихологическому фак­тору. Имеется и некий стандарт "хорошего вкуса". Для того чтобы его поддержать, следует при выборе одежды и ее ношении прини­мать во внимание свои кинесические данные, фактор времени, со­циальный статус. Долгое время одеваться со вкусом означало оде­ваться в строгую и однотонную одежду. Во времена демократизации вкусов появилась возможность одеваться разнообразно, но при этом соблюдая принцип ансамбля.

    Особо хотелось бы обратить внимание на одежду мужчин, на то, что в их ансамбле одежды велик эффект рубашек. Можно иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно (но при обязательном условии: иметь в своем гардеробе не менее дюжины различных рубашек). Одно время пальма первенства отдавалась белым рубашкам. Цветное телевиде­ние наглядно демонстрирует, насколько ненадежна белая рубашка в "лепке" образа. Конечно, существуют ситуации, когда по этикету или ритуалу положено быть в белой рубашке. Вообще же мужчины выигрышнее смотрятся в тех рубашках, которые лучшим образом оттеняют лицо, гармонично сочетаются с галстуком.

    У американцев деловой стиль одежды получил название "бэзик". Бэзик, безоговорочно вбирает всю классику мужского костюма. Только дилетанту может показаться, что классический костюм не­изменен. Кроме того, прав не тот, кто, кивая на демократичность, ходит в свитере и пуловере. Лучше всего, если дневной рабочий костюм будет серого, светло-серого или темно-синего оттенка.

    Главное украшение мужчины — это... галстук. Он должен по длине, ширине и цветовой гамме соответствовать моде. Взглянув на галстук, можно безошибочно оценить вкус его обладателя. Элегант­ный костюм, возможно, и останется незамеченным, красивый гал­стук — никогда. Выбор цвета или рисунка галстука позволяет про­демонстрировать индивидуальность, а иногда и настроение, в кото­ром пребывает его обладатель.

    Галстуки любого рисунка, цвета, размера выглядят изысканно тогда, когда не бросаются в глаза. Желаемый эффект достигается не узорами, а правильным подбором галстука к костюму. Каждый се­зон диктует свою моду на цвет. Следует помнить, что доминирую­щий цвет галстука должен повторять один из тонов костюма.

    Сейчас бизнесмены одеваются по наитию, полагаясь на свой вкус, может быть, прислушиваясь к чужим советам. Н-и одно исследование не докажет, что хорошо и со вкусом одетый предприниматель зак­лючает больше выгодных сделок, но можно поручиться за то, что каждый преуспевающий бизнесмен выглядит безукоризненно.

    Значительно больше проблем с одеждой у женщин. Каждая жен­щина призвана быть уникальной. Вот почему женская мода дина­мична, разнообразна и непредсказуема. Однако главная трудность состоит в том, что женщина не может быть одета так же, как дру­гие. Для нее одежда является фоном для самопрезентации своих лучших качеств.

    Предназначением женской одежды было и остается подчеркива­ние индивидуальности и элегантности. Женщина всегда обладает правом на оригинальность своей одежды, на стиль ее ношения. Без­условным успехом пользуется женщина, удачно решающая пробле­му гармоничного сочетания цветовой гаммы в своей одежде.

    Для офиса наиболее приемлемо платье с длинным рукавом, при­чем самое "авторитетное" платье — серое в мелкую полоску. Луч­шие цвета делового платья — темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, светло-синий. Наименее под­ходящими являются яркие цвета.

    Предназначение украшений — придавать женщине изящество, создавать тот мазок в образе, без которого он не будет закончен­ным. Ношение украшений — это показатель не материальных воз­можностей женщины, а ее культуры и изысканности вкуса. Специ­алисты по имиджу деловой женщины считают, что корректным украшением считается обручальное кольцо. Деловая женщина долж­на иметь сумочку из хорошей кожи. Приличия требуют, чтобы она пользовалась хорошей ручкой достойного класса.

    Проявляйте осторожность и в выборе очков. Это — элемент вне­шности, который все время остается на виду. Выбирайте оправу такой формы, которая подходит к вашему лицу. Круглые стекла очков еще больше подчеркнут округлость лица. В этом случае боль­ше подойдут прямоугольные стекла. Избегайте оправ, которые слиш­ком привлекают к себе внимание, если хотите, чтобы люди запом­нили ваше лицо, а не очки. Прислушайтесь к советам оптика или того, кому доверяете.

    Благодаря эффекту аксессуаров женщина всегда может придать своему визуальному имиджу особый шарм.

    Цветной платочек (но не аляповатый), брошь, фигурная закол­ка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие не­хитрые детали женского туалета придают ее внешнему виду инди­видуальность. Стремление быть заметной — глубинная потребность женщины, именно поэтому она постоянно изобретает средства для ее удовлетворения. Эффект аксессуаров — одно из таких средств.

    Примечательно то, что достижение данного эффекта не требует каких-то значительных материальных затрат. Сами аксессуары под­даются многочисленным комбинациям. Они прекрасно выполняют роль дополнительных деталей при разработке имиджа.

    Очень важный элемент в визуальном имидже — это макияж.

    Макияж — это декоративная косметика. Ее тактическое назначе­ние — придать лицу эстетичность и привлекательность.

    Следует иметь в виду, что макияж делается на уровне "чуть-чуть ". Но смотришь в зеркало и видишь, как преоб­ражается твое лицо, оно становится свежим, появляется какой-то шарм. Именно умение не огорчать других своим усталым или болезненным видом — это показатель культу­ры общения.

    Макияж — это наука и искусство, с помощью которых лицу придаются эстетичность и индивидуальная привлекательность, к сожалению, не все владеют им. Обращаясь к макияжу, надо быть уверенным в том, что у вас хороший художественный вкус, систем­ное видение имиджа, объективная оценка своих возможностей. Пре­тенциозность и агрессивность в макияже сразу указывают на отсут­ствие подобных качеств.

    При разработке имиджа существенной является такая деталь, как верный выбор макияжа в зависимости от цвета волос. В созда­нии женского шарма это определяет эффект "изюминки".

    Ухоженные волосы делают вас привлекательными и сами по себе, тем более, если они уложены в красивую прическу. Ее выбор — не такая простая проблема в имидже, как порой представляется некоторым.

    Прическа делает женщину привлекательной, а мужчине придает характер. Причем прическа выбирается с учетом фигуры, типа лица, формы головы.

    Специалисты разработали рекомендации, как с помощью удач­но выбранной прически можно отвлечь внимание от сутулости спи­ны, некрасивой шеи и т.п. Подобные манипуляции с волосами можно проводить при том условии, если за ними постоянно следить.

    Образ личности — многоголосое произведение. Его составными компонентами являются те позиции, которые были уже изложены. Попробуйте изъять какой-либо из компонентов, и вы убедитесь, что нарушилась вся композиция образа, и как следствие, разру­шился привлекательный личный имидж.

    Именно поэтому очень важно не упускать ни одного элемента из составляющих имиджа, каким бы незначительным он вам ни казался.

    Для создания имиджа очень эффективно заниматься психологи­ей личного самоуправления. В этой связи можно воспользоваться советами психолога С. Ключникова:

    "Начните наблюдать за состоянием мышц лица и его выражением в разнообразных ситуациях, на людях и в оди­ночестве. Прочувствуйте, насколько комфортно ощущают себя мышцы лица вначале по отдельности (лоб, глаза, щеки, губы), а затем все вместе. Зафиксируйте то обычное выра­жение лица, в которое складываются отдельные ощущения этих мышц. Уловите физическое самочувствие и эмоцио­нальное состояние, которое отпечаталось в подобном вы­ражении. Посмотрите на себя в зеркало и еще раз задайте вопрос: случайно ли ваше сиюминутное выражение лица ? Как связано ваше типичное выражение лица с вашим типичным настроением?

    В общем старайтесь выработать у себя свойство внут­реннего наблюдения и контролера за состоянием мышц лица и его выражением. Пусть этому поможет образ "мгновен­ного мысленного зеркала", зримо и рельефно показывающего вам ваше лицо. Работайте над мимикой в сочетании с тре­нировкой жестов. Научитесь наблюдать за ними. Понаблю­дайте, на что они направлены, какие эмоции выражают. Заставьте себя пристально следить за теми движениями головы, рук и туловища, которые вы совершаете во время общения и беседы".

    Имидж — это внешнее отражение человеческого образа, нагляд­но-выразительный "срез" его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать само­го себя — наиболее сложная работа, но, безусловно, она представ­ляет интерес для каждого человека. Это обусловлено тем, что имидж — своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека). Следует иметь в виду, что именно репутация является ключом к решению многих деловых и жизненных проблем.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта