Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.

  • 7. Восприятие пространства ( расстояния, направления , величины, формы)

  • Восприятие величины предмета

  • Восприятие формы предметов

  • Восприятие положения тела в пространстве

  • 9. Основные свойства перцептивных образов.

  • Целостность

  • Обобщенность

  • Избирательность

  • 10. Отличие образов восприятия от представления.

  • 11. Виды представлений.

  • Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


    Скачать 5.66 Mb.
    НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
    АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
    Дата02.11.2017
    Размер5.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
    ТипАнализ
    #10035
    страница14 из 80
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   80

    Константы восприятия


    Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

    Фигура и фон


    Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

    6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
    В гештальтподходе были сформулированы законы организации элементов в целостные образы.

    1. Закон близости – элементы образуют группу в результате близкого расположения друг к другу

    2. Закон сходства – тенденция группировать элементы на основе внешнего сходства

    3. Закон однотипной связи – в группы объединяются элементы, физически связанные между собой.

    4. Закон хорошего продолжения – элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое.

    5. Закон общей судьбы – согласно этому закону двигающиеся в одном направлении элементы объединяются в восприятии в одну группу.

    6. Закон прегнантности (закон хорошей формы) – это склонность человека выделять в процессе восприятии самую простую стабильную форму предметов. Хорошая форма – форма, которая требует меньше информации для распознования.


    7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
    К пространственным свойствам предметов можно отнести величину, форму и положение тела в пространстве.
    Восприятие величины предмета: факторы, влияющие на восприятие:

    1. величина изображения предмета на сетчатке глаза.

    2. величина предмета зависит от расстояния, на котором человек находится от предмета.

    3. окружение, в котором находится воспринимаемый предмет.

    4. на восприятие величины предмета оказывает влияние окраска предмета.
    Восприятие формы предметов:

    На восприятие формы предметов влияют:

    1) быстрые скачкообразные движения глаз (саккады)

    2) прошлый опыт

    3) бинокулярное зрение
    Восприятие положения тела в пространстве (удаленность предмета или глубина его расположения):

    Монокулярные пространственные признаки:

    1. Интерпозиция – неполное перекрывание одного объекта другим.

    2. Воздушная перспектива – влияние на восприятие удаленности предметов частиц, которые содержатся в атмосфере.

    3. Элевация – высота расположения объектов в поле зрения. Если в поле зрения наблюдателя находятся два объекта на разной высоте и оба располагаются ниже линии горизонта, то более удаленным будет казаться объект располагающийся выше другого.

    4. Линейная перспектива – уменьшении величины удаленных предметов и расстояния между ними.

    5. Градиент текстуры

    6. Относительный размер – в случае изображения одинаковых фигур наиболее близко расположенной к наблюдателю будет казаться большая фигура.

    Бинокулярные признаки удаленности:

    1. Восприятие удаленности зависит от силы напряжения глазных мышц и от кривизны хрусталика (аккомодация). При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским, мышцы сокращаются. При восприятии близких предметов хрусталик выпуклый. Аккомодация влияет на восприятие глубины только на расстоянии до шести метров.

    2. Взаиморасположение зрительных осей:

    - конвергенция – тенденция к сближению глаз при восприятии близкорасположенных предметов).

    - дивергенция – разведение зрительных осей при переходе с близкого на далекие объекты.
    Восприятие движения

    Подробно рассматривал Р. Грегори. Он говорил о существовании двух взаимосвязанных систем восприятия движения:

    - «изображение-сетчатка»

    - «глаз-голова»

    1 система – движение объясняется последовательной стимуляцией примыкающих друг к другу рецепторов сетчатки.

    2 система – восприятие движения происходит при передвижении головы в сторону движущегося объекта.

    Восприятие движения подробно исследовалось в гештальтпсихологии. М. Вертгеймер открыл такое явление как фи-феномен (стробоскопическое движение - Кажущееся движение, возникающее в результате изменения временного промежутка между включениями двух независимых стационарных источников света (межстимульного интервала). Называется также бета-движением, или фи-движением.).

    Иллюзия движения (иллюзия водопада) – происходит в результате утомления рецепторов, ответственных за восприятие движения.

    8. Восприятие времени.
    Это отражение скорости, длительности и последовательности событий.

    Отражение времени – это исключительно проблема восприятия, т.к. не существует специальных анатомических образований, ответственных за отражение времени.

    В восприятии времени выделяют два основных аспекта:

    1. Объективный аспект – восприятие времени обусловлено наличием интервалов.

    2. Субъективный аспект – связан с биологическими и когнитивными основами восприятия времени.

    Биологическая основа:

    1. наличие суточных ритмов.

    2. скорость метаболических процессов (обмена веществ), которая связана с температурой тела.

    Эксперимент Хогланда:

    1 мин. – 52 сек. (при нормальной температуре 36,6)

    1 мин. – 40 сек. (при температуре 38,8)

    Кофеин – субъективно замедляет восприятие времени.

    Анестетики – субъективно укорачивают, убыстряют время.

    Когнитивная основа:

    1. количество событий, которые человек осознает в данном промежутке времени. Чем больше количество, тем более продолжительным кажется промежуток времени (восприятие настоящего).

    2. закон заполненного промежутка времени (Рубинштейн) – временные отрезки, содержащие звуковые и световые сигналы, воспринимаются как более продолжительные, чем пустые незаполненные промежутки времени.

    3. сложность стимула – чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продолжительным кажется период времени.

    4. степень знакомства с выполняемой деятельности – знакомая, предсказуемая деятельность вызывает наиболее точную оценку времени, выполнение новой деятельности приводит к переоценке времени.

    5. оценка прошлых событий – чем больше информации о прошедших событиях сохраняется в памяти, тем более продолжительным кажется временной промежуток.

    6. зависимость воспринимаемого времени от эмоциональных переживаний. Положительное отношение к ситуации отражается на ускорении времени. Негативные переживания субъективно удлиняют временной промежуток.


    9. Основные свойства перцептивных образов.
    Петровский А.В.: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

    Веккер Л.: константность, предметность, целостность, обобщенность.

    Рубинштейн: константность, осмысленность, историчность.

    Предметность – способность отражать объекты в виде отдельных предметов.

    По Веккеру: отражение объекта как пространственно обособленной физической вещи. Предметность основана на выделении фигуры из фона.

    Структурность – в восприятии человек отражает абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

    Целостность – это восприятие целостного образа предмета даже в случае неполного изображения.

    Осмысленность – это включенность в процессы восприятия элементов мышления, которые позволяют отнести возникший образ к определенной категории.

    Обобщенность – это выделение наиболее общих внешних признаков объектов, которые позволяют их отнести к одному классу.

    Константность – это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Константность существует благодаря способности восприятия компенсировать условия отражения предметов.

    Наиболее известны следующие виды константности:

    Константность цвета – это неизменность видимого цвета при изменении освещения.

    Константность восприятия величины – это постоянство видимого размера предметов при их различной удаленности.

    Факторы константности восприятия размеров:

    1 фактор – напряжение глазных мышц, которые фиксируют предмет на разных расстояниях.

    2 фактор – знание человека об истинном размере воспринимаемых предметов.

    [Комната Эймса: иллюзия нарушается, если включается прошлый опыт, стр. 76 ОВП]

    Константность восприятия формы предметов – неизменность восприятия при изменении положения предметов.

    Стрэттон – исследования с инвертированным зрением.

    Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

    Апперцепция – это зависимость восприятия человека от его установок, интересов и прошлого опыта.

    Историчность – это зависимость исторического восприятия от предшествующего исторического развития человечества. Человек воспринимает мир сквозь призму общественного сознания.

    10. Отличие образов восприятия от представления.
    Воспроизведение чувственных образом восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований – представлений.
    Представление – это мостик от чувственной ступени познания к рациональной, т.к. представление создает основу для возникновения понятий. Представление – это воспроизведение образа предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте.
    Отличие от восприятия

    1. Представление – это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствие предмета – основное отличие представления от восприятия (восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты).

    2. Представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представлений бывает очень различной.

    3. Представления отличаются некоторой – то большей, то меньшей – фрагментарностью. (При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем, у нам может быть единое общее представление об очень сложном целом, например, общий образ какого-нибудь художественного производства).

    4. Представления отличаются большей или меньшей обобщенностью. (Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведенные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление).

    Общее с восприятием:

    1. Как и восприятия, представления, даже общие, наглядные представления – это образы.

    2. Переработка воспроизведенного образа – восприятия подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже может обладать различной степенью общности.


    11. Виды представлений.
    Существует различные способы классификации представлений

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   80


    написать администратору сайта