Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод лечения неврозов

  • Теория личности

  • Теория общества

  • 7. Индивидуальная психология А. Адлера.

  • 8. Аналитическая психология К. Юнга.

  • 9. Неофрейдизм и его варианты. Карен Хорни: образ Я

  • Эрих Фромм: "бегство от свободы"

  • Интерперсональная теория психиатрии Г.Салливена

  • Ответы на билеты (ГОСы). Общие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле


    Скачать 5.66 Mb.
    НазваниеОбщие понятия о методологии науки Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
    АнкорОтветы на билеты (ГОСы).doc
    Дата02.11.2017
    Размер5.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на билеты (ГОСы).doc
    ТипАнализ
    #10035
    страница7 из 80
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   80

    6. Глубинная психология. Психоанализ З. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
    Название «психоанализ» идет от метода, который разработал Фрейд для диагностики и лечения неврозов.

    Второе название – глубинная психология (по предмету исследования).

    Фрейд окончил медицинский факультет Венского университета, работал в лаборатории доктора Броке. Эта работа определяет уверенность Фрейда в роли биологических основ психологии и определили внимание Фрейда к сексуальным и физиологическим параметрам к определению сознательных мотивов человека.

    Впервые о психоанализе Фред заговорил в 1896 г. и начинает проводит систематические самонаблюдения, результаты которого фиксирует в дневнике до конца жизни.

    Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

    1. метод лечения функциональных психических заболеваний (неврозов)

    2. теория личности

    3. теория общества

    Метод лечения неврозов

    Путь изучения неврозов лежит не в воздействии на организм, а на личность.

    Игнорируя мотивационно-личностное начало в человеке, которое имеет свою историю, невозможно выяснить, сто нарушено в организации поведения, а не зная этого, невозможно возвратить человека к норме.

    Первый метод – гипноз. Его опыты гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение человека, даже когда они не осознаются им. Сознание может маскировать непостижимые для человека мотивы его поступков.

    (Женщина и зонтик – гипнотическое внушение).

    В дальнейшем он отказывается от гипноза, как от метода психотерапии. Два объяснения:

    1) он не мог им удачно пользоваться.

    2) при гипнозе внушаются команды, которые исходят от врача, и это может оказать блокирующее воздействие на спонтанные, свободные от внешнего давления тенденции личности.

    Он начинает использовать другой метод: метод свободных ассоциаций. Течение свободных ассоциаций определенным образом детерминировано. Именно в их содержании Фред искал ключ к бессознательному. Замешательство в момент ассоциаций.

    Теория личности

    Основной движущей силой является либидо. Психика состоит из трех слове: сознательное, предсознательное и бессознательное, в которых располагаются основные структуры личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

    Защитные механизмы

    Рассматривая теорию личности выделил стадии психосексуального развития.

    Теория общества

    Либидозная энергия является основой развития общества.

    Вождь племени является отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племени происходит вражда, междоусобица. Такой опыт приводит к созданию первых законов и табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека.
    Врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергии между психотерапевтом и пациентом, и благодаря этому терапевт проникает в бессознательное пациента, внушает ему определенные положения, свое понимание и свой анализ причин невротического состояния. Анализ проводится на основе интерпретаций ассоциаций, снов и ошибок пациента.

    Врач, внушая толкование, обеспечивает катарсис.

    «+» 1) вводит в научный оборот различные модели, связанные с неосознаваемой психической жизнью.

    2) попытался создать теоретическую систему, ставилась проблема движущих сил поведения человека.

    3) предметом психологического исследования становилось поведение жизни человека во всех его проявлениях

    4) изучение роли сексуальных переменных в исследовании и формирование детских психических травм.

    «-» материал наблюдения для Фрейда – невротики, но результаты Фрейд распространяет на всех.
    Не смотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями, основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остаются неизменными. К ним относятся четыре положения:

    1. понимание психического развития как мотивационного, личностного

    2. представление о развитии как адаптации к среде

    3. представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных

    4. основные механизмы развития также врожденные, закладывают основу личности и ее мотивы в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.


    7. Индивидуальная психология А. Адлера.
    Адлер отрицал положение Юнга и Фрейда о доминировании бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. С его точки зрения главная сила, которая определяет поведение и жизни человека, является чувство общности с людьми. Чувство общности стимулирует социальный контекст и ориентацию на других людей.

    Объединяло Адлера, Фрейда и Юнга: положение о том, что человек имеет внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование его личности, но Адлер был единственным, кто считал, что важной тенденцией в развитии личности является стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

    Теория личности Адлера строится на основных положениях:

    1) фиктивный динамизм – по мнению Адлера мотивы поступков человека определяются не опытом прошлого, а в большей степени надеждами на будущее. Конечная цель – это фикция, идеал, который нельзя реализовать, но это реальный стимул, который определяет стремление человека. Здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд.

    2) стиль жизни – детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека.

    3) чувство общности (общественный интерес) – одно из трех врожденных бессознательных чувств, которые составляют структуру Я. Это стержень, которые держит всю конструкцию стиля жизни человека. Чувство общности – врожденная потенциальность, которая должна быть сознательно развита и если не развивается, то это является причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, прежде всего с матерью. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений человека о себе, о мире, и неадекватное представление препятствует личностному росту и провоцирует развитие системы.

    4) творческое «Я» - сообщает жизненный смысл, оно творит цель жизни, средства ее достижения. Т.о., процессы формирования цели жизни и жизненного стиля – это акты творчества, которые придают личности уникальность, сознательность, возможность управлять своей судьбой.

    5) чувство неполноценности и стремление к превосходству (врожденные бессознательные чувства). Механизм, помогающий развитию этих чувств – компенсация. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая компенсация (уход в болезнь).
    Заслуга Адлера: теория стала антитезой Фрейдовской концепции личности, оказала влияние на гуманистическую психологию, установление реально существующих феноменов: чувства неполноценности и стремления его компенсировать.

    8. Аналитическая психология К. Юнга.
    Проходил стажировку у П. Жане и открыл свою лабораторию. Знакомится с работами Фрейда, которые оказали решающее значение на его научные взгляды, но несмотря на близость позиций между ними были определенные разногласия:

    1. По мнению Юнга не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным.

    2. Не соглашался с психоанализом Фрейда и считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

    3. Толкование сновидений и ассоциаций. Фрейд: символ – это вытесненное влечение, Юнг: символ – это то, что человек ощущает и больше ничего.

    4. Психокоррекция. Фрейд: зависимость от врача должна быть постоянна и неизменна. Юнг: должна уменьшаться и в последней фазе должна быть минимальной.

    1912 г. окончательный разрыв после опубликования книги «Символы и трансформации». Интерпретация символов дает ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства и т.д.

    Он изучает различные типы культуры (символику). Это позволяет ему прийти к открытию коллективного бессознательного.

    Три части структуры личности:

    1. Коллективное бессознательное – память поколении, психологическое наследие, с которым ребенок рождается на свет.

    2. Индивидуальное бессознательное

    3. Сознание

    2 и 3 – личностные прижизненные приобретения

    Содержание коллективного и индивидуального бессознательного – архетипы.

    Основные архетипы: эго, персона (входят в сознание), тень, анима, анимус, самость.

    Исходя из этой структуры Юнг выделят два типа: экстраверты и интроверты. Развитие самости связано с развитием четырех основных психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития личности.

    Главное содержание души является бессознательные структуры, которые можно осознать. Это наиболее важный процесс в личностном росте человека. Одни из вариантов такого осознания себя является психотерапия.

    9. Неофрейдизм и его варианты.
    Карен Хорни: образ Я.

    Она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, которая позднее была преобразована в Американский институт психоанализа.

    Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией, поэтому даже невротизированные люди могут излечиться.

    По мнению Хорни, решающее значение для формирования типа невротической личности имеют общественно-исторических условия.

    Хорни выделяет следующие черты невротической личности, живущей в условиях современного общества: сильную, хотя и скрытую, враждебность, склонность скорее ненавидеть, чем любить, аффективную изоляцию от окружающего, тенденцию к эгоцентризму, дух собственничества, усиленное внимание к вопросам престижа. Истоки этой невротической основы личности – постоянная конкуренция, господствующая в сфере экономики, как она выражается, «западной цивилизации».

    Конкуренция, по словам Хорни, обязывая индивида бороться против других и стремиться превосходить их, распространяется на все формы социальных отношений людей - на профессиональные, семейные и даже сексуальные отношения.

    В этом мире у человека, согласно Хорни, рождается чувство беспомощности, в результате чего основной мотивирующей силой личности становится стремление к безопасности. Но это стремление находится в постоянном конфликте с естественным стремлением человека к удовлетворению своих нужд и потребностей.

    Доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной (базальной) тревоги. Оно связано с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в теории Хорни сохраняется идея Фрейда о значении бессознательного и мысль об антогонизме между внешним миром и человеком.

    Причинами развития тревоги могут быть отчуждение родителей, чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или слишком большое восхищение ребенком.

    Два вида тревоги: физиологическая и психологическая.

    Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся, это беспокойство уходит. Если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

    Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного образа Я.

    Введение понятия «Образ Я» является одним из важных открытий Хорни.

    Образ Я состоит из 2 частей: знание о себе, отношение к себе.

    При этом в норме адекватность образа Я связана с когнитивной частью - со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления + отношение к себе должно быть позитивным.

    Существует несколько образов Я: Я реальное, Я идеальное, Я в глазах других людей.

    В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

    Если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относится, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет не совпадение реального Я и Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

    Для того, чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Данное понятие использовал также и Фрейд, однако Хорни пересматривает его положения. По мнению Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнения человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два образа Я.

    Три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. В норме эти потребности и защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонении одна начинает доминировать, приводя к развитию невротического комплекса.

    Защиту человек находит в стремлении к людям (уступчивый тип), в стремлении против людей (агрессивный тип), в стремлении от людей (устраненный тип).

    Устойчивый тип. Человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими. У субъекта развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей. При этом данные невротические потребности нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других людей, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности и неодобрения. Такие люди не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой развития неврозов.

    Агрессивный тип. Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой образ Я, также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности как - потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными. В своей тревоги им надо все больше власти и доминирования.

    Устраненный тип. Игнорирования мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако в этом случае развиваются невротические потребности - потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

    Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

    Эрих Фромм: "бегство от свободы".
    Фромм наиболее социально-ориентированный из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение – не просто условие, а важный фактор развития личности. В отличии от Адлера, который тоже придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет.

    В ранний период он хотел объединить в своей теории идеи Маркса (мысль о значении социальной формации для развития психики и идею о развитии психологического отчуждения при капитализме, отчуждении людей друг от друга) и Фрейда (идея о доминирующей роли бессознательного в личности человека).

    Движущими силами развития личности и общества в целом (общество пытается уравновесить эти стремления) являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

    Потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений.

    Потребность в индивидуализации толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.

    Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда стремится каким-то образов соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

    Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы.

    Единственным чувством, которое помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь. В стремлении к индивидуализации люди стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому обретя ее у человека возникает желание поменять ее на укорененность.

    Основу неврозов современного человека Фромм видит в его растущей изоляции от других членов общества, в расторжении ранее связывавших людей социально экономических уз. Человек становится все более свободным, но и все более одиноким, что порождает чувство безнадежности, отчаяния. Поэтому люди пытаются различными способами избежать этой свободы.

    Есть другая свобода – «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения от тех связей, которые мешают в достижении поставленных целей. Поэтому обретение такой свободы не тяготит человека. Она дает одновременно удовлетворение потребностей в индивидуализации и укорененности, гармонизирует жизнь человека.

    Механизмы психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта: садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. Эти механизмы помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие.

    При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, разность позиций дает ощущение собственной индивидуальности.

    При конформизме чувство укорененности берет вверх, а при деструктивизме вверх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем.

    Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь.

    Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом не важно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. В результате появляются догматизм, нетерпимость, агрессивность, неуверенность, так как они боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой, приводя ко все большей невротизации и напряженности человека.

    Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенность в себе. Для них главное – не демонстрировать обладание знаниями, религиозностью, властью или любовь, а чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Им необходима свобода для самоосуществления, они не рвут связи с окружающими, а ценят их стремление быть самими собой.

    Главное значение работ Фромма состоит в том, что оставаясь в русле основных положений психоанализа, его теория отвечала на вопросы, которые возникли во второй половине 20 века. Он соединил идеи Фрейда и Адлера и идеи гуманистической психологии. На языке психоанализа Фромм показал противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности и это имело большое значение для таких наук, как история, социология, философия, педагогика.
    Интерперсональная теория психиатрии Г.Салливена.

    Салливен работал как военный медик и специализировался в области психиатрии.

    В своем подходе он заимствовал из биологии 3 основных принципа:

    1. Принцип коммунального или общественного существования.

    2. Принцип функциональной активности.

    3. Принцип организации.

    Салливен пытался объединить в своей теории бихевиоризм и психоанализ.

    Объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. личность – это модель межличностных отношений.

    Он выделяет этапы развития ребенка от младенчества до юношества, на каждом из которых формируется определенная модель межличностных отношений. В детстве модель формируется на основе отношений с матерью.

    Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, потребностью в нежности (потребность в ласке), потребностью в избегании тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень нежно и в качестве реакции у ребенка появляется беспокойство.

    У человека среди всех потребностей 2 являются ведущими для всех людей (одновременно они же являются основными механизмами развития личности): потребность в нежности и в избегании тревоги.

    Тревога появляется у ребенка как только он появляется на свет. В процессе развития личности тревога не исчезает, поскольку источники тревоги многообразны. Поэтому потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы» (она формируется в борьбе с беспокойством). «Я-система» заставляет ребенка, подростка, взрослого прибегать к помощи других людей.

    «Я-система» включает 3 компонента: хорошее «Я», плохое «Я» и не «Я». Человек стремится сохранить представление о себе как о хорошем. Для защиты положительной персонификации у человека есть специальный механизм – «избирательное внимание». => отсеиваются все раздражители, которые могут принести тревогу и изменить мнение человека о себе. Поскольку человек стремится к общению, а оно может служить источником тревоги, механизм избирательного внимания ориентирован на оценку образа других людей.

    В своей теории Салливен большое внимание уделял изучению характера общения, формированию образов окружающих и роли стереотипов в восприятии людьми друг друга. Он был не согласен с психоаналитиками по поводу врожденности агрессии и тревоги, считал, что они развиваются в течение жизни.

    Т.о. его теория – это попытка совместить различные подходы в понимании развития личности => изучение восприятия людей в процессе общения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   80


    написать администратору сайта