Кимы ПК без ответов. КИМЫ ПК без ответов. Общие положения в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
Скачать 87.4 Kb.
|
10. Христианско-религиозное понимание истории означает:а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня; б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу; в) история есть прогресс науки и техники; г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него; д) история есть развертывание классовой борьбы. 11. Апологеты во II в. н. э.: а) являлись сторонниками Юлиана Отступника; б) защищали, оправдывали христианское вероучение; в) впервые раскрыли стремление души к первоединству; г) рассматривали противоположность духа и материи; д) являлись сторонниками атомизма. 12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух; б) душа; в) разум; г) тело; д) воля. 13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает: а) человека; б) Бога; в) природу; г) логику; д) математику. 14. Основой духовной жизни в концепции Августина является: а) разум; б) воля; в) переживание; г) вера; д) страсть. 15. Высший критерий истины в концепции Августина: а) опыт; б) разум; в) откровение; г) эксперимент; д) нет такого критерия. 16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; в) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 17. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом; б) чувством и мыслью; в) сознательным и бессознательным; г) разумом и интуицией. 18. Предметом спора об универсалиях было: а) триединство Бога; б) методы спасения; в) реальное существование общих понятий; г) место Бога в мире; д) первооснова бытия. 19. В споре об универсалиях реалисты: а) приписывали существование общему; б) не допускали реального существования универсалий; в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя; г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания; д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия. 20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: а) укрепил христианскую теологию; б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование науки Нового времени; д) дал толчок развитию мистики. 21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы; б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна; г) философия должна быть упразднена; д) религия должна быть упразднена. 22. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; в) о гармонии веры и знания; г) о превосходстве веры над знанием. 23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом; д) протестантизмом. 24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного Бога; б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым; в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе; г) полагал, что Бог — это и есть природа; д) считал, что Бог – это перводвигатель. 25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что: а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом; г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима. 26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога: а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Ансельм Кентерберийский; г) Альберт Великий; д) Тертуллиан. 27. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. реализм; а) Уильям Оккам; 2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский; в) Иоанн Росцелин; г) Фома Аквинский. 28. Установите последовательность философов Средневековья: а) Фома Аквинский; б) Бл. Августин; в) Филон Александрийский; г) Тертуллиан. 29. Установите последовательность возникновения философских трудов: а) «О граде Божьем» Бл. Августин; б) «Сумма теологии» Фома Аквинский; в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; г) «О началах» Ориген. 30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу: 1. «О граде Божьем»; а) Дионисий Ареопагит; 2. «Сумма теологии»; б) Бл. Августин; 3. «О божественных именах»; в) Ориген; 4. «О началах»; г) Фома Аквинский. Критерии оценки:
ТЕСТ к теме 1.3. Философия Возрождения и Нового времени. 1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название: а) «О причине, начале и едином»; б) «О достоинстве и приращении наук»; в) «Об ученом незнании»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»; д) «О величии души». 2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции: а) абсолютной истины; б) относительной истины; в) недостижимой истины; г) конвенциональной истины; д) двойственной истины. 3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма; в) эмпиризма и материализма; г) рационализма; д) панматематизма. 4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция; д) диалектика. 5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам): а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра. 6. Исходный принцип философствования Декарта: а) сомнение; б) диалектика; в) интуиция; г) озарение; д) логика. 7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал: а) «верую, потому что нелепо»; б) «во всем должно сомневаться»; в) «любовь движет солнца и светила»; г) «знание — сила»; д) «познай самого себя». 8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная: а) находятся в тесной взаимосвязи; б) существуют независимо друг от друга; в) являются противоположностями и постоянно борются между собой; г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой; д) являются иллюзией психики. 9. Декарт признавал существование: а) одной субстанции — материи; б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством; в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением; г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение; д) только фактов чувственного восприятия. 10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является: а) делимость; б) протяженность (распространенность); в) вечность; г) изменчивость; д) энергия. 11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез; д) диалектический метод. 12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют: а) картезианством; б) сенсуализмом; в) реализмом; г) деизмом; д) прагматизмом. 13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения: а) логический; б) эмпирический; в) геометрический; г) семантический; д) диалектический. 14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются: а) внешняя причина; б) множество конечных вещей; в) мышление и протяжение; г) воздействие и связь; д) энергия и информация. 15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль: а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог); б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом); г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину; д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры. 16. Философия природы Дж. Бруно— это: а) деизм; б) креационизм; в) пантеизм; г) дуализм; д) материализм. 17. В виде Левиафана рассматривал государство: а) Спиноза; б) Гоббс; в) Декарт; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 18. Согласно Локку, основой всякого познания является: а) ощущение; б) идея; в) мысль; г) слово; д) интуиция. 19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную): а) Спиноза; б) Локк; в) Декарт; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 20. Философии Просвещения в целом присуще: а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс; б) исключительная религиозность; в) теоцентризм; г) исключительный интерес к проблемам познания. 21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной: а) Спиноза; б) Локк; в) Ламетри; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: а) человек и бог; б) бог и дьявол; в) бог и пророк; г) мошенник и глупец. 23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был: а) Спиноза; б) Дидро; в) Ламетри; г) Бэкон; д) Николай Кузанский. 24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности: а) естественные; б) искусственные; в) материальные; г) духовные; д) социальные. 25. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. эмпиризм; а) Бэкон; 2. рационализм; б) Декарт; в) Локк; г) Гоббс; д) Спиноза. 26. Установите последовательность возникновения философских трудов: а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский; б) «Об общественном договоре» Руссо; в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно; г) «Этика» Спиноза; д) «Новая Атлантида» Бэкон. 27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу: 1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон; 2. «Об общественном договоре»; б) Декарт; 3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский; 4. «Левиафан»; г) Гоббс; 5. «Новая Атлантида»; д) Руссо. Критерии оценки:
ТЕСТ по теме 1.4 Современная философии. 1. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с… экспериментом восприятием сознанием интуицией Представители вульгарного материализма считают, что сознание... имеет вещественную природу идеально является сверхъестественным даром существует независимо от материального мира Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма. диалектического вульгарного метафизического наивного Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из… Эроса и Танатоса Я и Не-Я Сверх-Я, Я, Оно либидо, сублимации Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой… Э. Гуссерля Ж.-П. Сартра З. Фрейда М. Хайдеггера При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание. естественнонаучного обыденного эстетического мифологического Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием... «психика» «интроспекция» «ощущение» «сознание» Согласно ________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями. пантеизму материализму идеализму дуализму Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается… А. Бергсон Ф. Шеллинг А. Шопенгауэр С. Кьеркегор Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является... Америка Африка Австралия Азия Критерии оценки:
ТЕСТ по теме 2.2 Методы философии и ее внутреннее строение 1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека; б) собрание теорий, концепций философов; в) наука, исследующая язык; г) учение о познаваемости мира; д) учение об устройстве мира. 2. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости; д) логику. 3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) устройство мира; б) красота мира; в) счастье человека; г) всеобщее в системе «мир-человек»; д) поиск идеального общества. 4. Философии присущи функции: а) мировоззренческая и познавательная; б) методологическая и прогностическая; в) аксиологическая и ориентационная; г) все эти функции вместе взятые. 5. Философия объясняет мир с помощью: а) мифологических образов; б) откровения; в) интуитивного прозрения; г) рациональной аргументации; д) математики. 6. Философия — это: а) мировоззрение; б) мирочувствование; в) мироощущение; г) мировосприятие. 7. Ответы на философские вопросы ищут в: а) религиозных верованиях; б) мифологических представлениях; в) научных исследованиях; г) доводах и умозаключениях разума; д) божественном откровении. 8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному; б) каковы критерии истины? в) как возник мир? г) что есть добро и зло? д) что есть Бог? 9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты): а) кто виноват (Герцен)? б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)? д) что делать (Чернышевский)? 10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты): а) каковы точные размеры вселенной? б) в чем сущность человека? в) из каких элементов состоит живая клетка? г) в чем смысл жизни? д) какова родословная славян? 11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) разумное миропонимание; б) откровение; в) истинное мироощущение; г) специфическое мировосприятие. 12. Необходимым признаком философского мировоззрения является: а) конкретность; б) наглядность; в) системность; г) абстрактность; д) экспериментальность. 13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это: а) мировосприятие; б) мирочувствование; в) мировоззрение; г) мироощущение; д) мировидение. 14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения: а) философия; -3 б) мифология; -1 в) наука; -4 г) религия.- 2 15. В своих истоках философия и наука опирались на: а) мифологию; б) технологию; в) религию; г) магию; д) искусство. 16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ): а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное; б) специфическое образное синкретическое мировоззрение; в) фантастический рассказ, предание; г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике; д) сказка, выдумка, заведомый обман. 17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга: а) в научной; б) в религиозной; в) в мифологической; г) в философской; д) в обыденной. 18. Соотношение философии и науки заключается в том, что: а) философия является частью науки; б) наука является частью философии; в) философия и наука частично включаются друг в друга; г) философия и наука исключают друг друга; д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом. 19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты): а) онтология; б) фразеология; в) политология; г) аксиология; д) социология; е) антропология; ж) гносеология. 20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия: а) этика; б) аксиология; в) эсхатология; г) онтология; д) антропология. 21. Философское учение о всеобщих законах познания — это: а) гносеология; б) онтология; в) эстетика; г) этика; д) антропология. 22. Центральной проблемой онтологии является: а) смысл жизни человека; б) познаваем ли окружающий нас мир; в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального; г) изучение законов мышления; д) смерть и бессмертие человека. 23. Аксиология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о красоте; в) о принципах познания; г) о духовной культуре общества; д) о сущности человеческой истории. 24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты): а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение; д) пространство и время формы живого восприятия. Критерии оценки:
ТЕСТ к теме 2.2 Учение о бытии и теории познания 1.Согласно Пармениду, бытие есть... иллюзия то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо божественное творение материальный мир Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется... идеализмом дуализмом материализмом плюрализмом Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется... дуализмом монизмом агностицизмом деизмом Дуализм является философским учением, … ограничивающим роль Бога актом творения мира и приведения его в движение рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала единой основы (субстанции) исходящим из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал утверждающим, что сознание первично, а материя вторична Философ, автор учения о множественности субстанций, – это... Ф. Аквинский Августин Г. Лейбниц Дж. Бруно Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит... Пифагору Протагору Платону Аристотелю Проблему существования в её общем виде выражает философская категория... «экзистенция» «явление» «бытие» «сущность» Истинное бытие, по Платону, есть... разум человека человеческое существование мир эйдосов Космос В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на... диалектиков и метафизиков монистов и дуалистов сенсуалистов и рационалистов материалистов и идеалистов По мнению ________, материя обладает атрибутами и протяжённости, и мышления. Маркса Спинозы Платона Августина Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется... совокупностью интегралом моделью системой Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует… детерминизм индетерминизм синергетику мистицизм Бытие как объективная реальность обозначается термином... «субстрат» «материя» «субстанция» «сознание» Первыми материалистами в истории европейской философии считаются… И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри, К.А. Гельвеций К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Демокрит, Левкипп, Эпикур Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для... пантеизма материализма дуализма панлогизма Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания. «субстанция» «абстракция» «субстрат» «акциденция» Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является... интенцией модусом субстанцией субстратом Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа... развития детерминизма индетерминизма необходимости Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с... различными природными стихиями объективной реальностью телесными вещами бытием как таковым Согласно диалектике, источником развития выступает... любое изменение объекта разрешение внутренних противоречий стремление к установлению равновесия внешнее воздействие на объект Единство качества и количества есть... граница время существования норма мера Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется... взаимопритяжением взаимодействием противоречием антипатией Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил… Платон Аристотель Гераклит Сократ К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежит закон… исключенного третьего перехода количественных изменений в качественные отрицания отрицания единства и борьбы противоположностей Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется... прагматическим диалектическим метафизическим реалистическим Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем... Сократа Джордано Бруно Г. В. Ф. Гегеля Николая Кузанского Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют... телеологическим метафизическим аксиоматическим диалектическим Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития... в виде круговорота как хаотического процесса в виде спирали в виде волнового процесса С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики... отражают саморазвитие абсолютного духа есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности имеют универсальный характер реализуются только в живой природе Критерии оценки:
Тест по теме 2.3 Этика и социальная философия 1. Сущность социальной революции заключается: а) в переходе к иному типу мировоззрения; б) в изменении способа политического устройства общества; в) в коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизни; г) в усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности. 2. Начало индустриальной революции относят: а) ко второй половине XVII в.; б) ко второй половине XVIII в.; в) к первой половине XIX в.; г) к началу XX в. 3. Определяющим фактором развития индустриального общества является: а) банковско-финансовая система; б) информатика и сфера обслуживания; в) политические институты; г) промышленное производство. 4. В индустриальном обществе главным объектом собственности является: а) земля; б) капитал; в) люди; г) знания. 5. Понятием «социальная модернизация» обозначают: а) переход общества от родоплеменного устройства к государственному; б) возникновение письменности; в) переход от кочевого образа жизни к оседлому; г) переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному типу общества. 6. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения: а) в примитивном обществе; б) в традиционном обществе; в) в индустриальном обществе; г) в информационном обществе. 7. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному: а) увеличивается число профессионально грамотных людей; б) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторе; в) увеличивается нравственный потенциал общества; г) повышается уровень политического сознания. ТЕСТ к теме 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение. Эстетическое отношение к действительности определяется ценностью... материального блага истинного знания прекрасного священного Положительная значимость чего-либо для человека называется... нормой ценностью достоинством ценой Слово «культура» в переводе с _____ языка означает «возделывание», «обработка земли». греческого немецкого латинского английского Формой деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также включаемыми в эту деятельность её продуктами и результатами, является… религия научная деятельность культура философия Объектом гуманитарного знания является (-ются)... материальное производство явления природы духовный мир человека медицина и врачевание Современный этап в развитии культуры характеризуется... медленными темпами смены систем ценностей созданием глобальной коммуникационной сети расцветом локальных культур отсутствием опоры на традиции Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является… эстетика антропология аксиология этика Особое внимание системе эстетических ценностей уделяли в… неокантианстве психоанализе аналитической философии неотомизме Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется... адаптационной аксиологической познавательной коммуникативной Критерии оценки:
Типовые вопросы к темам учебной дисциплины «Основы философии» |