Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
Скачать 5.66 Mb.
|
Л. Леви-Брюль выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип — логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют. Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия; считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя — считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению). Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т. п. проявления трудовой деятельности не являются, по Леви-Брюлю, плодом размышления и рассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка. По Леви-Брюлю, влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды). По Леви-Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.). Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления,— как раз это и подвергается критике,— сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах. 12. Описательная психология. «Философия жизни» В Дильтея. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ, с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд «Описательная психология Существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике. Естественнонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. Критике подвергались принципы этой психологии, которую Дильтей называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах — атомах и их ассоциациях и др., которые не доказуемы. Противопоставление понимания и объяснения — центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественнонаучно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно иррациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить возможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять — это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве. В противоположность абстрактной схематичной объяснительной психологи» описательная психология (или расчленяющая) есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее цельности. Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится — не нравится), волевой компонент как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Побуждения и чувство занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений: таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяются чувства удовлетворения, становится ценным. Таким образом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляет сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром— физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. В детстве игра является необходимым проявлением жизни. В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны. В зрелости происходит сознание действительных ценностей. В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие соединения. Мысли В. Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств. 13.Основные идеи Э. Шпрангера Позиции В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Э. Шпрангера. Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов (форм) смысловой направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Основное понятие психологии Шпрангера — формы жизни . От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию. Ценности — это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир — природа, наука, искусство и т. п. Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида. Теоретический человек (все его стремления направлены к познанию); эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира). Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни. Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Положительно оценивая критику этого направления в адрес эмпирической психологии, ее вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры» созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций идеалистически, как чисто духовный процесс. «При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным ... понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития». 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии. 1. Работа в области психологической теории. Основные этапы развития отечественной психологии 1 этап: 20-30-е гг. ХХ в. Послереволюционный период. Начинают появляться тоталитарные тенденции и ценность какой-либо теории определяется соответствием идеала марксизма-ленинизма. На психологию наибольшее влияние. Все в науке носит ярко идеологический характер. Новые прикладные дисциплины и направления в психологии. 1. Психотехника (Шпильрейн) – 1923 г. психотехническая лаборатория. Основное направление работы: профотбор, профориентация, исследования пропаганды. Шпильрейн расстрелян. (Платонов, Левитов Геллерштейн?) 2. Педология (Нечаев, Лазурский). Объект – ребенок. Возникла идея формирования человека (Блонски, Басов, Выготский). 3. Поведенческая школа: два направления: - рефлексология (Осипов, Уразов) - реактология (Блонский, Корнилов). В это время развивается и получает практическое принятие психоанализ. Резенталь – внедрение психоанализа в практику. Активно поддерживал Троцкий. В начале 30-х гг. был запрещен (гонения на Троцкого), вплоть до 60-х гг. В 1929 г. вышло постановление ЦК партии и было создано общество педологов-марксистов. 1932 г. Крупская организовывает дискуссию по проблемам педологии (по результатам дискуссии выходит ряд работ (Блонский – педология, Выготский – основы педологии, Басов – о некоторых задачах, предстоящих перестройке педологии). В 1933 г. – положен конец педологии. Перед психологией возникает основная проблема, как адаптировать марксизм к психологии. Две тенденции: 1) можно догматически взять марксизм и перенести его в психологию 2) творческая переработка идеи марксизма. На путях второго подхода в советской психологии созданы труда, которые положили основу методологии отечественной психологии (Ананьев, Басов, Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн, Узнадзе, Смирнов, Теплов, Зинченко).
С 38 по 40 г. – 160 научных работ. Основные научные достижения в 20-30-е гг.:
2 этап: развитие психологии в годы ВОВ Основная задача: психологическое обеспечение нужд военного времени. Требования к психологическим исследованиям: прикладная направленность, существенное сокращение сроков исследование, открытость и доступность результатов для широкой жизни ученых и практиков. Основная проблематика исследований:
Основные достижения психологии:
- доказательства высокой пластичности нервной деятельности - был обоснован принцип системной, а не локальной представленности психических функций в коре головного мозга - доказательство того, что при выпадении определенного звена функциональной системы возможно не только перестройка внутри системы, но и замена выпавшего звена сохранным (Анохин, Бернштейн, Лурия)
В целом в этот период идеологические нападки на психологию значительно уменьшились, но после войны началась новая волна гонений на психологию. Самое верное – это учение Павлова. Были прекращены все исследования, которые вписывались в Павловское. В 1950 г. проводится сессия, посвященная работам Павлова. Основная задача: вскрыть недостатки, которые мешают работам Павлова. Было предложено удалить из психологии все субъективные методы и заменить психологические методы физиологическими. Основным направлением был поиск естественно-научных основ психологии и необходимо было решить проблему: избежать сведения психических и физиологических и не допустить обособления физического от психического. Итог: в психологии были более четко разработаны методологические основы науки, удалось отстоять самостоятельность психологии. 3 этап: вторая половина 60 – конец 80 гг. Очень спокойный с точки зрения идеологических и политических воздействий на психологию период. Контроль за наукой был не таким жестким, были созданы условия для поступательного развития психологии. Психология была активно включена в решение практических задач, расширяется проблемное поле психологических исследований, развивается комплексный подход в познании психики. Достижения в методологическом плане:
Основная научная проблематика:
- изучение порога чувствительности (Забродин, Бородин) - проблема ощущений и их классификация (шк. Леонтьева) - формирование образа восприятия (Зинченко) - исследование мнемических процессов (Смирнов, Зинченко, Репнина, Середа) - изучение проблемного и творческого мышления (Тихомиров, Лук, Пономарев, Брушлинский) - изучение процесса решения задач (Тихомиров, Забродин) - проблема учебной деятельности и формирование умственных действий (Гальперин, Давыдов, Эльконин, Талызина) - разработка общепсихологических аспектов проблемы общения (Ломов) В этот период в психологии формируются различные отрасли психологии труда, инженерная, космическая психология. Внутри социальной психологии (политическая психология, этнопсихология, психология управления). Развиваются междисциплинарные связи и психология начинает разрабатывать проблемы на стыке различных областей знаний. Возникла проблема комплексного человекознания и проблема интеграции знаний из разных областей психологии. Одной из первых школ, которая решает эту проблему – школа Ананьева. В связи с возникновением множества школ и направлении появилась потребности в осмыслении и систематизации научных данных. В качестве обобщающего подхода в 80-х гг. выступил системный подход в школе Ломова. Существенно повышается статус психологии в этот период. 1971 г. – институт психологии РАН СССР 1972 г. – повсеместно открываются факультеты психологии (Киев, Харьков, Саратов) В 1980 г. начинает издаваться еще один журнал по психологи. |