Главная страница

Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


Скачать 5.66 Mb.
НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
Дата02.11.2017
Размер5.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
ТипАнализ
#10035
страница29 из 80
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   80

4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (К. Левин).
Курт Левин «Динамическая теория мотивации»

Левин ввел понятие психологического поля (мир предметов, которые обладают определенной валентностью и вызывают побуждение поведения человека).

Понятие поле тесно связано с понятие квази-потребности (это напряженная система или динамическая составляющая человека, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке или удовлетворению).

Левин подчеркивал социальное происхождение квази-потребности, а именно ситуативное происхождение потребности. При анализе потребности Левин не придавал значения содержанию. Основное внимание уделялось динамическому аспекту, а именно существующей напряженности.

Таким образом, побудительная функция поведения связана с квази-потребностями и окружающей ситуацией, а именно психологическим полем.

Существует два типа поведения:

1) полезависимое (полевое) – человек импульсивно отлкикается на действующий стимул.

2) поленезависимое – проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и игнорирование давление наличной ситуации.

Когда потребность человека удовлетворяется, то предметы психологического поля теряют свою силу и притяжение.

Эти явления были доказаны Зейгарник, Овсянниковой.

5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, Г. Келли, Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд).
Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ус­пеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Для всех когнитивных мотивационных концепций характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Мотивация человека основана на его представлениях о сложившейся ситуации.

Общие положения когнитивной психологии:

1. Невозможно создать универсальную теорию мотивации для человека и животных.

2. В когнитивной психологии считается, что стремление снять напряжение не является основным мотивационным источником поведения человека.

3. В когнитивной теории мотивации человек является изначально активным субъектом, т.к. ведущим механизмом формирования поведения является сознание.
Д. Макклеланд

В работах этого ученого впервые начинает рассматривается проблема мотивации достижения. М

Мотив достижения – устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных вида деятельности (Макклеланд).

Два вида мотивации:

1) стремление к успеху

2) стремлению к избеганию неудач

Стремление к успеху понимается как склонность переживания удовольствия при достижении результата. Стремление к избеганию неудачи проявляется в склонности переживания стыда и унижения при неудачном решении проблемы.
Дж. Роттер

Он один из авторов теории социального научения. Он говорил о том, что поведение человека определяют выученные ожидания, связи собственных действий и подкрепляющих их последствий. В связи с этим в науку было введено понятие «локус контроля» - восприятие собственного поведения с точки зрения причинной обусловленности последних событий.

1) интерперсональный локус контроля – человек принимает ответственность за событие на себя, объясняя его причины собственным поведением, характером, способностями.

2) экстериальный локус контроля – человек приписывает ответственность за события внешними факторами.

Локус контроля позволяет исследовать возможность человека управлять своим поведением и деятельностью.
Ф. Хайдер. Теория когнитивного баланса

В основе теории лежит принцип прегнантности (хорошей формы). Хайдер переносит принцип хорошей формы на отношения между людьми или ситуациям. К гармоничным или сбалансированным ситуациям он относил те ситуации, в которых человеку нравятся люди, вещи и условия ситуации. Такие ситуации вызывают мотивацию включения в деятельность. Негармоничные ситуации связаны с эмоциональной напряженностью общающихся людей. В результате человек стремится избегать этих ситуаций либо пытается восстановить когнитивный баланс, т.е. изменить отношение к этой ситуации либо изменить структуру этой ситуации.
Л. Фестингер. Теория когнитивного диссонанса

Основным побудителем поведения человека является потребность в гармонии внешнего мира и самого себя. Обратное явление (диссонанс) переживание как напряжение дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия.

3 стратегии устранения противоречия между потребностью и знаниями о ситуации:

1) человек может изменить один из элементов диссонанса

2) человек может добавить новые элементы или новую информацию

3) повысить в своих глазах ценность негативных элементов.


6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
В 1906 г. Лазурский опубликовал работу «Очерк науки о характерах». В книге обсуждены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов, и приня­тием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов (по­ложения актуальны в настоящее время).

Николай Николаевич Ланге дал своё понимание отличий влечений от «хотений». Полагал, что последние - это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» - деятельная воля.

Л.С. Выготский гово­рил, что смена интересов является ключом понимания психологического развития подростков. Одним из первых стал разде­лять мотив и стимул. Работа «Педология подростка» в ней он поднимает вопрос о проблеме соотношения влечений и интере­сов, решение ее позволит раскрыть детерминанты психического развития подростка. 2 этапа развития подростка: I. формирование влечений (активность отрицательная, 2. формирование увлечений (они переориентируются если правильно направит активность). Куль­турно-историческая теория развития ВПФ - поднимает вопрос о борьбе мотивов, о произвольной осознанной мотивации -ВПФ.

С.Л.Рубинштейн представляет мотив ядром личности человека. Потребность - это испытываемая челом нужда в чем-то, лежащем вне его, кот определяет связь человека с окружающим миром, благодаря потребности он выступает как активное существо. Акцент на важности учета внешних механизмов (критика ПА). В ходе деятельности людей их потребности развиваются и преобра­зуются, поэтому они м.б. как источником деятельности, так и ее результатом (мотив - это источник действия, его порождающий. Мотив связан с целью деятельности, иногда может отделится от цели (игровая деятельность - цели нет, мотив есть)

В.К.Вилюнас рассматривает мотивацию и мотивы не только человека, но и животных. При этом под мотивацией понимается любая причина, вызывающая ту или иную реакцию животных и человека. По мнению Вилюнаса мотивация - совокупная система процессов отвечающих за деятельность.

В своих работах А.Н.Леонтьев утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Это не означает, что действия не мотивированы, просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Однако цели деятельности и действий в её составе не совпадают. Когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель». Опредмечивание потребности и возникновения мотива. Смыслообразующая функция мотива (по­будителем является не сам предмет, а его значение для чела). Говорит о соподчиненности мотивов. Идея о полимотивированости деятельности (ведущие мотивы, второстепенные).

Узнадзе выделяет ключевое понятие установка. Полагал, что источником активно­сти является потребность. Потребность - то, что является нужным для организма, но то чем он в данный момент не обладает. Установка - это позиция личности, которая заключается в определенном отношении к целям и задачам и выражается в изби­рательной готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах А.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
1. Потребность – первая предпосылка деятельности субъекта

Потребность – это состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Главная характеристика потребности – предметность. Предметность – это необходимость в том, что лежит вне организма.
2. Предмет потребности – материальный или идеальный – является мотивом деятельности.

Побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта.

Таким образом Леонтьев заявляет о смыслообразующих функциях мотивов.
3. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов.
4. В ходе деятельности могут возникать новые мотивы – «сдвиг мотива на цель» (это механизм превращения цели в мотив).
5. Полимотивированность деятельности человека – любая деятельность побуждается несколькими мотивами.

Можно выделить ведущие мотивы, которые выполняют побудительную и смыслообразующую функции, и второстепенные мотивы-стимулы, которые лишены смыслообразующей функции, но побуждают человека.

Впервые полимотивация деятельности появляется в дошкольном возрасте, когда у ребенка развивается соподчинение мотивов при столкновении различных видов деятельности.

Эксперимент: эффект горькой конфеты: у ребенка дошкольного возраста сталкивали разные мотивы. Именно в дошкольном возрасте появляется столкновение мотивов.

8. Представления С.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
Рассматривает содержание понятия потребность.

Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-то лежащем вне его, которая определяет связь человека с окружающим миром и зависимость от него.

Потребности – это источники активности всех живых существ.

Выделяет понятие мотив как побуждение и источник действия.

Полимотивированная деятельность.

Связь мотива с целью.

Рубинштейн вводит понятие направленность личности, под которой он понимает иерархию базовых потребностей и ведущих мотивов личности, которые направляют ее активность, преобразуясь в цели деятельности.

Интересы, идеалы, ценностные ориентации включены в структуру направленности.

Включает два аспекта, тесно связанные между собой:

  1. предметное содержание направленности

  2. напряжение, которое возникает при неудовлетворении потребности и мотивов.


Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека


  1. Понятие воли в психологии.


Воля – это высший уровень регуляции психики, который связан с преодолением внешних и внутренних препятствий при достижении цели.
Развитие воли в онтогенезе.

Воля – высший психический процесс, который формируется в ходе индивидуального развития человека.

Новорожденные – преобладают непроизвольные рефлекторные двигательные реакции.

Первые произвольные действия, связанные с борьбой мотивов, появляются на четвертом году жизни.

Способность выбирать один из мотивов появляется к старшему дошкольному возрасту.

Факторы, влияющие на развитие воли:

  1. Требовательность родителей (последовательное предъявление требований, умеренное).

  2. Формирование сознательной дисциплины (способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности)

  3. Поощрение общеобразовательных учреждений.

  4. В.А. Иванников (отечественный исследователь воли). Формирование волевого действия связано с пониманием человеком смысла выполняемой деятельности.


Нарушения воли

Связывают с нарушением произвольности, которая влияет на протекание всех психических процессов: внимания, мышления, памяти.

Причины нарушения произвольности:

  1. Искажение нервной системы в результате перенапряжения.

  2. Перенесенные инфекции, влияющие на состояние головного мозга.

  3. Склероз сосудов головного мозга.

  4. Локальные поражения лобных долей головного мозга.

Виды нарушения произвольности:

  1. Апраксия (Лурия) – нарушение произвольных движений (нарушение восприятия позы тела по образцу нарушений пространственных представлений, последовательность двигательных актов, нарушения программирования движения).

  2. Абулия – состояние безволия и отсутствия побуждения к деятельности. Распространенным признаком является мутизм (невротическое молчание).




  1. Абсолютизация свободы воли в мировоззрении экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр).


Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Поэтому он своеволен и безответствен. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.

Любая норма является для него подавлением его личности.

Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграли представления о свободе воли, в частности – в отстаивании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, не сводимого к ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в «автогенетических» теориях воли (В. Вундт; Н. Ах; И. Линдворский. Кроме того, обсуждение темы «свободы воли» привлекло внимание и к проблеме «свободного выбора».


  1. Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения (В.А. Иванников, Е.П. Ильин).


В.А. Иванников задавался вопросом о том, что имеется общего в следующих понятиях, при помощи которых описывают и объясняют феномен воли или волевого поведения: действие без актуальной потребности; действие при конфликте мотивов; действие с учетом его последствий и моральных соображений; действие по общественной необходимости; произвольно выбранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний; преодоление препятствий и т. д. В. А. Иванников дал следующий ответ: все эти понятия включают в себя момент изменения побуждений путем изменения смысла действия. Он также полагал, что о воле начинают говорить тогда, когда обнаруживается недостаток побуждения к заданному действию. По Иванникову, возникающие затруднения преодолеваются очень просто: для этого более слабый мотив нужно заменить (или присовокупить к нему) более сильным. Так, выступление на соревнованиях может оказаться для спортсмена более успешным, если он посвятит его любимому человеку. В этом случае старый мотив «занимает» энергию у нового, более значимого мотива.
Эта точка зрения не нашла поддержки у ряда психологов, которые считают, что воля не характеризуется недостатком побудительности мотивов.

В результате получается, что, с одной стороны, В. А. Иванников придерживался понимания воли с мотивационных позиций, а с другой стороны, по-видимому, примыкал к сторонникам понимания воли как волевой регуляции, связанной с преодолением трудностей.

В другой работе он снова повторял, что в основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации. В частности, Иванников пишет, что «Воля есть… произвольная мотивация».

Взгляды В. А. Иванникова подверглись справедливой критике со стороны В. К. Калина [1989а]. Последний отмечает, что сначала В. А. Иванников сузил проблему произвольной мотивации до вопроса о побудительности, а затем свел ее к сознательному изменению мотива, которое рассматривается только в аспекте побудительных причин. И воля, и произвольная мотивация у В. А. Иванникова являются сознательной формой побудительных причин действия – и только. Волевые качества, а следовательно и волевые усилия, он не включил в понятие воли, предлагая взамен выделять такие реальные моменты деятельности человека, которые «пока не имеют своего объяснения и требуют привлечения понятия, сходного с интуитивно выделяемым понятием воли». Таким образом, делает вывод В. К. Калин, основной недостаток представлений В. А. Иванникова о воле – то, что рассмотрение им воли лишь как разновидности произвольной мотивации не позволяет охватить всех волевых проявлений, в частности управления человеком своими психическими процессами при исполнении действий и осуществлении деятельности.

Е. О. Смирнова критикует концепцию В. А. Иванникова с других позиций. Она отмечает, что если понимать волю только как овладение своим побуждением, то о начале формирования воли в детском возрасте можно будет говорить только тогда, когда ребенок станет способным управлять своими мотивами и создавать новые личностные смыслы (т. е. переосмысливать основание своих действий и поступков). Однако известно, подчеркивает Е. О. Смирнова, что дети до 7–8 лет не в состоянии адекватно осознавать свои мотивы (и тем более самостоятельно изменять смысл своих действий). Еще Л. С. Выготский вслед за К. Левиным отмечал, что дети, в отличие от взрослых, не способны к образованию «любых» намерений и могут действовать только в направлении наиболее сильных непосредственных побуждений и что дошкольник делает только то, что он хочет. Да и сам В. А. Иванников показал, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значимого увеличения волевого компонента действий. Отсюда должно следовать, что до этого возраста говорить о наличии воли у детей трудно.

В действительности же и жизненные наблюдения, и научные исследования показывают, что уже у 3-летних детей проявляется упорство, упрямство. Ряд авторов именно дошкольный возраст считает интенсивным периодом развития воли.

Таким образом, многие данные говорят в пользу того, что сводить волю к произвольной мотивации нет оснований.
Ильин полагает, что воля не столько объяснительное, сколько классификационное понятие (это целенаправленное осознанное действие).

У Платона есть метафора, что жизнь человека можно сравнить с колесницей, в которую запряжены два коня: воля и чувства, колесницей управляет разум, он держит возжи, сдерживая волю и чувства.

Выделены: разум, эмоции, воля - это классическая триада. В интеллект, т.е. разум включены память и мышление - это обоб­щенное понятие. Эмоции - тоже классическое понятие, в него входят: чувства, эмоциональные состояния, эмоции. Воля так же относится к классическим понятиям и включает в себя ряд явлений. Из такого рассматривания воли выпали произволь­ные действия (не требуют преодоления препятствий).

Ильин попытался показать, что воля это не только высшие появления воли - преодоление препятствий, но это еще и произ­вольные действия, выполненные целенаправленно и осознано, не преодолевая при этом препятствий. Воля является частным проявлением произвольного управления. Традиция выделять волю, как сферу созна­ния.

Ильин: воля или произвольность – это управление своим поведением с помощью сознания. Он так же вы­деляет функциональную структуру произвольного управления.

Функции воли;

  1. Самодетерминация (мотивация)

  2. Самоинициация и самоторможение

  3. Функция самоконтроля

  4. Самомобилизация (внимание) и самостимуляция

Т.к. в волю входит произвольное управление и волевая регуляция, то можно выделить произвольные и волевые действия.

Произвольные действия направлены на достижение определенной цели, поэтому чаще всего рассматриваются как специфи­ческая единица человеческой деятельности. Произвольные действия выделяют и классифицируют по тем функциям, которые они выполняют: внешние и внутренние действия. Выделяют познавательные действия (мнемические, перцептивные, мыс­лительные, аттекционные) и психомоторные действия (внешние).

Волевые действия - это разновидность произвольных действий. Специфика волевых в том, что при достижении цели всегда есть волевое усилие, следовательно связано с преодолением препятствий, требует больших затрат энергии и сопровождается переживанием внутреннего напряжения.


4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.

Волевое действие – вид произвольных действий.

Непроизвольные действия – это безусловное и условное рефлекторное реагирование на раздражитель, который имеет непреднамеренный характер.

Произвольные действия – намеренная или вынужденная активность, которую человек проявляется добровольно или против своего желания.

Отличительная особенность произвольных действий – сознательный характер. Произвольные действия более широкое понятие, чем воля.

Воля всегда связана с сознательной мобилизацией личностью своих возможностей.

Существуют произвольные действия, которые не носят волевого характера, т.к. не предполагают преодоления препятствий.

5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.

  1. Селективная функция – проявляется в выборе мотивов и целей при их конфликте (встать утром совершить пробежку – встать, спать, поваляться). Здесь необходимо остановится на понимании воли А.Н. Леонтьевым Волевое действие – есть процесс победы социальных и идеальных мотивов в системе иерархии мотивов на биологическими и наглядными (пример с едой, за этим может стоять 2 мотива – голоден, надо сделать приятное жене ). Если человек голоден – волевые действия не подключаются. Но может быть и другой вариант когда встречаются два конкурирующих мотива: я сыт и хочу сделать приятное жене. Какой мотив победит? Леонтьев утверждает, что у сложившейся личности победит социальный мотив. Идеальная форма – представление о положительном мотиве.

  2. Инициирующая - проявляется в восполнении дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации (та же ситуация – очень не хочется =- если смог данная функция реализована).

  3. Тормозящая – ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия (для этого нужна и функция торможения желания спать).

  4. Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (худеем – нужно отвлечься от предлагаемой еды.

6. Структура волевого акта (С.Л. Рубинштейн).

4 стадии волевого акта.

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3. Решение. Осознание последствий будущего поступка от принятого решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

4. Выполнение – исполнение действия.

7. Волевые процессы и их изучение.
Основные стадии волевого процесса по Рубинштейну:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) побуждение — цель — желание, опредмеченное стремление — уверенность в достижении — хотение;

3) стадия обсуждения и борьбы мотивов.

Решение:

может не выделяться в особую фазу;

констатация решения;

чувство усилия, принесение в жертву других мотивов.

Исполнение. Волевое действие включает:

отношения к объекту, к цели;

готовность;

намерение;

план действий.

Волевое действие — сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю.

Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении.

Волевые процессы имеют эмоциональный характер и включают интеллектуальные процессы.

Механизмы воли:

один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст;

изменение роли;

предвосхищение результатов своей деятельности;

самопреодоление;

постановка самостоятельных заданий;

создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять);

подчинение результата более широкой цели;

фантазирование.

8. Понятие волевых качеств личности.

Волевые качества личности – это устойчивые личностные качества, которые способствуют совершению волевых поступков.

Селиванов В.И.: 3 основных свойства волевых качеств:

  1. Сила волевого качества – интенсивность волевого усилия, направленного на преодоление трудностей.

  2. Широта волевого качества – определяется количеством деятельностей, в которых оно проявляется.

  3. Устойчивость – степень, постоянства проявления волевых усилий в однотипных ситуациях.

9. Структура волевых качеств (Е.П. Ильин).

1. Базовый уровень – свойства нервной системы.

2. Социальные факторы – влияют на формирование способностей.

3. Личностные факторы – влияют на нравственную сферу и мотивационную сферу, которые влияют на проявления воли.
1. Методологические основы психологии личности.
1. История и развитие представлений о личности.
По Неману 3 этапа развития истории представления и личности.

1этап – философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском конкретного ответа на вопрос о нравственной духовной сущности человека.

2этап – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.

3 этап – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных психических функций.
2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
17 век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В век капитали­стического производства, наука и ее инструмент - разум - рассматриваются как полезные инструменты создания и преобра­зования мира.

Родоначальник нового подхода к науке - Ф.Бекон. Конечной цель науки - изобретения и открытия, цель которых - челове­ческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни.

У каждого человека есть свой внутренний субъективный мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о процессах действительности. Человеку нужно преодолевать свою субъективность.

Рационализм эпохи просвещения и метафизический материализм 18 века. 18в в истории Зап. Европы называется эпохой Просвещения, представители - Локк, Вольтер, Руссо, Дидро, Лессинк, Кант, Фихте.

Одной из важных характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм, который утверждает, что основной инструмент познания - разум, а ощущения и опыт имеют вторичное значение. Для рационализма характерны возвеличива­ние человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безгра­ничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится активно действующий субъект, способный при­знать и изменить мир в соответствии со своим разумом. А разум рассматривался как источник любой субъективной деятель­ности человека. Человек, по природе, разумное существо. Разум выступает как предпосылка и яркое проявление других ха­рактеристик: свободы, самостоятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, призван перестроить общест­венные отношения на разумных основаниях, на этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях.

Весь рационализм исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Суще­ствовали различные подходы в интерпретации:

  • идеалистический рационализм: доказывает, что разумное и рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности,

  • материалистический: вечное существование материи, Ламетри: биологические и социальные явления развиваются по одинаковым законам, люди - исключительно построенные механизмы, поэтому изучение механики человеческого тела при­ведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека. Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции эпохи просвещения приводили к выводу о пассивном подчинении человека
    всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

  • Сенсуалистическая трактовка познавательных процессов. Источник знания - ощущения, порождаемые в человеке воз­ действием материальных предметов на его органы чувств. Главный орган познания - человеческий мозг. Сущность реально­сти может быть понята только разумом, а чувственное, непосредственное познание —лишь первый шаг на этом пути.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяют и гносеологический оптимизм материализма 18 века. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.
3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.

4. Личность как предмет психологического исследования.
Личность имеет междисциплинарный статус не только в системе наук, но и в рамках психологической науки. Многие дисциплины психологического направления обращаются к проблеме личности.

Одним из сложных вопросов является определение предмета изучения психологии личности.

Психология личности – это молодая отрасль психологии, которая выделилась из общей психологии – анализ личности требует создания определенной теории или модели, соответствующей научным требованиям, связанная с интеграцией знаний по проблематике личности, накопленной в отечественной и зарубежной психологии, которая в настоящее время отсутствует – существует множество концепций, теорий, моделей, построенных на разных основаниях, отличающихся по ряду критериев.

Вместе с тем анализ разнообразных концепций позволяет выделить общие точки соприкосновения позиций:

1) в большинстве определений личность – это некоторая гипотетическая структура или организация

2) в большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми

3) личность рассматривается в эволюционном процессе как продукт влияния внутренних и внешних факторов.

4) поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. Именно личность отвечает за устойчивость поведения.

Т.о., основной целю психологии личности является анализ подходов к ее изучению, обобщения накопленного теоретического и эмпирического материала относительно проблемы личности для создания интегральной модели личности, что в свою очередь является предметом психологии личности.

Основные задачи психологии личности:

1. Изучение проблемы личности через призму истории формирования представлений о ней.

2. Исследование органических предпосылок и социальных условий развития личности, изучение взаимодействия биологических и социальных факторов.

3. Обсуждение требований к психологической теории личности, выделение критериев и компонентов теории личности.

4. Анализ внутриличностной структуры, согласованности компонентов личности, а также выход на интерперсональную структуру личности.

5. Исследование межиндивидуальных различий, отличающих одну личность от другой.

6. Изучение движущих сил развитии личности, решение вопросов о периодизации ее развития.

5. Понятие о личности в современной психологии.
Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следующее схематическое определение: личность — это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

  • Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

 

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

  • Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.


6. Методологические проблемы психологии личности.
Асмолов: трудности изучения личности вытекают из познавательной ситуации ее изучения:

1) многогранность, многомерность феноменологии личности (многообразие проявлений)

2) междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании

3) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно автономных направлений анализа человека.

4) разведение исследовательской установки, ориентированной на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе и практической установки, направленной на помощь конкретной личности (проблема соотношение академического и практического знания).

5) зависимость понимания личности от мировоззрения, стиля мышления, образа человека в целом, существующих в культуре и науке (влияние на научное исследование социально-исторических, культурных, политических и т.д. факторов определяет контекст изучения личности.

6) возросшее влияние личности на судьбы исторического процесса (поступки отдельного представителя человеческого вида могут изменить развитие всей цивилизации, вплоть до ее исчезновения)

7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции А.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
Познавательная ситуация изучения личности составляет необходимость ее изучения через систему уровней методологической науки.
1. Уровень философской методологии.

Основная задача: задает общую стратегию изучения каких-либо феноменов, явлений в любо области человекознания (основные принципы, категориальный аппарат, методологическое основание и т.д.)

Основные функции:

1. Интегративная – обобщение знаний о человеке.

2. Критико-конструктивная – основная идея: подвергает сомнение постулатов, принятых в качестве аксиом.

3. Мировоззренческая, нормативно-аксеологическая – создание идеалов, ценностных норм, которые должны соответствовать образу человека в научной картине мира.

Таким образом, философская методология, выполняя особые функции в человекопознании, помогает увидеть наиболее общие закономерности развития мышления о человеке в природе и обществе.
2. Уровень общенаучной методологии (уровень методологии общенаучных принципов исследования).

В современной науке при построении знания о мире имеет системный подход. Этот подход раскрывает явления, какие-либо феномены как систему, имеющую специфические признаки.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношения и связях друг с другом, которая образует определенную ценность и единство (В.Н, Садовский).

Характеристики системы:

1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и не выводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

2. Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру или организацию, которая определяет поведение человека в целом.

3. Иерархичность – каждый компоненты системы может рассматриваться как система, в которую входят другие системы (т.е. любой компонент системы одновременно и элемент системы и система).

4. Множественность описания – каждая система являясь сложным объектом не может быть сведена к какой-либо одной картине или отображению (для полного описания системы существует множество картин или отображений).

5. Взаимосвязь системы со средой – это взаимосвязь может иметь закрытый характер (не изменяющий среду и систему) или открытый характер (преобразующий среду и систему).

Таким образом, системный подход – это единственная возможность познания многокачественных, многомерных и целостных явлений действительности, к которым относится и человек.

По отношению к человеку выделяют две разновидности системного вида:

1) многосистемное знание – сфокусирован на познание предмета или явления как системы. Это системоцентрическое знание, направленное на раскрытие внутренних механизмов и закономерностей явлений). Человек рассматривается как замкнутая система.

2) полисистемное знание – раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительного как многомерной реальности. Человек – это элемент многих реальностей миров, входя в которые он приобретает от каждого из них соответствующие качества.
3. Уровень конкретной научной методологии

На данном уровне основными принципами для изучения личности выступают системный и деятельностный подход.
Системный подход (принцип системности) в изучении личности

Системный подход позволяет представить личность в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи.

Возник как попытка преодоления ограничений коллекционерский и структурного подхода (50-60, до 70 гг. очень активно развивались).

Коллекционерский подход – личность понимается как некоторая «емкость» для разнообразных черт

Личность рассматривается как определенный набор качеств, свойств, особенностей задачи психолога: каталогизация всех признаков и выявление индивидуальной неповторимости их сочетаний для конкретного человека ограничения подхода: 1) исчезновение граней между понятиями индивид, индивидуально, личность; 2) отсутствие понимания динамики личности через проблему ее формирования и развития; 3) трудности в организации психологической работы с человеком (коррекция, пр.).

Структурный подход (возник как реакция на ограничения и несостоятельность коллекционерского, 60-е гг). Попытки выявить общую структуру личности, которые сводились к выделению биологических и социальных подструктур поиск биологических и социально-обусловленных компонентов личности.

Но личность – это категория социальная, это продукт превращение индивида в общественное существо, субъект деятельности биологическая подструктура не может быть рядоположенна подструктуре социальной биологическое входит в структуру личности, становясь социальным.

Т.о., на основе этих ограничений возникает системный подход к проблеме личности.
Деятельностный подход

Преимущественно этого подхода придерживаются отечественные психологи (Рубинштейн, Лурия, Выготский, Эльконин и др.)

За рубежом: Сэв, Валлон, Коул, Вверг, Форверг и др.).

Понимать деятельность можно по разному, но большинство современных психологов признает, что без обращения к ней изучение развития и формирования, соотношение биологического и социального, механизмов регуляции социального поведения, коррекция отклонений и т.д. невозможно Личность нельзя понять вне контекста реального процесса взаимодействий субъекта в мире.

Личность – это особый элемент системы, обеспечивающая ориентировку в мире социальных отношений и преобразования образа жизни.

В рамках этого подхода:

Деятельность – это динамическая саморазвивающая, иерархическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение отношения субъекта в предметной действительности, опосредованный этим психическим образом.

Т.о., деятельностный подход не отбрасывает накопленное в психологии, а накапливает и перерабатывает определенным образом.

Основные принципы деятельностного подхода:

1. Принцип предметности – для формирования картины мира (образа мира) необходимо не непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств, а опосредованное через деятельность предметное отражение.

2. Принцип активности – поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер избирательность, направленность деятельности субъекта)

3. Принцип неадаптивной природы деятельности субъекта – человек – это не приспосабливающее существо, а преобразующее действительность, деятельность и самого себя.

4. Принцип опосредования – человек активно использует внешние и внутренние средства, как знаки или орудия переход от внешней детерминации поведения к самодетерминации.

5. Принцип интериоризации – механизм освоения и воспроизводства общественно-исторического опыта в процессе совместной деятельности.

8. Идея личности в российской психологии.

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   80


написать администратору сайта