Ответы_Итоговая_аттестация_11_кл_ИК. Общий свод вопросов и ответов итоговой аттестации 11 кл по истории казахстана 20212022 уч. Год
Скачать 246.91 Kb.
|
Добыча нефти также оказалась в руках иностранных промышленников, в первую очередь английских. В 1911 году на промысле Доссор начата крупная добыча нефти на Эмбе. Оживление торговли и рыночных отношений в начале XX века стала способствовать развитию экономики Казахстана. Так же значение имела ярморочная торговля. Дальнейшее развитие промышленности в Казахстане, активный вывоз сырья стали возможными благодаря строительству железных дорог. Так, в 1906 году было закончено строительство дороги Оренбург – Ташкент, которая дала большой толчок также развитию рыболовства. Экономическое развитие современного Казахстана прошло в четыре этапа. Четвертый этап характеризуется успешным функционированием института рыночных отношений. Одним из первых шагов привлечение иностранного капитала стала передача предприятий в управление иностранным фирмам. Иностранных инвесторов привлекла возможность инвестиций, прежде всего, в нефтегазовую отрасль, поскольку именно она в Казахстане развивалась самыми быстрыми темпами. На сегодняшний день казахстанская нефть в основном вывозится за пределы республики в не переработанном виде, а в Казахстан завозится большое количество нефтепродуктов. Например: "Тенгизшевройл", учредителями компании выступают Chevron (США), владеющий 50% акций, ExxonMobil (США), являющийся держателем 25% акций, "КазМунайГаз" (Казахстан), который обладает 20% акций, и LukArco (Россия) с 5% акций. Уже к 2007 г. в Казахстане рост инвестиции отмечалась практически во всех регионах республики. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр.60-64. Издание «Атамура». Учебник 8-9 класса, история Казахстана часть 2, стр.169-175. Издание «Мектеп». | ||
| Существует точка зрения, что природные циклы кочевания можно считать частью культурно-генетического кода казахов. Согласны ли Вы с этим утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов. | Да, согласна: Например: Информация передаваемая от дальних предков помогала кочевникам, скотоводам, которым была необходима информация о природных циклах. Быть кочевником- скотоводом –значит владеть всей необходимой для кочевания информацией о природных циклах. Знание собиралось, хранилось и передавалось из поколения в поколение. Кочевая цивилизация возникла в ходе адаптации человека к природе. Для того чтобы создать жизнестойкую цивилизацию, человек должен приспосабливаться к природе, а не преобразовывать и уничтожать ее. Поэтому очень важно помнить такую традицию предков казахов как экологически правильный уклад жизни. Как известно, специфические условия природы и климата Казахстана повлияли на развитие форм хозяйственной деятельности населения. Природно-климатические условия Казахстана были более пригодны для развития кочевого скотоводства. Скотоводы сумели хорошо приспособиться к окружающей среде и выработали наиболее оптимальные и мобильные варианты кочевания, системы расселения, оберегая свой скот от набегов неприятелей, холода и жары, нехватки воды и корма. Скотоводы в целях сохранности пастбищ очень бережно и рационально использовали окружающую среду –экосистему. Пастбища подразделялись на зимние, весенние, летние, осенние. Кочевники-скотоводы Великой Степи бережно относились к своим землям, умели разграничивать территории и покидали их только в исключительных случаях( например эпидемии) ( учебник история Казахстана, 10 класс, Джандосова, Мектеп2019, стр 90) ( Учебник история Казахстана 11 класс, 1 часть, Кабульдинов, Сандыбаева, Лебае;, Атамұра 2020, Страница 7-8) |
| Между оседлым и кочевым населением существовало тесное экономическое и культурное взаимовлияние. Что Вы думаете по этому поводу? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов. | Культурное и хозяйственное взаимодействие и взаимовлияние кочевников и оседлых жителей. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных контактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались также язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия. 1 аргумент: Так, переселившиеся в Степь ирано-язычные согдийцы вскоре освоили тюркский язык, заимствовали некоторые элементы одежды и обычаи тюрков. Махмуд Кашгари писал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке. Постепенно согдийцы смешивались с тюркским населением, поскольку среди тюрков происходил процесс оседания в городах или около городских поселений, где проживали согдийцы. На территории городов, кроме тюрков и согдийцев, небольшими группами проживали сирийцы, персы, китайцы, арабы, индийцы. 1 факт: В IX–XIII веках оседлая культура переживала расцвет, выросло количество городов. Это было связано с тем, что обедневшая часть тюрков вынуждена была перейти к оседлому образу жизни и заниматься ремеслами, торговлей, земледелием. Таких людей в кочевом обществе называли жатаками. Кочевники научились у оседлых жителей строить ирригационные сооружения, о чем свидетельствуют остатки русел арыков, каналов, дамб и водохранилищ в Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе и Центральном Казахстане, поскольку здесь земледелие носило преимущественно поливной характер. Кроме того, кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений, элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок. Так, широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения правителей и представителей знати, а также искусство возведения мавзолеев, например, построенных в честь Жошы-хана, Алаша-хана, Айша-биби и др. 2 аргумент: Другим важным аспектом культурных взаимовлияний между кочевниками и оседлыми жителями является проникновение и распространение в Степи религий и религиозно-философских систем, таких как ислам, несторианство, буддизм, манихейство и зороастризм. 2 факт: Так, например, Суяб в течение некоторого времени являлся центром буддизма в Жетысу. В Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе находили прибежище последователи несторианства и манихейства, которые подвергались преследованиям в Византии и Персии. Переселившиеся несториане и манихейцы создавали в городах Казахстана свои общины, строили храмы. Так, хорошо известны несторианские церковь и кладбище в Таразе. Утверждение ислама привело к появлению в городах мечетей, а также медресе и мектебов, где обучали основам религии, арабской грамоте, чтению, философии, математике и другим наукам. Благодаря этому из городов Присырдарьинского региона и Жетысу вышло немало ученых и мыслителей, прославившихся во всем мусульманском мире и в Западной Европе, это Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи и мн. др. /Учебник «История Казахстана» 11 класс, Алматы «Атамұра», 2020, стр. 52-55/ |
| Существует точка зрения, что Российская империя обучала казахских детей с целью подготовки чиновников, преданных царскому правительству. Согласны ли Вы с этим утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов. | Да, я согласен (на) с этой точкой зрения. Действительно, Российская империя в организации образования преследовала свои цели. Начало светского образования связано с Российской империей. 1.Открытие военных училищ (кадетских корпусов) в Омске в 1813г.(переименован в Сибирский в 1837 г.) и Оренбурге в 1825 г. (переименован в Оренбургский Неплюевский в 1844 г.) Здесь учились дети казахов , хотя доступ в эти учебные заведения был заметно ограничен ограничен. Казахских кадетов не допускали к изучению ряда секретных военных дисциплин. Так, в Омском (Сибирском) кадетском корпусе учился Шокан Валиханов, но он окончил его на год раньше своих однокурсников (1847-1853 гг.) именно по этой причине. Позже прием в эти заведения казахских детей вообще был прекращен. 2. С началом промышленного освоения Казахстана стали нужны образованные люди. Поэтому в 1850 г. в Оренбурге была открыта школа с 7-летним сроком обучения , в котором готовили писарей и переводчиков. Позднее такая школа появилась и в Омске. 3. В 1861 г. открылась русско-казахская школа в г.Троицке, затем и в других городах. Программы обучения утверждались генерал-губернаторами по согласованию с Министерством народного просвещения. Естественно, все эти учебные заведения готовили чиновников, преданных царскому правительству . Источник : учебник История Казахстана для 8 (7) класса с.167, Алматы Атамүра, 2018 Учебник История Казахстана 11 класс (2 часть) с.111-112, Алматы Атамүра, 2020 |
| Существует точка зрения,что Конституции СССР 1924,1936,1977 годов провозглашали СССР федеративным государством, но на деле Советский Союз был унитарным государством. Согласны ли вы с этим утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух примеров аргументов и фактов. | Да я согласна с этим утверждением, СССР был федерацией лишь формально,оставаясь унитарным государством с жесткой централизацией власти. Например 1.Руководители союзных республик назначались и снимались центром (Москвы)2.Центральные органы власти могли отменять решения республиканских органов, менять административные границы. Разделение страны на национальные союзные республики не означало их политической самостоятельности. Самостоятельно республики решали лишь местные «коммунальные» вопросы. Прававой статус автономной республики был ниже , чем у союзной республики. Автономная республика не имела даже формального права выхода из Союза. Высшим представительным органом власти был съезд Советов. Между съездами высшим органом власти был ЦИК, которфй формировал правительство республики,руководил выборами Советов.Законодательными полномочиями обладал также Совнарком, состоящих из председателя и народных комиссаров-наркомов, руководящих отдельными направлениями работы. Особенностью системы государственного управления в СССР было всевластие партий. История Казахстана 10 класс Джандосова стр182-183. |
| Выделите основные этапы (периоды) изменения этнического состава населения Казахстана в XX веке. Сформулируйте характерные особенности каждого этапа. В подтверждение своих слов приведите не менее двух аргументов и фактов. | 1. В 1917 году на территории Казахстана была проведена перепись, по данным которой численность населения края составила более 6 млн человек. По сравнению с 1897 годом численность населения заметно выросла. Славянское население преимущественно проживало в северных и северо-восточных областях. Доля казахов в составе населения Казахстана значительно снизилась. Это произошло вследствие низкого естественного прироста и высокой смертности, в первую очередь детской. В это же время продолжался процесс переселения крестьян из европейской части России. После завершения Гражданской войны состоялась новая перепись населения. В то время на территории автономии насчитывалось около 3 млн человек, из которых почти 91% проживали в сельской местности, а остальные – в городах и городских поселениях. Но эта перепись была неполной, так как не все регионы были ею охвачены ввиду сохранения отдельных очагов противостояния «белых» и «красных» формирований. Полиэтническая ситуация существенно изменилась в сторону увеличения числа представителей различных этносов. В национальной политике утвердилось понятие интернационализм. В результате Гражданской войны, продовольственной разверстки, неурожая, нараставшего голода за период между 1917 и 1920 гг. население республики значительно сократилось. В 1926 году была проведена Всесоюзная перепись населения. Общая численность жителей республики составила более 6 млн человек. Республика продолжала оставаться полиэтнической, состоящей из 86 национальных групп. Удельный вес казахов составил 58,5%, русских – 20,6%, украинцев – 13,9% и т.д. Казахи в основном проживали в Сырдарьинской, Уральской, Актюбинской и Семиреченской губерниях. Русские населяли Акмолинскую и Семипалатинскую губернии. В Кустанайском округе и Акмолинской губернии размещались крупные группы украинцев. В 1926 году в городах проживало 14,4% казахов (для сравнения: в 1897 году казахов-горожан было всего лишь 1,1%). Рост городского казахского населения произошел вследствие массового обнищания сельского населения на фоне кризиса скотоводческого хозяйства. Череда массового голода в первые годы Советской власти также вызвала резкий отток степных жителей в городскую местность. Казахи, как правило, жили на окраинах городов, в бывших «киргизских слободках», имели небольшие подворья, занимались выпасом скота горожан на окраинах городов. Численность и национальный состав населения Казахстана по переписям 1937 и 1939 годов. Высылка баев в 1928 году за пределы мест проживания, начавшиеся политические репрессии, а также массовый голод начала 30-х годов XX века отразились на общей численности населения, в первую очередь коренного. Только в результате массового голода коренное население края, по приблизительным данным, потеряло свыше 2 млн человек. По переписи 1937 года в республике проживало 5,1 млн человек, из них казахов – 42,6%, русских – 37,4%, украинцев – 10,7% и др. По переписи населения 1939 года, численность казахов составила 2,3 млн человек, а удельный вес коренного населения в национальной структуре республики – 37,8%. Большая часть населения республики – русские, 40% от всего населения Казахстана. В 30–40-е годы XX века руководство СССР осуществило политику депортации целых народов на территорию республики. Зачастую их называли спецпереселенцами, численность которых к 1936 году составляла около 360 тыс. человек. В 1936 году в Казахстан из западных районов Украины были переселены поляки и немцы численностью в 15 тыс. семей. В результате идеологического противостояния власти выразили открытое недоверие некоторым группам национальных меньшинств, которые населяли приграничные районы, в том числе с Турцией и Ираном. Поэтому из Закавказья в 1937–1938 годах были выселены курды, иранцы и «тюрки». Их причислили к разряду «неблагонадежных лиц». Так, к концу 1937 года из Азербайджанской и Армянской ССР в Казахстан прибыли курды и турки. Они были расселены в Алма-Атинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. В октябре-ноябре 1938 года депортации подверглись иранцы. Они также прибыли в вышеназванные области численностью более чем 2 тыс. семей. С 1940 года в Казахстан из западных областей Украины было переселено 6,5 тыс. человек, из Западной Белоруссии – 203 семьи поляков и из Бессарабии – около 8 тыс. человек. 2. Перед Великой Отечественной войной в этнодемографической ситуации в Казахстане произошли большие изменения. В Казахстан насильственно были высланы сотни тысяч людей. За годы войны на территории Казахстана оказались представители более шестидесяти национальностей. В сентябре 1941 года началось массовое переселение немецкого населения с Поволжья как «возможных пособников фашисткой Германии». Если в 1939 году в Казахстане проживало около 92 тыс. немцев, то за годы войны республика приняла более 462 тыс. представителей этого народа. Большинство спецпереселенцев немецкой национальности направлялось в сельскую местность. Только к началу декабря 1941 года в республику было переселено 420 тыс. немцев, из которых 30 тыс. оказались в Алма-Атинской, 60 тыс. – в Акмолинской, более 30 тыс. – в Карагандинской, около 40 тыс. – в Кустанайской, более 50 тыс. – в Северо-Казахстанской областях и т.д. В феврале 1944 года началась операция по выселению чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. По архивным данным, в октябре 1945 года в республике были размещены 89,9 тыс. семей чеченцев и ингушей общей численностью 406,4 тыс. человек. В марте 1944 года было принято Постановление ГКО о выселении балкарцев: в Казахстан прибыло 4,7 тыс. семей балкарцев, состоящих из 25 тыс. человек. В 1944 году крымские татары были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан: операция по их выселению заняла всего двое суток. Из Крымской АССР были вывезены более 191 тыс. лиц крымско-татарской национальности, из которых 1268 семей, или 4501 человек, оказались в Казахстане. Из Крыма были выселены в Казахстан около 7 тыс. болгар и греков, которые также оказались в списке «неблагонадежных лиц». В ноябре 1944 года руководству нашей республики было предписано расселить в республике 40 тыс. турок-месхетинцев и курдов из Грузии. В 1946 году общая численность депортированных по Союзу достигла 2,4 млн человек, из которых почти половина (1 млн 200 тыс. человек) находилась на территории Казахстана. Изменения в полиэтническом составе населения по результатам последующих Всесоюзных переписей. Политические репрессии, а также Вторая мировая война унесли жизни почти 600 тыс. граждан республики. В послевоенные годы численность населения страны стала восстанавливаться за счет естественного прироста населения. Рост численности граждан республики произошел к середине 50-х годов, когда в край стали прибывать сотни тысяч целинников. Население республики превращалось в полиэтническое общество. Русские оставались преобладающим этносом в республике: в 1970 году – 42,4%, в 1979 году – 40,8%, в 1989 году – 37,8%. В абсолютном исчислении численность их росла, но в процентном отношении несколько сократилась. |