Главная страница

Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


Скачать 5.66 Mb.
НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
Дата02.11.2017
Размер5.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
ТипАнализ
#10035
страница10 из 80
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   80

4 этап: 90-е гг. и современность

Принципиально новая социальная среда.

1989 г. – устранение марксизма из психологии и усиление гуманистических тенденций.

Психология превращается в науку, ориентированную на сегодняшние потребности. Мощный рывок в прикладной психологии.

Тенденции прикладных исследований:

  1. Принципиально иное распределение прикладных и фундаментальных разработок в пользу прикладных.

  2. Выбор практической проблематики определяется сиюминутными экономическими и политическими задачами.

Важная особенность: разрыв между прикладными и теоретическими изысканиями.

С 1991 по 2001 г. методологическая работа была практически полностью прекращена.

С 2002 г. возобновляется интерес к теоретическим основаниям, к методологии психологии и одновременно продолжаются мощные прикладные исследования.

Брушлинский, Абульханова-Славская, Шадриков, Асмолов, Братусь.

2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология М.Я. Басова и др.)
В 20-е годы получили распространение поведенческие концепции: рефлексология и реактология

Рефлексология В.М. Бехтерева. На основе экспериментальных работ по изучению вырабатываемых прижизненно двигательных рефлексов у животных и чело­века, совокупность которых назвал соотносительной деятельностью. Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятель­ность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Психическая деятельность рассматривается как рефлекторная. Например, внимание – процесс сосредоточения, мышлении – символические рефлексы. Это по­нятие он стремился распространить на все отрасли психологии, в том числе и на детскую. Вопросы социальной обусловлен­ности поведения и развития составили «Коллективную рефлексологию» Бехтерева (1921). Ее задачей было изучение прояв­ления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивиду­альными рефлексами или индивидуальной деятельностью. Механицизм и энергетизм Бехтерева явились предметом критики, прежде всего в рамках состоявшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии (после которой рефлексология прекратила свое существование). Была отмечена положительная роль рефлексологии в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования психики и сознания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения.

Реактология К.Н. Корнилова Ее задачей было исследование поведения как совокупности реакций челове­ка на биосоциальные раздражители. Она может быть измерена объективна, но за внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция рассматривалась как единица поведения и понималась очень широко - как лю­бое жизненное поведение, начиная от реакции простейших (такое понимание стирало различия между поведением про­стейших и более сложными формами поведения животных, и тем более человека). Жизнь рассматривалась как совокупность реакций, а каждая реакция как взаимосвязь организма со средой. Реакция есть трансформация энергии, и все психические процессы являются особым проявлением физической энергии - нервной. Был сформулирован принцип однополюсной траты энергии: чем больше энергии идет на умственную работу, тем меньше энергии остается для двигательной реакции. Теоре­тическое значение полученных результатов аккумулировалось в положении: есть одна энергия - физическая. В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направ­ление отличали крайний механицизм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека и его психики. Реакто­логическая психология была оценена как антимарксистская концепция, имеющая свои корни в буржуазной философии и социологии, и что она некритично, без переработки перенесла чуждые буржуазные учения, методы и методики. Реактология критиковалась за отрыв теории от практики.

В категориях поведения определял предмет психологии и М.Я. Басов (ученик Лазурского) Подвергнув критическому анализу существовав­шие представления о предмете в психологии, он делает вывод о том, что предметом психологии является поведение, а мето­дом - наблюдение. Единица поведения - акт, который представляет собой синтез стимула и реакции. Поведение состоит из системы актов. В изучении поведения ставил акцент не на внешних движениях, а на их внутреннем смысле (конфликт м/у произвольным и непроизвольным). Басов чтобы отграничить свой подход от рефлексологов вводит понятие Деятельность. Деятельность являвется субъективной. Т.е за всеми ее актами и механизмами стоит субъект – деятель в среде, т.е. человек активный. Именно к Басову восходят идеи деятельности в психологии.

3. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

4. Учение о деятельности А.Н. Леонтьева.
Развивал положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности. Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о "морфологии" (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – "Проблемы развития психики" (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет "сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)". Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

5.Психология С.Л. Рубинштейна.
Основной тематикой исследований Рубинштейна были проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

Как отмечалось, вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности – для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания – вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и определяясь".

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.

Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Исследования проводились на кафедре психологии Педагогического института в Ленинграде – кафедре, которая стала одним из крупнейших исследовательских центров в стране. Обобщая на основе своих теоретических представлений результаты этих работ, Рубинштейн методологически осмыслил их в фундаментальном труде "Основы общей психологии" (1940).

В период Великой Отечественной войны Рубинштейн проявил высокое гражданское мужество: в тяжелейших условиях ленинградской блокады он возглавил работу коллектива Педагогического института и его последующую эвакуацию. С 1942 года Рубинштейн в Москве организует два крупных научно-исследовательских центра: кафедру психологии в Московском государственном университете и сектор психологии в Институте философии Академии наук, впоследствии преобразованный в самостоятельный институт. Одновременно он руководит Институтом психологии вновь организованной Академии педагогических наук, где продолжает успешно вести методологическую работу и руководить эмпирическими исследованиями в различных областях психологической науки.

В центре его интересов выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов. Согласно этой концепции внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в процессе взаимодействия человека с миром.

Успешная деятельность Рубинштейна была на некоторое время прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. Рубинштейн был снят со всех занимаемых должностей. Тем не менее он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения в книгах "Бытие и сознание" (1957) и "Принципы и пути развития психологии" (1959). Проблемам личности и нравственных аспектов ее жизни посвящена оставшаяся незавершенной работа "Человек и мир" (опубликована в 1973 году).

6. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина
Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Основана на ряде допущений: 1.Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2.Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности , в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры; 3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации , выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной

основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».


ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».
Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
7. Развитие психологической теории в трудах Б.Г. Ананьева.
Человек - системообразующее основание предмета психологии. В целостности человека он выделил систему его индивидных свойств - от биохимических до психофизиологических. Возрастные и гендерные их преобразования в жизненном цикле получили название "онтогенетической эволюции".

Ученый вычленил и другие формы бытия человека - в качестве личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Обосновал факт взаимопроникновения и взаимовлияния индивидного и личностно-субъектного, онтогенетической эволюции и жизненного пути человека. Основную систему координат для изучения человека Ананьев вначале разместил в конкретных социально-исторических условиях, в пространстве определенного общества, в жизни данной страны.

Ананьеву удалось показать, как эта конкретно-историческая действительность, многократно опосредуясь, обусловливает жизнь человека вплоть до уровня его онтогенетической эволюции. Но основания новой методологии начали намечаться им, когда он подступил к созданию теории индивидуальности человека: не только как интегрированного единства разных "ипостасей", но как создателя уникального вклада в развитие других людей, в поступательное движение общества. Этот вклад может быть очень невелик, но без него окажется незавершенной основа для крупных творений. Действительно же значительные вклады в общественную жизнь оказываются всегда значимыми для всего человечества. Потенциальная соразмерность человека и мира становится действительностью его бытия. В детерминацию жизни людей входят события, происходящие в пространстве всего человечества. Именно в этой "вселенской" системе координат обнаруживаются "великие возможности исторической природы человека". Можно предполагать, что жизнь в координатах мира обусловливает формирование у человека новой ипостаси, более масштабной, чем система "индивидуальности". Отдельным индивидуумом она переживается как чувство общности с жизнью всех людей на земле, как ответственностью за их судьбы. Трудно найти обозначение для такого образования, интегрирующего жизнь людей с прошлым и будущим человечества. Может быть, адекватным здесь станут термины "всеобщность" и "трансцендентность".

8. Исследования Б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
ТЕПЛОВ Борис Михайлович - российский психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии.

С 1929 г. в Психологическом институте Теплов становится одним из ведущих исследователей процессов ощущений и восприятий. Подчеркивал особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных (в частности, пространственных) образов окружающего мира. Но основные интересы Теплова были сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность). В своем анализе Теплов не ограничился процессами сознания и восприятия музыкальных произведений. Он четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Поэтому сама деятельность должна быть проанализирована под углом зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с "резервуаром" его способностей который им самим может и не осознаваться, поскольку лишь в самом занятии тем или иным видом трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Это свидетельствовало не только о гуманистическом подходе к проблеме, но и о важной методологической установке. Одна способность рассматривалась не изолированно от другой, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях. Тепорву принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность труда военачальника ("Ум полководца", 1943). Изучение этой темы Теплов вел в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было показано, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. Должны присутствовать такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др.

В 1950—1960-х гг. научная деятельность Т. была связана с психофизиологическим подходом к изучению индивидуальных различий. Отправным для него стало учение И.П. Павлова о свойствах типов НС. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу изучения свойств типов НС. Показал, что люди различаются не только содержательной стороной психической жизни, но и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, энергичности действий, по скоростным характеристикам). Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Теплова, привели к выводу о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы-слабости, подвижности-инертности).

Индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Теплов показал, что изучение природных свойств НС дает возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы нового направления — дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ученика Т. — В.Д. Небылицына.

9. Основные идеи и работы А.Р. Лурии.
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью.

А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (Л.И. Божович, АВ. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Л.И. Божович - ученица Выготского, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи дея-тельностного подхода в психологии. Основной круг интересов - детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аф­фективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, усло­виям формирования гармонической личности и др.

А.В. Запорожец - ученик Выготского, входил в Харьковскую школу психологов, развивал идеи деятельностного подхода в психологии. Главный вклад в теорию деятельности внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия, в частности, что воспри­ятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями по оценке смысла ситуации.

Д.Б. Эльконин - на основе развития идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и деятельност-ного подхода А.Н. Леонтьева создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе (онтоге­нез - индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни), основанием которой служит ведущая деятельность. [0-1 - младенчество/ непосредственное эмоциональ­ное общение; 1-3 - раннее детство/ манипулятивная деятельность; 3-6/7 - дошкольный период/ ролевая игра; 6/7-10/11 -младший школьный возраст/ учебная деятельность; 10/11-14/15 - средний школьный возраст/ общение со сверстниками; 15-17 ранняя юность/ учебно-профессиональная деятельность.] Известен также разработкой психологической теории игры, ис­следованиями формирования личности ребенка.

В.В. Давыдов - творчески развивал базисные идеи школы Л.С. Выготского. Совместно с Элькониным построил теоретические и методологические основы новой системы развивающего обучения, цель которого, развитие у детей основ теоретического мышления (или более широко, основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с нау­кой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).

5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (Д. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер и др.)
Когнитивная психология возникла в середине 60-х гг. в США. Основатели: Дж.Миллер (создает первый научный центр когнитивной психологии и начинает разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов), У.Найсер (19 в 1967 г. выпустил книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления).

Основы создания когнитивной психологии (5 факторов, которые повлияли на становление когнитивной психологии):

  1. С середины ХХ века психология вновь обрела интерес к проблеме сознания. В учебниках по психологии изменилось определение науки психологии, ее стали определять не как науку о поведении, а как науку о поведении и психических процессах. Возврат понятия сознание считается формальным началом когнитивной психологии.

  2. Учение Толмена. Он подверг критике формулу бихевиоризма, а также вводит понятие когнитивные карты и вводит понятие промежуточная переменная.

  3. Развитие гештальт-психологии. В гештальт-психологии подчеркивалась важность организации и структуры, активная роль субъекта и его восприятия в процессе научения и запоминания.

  4. Генетическая психология Пиаже. Исследования стадий когнитивного развития ребенка.

  5. Информационный подход. Описывались операции, которые выполняются ЭВМ: получение, обработка (манипуляция символами), сохранение и извлечение информации. Их выделение позволило предположить, что познавательные процессы реальны, а значит их можно понять. Т.е. познавательные процессы рассматривались по аналогии с компьютером => была сформулирована «компьютерная метафора» - познавательные процессы трактуются по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве. Введение в психологию компьютерной аналогии получило название – первая когнитивная революция.

Основные положения когнитивной психологии.

В рамках когнитивной психологии выделяют 2 течения:

  1. Вычислительный вариант (познавательные процессы рассматриваются механически как простая переработка информации).

  2. Умеренный вариант (его придерживался Найсер; подчеркивается активная роль познающего субъекта)

С точки зрения когнитивной психологии человеческий организм – это система, которая занята активным поиском сведений и переработкой информации. Это обусловило основную область исследования когнитивной психологии, которую составляют познавательные процессы: память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление и процесс решения задач, внимание, воображение, в целом когнитивное развитие личности.

Также в область их исследований начинают входить эмоциональная и мотивационная сфера личности, а также вопросы социальной психологии. В большей степени когнитивная психология обращала внимание на процесс познания + поведенческие акты рассматривались с точки зрения возможности получения данных о тех или иных психических процессах, которые с ними связаны.

Познание (Найсер) – это процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются.

В любом акте человеческой деятельности присутствует процесс познания, в этом процессе решающая роль принадлежит внутренним когнитивным схемам и активности познающего субъекта => познавательная активность имеет уровневую организацию, т.е. состоит из блоков.

На основе этого представления были созданы структурные модели памяти, внимания, мышления.

На основе исследования познавательной активности были выделены свойства познавательной активности человека:

  1. Избирательность – определяется опытом познающего субъекта/

  2. Определяемость средой – процесс познания определяется окружающей средой (предметы, культура, социальное окружение)/

  3. Неполнота познавательных схем – в процессе жизни происходит постоянная корректировка этих схем при столкновения с действительностью.

Когнитивные психологии создают новые методы изучения познавательных процессов, которые основывались на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах различного рода.

  1. Методика избирательного слушания (наушники).

  2. Эксперимент на последовательность или параллельность обработки информации (с помощью ряда цифр).

  3. Исследования в реальных жизненных обстоятельствах (обыденное мышление).

Критика когнитивной психологии касалась:

  1. Считается, что не было создано ни одной теории для объяснения познавательных процессов (просто фиксировалось, что познание происходит по уровням, но не было создано объяснения).

  2. Недостаточная экологическая валидность когнитивной психологии (безразличие к вопросам культуры).

Трудности и противоречия когнитивной психологии послужили причиной появления новой исследовательской программы. Основой ее является направленность на изучение использования символических систем при решении задач человеком. Центральное место отводится языку. Такой поворот в развитии когнитивной психологии получил название вторая когнитивная революция.
Особое место в становлении когнитивной психологии занимают идеи Джерома Брунера. Предприняв в 40-е гг. серию исследований в области восприятия, Брунер сформулировал так называемый «Новый взгляд» (New Look), в рамках которого были предложены некоторые принципиальные дополнения к той традиции, которая существовала до этого. Исходное суждение Брунера заключается в том, что всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории, по Брунеру, это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу.
Норман Дональд. Исходная предпосылка исследований Нормана заключается в том, что без посторонней помощи разум ограничен в своих возможностях, тогда как познание (cognition), будучи распределенным между людьми и между объектами, становится всемогущим.
Леон Фестингер. Наряду с К. Левином, Э.Ч Толменом и Дж. Келли он сформулировал основные понятия, на которых впоследствии строилась когнтивная психлогия. Таким понятием стала теория «когнитивного диссонанса», разработанная Л. Фестингером.

Это понятие образовано от латинского слова «cognitio» - «знание», «познание». Получая знания о предмете, человек может столкнуться с противоречиями, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Этим противоречивым знаниям ученый приписал некий мотивационный статус, за счет которого чувство дискомфорта может быть устранено. Фестингер считал, что существует определенная система знаний об объектах и людях, названная им когнитивной системой. Эта система может иметь различный уровень сложности, взаимосвязанности и согласованности, что во многом зависит от характера составляющих ее знаний. Таким образом, когнитивный диссонанс - это своего рода интеллектуальный конфликт, возникающий в той ситуации, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация; он проявляется в дисгармонии мыслей, чувств и поведения человека. Л. Фестингер считал, что люди стремятся избавиться от этого диссонанса, и называл несколько возможных способов. Так, например, индивид может отвергать или неосознанно избегать новой информации, способной создать противоречия. Кроме того, человек может убедить себя, что противоречия на самом деле не существует. Каждый из этих способов не является определяющим для каждого отдельного человека, его выбор осуществляется неосознанно и зависит от ситуации. В работе Л. Фестингер приводил пример такого искоренения конфликта. Если человек заставляет себя улыбаться и веселиться, когда ему грустно (т.е. находится в распространенной ситуации когнитивного диссонанса), то в какой-то момент он обязательно отреагирует на это и либо прекратит притворяться, либо действительно развеселится. В любом случае сложившееся поведение уже не будет притворством.

В рамках исследований, посвященных теории когнитивного диссонанса, Л. Фестингер провел совместно с Дж. Меррил Карлсмитом практический эксперимент по изменению сложившегося представления. Участниками опыта стали две группы студентов, которых в течение часа заставляли заниматься совершенно скучным делом: закручивать гайки или перекладывать с места на место мелкие детали. По истечении этого времени их попросили рассказать другому участнику эксперимента, еще не принимавшему в нем участия, об этом занятии как об очень интересном и занимательном времяпрепровождении. При этом в одной группе студентам заплатили за это по 20 долларов, а в другой - всего по доллару. В конце исследования психологи попросили студентов рассказать, насколько им самим понравилось занятие. В результате ученые столкнулись со следующей картиной: те, кто получил по 20 долларов, не изменили свое сложившееся представление и продолжали считать перекладывание гаек скучным занятием. Те же, кто не получил достаточного внешнего оправдания своей лжи, говорили, что занятие было интереснее, чем на самом деле, как выразился Фестингер, «уговаривали сами себя». Таким образом, студенты, по мнению ученых, стремились преодолеть сложившийся когнитивный диссонанс, неосознанно начиная верить в то, что говорили. Этот эксперимент имел и практическое значение, подтвердив один из основных принципов воспитания.

    Метод поощрений и наказаний, распространенный во многих семьях при воспитании детей, на самом деле совершенно неэффективен. Если нужно изменить представления человека о чем-либо, то высокая награда, наоборот, повлечет за собой укрепление этого представления. Необходимо, чтобы человек сам все понял, без внешнего воздействия, будь то поощрение или порицание Таким образом, теория когнитивного диссонанса быстро нашла применение в педагогике. С ее помощью можно выработать у ребенка определенное отношение, например к агрессии или честности, отзывчивости. Создавая у него чувство дисгармонии, педагог тем самым подталкивает его к установлению определенного мнения. Эта «когнитивная» педагогика стала своеобразным противовесом педагогике «бихевиористской», которая утверждала, что все аспекты поведения можно построить при помощи простой системы «стимул-реакция». Л. Фестингер вовсе не отвергал достижения бихевиористов, он лишь утверждал, что далеко не всему можно научить таким способом. Ученый считал, что если простые элементы поведения могут быть закреплены с помощью различных стимулов, то изменение мнения может быть достигнуто только с помощью когнитивных методов. Применяя когнитивный диссонанс можно «достучаться» до человека, повлиять на сделанный им выбор. Явление когнитивного диссонанса может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия. Наряду с предрассудками и различными заблуждениями, свойственными всем людям, следствиями могут являться нечестность и надувательство, которые обычно приводят к негативным последствиям. Исследования, проведенные Л. Фестингером, являются чрезвычайно важными для многих наук, в частности для педагогики и социологии.


В теории структурного баланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1].

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attributiontheory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

  1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем он больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

  2. соответствие действия культурным нормам.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   80


написать администратору сайта