Главная страница

Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


Скачать 5.66 Mb.
НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
Дата02.11.2017
Размер5.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
ТипАнализ
#10035
страница13 из 80
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   80

2. Взаимосвязь познавательных процессов.
Ощущение, восприятие, представление – это когнитивные психические процессы, которые позволяют получить информацию об особенностях окружающей среды и перерабатывать ее.

В процессе познания ОВП является первичными процессами, которые относятся к чувственной ступени познания.
Основные ступени познания

Название и определение ступени

Основные формы познания

Продукт или результат познания

1. Чувственная ступень – это отражение объектов и явлений окружающей среды с помощью различных органов чувств при обязательном условии непосредственного единства объекта и субъекта отражения

Ощущение
Восприятие

Представление

Чувственный образ, образ отдельного свойства

Целостный образ всего объекта

Образ объекта, сохраненный в памяти

2. Рациональная или логическая ступень – это углубление познания путем выделения объективного из того единства, которое было получено на чувственном уровне

Мышление

Речь

Воображение

Понятие

Суждение

Умозаключение


3. Общая характеристика ступени чувственного познания.

Сенсорно-перцептивная организация человека

Сенсорные системы – системы, которые обеспечивают восприятие и анализ информации, поступающей из внешней и внутренней среды (анализаторы). Мозг – единый анализатор внешней и внутренней среды организма.

Сенсорно-перцептивные процессы – отражение действительности и регуляторы деятельности, относятся к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры развития человеческой личности.

Мнение о том, что эти процессы относятся к низшим психофизическим функциям субъекта и не входят в его основную структуру – устарело. К ХХ веку накоплен большой материал о многообразии сенсорных систем – возникает необходимость классификации.

4. Понятие и критерии чувствительности по А.Н. Леонтьеву.
Чувствительность - это раздражимость по отношению к такого рода воздействиям, которые соотносятся организмом с другими воздействиями, т.е. которые ориентируют живое существо в предметном содержании его деятельности, выполняя сигнальную функцию.

Критерии:

1) Субъективный критерий – фиксация ощущений путем самонаблюдения (пр., вербальный ответ человека – чувствует он или нет). Не является универсальным – животное не может ответить на вопрос.

2) Объективный или функциональный – фиксация ощущений по движениям. Признаки проявления психики: подвижность и скорость реакции, которую можно замерить. Но этот критерий не всегда говорит о том, что психика, то есть чувствительность существует, также не универсален (пр., растения поворачиваются к солнцу)

3) Факт зависимости реакции организма от его общего состояния и от предшествующих воздействий – связывается с движением, прошлым опытом. (Исследователь Бон) если животное в движениях обнаруживает зачаточную память, движения можно связать с чувствительностью (способностью ощущать). Влияние предшествующих воздействий обнаруживаются всюду, где есть толика жизни (наличие НС не обязательно)

4) Раздражимость – способность живого организма действовать под влиянием внешних воздействий. Тоже не универсальна: должна быть НС, но – растение-мухоловка – НС системы нет, а действие есть.

5) Чувствительность – форма раздражимости, но является качественно своеобразной формой. Если пи раздражимости идет обратная адекватной реакции, то при чувствительности – сложные формы реакции (свет - уменьшение зрачка, дальний свет – закрыть глаз, прикрыть рукой – реакция усложняется).

По Леонтьеву нет единственного универсального критерия чувствительности. Каждый из вышеназванных можно учесть при наблюдении и опытах. Наличие чувствительности может подсказать жизненный опыт.
5. Проблема происхождения чувствительности.
6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.

2. Понятие об ощущении.
1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (С.Л. Рубинштейн).
Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.

Ощущение как компонент сенсомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичнее; оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета. Вместе с тем ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия. Этот анализ – не лишенная реального бытия абстракция и не искусственная операция экспериментатора в лабораторных условиях, а реальная познавательная деятельность человека, который в восприятии явления или предмета выделяет его качества. Но выделение качества – это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. Ощущение, таким образом, – это и очень элементарная, и очень высокая "теоретическая" деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление.

Как в одном, так и в другом случае ощущение – это не только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущение становится затем содержанием сознательной познавательной деятельности, направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение – это всегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.

Чувствительность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие – дифференцированность, тонкость и точность ощущений – существенно зависит от действия. Так, филогенетическое развитие чувствительности у животных существенно зависит от того, какие раздражители являются для них биологически значимыми, связанными с процессом их жизнедеятельности, поведения, приспособления к среде.

2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
Воздействие предмета на органы чувств – условие чувствительности.

Ощущение – это деятельность анализаторов. Анализатор – это нейроаппарат, который осуществляет функцию анализа и синтеза свойств раздражителей, идущих из внешней и внутренней среды. Чаще употребляется пять внешних чувствительных систем.

Анализатор состоит из трех частей: периферический отдел (рецептор), проводящие пути (передача информации), центр коры головного мозга. Функционирование анатомического аппарата обязательно.

Рецептор (периферический отдел) – преобразование определенного вида энергии в нервный импульс. Отличается повышенной чувствительностью и повышенной адаптивностью к специфичным для него видам раздражения (глаз, ухо – электромагнитные волны в определенном диапазоне, кожа – давление определенной интенсивности).

(Рубинштейн) Рецептор – орган, специально приспособленный для трансформации энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, орган, который легче, чем другие органы поддается раздражению.

Рецептор отличается очень низким порогом раздражения и очень высокой чувствительностью (закон Вебера-Фехнера – порог чувствительности обратно пропорционален самой чувствительности).

Рецепторы специализируются применительно к определенному раздражителю.

Проводящие пути - 2 вида: 1) афферентные (центростремительные, восходящие) – возбуждение от рецептора к мозгу; 2) эфферентные (нисходящие) – ответная реакция, из центра обработанная информация – обратно к исполнительному органу.

Если интенсивность раздражителя увеличена или воздействие долго – информация передается не только к принявшему рецептору, но и другим органам.

Обработка сигнала происходит в корковых проекционных зонах – специализированный участок коры ГМ, который отвечает за деятельность данного вида анализаторов.
Универсальная схема прохождения информации. Иррадиация – передача раздражения на соседние участки ГМ. Обратная афферентация – обратная реакция на действия раздражителя.

Психологический процесс


раздражитель

Рецептор


Центр коры ГМ


Допороговый/подпороговый раздражитель

иррадиация



запороговый раздражитель

физический процесс физиологический процесс

3. Концепция специфической энергии органов чувств Й. Мюллера.
Одним из идеалистических теорий является теория Мюллера «Концепция специфической энергии органов чувств»

Согласно этой концепции ощущения зависят не от природы раздражителя, а от органа, в котором происходит процесс раздражения. При этом ощущения зависят от специфической энергии органов чувств. Одинаковая внешняя причина воздействуя на разные органы чувств вызывает разные ощущения.

Ощущения света – это субъективное состояние сознания, которое является выражением специфической энергии зрительной сетчатки.

Следовательно, не существует различий между нашими ощущениями и предметами внешнего мира. Ощущения Мюллер называет лишь символами и знаками отражаемых предметов.

В парадоксальной форме специализация органов чувств выражается в том, что неадекватный раздражитель, воздействую на определенный рецептор, может вызвать специфические для него ощущения.

Концепция Мюллера в некоторых случаях подтверждается, но одновременно наблюдаются некоторые противоречия:

1) не все раздражители являются такими универсальными как механическое воздействие. Так, звуки и знаки не вызывают зрительных ощущений.

2) ощущения, вызываемые различными раздражителями, которые воздействуют на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству.

Верно: (в теории Мюллера) – анализаторные системы обладают повышенной чувствительностью только по отношению к адекватным им стимулам и низкой чувствительностью к другим - неадекватным. Неадекватные стимулы должны быть очень сильными, близкими к болевым, чтобы возбудить подобное ощущение.

4. Свойства и закономерности ощущений.
Свойство – это то, что отличает данное ощущение от другого.

1) Качество ощущений – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и изменяющаяся в пределах данного ощущения.

Пр, качествами слуховых ощущений являются высота, тембр, громкость; зрительных ощущений – насыщенность, цветовой фон, яркость.

2) Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3) Модальность – это свойство ощущения, которое зависит от типа рецептора (слуховая, зрительная, кинестетическая)

4) Длительность – это отображение времени воздействия источника информации на органы чувств.

Длительность ощущений зависит от типа рецептора, а также от времени действия раздражителя и его интенсивности. Длительность ощущений связана с явлением латентного периода, который проявляется в том, что ощущения возникает спустя некоторое время после воздействия раздражителя.

Также длительность ощущений зависит от эффекта последействия. Проявляется в том, что ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя.

Эффект последствия проявляется в том, что возникают последовательные образы. Их возникновение обусловлено преобладанием процесса возбуждения в рецепторе.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы:

«+» соответствуют по светлоте и цвету первоначальному раздражителю (в зрительных ощущениях)

«-» заключается в возникновении качества ощущения противоположного качеству раздражителю.

5) Пространственная локализация – это непосредственное воспроизведение месторасположения отображаемого раздражителя во внешнем объективном пространстве (Веккер).

Ощущения дают информацию о пространственном расположении объектов.

Дистантные рецепторы (слух, обоняние, зрение) дают больше информации о пространственном расположении объектов.

Пространственная локализация является генетически производным свойством от отражения движения.
Закономерности ощущений
Явление сенсорной адаптации

Явление контраста

Последовательных образов

Взаимодействие ощущений
Явление сенсорной адаптации – это изменение чувствительности анализатора в результате длительного действия раздражителя. Три вида сенсорной адаптации:

  1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Этот вид адаптации свойственен лишь некоторым видам чувствительности (тяжесть одежды, вкусовая чувствительности). Не наблюдается явление полной адаптации у зрительного анализатора

  2. адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Пр., световая адаптация.

Эти два вида являются негативной адаптацией, т.к. происходит снижение чувствительности. Негативная адаптация не обнаружена для болевой чувствительности.

  1. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Пр., темновая адаптация, адаптация к тишине. Скорость позитивной адаптации зависит от типа анализатора.

Тактильные рецепторы – треб. 1-2 сек. для адаптации

Слуховые воздействия – 15 сек.

Зрительная адаптация – 30 мин.
Явление контраста – состоит в том, что один раздражитель увеличивает чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям (или последовательным раздражителям).
Последовательные образы.

Ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя, возникают последовательные образы. Их возникновение обусловлено преобладанием процесса возбуждения в рецепторе.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы:

«+» соответствуют по светлоте и цвету первоначальному раздражителю (в зрительных ощущениях)

«-» заключается в возникновении качества ощущения противоположного качеству раздражителю.
Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности анализатора под влиянием действия раздражителя специфичного для других органов чувств.

Чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражителя. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности в результате влияния слабых болевых раздражителей.

Общая закономерность взаимодействия ощущений:

Слабые раздражители повышают чувствительность других анализаторов, а сильные – понижают.

В основе этого лежат процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга.

При действии слабого раздражителя в центральном отделе анализатора возникает сильное возбуждение, которое легко распространяется (иррадиирует) на другие центры, повышая их чувствительность.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации в центре анализатора.

По закону взаимной индукции, это приводит к торможению в других центрах – анализаторах и в результате к снижению их чувствительности.

Примерами взаимодействия ощущений являются явления синестезии и сенсибилизации.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также их длительного упражнения. Два вида:

  1. профессиональная сенсибилизация – повышение чувствительности, связанно с требованиями профессии человека.

  2. Компенсаторная сенсибилизация возникает вследствие необходимости компенсации сенсорных эффектов.

Сенсибилизация является доказательством зависимости развития психики в зависимости от условий окружающей среды и требований практической деятельности.

Синестезия – это явление, при котором при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, характерные для другого. Ярким примером являются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии слуховых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы (цветовой слух). Ярко выраженной синестезией обладают мнемонисты (люди с феноменальной памятью).

3. Классификация ощущений
1. Классификация ощущений по модальности.

Аристотель выделял пять видов чувствительности

Б.Г. Ананьев рассматривается 11 видов чувствительности:

1) органические ощущения

2) кинестетические (ощущение движения)

3) статические (равновесия)

4) слуховые

5) зрительные

6) обонятельные

7) вкусовые

8) болевые

9) температурные

10) тактильные

11) осязание

На уровне человеческой психики ощущения связываются с ассоциациями (автор этой идеи Сеченов). На основании теории Сеченова Ананьев выделяет два класса ассоциации ощущений:

  1. интермодальные (межмодальные) – к интермодальной чувствительности Ананьев относил и вибрационную чувствительность.

  2. Интрамодальные (внутримодальные) – зрительно-зрительные ассоциации, например.



2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.

В.Вундт

1) Механическая чувствительность (осязание, кинестетическая)

2) Акустическая чувствительность – связана с колебаниями твердого тела

3) Химическая чувствительность (обоняние, вкус)

4) Термическая

5) Оптическая

3. Генетическая классификация Г. Хэда.

Критерием этой классификации является скорость восстановления афферентных нервных волокон после перерезки периферического нерва.

На основании последовательного восстановления различных видов ощущений Хэд выделяет два вида чувствительности:

1) протопатическая – восстанавливается первой после перерезки нерва. Она является более старой в генетическом плане. Она является примитивной и тесно связано с эмоциями и характеризуется размытостью ощущений и слабой локализацией. Первая возникла болевая чувствительности, а также чувствительность к резким перепадам температур. В дальнешем Хэд отнес к протопатической чувствительности органическую чувствительность, а также ахроматическую зрительную чувствительность.

2) эпикритическая – восстанавливается более поздно. Хэд считает филогенетически более молодой. Она более тонко дифференцирована и рациональна, контролирует протопатическую чувствительность. (ощущения интенсивных температур, тактильная, хроматическая зрительная чувствительность)
4. Классификация Ч. Шеррингтона.

Критерий: расположение рецептора

1) Экстероцептивные – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.
Дистантные (зрительные, слуховые) контактные (кожная, вкусовая)




Обоняние (промежуточное положение)

2) Интероцептивные (органические) – дают информацию об особенностях протекания обменных процессов во внутренней среде организма (все болевые и органические ощущения). Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых ощущений и тесно связаны с эмоциями.

3) Проприоцептивные – отражают движение и относительное положение частей тела с помощью рецепторов мышц сухожилий и суставов.
5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
Различают два вида чувствительности: абсолютная и разностная.

Абсолютная чувствительность определяет границы доступного для человеческих ощущений.

Разностная демонстрирует способности человека к сравнению различных раздражителей.
Понятие порогов было введено для количественной оценки уровня чувствительности. Впервые понятие порога ввел И.Герберт.

Герберт определил порог как границу между сферой сознания и бессознательного.

Экспериментальное изучение порога и методы экспериментального изучения были предложены Г.И. Фехнером.

Виды порогов:

Диапазон абсолютной чувствительности определяется нижним и верхним абсолютными порогами.

Нижний абсолютный порог – это минимальная сила раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, лежащие ниже порога чувствительности не вызывают ощущений.

Изучение нижнего порога позволило выявить действие на организм допороговых раздражителей. Зону действия раздражителя, который не вызывает ощущений Г. Гербарт обозначил как субсенсорная область. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность и наоборот.

Верхний абсолютный порог – это максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. При дальнейшем увеличении силы раздражителя возникают неадекватные раздражения, которые часто сопровождаются болью.

Разностный порог (дифференциальный, порог различий) – этот порог необходим для количественной оценки разностной чувствительности.

Разностный порог измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает какую часть первоначальной силы раздражителя нужно прибавить, чтобы получить едва заметное различие ощущений.

Пр, слух 1/100, вкус 1/5

Эта величина была выявлена французским физиком П. Бугнером, немецким психофизиком Вебером. Эта закономерность называется психофизическим законом Бугера-Вебера.

= const

∆R – прирост раздражителя, впервые замечаемый наблюдателем

R – величина действующего раздражителя.
На основе закона Бугера-Вебера Фехнер сформулировал основной психофизический закон (логарифмический закон Фехнера).

Под основным психофизическим законом понимается зависимость, связывающая величину ощущения с величиной действующего стимула.

Закон: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения будет расти в арифметической прогрессии или интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя.

Интенсивность ощущений возрастает непропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

S = C х log (∆R/R)

S – интенсивность ощущения

C – константа

∆R – пороговая величина раздражителя

R) – сила действующего раздражителя
В 1961 г. появляется альтернативный закон соотношения ощущений и раздражителей (С. Стивенс).

Основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Между ощущениями и физической средой существует степенная зависимость. Для этого он вводит в уравнение Фехнера степень n, которая зависит от вида чувствительности.

S = К(R - ∆R)n

Стивенс известен тем, что разработал прямые методы определения порогов. Прямой метод франкционирования – заключается в том, что испытуемый должен выбрать из предложенных раздражителей тот, который меньше по силе предложенного образца.
Для того, чтобы объединить закона Фехнера и Стивенса психофизик Ю.Т. Забродин формулирует обобщенный психофизический закон, в который добавляет константу z. Величина этой константы определяет степень осведомленного испытуемого о ходе эксперимента.

S/S = k(∆R/R)

Если z = 0 (испытуемые не осведомлены), то формул переходит в закон Фехнера; если z = 1 – в закон Стивенса.
Общие особенности и достижения законов Фехнера и Стивенса:

  1. и в том, и в другом законе было доказано, что ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств.

  2. Доказали, что сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов.

4. Восприятие
1. Феноменология восприятия.
Процесс восприятия включает в себя ряд операций:

1. Обнаружение объекта - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой фазе субъект может ответить на вопрос, есть ли стимул.

2. Различение - это выявление в объекте признаков в соответствии с задачей, стоящей перед наблюдателем. Другими словами здесь происходит формирование перцептивного образа.

3. Идентификация - это отождествление объекта с одним из эталонов, записанных в памяти.

4. Опознание знакомых объектов – формируется окончательный вывод о воспринимаемом объекте, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

При этом две первые операции относятся к перцептивным действиям, а вторые - к опознавательным.

Перцепция - это действие по созданию образа. Предполагает различение отдельных деталей, необходимых для построения образа.

Опознание - это действие сличения наличного стимула с уже созданными в памяти эталонами и отнесения стимула к определенной категории.

В процессе опознания происходит процесс выдвижения и проверки гипотез.

Выделяют 2 типа опознания в процессе восприятия: сукцессивное и симультанное.

Сукцессивное опознание имеет место при опознании мало знакомых объектов или при опознании в затрудненных условиях, т.е. в процессе ознакомления с объектом. Внешне это проявляется в большом количестве движений глаз и многократном обследовании объекта.

Симультанное опознание - это мгновенное узнавание. Так, в процессе изучения алфавита процесс сличения резко сокращается. Узнавание при этом типе опознания возможно и без движения глаз наблюдателя. О механизмах симультанного опознания можно судить по высокой точности и скорости решения опознавательных задач.
Физиологические основы восприятия

Если за ощущения отвечают корковые проекционные зоны головного мозга, то восприятие возникает в результате передачи возбуждения в интегративные зоны. Наличие интегративных зон было обнаружено в результате анализа клинических случаев. Если интегративные зоны поражены, то человек перестает различать контуры предметов, различает лишь отдельные световые пятна.
Иллюзии восприятия:

Иллюзии – это сложные образы восприятия реальной действительности, не адекватные чувственному раздражению.

Галлюцинации – это патологическое нарушение перцептивной деятельности, которое проявляется в восприятии объектов, реально не действующих на органы чувств.

Можно выделить три группы причин возникновения зрительных иллюзий:

1 группа: физические причины (ложка в стакане)

2 группа: физиологические причины:

1) иллюзии, связанные со строением глаза (иллюзия иррадиации)

2) иллюзии движения – связаны с утомлением рецепторов сетчатки

3) иллюзии контраста – связаны с действиями процессов возбуждения и торможения. К иллюзии контраста можно отнести иллюзию Геринга.

3 группа: когнитивные причины (к ним можно отнести предшествующий опыт, перцептивную установку, внимание)

(Иллюзия Понца, иллюзия Мюллера-Лайера (влияние прошлого опыта))

Перцептивная установка – это восприятие объекта на основе готовности человека воспринимать мир определенным образом. (Эффект Струпа, иллюзия куб Неккера, лестница Шредера)
2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
Будучи необходимым этапом познания оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеют определенную аффективно-эмоциональную окраску. С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Восприятие – живой творческий процесс познания.
Сравнение ощущения и восприятия

Сходство:

  1. Возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

  2. Итогом отражения является чувственный образ.

  3. Физиологической основой и ощущения, и восприятия является деятельность анализаторов.


Различия:

  1. Пассивность ощущения – активность восприятия. Рецепторная и рефлекторная теория ощущения. Рецепторная сложилась в конце XIX века и придерживалась мнения, что рецептор пассивно отвечает на воздействие раздражителя. Этим пассивным ответом является ощущение. Рефлекторная (Нефф) – ощущение всегда сопровождается двигательной реакцией, которая может быть в виде сужения сосудов или сокращением мышц. Развивая идею активности ощущения Рубинштейн указывает на то, что ощущение – это не только компонент чувственного образа, но также компонент деятельности, что проявляется в сенсомоторной реакции. Рубинштейн называет ощущение – единство чувственного содержания и деятельности. Рубинштейн указывает на тесную взаимосвязь ощущений и действий. С одной стороны ощущение влияет на действие, а именно направляет и регулирует его. С другой стороны тонкость и дифференцированность ощущений во многом зависит от действий.

  2. Первичность в познании ощущения и вторичность в познании восприятия. Нельзя точно сказать, что предшествует: восприятие или ощущение. Ощущение также предшествует восприятию, как восприятие предшествует ощущению. Это различие также не является определяющим.

  3. Унимодальность ощущения и полимодальность восприятия. Вибрационная чувствительность – это пример полимодальности ощущений (тактильная, моторная, слуховая чувствительность).

  4. Первичность в филогенезе ощущения и вторичность восприятия.

  5. Это недефференцированность и неопредмеченность ощущении и опредмеченность восприятия. Ощущение – это отражение отдельных свойств, поэтому они не способны дифференцировать предметы. Основным же свойством восприятия является предметность, которая проявляется в отражении предметов в виде целостных образов.

  6. Сложность восприятия и элементарность ощущения. Восприятие – это синтез различных процессов (мыслительная деятельность, память, мотивация, внимание, двигательная активность). Таким образов, восприятие – это сумма ощущений, которая дополняется другими психическими процессами.


3. Теории восприятия.
Классические теории:

Структурализм (интроспекционизм)

Функционализм

Конфигурационизм (гештальт подход)

Современные:

Конструтивизм

Экологический подход

Теория перцептивных действий
Структурализм

Основатель - В. Вундт, 1879 г.

Продолжателем явлется Э. Титченер (автор)

Структурализм рассматривал восприятие как набор отдельных элементов, которые являются базовые элементы сознания, ощущения.

Поиск элементов сознания проходил с помощью аналитической интроспекции.

Испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образов на отдельные элементы.

Достижением структуралистских исследований является выделение свойств восприятия

Вундт, Титченер выделил качество, интенсивность, длительность, протяженность, ясность.

Человек воспринимает структуру образа через отдельные элементы.

Тем не менее они указывали на то, что восприятие – это больший процесс, чем сумма ощущений.

По их мнению восприятие в отличие от ощущений содержит информацию о прошлом опыте и смысле возникающих образов.

Появляется понятие апперцепции. В рамках структурализма апперцепция – это творческий синтез, объединяющий процессы восприятия, памяти и воображения.

Апперцепция – это зависимость восприятия от личностных особенностей, установок и прошлого опыта человека (современное понятие).
Функционализм

Г. Гельмгольц, 1866

Этот подход рассматривает восприятие не как результат перцептивных действий, а как процесс функционирования перцептивной системы.

Образ восприятия понимается как функция перцептивной системы.

Теория бессознательных умозаключений – основа функционализма.

Гельмгольц - первичных сенсорных данных недостаточно для восприятия удаленных предметов.

В качестве определяющего принципа восприятия он называл прошлый опыт, который заканчивается в процессе практической деятельности, двигательной активности фиксируется в форме представлений.

С помощью бессознательных умозаключений, логических выводов происходит сопряжение представлений и актуальных впечатлений.
«эмпиризм» пативизм

(преобразование в жизни) (генетические)
Идея Гельмгольца были подтверждены в эксперименте с инвертированным зрением (Стрэттон, 1896 г.)
Конфигуроционизм (гештальт подход)

Основатели Э. Мак, Фон Эренфельс, 1890 г.

Говорили о существовании гештальта или качества формы. В отличие от структурализма представители гештальтподхода подчеркивали целостность восприятия, а именно неделимость целостной формы на отдельные элементы.

независимо от наличия структурных элементов треугольник способен восприниматься

как целостная форма.






Элементы так связаны между собой, что образуют фигуру, имеющую свойство и качество, которых нет у отдельных ее частей.

Продолжателями идей гештальтподхода являются Макс Вертгеймер, Оскуд, Кофка, Келлер.

В гештальтподходе разработана проблема фигурофоновых отношений.

Фигура – это меньшая по величине часть воспринимаемой картины, которая имеет четкие контуры.
Конструктивистский подход

И. Рик, Р. Грегори

В данном подходе подчеркивается активная роль наблюдателя.

В процессе восприятия наблюдатель опирается по познавательные процессы, при этом на формирование образа влияет предшествующий опыт, мотивация, внимание и другие психические процессы. Человек конструирует восприятие логическим путем, опираясь на поступающие к нему сведения.
Экономический подход

Дж. Гибсон

Мыслительные процессы играют незначительную роль в процессе восприятия. Информация, которая поступает в виде зрительного образа, содержит все необходимые сведения и не требует дополнительной логической обработки.

Текстура (зернистость) поверхности – основное понятие.

4. Теория перцептивных действий.
(лат. perteptio – восприятие) разработана А.В. Запорожецем в 1941 г.

Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых „перцептивных действий“, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Перцептивные действия, которые реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются здесь как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Само восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве, которая Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.
Для систематизации свойств окружающей мира используются сенсорные эталоны.
Сенсорный эталон — система сенсорных качеств предметов, которая как чувственные мерки. Исходно они были выделены в процессе общественно–исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Затем они предлагается ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

5. Понятие «гештальт».
Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) — основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов „расчленения психологического поля“.

Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер).

Принципы гештальта


Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт качества


Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаеgnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   80


написать администратору сайта