Главная страница
Навигация по странице:

  • Как завершить выступление

  • Культура речи делового человека Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слово не сказал. Саади (персидский мыслитель и поэт XIII в.)

  • Выразительность речи

  • Сравнение

  • Гипербола

  • курс лекций по психологии. курс лекций по психл. дел общ. Общение как социальнопсихологическая проблема


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеОбщение как социальнопсихологическая проблема
    Анкоркурс лекций по психологии
    Дата24.03.2021
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций по психл. дел общ.doc
    ТипДокументы
    #187909
    страница12 из 19
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19

    Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успева­ли следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записы­вать.

    В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысле­ние сказанного, появляется возможность задать вопрос.

    Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступле­ние, привести какой-нибудь любопытный факт.

    О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональ­ное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

    Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золо­том венке: "...Представьте себе: стены рушатся, град па­дает, дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции... ".

    Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибе­гают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие ауди­тории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

    Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится при­лагать слушателям для концентрации своего внимания. Классичес­ким приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естествен­ная пауза для отдыха интеллекта.

    Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не разви­то, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безо­пасны в этом смысле юмористические зарисовки — парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, историчес­кие анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

    Например, характеризуя особенности формального обще­ния, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большо­го любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и винова­тым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее ". Его выслушали с любезны­ми улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться ".

    Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются це­лью — тогда начинается умственное распутство".

    Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" — они и "отвечают", — замечает Р. Хофф. Если почувствуется непони­мание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спас­ти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

    Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое ру­копожатие друзей", — советует Ф. Снелл.
    Как завершить выступление

    Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбо­родок (выросла борода, пока ты говорил). Если выступление подхо­дит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. "Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости", — писал юморист.

    Бывает, однако, что, стремясь все сказать, оратор так увлекает­ся, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро желают всем здоро­вья или бросают реплику: "У меня все". Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заклю­чения нет — суть выступления ускользает от слушателей.

    Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выс­тупление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудито­рии в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яр­кой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудито­рии.

    Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

    Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекли­кается с началом. Они вызывают положительные эмоции, подни­мают настроение.

    Вот как закончил лекцию о Средиземном море профессор М.Л. Мензбир: "...Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, слышанную в стране далекого севера, в неприглядный вечер серого декабрь­ского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчиты­вать, оставляя аудиторию".

    Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на воп­росы могут исправить или испортить впечатление от выступления.
    1 01

    Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконич­ным.

    Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многослов­но, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

    На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Не­допустимы реплики: "Я же об этом говорил!" или "Как же вы не поняли!"

    На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере подсказать источник информации.

    Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобраз­ный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступаю­щего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять вы­держку и чувство юмора.

    Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступле­ния к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каж­дого выступления. Эти записи очень помогут в будущем, это шаги оттачивания мастерства.
    Культура речи делового человека

    Умен ты или глуп, велик ты или мал, Не знаем мы, пока ты слово не сказал.

    Саади (персидский мыслитель и поэт XIII в.)

    Язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и испол­нителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: "Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали".

    Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.

    Культура устной речи заключается в сознательном отборе и ис­пользовании тех языковых средств, которые помогают общению.

    Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыс­лу; во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, умес­тно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.

    Мы часто ставим на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее.

    "Говорить правильно" и "говорить хорошо" — вещи взаимосвя­занные, но не совпадающие по значению и объему.

    Культура речи предполагает:

    знание норм литературного языка;

    соблюдение основных требований к языку выступления; выразительность речи, которая достигается использованием язы­ковых средств.

    Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить собесед­ника, партнера, аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону. Ведь слово — это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней куль­туры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.

    Может быть, поэтому следовало бы говорить не о люб­ви с первого взгляда, а скорее о любви с первого слова. Ака­демик Д. С. Лихачев подчеркнул, что для него культура речи — главный показатель культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей. Незазорным считала для себя М. Тэтчер, находясь у власти, учиться грамотно говорить, повышать свой образовательный уровень.



    Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, при­менить тот или иной термин не по назначению, и аудитория мо­ментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные де­тали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего, усиливая у последнего чув­ство неловкости и еще более усугубляя его положение.

    Так, Б. Шоу говорил следующее: можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.

    В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2—3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне


    л оо

    выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

    Приходится иногда слышать такое мнение: "Что изменится, или меня не поймут, если я скажу «средства», а не «средства»"? Здесь мы получаем следующий психологический эффект. Когда мы слы­шим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывает­ся (нужно дополнительное время на его осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.

    Ошибки в ударении нельзя оправдать тем, что "все так говорят". Сразу становится ясно, кто эти "все". Д. Р. Пар-кинсон в книге "Люди сделают так, как захотите вы " пи­шет: "Наверное, можно скрыть свое происхождение, обра­зование и прочее, но большинству людей это не удается -— их выдает речь".

    Никто не может полностью избежать обмолвок. Они случаются даже у лучших ораторов.

    Неприятное впечатление на слушателей производят кан­целяризмы (дежурные фразы) типа: "охватить мероприяти­ем ..." "уделить должное внимание "в настоящий мо­мент ...". Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос": его "ставят, заостряют, касаются, тор­мозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и утрамбовывают ".

    Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать", "по­нимаете ", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.

    М. Твен однажды сказал: "Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светляч­ком ".

    Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным пси­хологов ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток — 9000. Взрослый среднего образовательного уровня — 11 700 слов, а чело­век "повышенной интеллигентности" — до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.

    Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более се­кунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого време­ни увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчи­тывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60—70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мыс­ли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется вни­мание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его оконча­ния.

    Устная речь отличается от письменной более короткими предло­жениями, простотой построения фраз, употреблением разговорной лексики, эмоциональной окрашенностью. Для устной речи, ориен­тированной на слушателя, характерны вопросительные предложе­ния, обращения, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении ("Мы видим, что...", "Как вы знае­те...", "Подумаем", "Вспомните").

    Хорошая устная речь обладает достоинствами, которых нет у звучащей письменной речи: она понятна, ее содержа­ние усваивается сразу же, она побуждает мысль и запоми­нается.

    Каких ошибок следует избегать прежде всего? Например: неправильного выбора слова; ошибки в произнесении слов; грамматических ошибок в словах; неправильного построения предложений.

    Заглянуть в словарь перед выступлением так же обязательно, как посмотреть в зеркало перед выходом на улицу. Точнее говоря, в словарь надо заглядывать не только перед выступлением

    Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на нее. И помнить о том, что без общения со слушателями никакая цель не будет достигнута. В ораторской речи воплощаются все три функции языка: общение, сообщение, воз­действие. Выполнение этих функций привело к тому, что в языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, называемые функциональными стилями.

    К ним относятся:

    разговорный (функция общения);

    научный и официально-деловой (функция сообщения); публицистический и литературно-художественный (функция воз­действия).

    Конечно, эти стили не существуют изолированно друг от друга. Но все же каждый функциональный стиль имеет свои особенности.

    Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, как он использует возможности языка. Неповторимость стиля определя­ется особенностями темперамента, характера, типом мышления. Стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора.

    При всех своих индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль. По словам Цицерона, как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, чем видеть, что уместно.

    Выбор уместного стиля речи можно сравнить с выбором костю­ма для какого-нибудь мероприятия. То, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.

    В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разго­ворный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, емкие фразы, прямые и ритори­ческие вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, стро­гий отбор слов при выражении мыслей.

    Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.

    Выразительность речи придает использование следующих худо­жественных средств языка.

    Синонимы — слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие раз­личной эмоциональной и экспрессивной окраской.

    Сравните слова синонимического ряда: недостоверная ин­формация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каж­дое слово из этого ряда передает разное отношение говоря­щего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.

    Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуж­дают чувства слушателей тропы — средства языковой выразительно­сти речи. Троп (от греч. tropes — поворот) — это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.

    Напомним самые распространенные тропы.

    Сравнение — наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).

    Эпитет — это образное определение, передающее отношение го­ворящего к предмету.

    "Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час" (из Нобелевской лекции А.И. Сол­женицына).

    Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго оста­ются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о кото­рых он собирается рассказать слушателям.

    "Душа настоящего человека есть самый сложный, и са­мый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент" (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

    *

    Метонимия слово или словосочетание, которое заменяет на­звание предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".

    Гипербола (преувеличение) — непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым челове­ком на свете".

    Литота (преуменьшение) — чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".

    Ирония — слово или выражение употребляется в смысле, обрат­ном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".

    Олицетворение — троп, состоящий из перенесения свойств чело­века на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немно­гочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).

    Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой ка­кую-то мысль, используются фигуры — особые построения фраз.

    Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных дей­ствий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).

    Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает пря­мого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он при­влекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Сол­женицын).
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   19


    написать администратору сайта