Ответы_Итоговая_аттестация_11_кл_ИК. Общий свод вопросов и ответов итоговой аттестации 11 кл по истории казахстана 20212022 уч. Год
Скачать 246.91 Kb.
|
Русское население. Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия Для того чтобы заселить новые территории, самодержавие прибегало как к вольной колонизации, так и к принудительным наборам и ссылкам. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения Украинцы. Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. В Казахской степи в течение 10 лет отбывал ссылку великий украинский поэт Тарас Шевченко. С целью изоляции казахов от влияния религиозных центров Средней Азии муллами назначались исключительно представители татарского населения. У большинства ханов и султанов писарями и переводчиками были грамотные татары, выходцы из расположенной вблизи Оренбурга Сеитовской слободы. С развитием торговли между Россией и Казахской степью активизировалось татарское купечество. Благодаря знанию языка, обычаев и обрядов казахов они играли роль посредников в торговых операциях Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Некоторые из них занимали высокие военные должности, например, командиров Сибирской линии. Во время Столыпинской аграрной реформы приток немцев усилился из колоний на Волге, в Волыни и из Причерноморья. Кроме того, в Степной край начали активно переселяться немцы непосредственно из Германии и Австрии. Поляки. Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана в начале XIX века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. Отдельные группы ссыльных поляков появились в крае после подавления восстаний в Польше в 1830–1831 и 1863–1864 годах В 1881 году между Российской и Китайской империями был заключен Петербургский мирный договор, по которому уйгуры и дунгане получили право в течение года переселиться на территорию Семиреченской области. Тогда изъявили желание перейти границу около 100 тыс. уйгуров и дунган. Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в 1877 году, и часть дунган, спасаясь от преследований китайских властей, добралась до Жетысу. Второе переселение дунган и части уйгуров произошло в 1884 году. Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Казахстан и Среднюю Азию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульджинском регионе; во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая в случае осложнения военно-политической ситуации. Переселяя эти народы, царская власть не интересовалась мнением местного казахского населения, поскольку к тому времени земля в Жетысу уже была объявлена государственной собственностью В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения. (Стр 95 История Казахстана «Атамура» часть 1, 11 кл) | ||
| Охарактеризуйте концептуальные основы национальной идеи «Алаш». | Стержневой идеей «Алаш» явилось возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры. Идеи справедливости и социальной модернизации общества становятся лозунгом передовой казахской интеллигенции. Основные идеи «Алаш» были сфокусированы вокруг следующих базовых положений: земля должна принадлежать народу и не подлежать купле-продаже, в том числе иностранцами; все богатства на земле и под землей должны принадлежать народу; полная экономическая самостоятельность края, отказ от сырьевой зависимости, сформировавшейся за годы нахождения Казахстана в составе Российской империи; верховенство казахского языка, культуры, лучших обычаев, а также традиционных религиозных воззрений. Алашские деятели также выступали за то, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле; государство должно опираться на науку и лучшие достижения развитых стран, а религия должна быть отделена от государства. Более подробно алашская идея была изложена в полных версиях Каркаралинской петиции и проекте программы партии «Алаш», принятой в 1917 году в Оренбурге, а также в трудах видных представителей национально-демократического движения. Одним из выдающихся разработчиков и теоретиков идеи «Алаш» был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан – глубокий знаток прошлого своей родины. Он был в числе свидетелей и творцов важных исторических событий рубежа XIX – начала XX столетия. При разработке концептуальных идей «Алаш» Бокейхан большое внимание уделял истории своего народа, его национально-освободительному движению, подверг глубокому анализу состояние казахского общества в условиях колониального положения. Ученый отмечал прогнозирующую функцию истории: «История является инструментом прогнозирования будущего» – и предупреждал будущие поколения о том, что их ожидает в случае игнорирования национальной истории, без учета ее уроков: «Народ, который потерял историю, государство, которое забыло свое прошлое, – не знают, где они находятся, что они делают, не знают, что их ожидает в будущем». Алихан Бокейхан как один из инициаторов создания общенациональной газеты «Қазақ», со страниц которой пропагандировались алашские идеи, подчеркивал важность разъяснения национальной истории через возможности средств массовой информации. Он, прекрасно знавший историю, культуру, особенности хозяйственной деятельности своего народа, одним из первых ученых обратил внимание научной общественности на то, что пора пересмотреть отношение к его землякам как к народу, который якобы хаотично и беспорядочно кочует, не имея постоянного места проживания: «Привычное, старое представление о них как о вечнокочующем народе, каким рисовала себе киргиз (казахов – авт.) комиссия Булыгина … составляло положение о Государственной думе, является простым анахронизмом и свидетельствует лишь о невежестве нашей бюрократии». Лидер движения Алаш активно изучал национальную историю, чтобы понять, каким же образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он пришел к выводу, что главной причиной потери казахами своей независимости стала неспособность прежних правителей объединить подвластные им роды, племена и жузы перед опасностью царской колонизации. В этой связи в 1913 году Бокейхан писал: «Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилие и распри между собой». Восстановление ханской власти, по его мнению, было бесперспективно. Он выступал за достижение национальной свободы через активную политическую борьбу и поэтому вступил в партию кадетов. Как общественный и политический деятель, считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем, через развитие местного самоуправления. В 1905 году А. Бокейхан принял участие в работе Общероссийского съезда земских и городских деятелей в Москве. Здесь впервые в истории казахов с высокой трибуны им были произнесены слова в защиту своего народа и родного языка. Бокейхан категорически протестовал против выселения казахов с собственных земель, колониальной переселенческой политики царизма и христианизации местного населения. С этой целью он подробно описывает события продвижения России по региону, подчеркивая наличие вольной и правительственной колонизации: «В колонизации края можно различать два момента: появление здесь вольных колонизаторов и движение по следам их правительственных дружин. Вольная колонизация создавалась появлением крестьян … и разного сброда, бежавших сюда от тяжелых условий тогдашней жизни или ради легкого способа наживы от беззащитного инородца». Алихан Бокейхан жестко критиковал существующую выборную систему, которая была полностью зависима от местных колониальных властей: «Впрочем, по представлению крестьянского начальника, губернатор может утвердить управителем любого киргиза (казаха – авт.), хотя бы уже забаллотированного на выборах, и этот обход закона широко практикуется администрацией. Все должностные управления подчинены в полицейском отношении урядникам и уездному начальнику». Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал: «Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил. Лидер алашского движения критически относился к процессу сдерживания властями развития ислама среди казахского народа: «Администрация требовала, чтобы в киргизских (казахских – авт.) мектебах – национальных школах – учитель знал русский язык. Для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы, и мечети устраивались нелегально. Под молельни стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции». Он был прекрасно осведомлен об истории возникновения партии в Степи, при этом был глубоким провидцем будущего создания партий в Степи: «Киргизская (казахская – авт.) народность настроена оппозиционно к правительству старого режима и тяготеет к русским оппозиционным партиям. В ближайшем будущем в Степи, вероятно, соорганизуются две политические партии… Одна из них может быть названа национально-религиозной… другая – западническим направлением». Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам же не переставал повторять свой основной девиз: «Пока я жив, не перестану служить казахам». Лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 2, стр.47-48. Издание «Атамура». |
| Охарактеризуйте родоплеменную организацию казахского общества. | Родоплеменная организация –характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Каждый человек в кочевом мире –обязательно принадлежал своему роду, а через год – племени. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов. Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен., объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ. (учебник История Казахстана, 10 класс Джандосова, Мектеп 2019, стр 93-94, 95-96) |
| Охарактеризуйте экономическую политику большевиков в первые годы Советской власти. | Развитие экономики Казахстана в начальный период установления и укрепления Советской власти. В 1917 году Казахстан прошел через две революции. Февральская буржуазно-демократическая революция закончилась свержением царизма и установлением двоевластия – Временного правительства и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Финалом Октябрьской революции стало свержение Временного правительства и установление власти Советов. Начался процесс перехода традиционного «отсталого кочевого хозяйства» на «социалистические рельсы». Большевики установили рабочий контроль на предприятиях. Органы рабочего контроля осуществляли управление за финансовой деятельностью предприятий, проверяли переписку заводской администрации, следили за сохранностью имущества. Это были подготовительные меры к проведению национализации промышленности. Начавшаяся Гражданская война привела к всеобщей хозяйственной разрухе. Национализированные большевиками промышленные предприятия края почти бездействовали: сказались перебои в снабжении сырьем и топливом, изношенность оборудования, а также саботаж со стороны старых инженерных кадров. Приходили в негодность и железнодорожные пути, вагоны и паровозы. В январе 1919 года Советская власть ввела продразверстку, которая стала частью политики «военного коммунизма», основанной на насильственном изъятии так называемых «излишков продовольствия» у сельского населения. Большевики объясняли эту политику как вынужденную меру и временную кампанию в период гражданского противостояния. Сельское хозяйство стало приходить в упадок: заметно сократились посевные площади, крестьяне не были заинтересованы в производстве сельхозпродуктов. Начавшийся голод и стихийные бунты крестьян привели к оттоку сельчан в города. В марте 1921 года на Х съезде партии большевиков была принята Новая экономическая политика (НЭП), цель которой сводилась к восстановлению народного хозяйства, допуску некоторых элементов рыночной экономики. Продразверстка была заменена на продовольственный налог (продналог), размер и объем которого устанавливались до посевной кампании и были вдвое меньше продразверстки. После выполнения государственных поставок крестьянам разрешалось свободно торговать излишками своей продукции, что привело к некоторому увеличению производства сельскохозяйственной продукции. У сельского населения появилась заинтересованность в результатах своего труда. С введением НЭПа была отменена трудовая повинность, разрешались свободная торговля и аренда земли. Состоятельные люди получили право применять наемный труд. С отменой декрета о национализации промышленности ряд предприятий был передан в аренду предпринимателям, также создавались новые заводы и фабрики с привлечением иностранного капитала. Общий уровень производства промышленной продукции приблизился к довоенным показателям. Восстанавливались промышленные и коммунальные предприятия, транспорт, система связи. Валовой сбор зерна достиг довоенного уровня, а хлопка – даже превысил. Поголовье скота насчитывало более 26 млн голов. Широкий размах приобрела торговля. На территории края действовало около 130 ярмарок с общим оборотом торговли в 20–23 млн рублей. К середине 1920-х годов экономика края была почти восстановлена. В 1925 году на ХІV съезде партии большевики взяли курс на индустриализацию страны. Промышленность стала приоритетной отраслью советской экономики. В это же время наметился рост городов и численности их населения: сельские жители массово переселялись в города. Главной доктриной экономической системы большевиков стала плановая (социалистическая) экономика, которая предусматривала централизованное планирование и управление, тотальный контроль со стороны государства. Однако промышленность Казахстана по-прежнему имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия машиностроения, станкостроения и автомобилестроения, по переработке нефти, газа, металлов. Для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР. Однобокое развитие промышленности, заложенное еще во второй половине XIX века, нашло продолжение и в советское время. Заметный отток дешевого сырья из республики стал причиной серьезной озабоченности представителей передовой казахской интеллигенции – С. Садвакасова, Ж. Мынбаева и др. Они выступали с предложениями строить перерабатывающие предприятия рядом с источниками сырья, а не перевозить сырье по железным дорогам в центральные районы Страны Советов. Политика индустриализации изначально отводила Казахстану роль поставщика сырья. В первые годы индустриализации активизировалось железнодорожное строительство. Так, в 1927–1930 годах была построена Туркестано-Сибирская магистраль, в 1927 году – железнодорожная ветка Петропавловск–Кокчетав, которая в 1931 году дошла до Акмолинска, в 1939 году были проложены дороги Акмолинск–Караганда, Илецк–Уральск, Рубцовск–Риддер, а в 1940 году – Караганда–Жезказган. На Казахскую республику приходилось почти 30% всех введенных в эксплуатацию железнодорожных магистралей СССР. Строившиеся предприятия тяжелой промышленности, в особенности по производству свинца, цветных металлов, добыче угля и нефти, легкой и пищевой промышленности обеспечивали многие индустриальные регионы СССР. Возводились Балхашский медеплавильный, Чимкентский свинцовый, Меркенский, Джамбулский сахарные заводы, Алматинский, Семипалатинский мясоконсервные комбинаты и др. Были построены Зыряновский и Риддерский полиметаллические комбинаты, которые обеспечивали своей продукцией Казахстан и другие республики. |