Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Скачать 5.66 Mb.
|
8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания. 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. В основу выделения стадий развития науки положены следующие критерии (философ В.С. Степин):
3 основных стадии развития науки: 1) классическая 2) неклассическая 3) постнеклассическая I. Классическая наука: Картина мира характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях любых явлений. На этой стадии используется классический принцип детерминизма в форме каузальности. Первая научная школа – ассоцианизм, полностью соответствует картине мира. Научными фактами признаются только те факты, которые подтверждены экспериментально. Основной метод исследования – эксперимент. Особое значение придается опытному знанию. Философское основание классической науки - позитивизм. Основной вид рефлексии – онтологизм (онтологическая рефлексия). Характеризуется сосредоточием на отношении объекта и знания о нем и в знании признается только его объективное содержание. С т.з. ученых наука дожна стремиться к так называемой объективной истине. Объективной может быть только одна истина. Признается еще один принцип объяснения явлений – атомизм (Вундт – принцип атомизма). Поиски единого основания для объяснения какого-либо явления, целое равно сумме частей II. Неклассическая наука Переход к данной стадии произошел с работ Л.С. Выготского.Его работы – первый пример работ, которые строятся по принципу неклассической философии. Картина мира не использует представления о механической детерминации. На смену классическому детерминизму приходит представление о вероятностном детерминизме, который позволяет рассматривать в качестве причин множественные вероятностные причины. На смену атомизма приходит принцип холизм - стремление к целостному объяснению явлений (Школа гештальтпсихологии). Использование кроме эксперимента разных, в т.ч. качественных, методов исследования. Научными начинают признаваться факты, которые находят свое объяснение в разных теориях, т.е. утверждается, что истина может быть не объективной, а вероятностной. Гносеологическая рефлексия - гносеологизм. Предмет рефлексии – субъект - объект познания. Возможность разного объяснения психических явлений с позиции разных ученых. Предпосылки и основания научного знания находит в организации познавательной деятельности. Вид познавательной деятельности зависит в значительной степени от личности конкретного ученого и об истинности научного знания можно судить по адекватности этого знания способу или методу его получения. Философское основание исследований – постпозитивизм (признается разнообразие идей, мнений; признается истинным не только опытное знание, но и знание, полученное путем умозрительных логических выводов). III. Постнеклассическая наука Введение в исследования принципа «Допустимо все» (Фейерабенд) После того, как в отдельных науках, особенно в физике, появились явления, которые были объяснены с т.з. восточных практик (пр., книга «Даофизика»). Допускается для объяснения какого-либо явления использование околонаучного и даже псевдонаучного знания. Приоритет отдается качественным методам исследования, которые способствуют более глубокому пониманию изучаемых явлений. Тип рефлексии – методологизм (методологическая рефлексия) – направлена на средства познания в самом широком смысле этого слова. Центральным моментом исследования становится подбор методов исследований. Особое знание уделяется результату, который получается в исследовании. Он должен иметь четкую формализованную форму (быть технологичным). Новый язык, который делает акцент на понимании психических процессов. 2 парадигмы Дильтея (работал в области психологии сознания и выделил две психологии): 1) Объяснительная психология - должна строиться по типу естественных наук. Основная задача - объяснить и доказать. Основной метод – эксперимент. 2) Описательная психология – должна качественно описывать изучаемые явления. Основной метод – метод понимания. 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания Все развитие психологии от самого рождения можно рассмотреть как процесс развития от дорефлексивных форм науки к рефлексивным. Чем более зрелая наука, тем больше она использует внутреннюю специфическую рефлексию. Стадии науки ( по Степину)
11. Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну Научная парадигма — совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности - некий образец, задающий методы и логику познания Чтобы парадигма сформировалась нужно, чтобы эти знания и образцы научного исследования были беспрецедентно новыми и в рамках этих научных образцов наука могла бы отвечать на актуальных запросы практики. Ученые, которые опираются на одну и ту же парадигму, как правило, придерживаются единого понимания предмета исследования, объяснительных принципов и достаточно определенного комплекса методов изучения. Признаки парадигмы:
(Например, ассоцианизм. Предмет – ассоциации, метод – интроспекции + собств.категориальный аппарат) С т.з. понятия парадигмы развитие науки выглядит следующим образом: 1 этап развития науки: допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии знания в определенной области накапливаются стихийно, случайным образом и в самых разных направлениях, научных закономерностей нет, все, что создается на этой стадии, носит как правило донаучных характер. 2 этап: связан с оформлением какой-либо парадигмы – этап нормальной науки. Есть одна господствующая парадигма. Дальнейшее развитие науки происходит путем накопления фактов не только поддерживающих существующую парадигму, т.е. которые могут быть объяснены в рамках этой парадигмы, но и появляются факты или явления которые не могут быть объяснены в рамках господствующей парадигмы. Такие факты называются научными аномалиями. Если количество научных аномалий становится большим, то такой этап в развитии науки называется научным кризисом. Возможные пути выхода из кризиса: 1) борьба представителей господствующей парадигмы за ее обоснование; попытки объяснить существующие аномалии 2) ученые утверждают, что наука находится на такой стадии развития, когда объяснение этих аномалий в принципе невозможно и решение этих проблем откладывается на будущее 3) смена научной парадигмы Когда происходит смена научной парадигмы наука переходит на следующий этап – экстраординарной науки. Это наука на стадии острого кризиса, когда существование научных аномалий признается большинством ученых этого времени. Затем происходит смена одной парадигмы на другую – научная революция. В психологии можно выделить допарадигмальную стадию развития науки (связана с развитием психологического знания в рамках философии (античный период – до XVII в. – появление школы ассоцианизма). Ассоцианизм – первая научная парадигма в психологии. 10-е гг ХХ в. – первый открытый кризис в психологии. На смену школе ассоцианизма и школам психологии сознания приходят три принципиально новые парадигмы: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. 30-е гг ХХ в. – второй открытый кризис (не связан со сменой парадигм. На смену бихевиоризму приходит необихевиорзим, на смену психоанализу – неопсихоанализ. 60-е гг. – появляется целый ряд новых школ: гуманистическая психология, женевская психологическая школа Ж. Пиаже, когнитивная психология, третья Венская психологическая школа (логотерапия В. Франкла). Современная научная психология определяется как мультипарадигмальная наука. Психология развивается путем расширения существующих знаний, теорий и пр. Эти стадии характерны для все наук, кроме психологии. Ассоцианизм (парадигма) не сменился другой, а в с 10 гг 20 века мультипарадигмальная наука. Основанием для мультипарадигмальной науки явл. плюрализм психологического знания. Хотя некоторые исследователи считают что психология до сих пор находится на стадии допарадигмальной науки, т.к. нет единой парадигмы Сторонники «методологического плюрализма» полагают, что нельзя рассчитывать на создание единой психологической теории за счет связывания принципиально различных предметов анализа за счет «комплексных межуровневых переходов». Поскольку каждая теория конституирует свой предмет и метод исследования, построение единой теории психического предполагало бы создание универсального метода исследования психической реальности => перспективы появления такой теории даже в отдаленной перспективе представляются нереальными. Методологический плюрализм — этосистема взглядов, согласно которой адекватность тех или иных методологических средств психологического анализа может быть выявлена только в ходе «методологического эксперимента» + не может существовать теория даже самого высокого уровня, которая бы априори была пригодной для преодоления вновь возникающей познавательной трудности. Именно на такую роль претендовала бы «единая теория психического». Понятие методологического плюрализма практически синонимично понятию полипарадигмальности психологии. Предмет и задачи истории психологии 1. История психологии - ее предмет и задачи История психологии как специальная область исследования изучает достижения психологов на протяжении всего пути ее исторического развития. Необходимость знания истории психологии состоит в том, что она: 1) обеспечивает понимание различных теорий и направлений современных путей и тенденций ее развития. 2) обеспечивает понимание современной ситуации в психологической науке 3) обеспечивает формирование новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого. В отличие от предмета и методов психологии в истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представление о ней, какими они были на различных этапах развития науки. Задачи истории психологии: 1. Воссоздание исторической научной психологической мысли. 2. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. 3. Раскрыть связь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. 4. Выяснить зависимость зарождения и восприятия знания от социокультурного контекста, от идеологических влияний, от запросов общества. 5. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания. Психологию относят к социальным наукам, поэтому психология не может существовать в отрыве от того, что происходит в обществе. 2 тенденции, которые определяют влияние социальных факторов на развитие науки: 1. Социальные факторы могут тормозить развитие науки – деформирующее влияние. 2. Общество формирует запросы науки, оказывая стимулирующее влияние на ее развитие. Существуют еще научно-социальные факторы, которые также оказывают влияние на развитие науки. Связано с тем, что любая наука – это кооперация ученых. 3 научно-социальных факторов: 1. Программа деятельности отдельного ученого часто выражает не запросы науки самой по себе, а те запросы, которые преломляются сквозь призму определенного научного сообщества. Следовательно, в каждом психологическом направлении формируется своя стратегия научного поиска. 2. Способы обучения ученых между собой. 3. Борьба научных школ. В истории психологии было несколько попыток понять логику ее развития (концепции истории психологии). 1. Концепция Э. Боринга Использовал понятие «дух времени» для объяснения научных открытий в психологии. Открытия не делается до тех пор, пока для него не готово время. И каждый исследователь находится под воздействием атмосферы мнений, которая характерна для каждого конкретного момента. Одним из вариантов этой теории является парадигмальная теория Куна. Социальные и культурные процессы порождают парадигмы, как признанные всеми научные достижения. Парадигмы в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Когда внутри парадигмы возникают аномалии, т.е. факты, не совместимые с этой парадигмой, возникает кризис и происходит научная революция. В результате этой революции новая парадигма сменяет старую. 2. Описание истории психологии через понятие школы (Вудворс) Данный подход реализовывал по отношению к психологии 20 века. Выделял 8 наиболее известных школ. По отношению каждой из них описывал разрабатывание в ней проблемы, приемы и методы исследования.
Существует тенденция к размыванию границ между школами (недостаток) 3. Концепция великих людей (концепция героев) – Карлейль Гражданская и научная история делается великими людьми. Подчеркивается роль личности и ученого в развитии научного знания. Для формировании полного и адекватного представления об особенностях и детерминантах историко-психологического процесса необходимо учитывать все подходы в совокупности. Кроме социальных факторов на развитие науки действует соответствующая логика научного познания, т.е. в научных теориях всегда есть истинные знания, которые с одной стороны определяются непосредственно социальными факторами, а с другой стороны сохраняют свою самостоятельную тенденцию развития. В истории психологии выделяют две тенденции в подходах к прошлому науки. 1. Презентизм – характерна установка на то, чтобы рассматривать прошлое науки с точки зрения современных представлений. 2. Антикваризм – предлагает смотреть на прошлое, не учитывая потребности современности. Каждая тенденция, взятая в отдельности, препятствует построению истиной научной тенденции. В истории психологии были попытки преодоления этих тенденций и построение новых моделей: 1. Принцип диад или принцип контрастирующих пар (Уотсон) – всегда существует биполярная шкала понятий, на основе которой создается научная теория. Каждая из диад носит не только описательный смысл для теории, но и директивный. Недостаток: модель не в состоянии выявить собственную внутреннюю логику развития научного знания. 2. В России, начиная с ХХ века, выходят капитальные труды по историографии психологии. Основы заложены Выготским, Ананьевым, Узнадзе, Гальпериным, Смирновым, Ярошевским. Ярошевский и др. историки психологии: Инвариантное ядро в психологии обуславливает то, что действует в течение длительного периода времени (пр., психика, личность). Инвариантное ядро независимо от исторического времени. В инвариантное ядро входят категории, принципы, проблемы. Вариативное ядро – образует понятия, которые являются приобретением определенной исторической эпохи в развитии науки (пр., фрустрация, установка). Понятия изменчивы и могут иметь разный смысл в разные эпохи. В объяснении появления и развития психологических знаний необходимо учитывать социально-культурные условия и роль личности ученого. Концепция Ярошевского позволяет объяснять связь современных представлений с прошлым и происходит изменения в ходе ее истории. 3. Ждан, Гальперин. История психологии как процесс становления ее предмета. (душа – сознание – поведение - развитие психики в деятельности). В целом развитие психологии как науки идет прогрессивным путем и каждый исторический период не может быть однозначно понят как прогрессивное развитие науки. Развитие психологии как науки – это не линейный процесс, а очень сложный путь с психологическими приобретениями и утратами. Задача истории психологии – оценить развитие психологии в целом как прогрессивный процесс и понять место и значение конкретного исторического периода в развитие психологического знания. |